Ребенку 3 года на вопрос отвечает вопросом на вопрос

Ребенку 3 года на вопрос отвечает вопросом на вопрос thumbnail

Отсутствие вопросов в речи — одна из «фишечек» аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: «Мама где?», а трехлетка этажом выше умучал родителей своими «почему».

Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос «Что это» заменялся суррогатом «Это…», без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: «Мама-папа, идем куда?».

Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: «Скажи: Что это?» Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.

На днях логопед подогнала нам интересную игру: «Спроси у мамы/папы?»

В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…

Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: «Что это?» Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: «Спроси у мамы/у папы…» и дают подсказку: «Папа/мама, что это?» Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.

Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: «на каждый вопрос: «что это?» требовать помощи у папы/мамы».

Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева — молоток, а справа — духи.

В игру «Кто это?» мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:

Книга с окошками. 199 рублей

Книга с окошками. 199 рублей

Книжка с окошками, за окошками — разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: «Кто это?»

Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : «кряк»- папа завопил от боли.

— Что сломал? — спросил сын у отца.

Аутичные дети:

— могут вообще не задавать вопросов;

— делать это грамматически неправильно;

— не выделять вопрос вопросительной интонацией.

Причин несколько:

— дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;

— круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;

— речь не развита на надлежащем уровне;

— есть просодические нарушения.

Когда учить ребенка задавать вопросы?

— во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;

— ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:»Что это» и только потом его задавать;

— лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.

Онтогенез вопросительных слов

до 1 года — Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)

до 2,5 года — Где? Куда?

около 3-х лет — Как?

старше 3-х лет Почему? Когда?

Как учить ребенка задавать вопросы?

1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.

2. Даем полную речевую подсказку: «Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …

3. Ребенок задает вопрос.

4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, «Где ложка?» / «Где стул?»/ «Где мой мишка?» ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.

5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.

В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.

Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?

Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?

Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?

Источник

Приблизительно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Единственная причина – дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:

— родители – главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» — своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;

— дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);

— некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» — спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);

— многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;

— дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;

Читайте также:  Сколько супрастина можно давать ребенку 3 года

— иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;

— по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;

— если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и – ему приходится много спрашивать;

— из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.

Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».

Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов. Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов, то есть в среднем 35-36 в день.

И на эти бесконечные «что? где? когда?» — а гораздо чаще «почему» — мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало – они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать – за хорошие, интересные вопросы.

По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.

Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка – сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ – отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.

Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.

Ответ-«пустышка»

Примеры: «Подрастешь – узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться – и сам выяснишь».
Достоинства: экономия времени и сил.

Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.
Вердикт: плохой ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»
Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).
Недостатки: для ребенка такой ответ – та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)
Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ «по науке»

Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».
Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.
Недостатки: ребенок едва ли его поймет – в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.
Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ-«сказочка»

Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно – ярко светящийся волшебник, летающий по небу».
Достоинства: любая выдумка – универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.
Недостатки: это неправда, так что в дальнейшем придется вносить исправления в знания ребенка, да и другие дети могут высмеять, если малыш осмелится поделиться «тайными знаниями».
Вердикт: плохой ответ.

Ответ с вариациями

Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».
Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.
Недостатки: а кто же прав?
Вердикт: хороший ответ – при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).

Ответ-вопрос

Пример: «А сам ты как думаешь?»
Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».
Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет – уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.
Вердикт: хороший ответ – при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)

Читайте также:  Ребенку 3 года медленно растут волосы

* Хороший ответ – тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз – это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы – указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

— Почему дедушка курит, если это вредно?

— Почему нельзя писать в парке?

— Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

— Почему обзываться плохо?

— Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

— Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

— Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети – и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы – вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Источник

Всем здравствуйте! Случайно наткнулась на этот форум во время поиска ответов на свои вопросы по развитию своего сына. Очень надеюсь на дельные советы и подсказки!

Начну с начала — роды со стимуляцией в 41 неделю, роды прошли хорошо, но было двойное нетугое обвитие и кефалогематома, которую удалили через неделю после выписки из род дома.

Сын во время сел, встал, пошёл. Лепет появился рано, тарабарский язык был велик и могуч.

