Ребенку 5 лет он не выговаривает звуки

Ребенку 5 лет он не выговаривает звуки thumbnail

Пять лет — это не два года, когда ещё можно потянуть с решением проблем речевого развития. Если ваш ребёнок в этом возрасте плохо говорит, нужно идти к специалисту и искать причину.

Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог — ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

  • у него нарушено звукопроизношение;
  • темп и ритм речи нарушен;
  • расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;
  • из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

  1. Органическая — нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная — психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет — это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

  1. Кожный вектор — удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.
  2. Анальный вектор — характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол — столь, стул — стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу — хосюю.
  3. Оральный вектор — это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.
  4. Звуковой вектор — для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз — аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.
Читайте также:  Мышечные волокна в кале у ребенка 5 лет

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности. В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

  1. Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может — медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул — похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.
  2. Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.
  3. Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.
  4. На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика — это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи — это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Рекомендации логопедов

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

  1. Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.
  2. Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте — это факторы отставания речевого развития.
  3. Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.
  4. Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.
  5. Проверить нет ли ослабления слуха.
  6. Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.
  7. С малышом надо много разговаривать — уделите этому моменту особое внимание.
  8. Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями — такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.
  9. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.
Читайте также:  Ребенок 5 лет занимается бальными танцами

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.

Источник

Лика Я.

27 ноября 2019  · 16,3 K

Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет. Нужно ли обращаться к логопеду в этом возрасте? Или до школы выправится само по себе?

Если к пяти годам у ребенка не «встали» все звуки, то необходимо немедленно обращаться к специалистам. Ни каким чудесным образом к школе нарушения сами не исправятся. Нарушенное звукопроизношение скорее не единственная проблема в речевом развитии Вашего ребенка, просто она на поверхности и очевидна.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет имея нормальный слух и интеллект начиная обучение в начальной школе испытывает трудности при освоении учебной программы. Особенно это становится заметно, когда ребенок начинает обучаться грамоте. Так что же мешает нормально осваивать азы чтения и письма?

На первый план выходят недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза в дошкольном возрасте. Звуковой анализ слова это умение различать звуки, из которых оно состоит, и соотносить их с нужными буквами. Поэтому ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух! Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, должно начинается не с обучения чтению, а именно с работы над звуками. И не в школе, а в дошкольном детстве.

Следовательно, если ваш ребенок неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи схожим звуком к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, посетить логопеда для консультации. Главное не терять время!

До 5-ти лет формируется речь, если после все еще есть звуки, которые ребенок не выговаривает, то да, нужно обращаться к специалисту. Это я и читала статьи по этой теме, и уже, можно сказать. есть опыт.

Мы ходили даже с 6-ти лет. Нам врач сказала, что желательно было раньше начать, но, в целом, не проблема… Читать дальше

Посеешь привычку — пожмешь характер. Посеешь характер — пожмешь судьбу.

Многие родители очень мало разговаривают с детьми. Когда ребёнок, что то просит они его поняли и дали, а как он это произнес не ставят во внимание. Хорошая мотивация для ребёнка, когда вы переспрашивайте, до того времени пока он скажет более внятно. Не мучить конечно, в игровой форме и т.д. И разгоривайте с ним почаще на любые темы. Выучите песни со… Читать далее

Само по себе это никуда не выправится.
В норме к 5 года у ребенка должно сформироваться правильное произношение всех звуков (с, ш, л, р).
Если этого не произошло, то это повод обратиться к неврологу, к логопеду, возможно и к психологу, чтобы понять причину такой задержки.
Если звуки «сами по себе» не встали к 5 годами, то каким чудесным образом… Читать далее

Задержка речевого развития у ребенка. К какому врачу обращаться?

Врач -педиатр.
Медцентр «Инпромед»

Диагностика задержки речевого развития требует комплексного подхода и консультации следующих специалистов:

• Педиатр — оценивает развитие ребенка с учетом возраста и индивидуальных особенностей организма.

• Детский невролог – с помощью ряда исследований (ЭЭГ, УЗДГ) сможет диагностировать нарушение кровообращения и нервной системы.

• ЛОР – проверяет остроту слуха, в некоторых случаях ребенок не говорит, так как не слышит речь.

• Психиатр – исключает такие заболевания как аутизм, олигофрению и др.

• Детский психолог – оценивает психомоторное развитие ребенка при помощи специальных тестов.

• Для ускорения развития речи нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.

• Логопед – помогает ставить звуки и произношение, тренирует речевые мышцы.

После выяснения возможной причины ЗРР используют следующие методы коррекции:

  1. Медикаментозное лечение. Для стимуляции мозговой деятельности зачастую используют ноотропные средства. Хорошо себя показал пептидный препарат Кортексин, который нормализует работу клеток мозга, что положительно сказывается процессах, отвечающих за память, мышление, речь.
  2. Общий и логопедический массаж. Способствует улучшению кровообращения и активизирует мышцы, отвечающие за речь.
  3. Электроакупунктура – стимулирование особых речевых зон с помощью электрического тока.
  4. Магнитотерапия – улучшает работу нервных окончаний и восстанавливает нормальное кровообращение.

Подробнее узнать о причинах задержки речевого развития и о том, что могут сделать родители, можно узнать в данной статье

Прочитать ещё 12 ответов

Как быстро научиться выговаривать ненавистную букву «р»?

