Развитие ребенка рождения до 5 лет

Развитие ребенка рождения до 5 лет thumbnail

Воспитание – это совсем не простой процесс. Не всегда понимаешь ни своего ребенка, ни себя. Очень часто родители сталкиваются с тем, что не знают как правильно поступить или как себя вести в той или оной ситуации. Ведь дети очень непредсказуемы.

дети спорт

Но, к счастью, можно выделить некоторые особенности, кризисы  и спираль развития крохи. Это поможет понять и найти подход к своему чаду в моменты капризов и обид.

Игорь Комар

Игорь Комар

Спортивный директор детского клуба Champion Kids

и папа троих детей

Период младенчества (от рождения до 1 года)

Особенность этого возраста в том, что кроха абсолютно беспомощен как биологически, так и социально. Удовлетворение  потребностей зависит  только от взрослых людей. Поэтому самое главное это время – освоение взаимодействия с миром. В этом время очень помогают игрушки, они решают сразу несколько функций:

  • развитие органов чувств (зрение, слуха и сенсорики);
  • изучение мира (информация о цвете,  размере, форме игрушек, их пространственном расположении);
  • развитие моторики (крупной и мелкой).

Все они должны быть разными, контрастными, сделаны из разных материалов и форм – это приведет к усовершенствованию  органов чувств малыша.  Речь в младенческом возрасте имеет оттенок аутичности: только формат четкости произношения отдельных звуков и их сочетаний.

дети

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Это интересно: ученые выяснили, что помогает и мешает развитию ребенка

Период раннего детства ( от 1-3-х лет)

В это время кроха уже имеет некоторую самостоятельность. Может что-то сказать, ходить и бегать. Он все изучает и исследует. Наблюдает за взрослыми: как они себя ведут с предметами, между собой. Через подражание вырабатывается адаптация к обществу, предметам и действительности. Поэтому  важно показывать малышу разные манипуляции с игрушками и предметами, а потом просить повторить. И еще полезно делать все вместе: рисовать, делать аппликации,  строить из кубиков башни. А также трогать руками и изучать пуговицы, молнии, шнурки, разные ткани.

Для крохи до 3-х лет – это время открытий. Он уже не просто видит предмет, а еще изучает их свойства, назначение и технические особенности. А тот факт, что малыш тоже может взаимодействовать самостоятельно с объектом, как взрослый, рождается феномен «Я», «Я сам». Это приводит к формированию личности и понимания собственного я, самооценки и самосознания.

В речи появляются предложения, обдуманные и связные фразы, освоение грамматического состава и увеличение словарного запаса.

дети обучение

Младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

Ох, уж эти сладкие 3 года: кризис, истерики, желание все делать наоборот. Из-за развитой речи, самооценки, способности передвигаться появляется и  ощущение соразмерности со взрослыми, у чада появляется желание все делать самостоятельно. И он хочет активно участвовать во взрослой деятельности.

Поэтому игры в это время должны идти в сюжетно-ролевом формате, чтобы ребенок понимал,  моделировал и правильно функционировал  в мире старших. Для малыша это не просто игра. В этот момент создает он мнимые ситуации, переносит свойства одного предмета на другой. Приобщает  и отождествляет себя с миром.

секция

Речь в этом возрасте активно развита. Появляются сложноподчиненные предложения, предлоги и сложные союзы. К 5-ти годам кроха может уже пересказывать сказки, сам сочинить рассказ, обосновывать ответы на вопросы, успешно группировать и классифицировать предметы, делать упражнения на развитие дикции, создавать театральные игры.

Родители, прислушивайтесь к своим детям, проводите с ними время, играйте, учитесь у них непосредственности и открытости. А они у вас — логике, структурированности и опыту!

секция

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Раннее развитие ребенка: 5 аргументов «за» и «против»
Ученые Гарварда: 6 секретов, как воспитать доброго ребенка

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Понравилась статья? Оцените:

Загрузка…

Источник

Развитие ребенка от 0 до 5 летЛюбой родитель хочет для своего ребенка только самого лучшего: хорошую школу, верных друзей, правильное воспитание. Но чтобы малыш всего этого добился, с ним нужно заниматься, причем не только физической культурой, но и развитием речи, мелкой моторики, эмоциональной сферы. Психологи утверждают, что возраст от 0 до 5 лет – самый главный отрезок в жизни человека, ведь в этот период в нем формируются все те качества, с которыми впоследствии он будет жить. Поговорим о развитии ребенка… 

Развитие от 0 до 1 года

И вот вы остаетесь с малышом дома наедине. С питанием и графиком уже разобрались, но все, что касается развития малыша в первые годы жизни, – территория неизведанная.