Первые мои переживания появились в 1,5 года, когда я заметила, что ребёнок не всегда отзывается на имя, не выполняет просьбы, нет указательного жеста, не говорил понятным языком (на своём болтал много). Тогда мы отправились к неврологу, который нас успокоил и дал нам ещё 3 месяца на развитие. Спустя 3 месяца ситуация немного улучшилась — стал показывать на картинках то, что я просила, используя указательный палец, на имя откликаться начал постоянно, просьбы простые выполнял (дай, принеси, покажи и т.д.)! Но речи так и не было. Нам прописали пантогам и сказали, что он даст толчок в развитии. Пантогам ли помог или время пришло, но в 2,1 появились первые слова, первое слово было «трактор». С этого времени и начался прогресс в речи, постепенно появлялись новые слова, словочетания. Сейчас в 2,9 он говорит много, практически все выговаривает. В речи использует обращения (мама, папа, тётя Даша, баба Нина и т.д.), глаголы (дай, покажи, пойдём и т.д.), вопросы («мама, что это?»), использует по назначению слова «спасибо» и «пожалуйста». Предложения короткие, например, «мам, пойдём покажу», «пап, ну хватит», «не хочу гулять/спать/есть», говорит что он хочет («хочу компотик/молоко/шоколадку»), но при этом может путать окончания («папа, ушла»)! Делится эмоциями, если на улице увидеть что-то ему интересное (кот, пожарная машина), то тыкает пальцем, говорит что это и ждёт мою реакцию. Понимает эмоции — показывает как плачет или смеется бегемотик и другие животные (в сказке «Айболит»), жалеет когда я плачу! Играет в ролевые игры (машинки у него целуются и разговаривают, может покачать куклу и спеть ей колыбельную). Поёт песни, знает наизусть короткие стишки. На вопросы да/нет отвечает. Просьбы выполняет. Зрительный контакт хороший. Говорит что и где у него болит (поцарапал ножку, ударился головой).

Но есть два момента, которые меня смущают:

1. В речи использует только фразы, которые мы ему говорим или он их где-то услышал, но использует их так сказать в тему, а не просто от балды. То есть такое ощущение, что просто заученны они.

2. Не отвечает на абстрактные вопросы. Например, «как тебя зовут?», в ответ либо молчание либо «зовут», при этом если я поменяю вопрос «зовут тебя как?» — опять «зовут». Если покажу на него на фото и спрошу «кто это?», ответит «Миша» Так и с другими вопросами «что ты делал в саду?», «где ты был?» и т.д.

Читайте также:  Лекарства при дерматите у ребенка в 3 года

В сад ходим второй месяц, там его хвалят, он хорошо занимается, слушается, спит, сам ест, играет с детьми. Знает почти всех детей по именам, воспитателей и няню тоже.

Мы в Питер переехали недавно, местного невролога посетили, она сказала, что пока все в норме, ждать эффекта от сада и если что приходить в 3 года! Но я не знаю насколько можно ей доверять, с виду она вполне адекватная. Вот и думаю стоит ли поднимать панику и бежать по врачам, которых тоже надо ещё поискать, я имею в виду хороших врачей. Или дать сыну ещё немного времени, т.к. все мои страхи со временем развеиваются и он начинает это делать?!

Извините, что так много текста, что-то прям очень много получилось:-)

Источник

Keti

Keti   

Пользователь   

28 Июнь 2012
9657
10

Девочки, подскажите что делать? Девочка 2,11 месяцев, когда задаешь ей вопрос она молчит или повторяет твой вопрос. Например Я говорю » Ты хочешь кушать?» дочка говорит Ты хочешь кушать. Может у кого-то такое было»

Ксюшище

Ксюшище

VIP пользователь

   28 Июнь 2012

Цитата: #9007 Keti 28 Июнь 2012, 23:16

Девочки, подскажите что делать? Девочка 2,11 месяцев, когда задаешь ей вопрос она молчит или повторяет твой вопрос. Например Я говорю » Ты хочешь кушать?» дочка говорит Ты хочешь кушать. Может у кого-то такое было»

Возрастное. Не переживайте. Она просто не понимает, что вы ее спрашиваете и надо отвечать а не повторять.