Если у вас всё в порядке с анатомией ротовой полости (иногда просто уздечка языка мешает, её подрезают для этого), то для твёрдой «р» просто пальцем прижмите кончик языка к альвеолам (он должен быть плоским) и дуньте. Потом напрягите связки. Потом повторите без пальца 🙂

Мягкая «р» артикулируется чуть иначе. Скажите звук «й» и проследите за кончиком языка: он плоский. А теперь продолжайте говорить «й», но сверните кончик языка в трубочку (корень языка сам собой опустится пониже). Получится то самое «рррь».

Читайте также:  Развитие ребенка рождения до 5 лет

Прочитать ещё 2 ответа

Что делать, если ребенок не начал разговаривать в 3 года?

По мере овладения языком у ребенка могут выявится нарушения речевого развития. Почти все отклонения ( кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет). Причем желательно заметить признаки этих нарушения как можно раньше. Один из первых признаков нарушения речевого развития отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление.

Столь же важен признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте физический слух, он может быть снижен). Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов — это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие у него после двух лет фразы, даже если ребенок произносит некоторые слова.

Возраст трех лет считается критичным. Если к этому времени ребенок не овладеет фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно об общем недоразвитии. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок совсем не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет, либо будет, но с большим опозданием.

Конечно же решение о том нужно ли ребенку вмешательство в ход его естественного развития в том числе и речевого принимать родителям. Но я, как специалист убеждена, что в случае возможного развития патологии лучше начинать коррекцию раньше и не терять драгоценное время.

Прочитать ещё 2 ответа

Моей дочке 3 года и 2 месяца, не разговаривает, только 5-6 слогов, обращались к неврологам… Что делать?

Доброго времени суток!

Если произносит слоги, уже хорошо. Если врачи не зафиксировали физионеврологических проблем, придёт время, заговорит.)Вам меньше беспокоиться. Больше с ребёнком играть, наши потешки помните? «Сорока-ворона, кашку варила» например. Книжки с озвучиванием сказок. Необходимо стимулировать ребёнка к произношению слов. Просите повторять за Вами. Уделяйте время на игры с пластилином, песком, камушками(развитие мелкой моторики).

У меня была схожая ситуация. Много работала, ребёнок был с бабушкой. Один раз у нас произошла следующая ситуация.. Сын (чуть больше 3х лет)подходит ко мне, показывает ручкой на шкаф и мычит. Я поняла, что он просит игрушку(все мамы интуитивно чувствуют, что ребёнок хочет). Я его прошу сказать, начинает нервничать. Спрашиваю его «Дать?», кивает головой. Прошу повторить слово «Дай», пытается сказать. А тут бабушка проходит мимо и просто ему даёт то, на что он указал. Вот и всё, к чему это я…Ведь научиться говорить не так просто. Необходимо трудиться, а мы, любящие близкие убираем эти небольшие препятствия, которые ребёнку необходимо преодолеть. Конечно, нам проще сделать все за ребёнка, это экономит время. Но тем самым ребёнок привыкает лениться. Мышцы артикуляционного аппарата необходимо в игровой форме тренировать. Посмотрите в интернете артикуляционную гимнастику. Если ребёнок ходит в садик, другие детки так-же будут стимулировать к разговору. Еще, очень хорошо стимулируют песни, пойте вместе с ребёнком).

Хочу вновь повториться(отвечала где-то по вопросу «Что должен уметь ребёнок?»), развитие у каждого ребёнка индивидуальное. Даже со сложными диагнозами детки развиваются, немного медленней чем сверстники. Но все же. Главне здесь что: любовь, спокойствие, забота и труд родителей.

Прочитать ещё 3 ответа

Почему люди, которые никогда не занимались музыкой, упорно доказывают, что существуют какие-то «задатки», «врожденный слух», «певческий голос», и что научиться «невозможно»? С какой целью они спорят?

Противоречивая личность, которая любит поесть. Вечный критик

Давайте рассмотрим это на практике.

Возьмем двух человек: Адель и Ольгу Бузову. Две девушки, обе поют.

Ольга постоянно занимается вокалом по несколько часов день, однако…. голос у нее от этого не появился. Да, его более менее поставили, чтобы она попадала в ноты. Но голос от этого все равно не появился. Почему? Потому что его изначально не было.

В отличие от Адель, с ее мощным, глубоким, сильным голосом; в отличие Анны Герман с ее нежным, легким голосом с серебряными нотками, Сергея Пенкина с его нереально большим голосовым диапазоном.

и глупо спорить о том, что это дается НЕ от природы.

Есть люди, которые рождаются с нормальным зрением, а есть такие, у которых оно с рождения плохое.

Есть люди, которые рождаются с удивительной чувствительностью к свету/тени, как, например, фотограф Илья Рашап.

Есть люди, которые в уме с легкостью перемножают большие числа, а есть такие, кто 2+2 не может посчитать.

Есть природная грамотность, а есть природная безграмотность, тонкий слух, отсутствие слуха, феноменальная память, никудышная память (на лица, числа, что угодно), золотые руки, руки из жопы, и так далее, и тому подобное

и обычно, предрасположенность к определенному виду деятельности проявляется еще в детстве.

Поэтому вовсе не обязательно поступать на физ-мат, чтобы понять, что ты хуманитарий.

Прочитать ещё 9 ответов

Источник