Начнем с физического развития. Положив ребеночка на спинку, берем его за ножки и осторожно начинаем ими двигать, имитируя езду на велосипеде. Затем можно проделать то же самое и с ручками. При этом не забывайте проговаривать веселые потешки или стишки.

Когда купание становится для ребенка ритуалом, можно научить его выливать воду из ведерка и, например, сита. Пусть малыш экспериментирует как хочет, ведь такие занятия помогают развивать координацию движений.

Даже такая простая игра, как «Ку-ку», тренирует память и внимание. В этой игре вы просто набрасываете себе на лицо платок, потом снимаете и говорите

Читайте также:  Ремантадин для ребенка 5 лет

малышу: «Ку-ку!». Ребенок  начнет смеяться, а потом и сам будет повторять движения за вами.

Стоит уделить внимание и развитию эмоциональной сферы малыша. В столь раннем возрасте для него подойдет не только спокойная музыка, но и ваш голос и забота. С ребеночком нужно постоянно общаться. 

Развитие от 1 года до 3 лет

Это период, когда ребенок пытается говорить с нами на нашем языке. Правда, пока у него это выходит не очень хорошо, поэтому нужно помогать малышу развивать речь. Главное в этом деле – постоянное общение с ребенком. В годик малыш не всегда понимает смысл слов. Зато он отлично реагирует на интонацию вашего голоса. Это обязывает вас говорить с ребенком как можно спокойнее. К тому же в раннем возрасте малышу полезно слушать спокойную мелодичную музыку.

Тренировка мелкой моторики помогает не только развитию движений пальчиков и кистей рук, но и мозга, речи, а  также сенсорным способностям малыша.

Развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста. Так, грудному ребеночку можно делать массаж пальчиков. А годовалому малышу, который уже научился брать в ручки игрушки, стоит предоставлять предметы различных форм, размеров и текстуры.

Лепка – еще одно отличное занятие для развития не только мелкой моторики, но и воображения малыша. Лепить можно из чего угодно: пластилина, глины, соленого теста. Также можно предложить ребенку нанизывать колечки на веревочку. Такое незатейливое на первый взгляд упражнение позволит малышу развить внимание, координацию движений. Ведь не так уж и просто маленькому человечку продеть веревочку в отверстие кольца!

Память – один из самых важных процессов в нашей жизни. Ее мы тоже будем тренировать с помощью игр. Для годовалого ребеночка подойдет такое занятие: на его глазах игрушка прячется под одним из двух покрывал. Затем малыш должен открыть то одеяло, под которым лежит игрушка. В процессе этой игры вы заметите, какое сосредоточенно лицо становится у вашего малыша, когда он пытается вспомнить, куда же был положен предмет. Для детей постарше подходит игра «Что исчезло»: в течение некоторого времени малыш смотрит на 4 игрушки, затем отворачивается, а родитель убирает одну из игрушек. Повернувшись обратно, ребенок должен сказать, какой именно предмет исчез. С возрастом количество игрушек можно увеличивать.

Не забываем рисовать! Можно использовать все, что угодно: краски, карандаши, фломастеры, мелки, пальчиковые краски. Многие родители думают, что рисование ничего не дает ребенку. Однако именно оно помогает развитию фантазии, речи, мелкой моторики, навыкам восприятия формы и цвета и, конечно же, вниманию и памяти. 

Развитие от 3 до 5 лет

Как утверждают психологи, 3-3,5 года – это тот возраст, когда ребенок нуждается в общении не только со своими родителями, но и с другими взрослыми и детьми. Это значит, что нужно постепенно вводить ребенка в социальную жизнь.

Именно в этом возрасте многие родители задумываются, стоит ли отдавать ребенка в детский сад.

Детский сад, безусловно, дает малышу возможность общения с другими людьми.

Считается, что ребенок, не посещавший детский садик, хуже адаптируется  в коллективе. Однако это достаточно спорный вопрос, поскольку все зависит от самих родителей, точнее, от того, как они будут заниматься с ребенком. Если вы все же решили отказаться от посещения сада, то нужно обеспечить ребенку не только возможность для развития его умственных и физических способностей, но и максимально обогатить его социальное окружение: в нем должны быть и друзья-сверстники, и взрослые. Не забывайте о том, что ребенку постоянно нужно показывать, как правильно общаться с людьми. Если вы не можете обеспечить всего вышеперечисленного маленькому, лучше отдать его в детский сад.  Но несмотря на то, что ребенок будет находиться там, с ним все равно нужно заниматься дополнительно. 