Ребенку 3 года на вопрос отвечает вопросом на вопрос

ХА-ХА

ХА-ХА

VIP пользователь

   28 Июнь 2012

я уже тоже немного переживать начала, хотя смотрю потихоньку это проходит.

Зимние итальянские сапоги р.39 продажа или обмен на детскую коляску/велосипед
https://www.mama.mk.ua/market/vzroslaya-odezhda-obuv_aksessuary/obuv_muzhskaya/420681.html

mamatanya

mamatanya

VIP пользователь

   29 Июнь 2012

нам без двух недель три года и похожая проблема. тоже ребенок часто не понимает вопрос, но отвечает всегда «да!»)) а еще всегда говорит «да», если ей предлагаешь что-то на выбор. например «кашу будешь или суп?» — «да!»
что меня во всем этом смущает, что очень трудно понять, что она понимает, а что нет. она часто вообще на вопросы не отвечает — ну не любит, когдаа ее пытают ))) если по делу, то да (кушать, гулять и т.д.) а так может просто проигнорировать.

*Elena*

*Elena*

Активный пользователь

   29 Июнь 2012

у меня со старшем тоже самое было (папа его даже иногда Равшаном называл )приходилось по несколько раз спрашивать и буквально на пальцах обьяснять если реч ишла о выборе, перерос

Ногтевой сервис, Ресницы. Работаю с 2003 года, принимаю район пл. Победы (на дом не выезжаю). Благодарю за Ваше доверие.
https://vk.com/elena_zelenina
https://odnoklassniki.ru/alesyapti4ka.zeleninaosadchaya

Селеночка

Селеночка

VIP пользователь

   17 Июль 2012

У нас такое тоже есть))) Нам почти 4 года? Причем таким образом: Яся, мы идем гулять. — Гулять? или Что будешь кушать? — Кушать?
Надеюсь что это пройдет))) А то иногда нервы не выдерживают)

Curly

Curly

Silver

   17 Июль 2012

Это называется эхолалия, может быть как периодом в нормальном развитии речи, так и симптомом задержки речевого развития. Смотрите по общему развитию ребенка и по тому, есть ли прогресс, для успокоения можно проконсультироваться с невропатологом и логопедом, правда, если вменяемые логопеды у нас встречаются, то невропатолога нормального еще не видела.

— С чего вы взяли, что я сумасшедшая? — спросила Алиса.

— Это должно быть так, — сказал Кот, — иначе ты бы сюда не попала.

iriskaaa

iriskaaa

Пользователь

   04 Сентябрь 2012

пройдет , у нас было такое, только при этом дочка смеялась…

almandin

almandin

Активный пользователь

   04 Сентябрь 2012

Цитата: #9007 Селеночка 17 Июль 2012, 11:42

У нас такое тоже есть))) Нам почти 4 года? Причем таким образом: Яся, мы идем гулять. — Гулять? или Что будешь кушать? — Кушать?
Надеюсь что это пройдет))) А то иногда нервы не выдерживают)

Моему сынишки 4,5 года и тоже такое)) Иногда думаю,что я тихо или невнятно говорю,а иногда думаю,что он издевается над мамой. В целом мальчик толковый,поэтому даже в голову дурного себе не беру))

Мои дети — мое вдохновение!!!

lisaalisia

lisaalisia

Пользователь

   05 Сентябрь 2012

Цитата: #9007 Keti 28 Июнь 2012, 23:16

Девочки, подскажите что делать? Девочка 2,11 месяцев, когда задаешь ей вопрос она молчит или повторяет твой вопрос. Например Я говорю » Ты хочешь кушать?» дочка говорит Ты хочешь кушать. Может у кого-то такое было»

Это называется эхолалией, само по себе это не опасно, но часто является симптомом эмоциональных расстройств. Я бы советовала консультацию детского психиатра. Особенно, если есть какие то другие трудности эмоционального плана. Если ничего другого не беспокоит и не настораживает, то можно не торопиться, а понаблюдать.

Источник