Сеть магазинов развивающих игр «Семь пядей».

Сайт магазина: www.7pd.ru 

Магазин игрушек «Центр раннего развития (ELC)».

Сайт магазина: www.elc-russia.ru

Телефон центрального офиса:

 +7 (495) 797-86-96

Источник

Содержание:

  • Развитие ребенка до года
  • Первые два месяца жизни
  • Три — пять месяцев
  • Шесть — восемь месяцев
  • Девять — одиннадцать месяцев
  • Развитие ребенка один год
  • Развитие ребенка второго года
  • Развитие ребенка три года
  • Развитие ребенка четыре — пять года
  • Краткий календарь развития ребенка

Правильное развитие ребенка от рождения до 5 лет

Наверное, все родители маленьких детей задают себе вопрос: «Правильно ли развивается мой ребенок?» или « Почему мой малыш не умеет еще делать так, как его ровесники?». Не стоит сильно беспокоиться по любому поводу, так как развитие каждого ребенка уникально: кто-то начал играть «в ладушки» в полгода, а кто-то и к году не хочет осваивать эту игру.

Конечно, следить за развитием ребенка нужно, здесь на помощь приходят специальные календари и программы развития маленьких детей. Они помогут сориентироваться родителям в том, каким навыкам нужно обучать ребенка в том или ином возрасте, в какие игры с ним играть, какие игрушки покупать.

Развитие ребенка до года

Пожалуй, самый большой скачок развития в жизни любого человека совершается именно в этот период. Дети стремительно набирают массу и рост, и также молниеносно развиваются их психические и физические возможности.

Условно можно разделить развитие в первый год жизни малыша на несколько периодов.

Читайте также:  Подготовка к школе для ребенка 5 лет в выборгском районе

Первые два месяца жизни

Малыш оправляется от перенесенного им потрясения во время появления на свет и, кроме этого, активно знакомится с миром. У него постепенно начинают функционировать органы чувств. В этом возрасте проявляются первые эмоции: плач. А к концу первого месяца ребенок может родителям сделать подарок: наградить их первой очаровательной беззубой улыбкой.

Игр для этого возраста не так много. Можно спеть малышу песенку, покачать на руках, поставить ему классическую музыку и «построить рожицы».

Среди игрушек основное место занимают погремушки, развивающие коврики и музыкальные мобили на кроватку. Карапуз в этом периоде познает весь мир через прикосновения. И для развития осязания хорошо подойдут игрушки, содержащие в себе элементы разной фактуры: ткань и пластик, гладкую и шероховатую поверхности.

Три — пять месяцев

Малыш уже освоился, он узнает людей (знает маму и папу ) и реагирует на их появление. Ему недостаточно просто лежать:

  1. Он начинает переворачиваться на бочок и животик,
  2. Пытаться ползти,
  3. Хорошо держит головку,
  4. А самые активные отчаянно пытаются сесть.

В этом возрасте с ним можно начинать играть «в ладушки», «сороку-ворону», «идет коза-рогатая», рассказывать ему стишки и потешки. Также необходимо говорить ему о всем, что происходит вокруг: куда пошел папа, чем будем заниматься, что так шумит на улице, какое сейчас время суток.

Шесть — восемь месяцев

В этом возрасте большинство деток начинают:

  1. Садиться,
  2. Ползать,
  3. Становится на ножки с опорой.

Ребенок проявляет все новые и новые эмоции:

  1. Смех,
  2. Радость,
  3. Грусть.

Сам играет в ладушки. В этом возрасте в его рацион вводят прикорм, а это поводят для обучения таким навыкам, как пить с чашки (для начала можно приобрести специальный поильник-непроливайку) и есть с ложки (лучше купить специальную посуду, безопасную для детей ).

Игрушки: у детей в этом возрасте начинают активный рост зубки, и чешутся десенки, поэтому стоит приобрести специальные грызунки или игрушки, содержащие такой элемент.

Девять — одиннадцать месяцев

Ребенок хорошо сидит, поэтому стоит задуматься о приобретении коляски-трости, она гораздо легче и транспортабельнее, чем коляска-трансформер. Возможно, в этом возрасте ребенок заинтересуется книгами, поэтому, необходимо приобрести специальные детские книги, они должны быть матерчатыми или из плотного картона. Нужно рассказывать ребенку, кто изображен на картинках, и какие звуки он издает; затем спрашивать о чем книга, побуждая к диалогу. Пусть ребенок поучится переворачивать странички, только важно следить, чтобы он не грыз книжку. Многие детки в этом возрасте обожают играть в «ку-ку».

Стоит купить ребенку также кубики, пирамидку, паровозик, машинку, детский барабан, ксилофон. Игрушки должны быть яркими, издавать звуки, довольно прочными и иметь крупные детали, чтобы ребенок не мог их проглотить.

Развитие ребенка один год

Вот и пролетел незаметно год, и малыш празднует свой первый день рождения.

Приблизительно в год большинство деток уже начинает самостоятельно ходить, говорят несколько слов (мама, папа, баба, на). У них появились любимые игрушки, которыми они играют охотней, чем остальными. В этом возрасте ребенок пытается наладить контакт со сверстниками и остальными детьми. Правда у них это проявляется своеобразно: они дерутся, кусаются, а потом могут совершенно неожиданно начать обниматься.

Игрушки. Малышу может быть интересной машинка-каталка, лошадка-качалка, домик.

Развитие ребенка второго года

В этот период физическое развитие тормозится, зато вовсю идет психоэмоциональное. Дети в этом возрасте уже начинают говорить: многие к двум годам могут сказать предложение из трех слов или рассказать простенький детский стишок. Но не нужно паниковать, если ребенок не говорит еще в этом возрасте. Специалисты утверждают, что сейчас норма речевого порога сдвинулась ближе к 2,5 — 3 годам.

К полутора годам малыш самостоятельно собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга, с интересом складывает предметы в ящик или ведерце, интересными ему будут и матрешки, а также сортеры.

На втором году жизни дети становятся очень подвижными и любознательными. Этот возраст является подходящим для обучения таким навыкам, как чистить зубы, умываться, причесываться.

Многие детишки к двухлетнему возрасту начинают приобретать интерес к рисованию и лепке из пластилина, поэтому самое время позаботиться об их наличии дома. Стоит помнить, что такие товары должны быть безопасными и нетоксичными. Стоит также приобрести детскую мебель: стол и стульчик, которые должны соответствовать росту и возрасту ребенка. В детской должно быть много света.

Для развития речи у ребенка в этом возрасте необходимо много с ним говорить, петь песенки, читать книжки. Кроме этого, полезными будут пальчиковые игры с малышом, сопровождающиеся потешками.

Огромную радость малышу предоставят мыльные пузыри, игры с песком и водой.

Для поездки на море стоит приобрести ведерко с лопаткой и формочками. Не лишними будут жилет или круг для плавания.

Развитие ребенка три года

В этом возрасте малыш уже осознает себя личностью и дает это понять остальным, проявляет самостоятельность и настойчивость в действиях. Поэтому, стоит большое внимание уделить его характеру и воспитанию в целом.

В этом возрасте дети начинают играть в реалистические игры, то есть копировать действия взрослых: нянчить кукол, готовить еду. Для этих игр стоит приобрести набор детской посуды, игрушечную плиту, утюг, фен, несколько кукол с одеждой, игрушечных животных, первый конструктор. Большинство деток очень любят мягкие игрушки. Кроме этого, если позволяют материальные средства, то можно купить электромобиль, ребенок ему искренне обрадуется.

Читайте также:  Домик для ребенка 5 лет

Родителям стоит показать ребенку, как можно преобразить окружающий мир:

  1. Построить из стульев машину (как у Агнии Барто: «Самолет построим сами…» ),
  2. Соорудить на кровати домик из одеяла.

Эти действия помогают ему развивать логику, приобретать новые знания о свойствах предметов.

Тренировать координацию деткам помогают различные конструкторы, из которых можно построить замок, машину. Лучше, если сначала это будут конструкторы с крупными деталями.

Еще одним незаменимым атрибутом является мяч. Лучше, чтобы их было несколько. Мячик является не только элементом физических упражнений, но и помогает ребенку наладить контакт с остальными детьми в процессе бросания друг другу, принятия и отдачи мяча.

Нравятся детям в этом возрасте и динамические игрушки, которые приходят в движение от усилий, которые прикладывает ребенок. Это шагающие куклы, юла, игрушки каталки на веревочке, неваляшки, различные заводные игрушки.

Развитие ребенка четыре — пять года

Это период называется иначе дошкольное детство. Малыш — уже вполне сформированная личность. В этом возрасте дети уже знают буквы цифры, могут немного читать и писать, любят рисовать и разукрашивать картинки.

Ближе к пяти годам, когда они немного знают цифры и счет, их можно научить играть в настольные игры:

  1. Лото,
  2. Домино,
  3. Шашки (в шахматы тоже можно попробовать).

На улице детки такого возраста играют в подвижные игры:

  1. Салочки,
  2. Латки,
  3. Классики,
  4. Футбол.

Девочки не теряют интерес к куклам, а мальчики к машинам. Поэтому, не стоит удивляться, если чадо попросит приобрести ему куклу Барби или Братц. У них появляются первые кумиры, чаще это герои популярных мультфильмов. Дети в этом возрасте охотно и с большим интересом посещают кинотеатры, театры, выставки, зоопарк, утренники; очень любят, особенно вместе со взрослыми, делать различные поделки.

Стоит купить следующие пособия:

  1. Карточки с цифрами, буквами, геометрическими фигурами;
  2. Карточки «найди лишнее»,
  3. Головоломку Красноухова,
  4. Логическую раскраску,
  5. Книги из серии «Моя первая энциклопедия»,
  6. Различные пазлы,
  7. Карточки с названиями предметов, цифр, букв на английском языке.

Краткий календарь развития ребенка

Что же должен уметь ребенок в том или ином возрасте?

Вот краткий календарь развития.

1 год:

  1. Отзывается на свое имя;
  2. Внимательно следит за взрослыми, копирует их действия ( прикладывает к уху телефон, вытирает пыль, закрывает двери и т. д.);
  3. Машет ручкой «до свидания»;
  4. Ходит с поддержкой или без;
  5. Произносит несколько двусложных слов;
  6. Понимает слово «нельзя», может выполнить просьбу принести что-нибудь;
  7. Воспринимает музыку, по-своему танцует под нее;
  8. Может (не всегда) ходить на горшок;
  9. Реагирует на взрослых, узнает родных.

2 года:

  1. Бегает, прыгает, ходит задом наперед;
  2. Самостоятельно поднимается и опускается по лестнице;
  3. Играет в футбол (бьет ногой по мячу);
  4. Строит башенки из кубиков;
  5. Рисует штрихи и линии, чаще вертикальные;
  6. Знает до 150 слов, объединяет их в небольшие предложения;
  7. Разбирает предметы, стараясь изучить их изнутри;
  8. Выполняет простые просьбы;
  9. Может рассказывать небольшие детские стихи или их отрывки;
  10. Пользуется вилкой и ложкой, самостоятельно ест, пьет из чашки;
  11. Пытается самостоятельно одеться и раздеться;
  12. Просится и ходит на горшок;
  13. С помощью мамы или папы чистит зубы;
  14. Уже может научиться пользоваться детскими ножницами.

4 года:

  1. Знает до 500 слов, правильно строит предложения;
  2. Называет правильно знакомые цвета;
  3. Играет более творчески, чем в два года;
  4. Рассказывает сказки, песенки;
  5. Может считать до пяти, знает цифры;
  6. Выполняет несколько подряд указаний взрослых;
  7. Узнает людей на фотографиях;
  8. Любит, чтобы ему читали книги;
  9. Сортирует предметы по цвету, форме;
  10. Хорошо бегает, ловко поднимается по лестнице;
  11. Крутит педали на велосипеде;
  12. Бросает и ловит мяч;
  13. Рисует несколькими цветами, может рисовать квадраты и круги;
  14. Самостоятельно одевается и раздевается;
  15. Откручивает и закручивает бутылку, банку.

5 лет:

  1. Знает и активно использует до тысячи слов;
  2. Знает названия частей тела человека и животных;
  3. Находит предметы по описанию (желтый, круглый );
  4. Понимает значение предлогов;
  5. Поддерживает беседу;
  6. Играет в игры;
  7. Проявляет интерес к книгам, особенно с яркими картинками;
  8. Пересказывает сказки, рассказывает стихи, поет песни;
  9. Знает названия животных, фруктов, овощей, профессий, угадывает времена года по картинкам;
  10. Различает правую и левую стороны;
  11. Раскрашивает картинки, проводит сплошные, а не прерывистые линии;
  12. Самостоятельно застегивает молнию, пуговицы, завязывает шнурки, ловко пользуется вилкой и ложкой.

Итак, каждый ребенок — это личность, и развивается он индивидуально. Календари и программы развития детей составляются приблизительно и ориентируются на средние показатели для каждого возраста. Поэтому, не стоит сразу паниковать, если ребенок не складывает пирамидку в полтора года — он ее сложит в два. Не нужно насильно заставлять ребенка производить какие-либо действия, от этого не будет толку, а желание что-нибудь делать пропадет у него вообще. Многое зависит от взрослых, поэтому, чтобы карапуз рос и развивался правильно, с ним нужно играть, покупать ему игрушки, но прежде всего — его нужно любить таким, каким он есть, и быть ему поддержкой и опорой.


Правильное развитие ребенка от рождения до 5 лет — Отзывы и Комментарии


Источник