Развивающая среда ребенка 2 года

Развивающая среда ребенка 2 года thumbnail

Субботина Наталья Валерьевна
Предметно — развивающая среда для детей 2–3 лет.

Предметно — развивающая среда для детей 2–3 лет.

Я считаю, что значение предметно – развивающей среды играет огромную роль в развитии детей раннего возраста. Именно в возрасте 2 – 3 лет идет интенсивное развитие центрально – нервной системы ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей данного возраста характерно наглядно – образное и наглядно действенное мышление. У детей развивается речевая активность, они начинают проявлять интерес к книгам, играм, игрушкам. Дети этого возраста эмоционально отзывчивые.

Все центры предметно – развивающей среды в моей группе взаимосвязаны и объединены задачами по программе «Детство». Создавая предметно – развивающую среду для своих малышей, я становлюсь дизайнером, декоратором, художником и даже доброй феей из мира сказок и игр. Я стараюсь связать все компоненты развивающей среды между собой по содержанию. Особое внимание я уделяю материалам их прочности, гибкости, колористке. Предметно – развивающую средув нашей группе мы с малышами называем: «Волшебным игровым миром».

Зона двигательной активности:

Дети 2 – 3 лет активно овладевают разнообразными движениями. Развитие двигательной активности позволяет детям знакомится с окружающим миром, познавать свойство и качества предметов.

Развивающая среда ребенка 2 годаРазвивающая среда ребенка 2 года

Центр «Вода и песок»

Развивающая среда ребенка 2 года

Это наш маленький мир природы. Здесь мы с малышами узнаем много интересного и познаем мир. Здесь маленькие дети могут поиграть с камушками, водой, песком. Узнать чем отличается домашнее животное от дикого животного, узнать признаки времен года.

Центр сказок и театра:

Сказка! Как много значит она для детского сердечка, с каким нетерпением ждут малыши встречи со сказкой и театром. Малыши смотрят сказки с большим интересом, но еще больше они любят принимать активное участие в них. Встреча со сказкой помогает детям расслабиться, развивает речь, креативность., создает радостное настроение.

Развивающая среда ребенка 2 года

Центр «ИЗО»

Развивающая среда ребенка 2 годаРазвивающая среда ребенка 2 года

Центр «Семья»

Развивающая среда ребенка 2 года

«Наши эмоции»

Развивающая среда ребенка 2 года

Центр сенсорики:

Развивающая среда ребенка 2 годаРазвивающая среда ребенка 2 годаРазвивающая среда ребенка 2 года

Центр сюжетно –игровых игр:

Развивающая среда ребенка 2 годаРазвивающая среда ребенка 2 годаРазвивающая среда ребенка 2 года

Публикации по теме:

«Предметно — развивающая среда логопедического кабинета для детей с ОНР».
Учитель – логопед Жесткова Вера Федоровна. МОУ «Детский сад № 90 Ворошиловского района Волгограда». Коррекционно – развивающая среда кабинета.

Предметно-развивающая среда для игровой деятельности детейПредметно-развивающая среда для игровой деятельности детей
Предметно-развивающая среда для игровой деятельности детей. Старшая группа «Сказка» МБДОУ ЦРР д/с №33 «Теремок» г. Якутск Республика Саха.

Предметно-развивающая среда для старшей-подготовительной группыПредметно-развивающая среда для старшей-подготовительной группы
Здравствуйте! Меня зовут Козубова Ольга Петровна, работаю воспитателем в МОАУ СОШ № 24 дошкольные группы в городе Орске. Моя работа мне.

Предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»Предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Игра занимает большую часть в детском саду, а сюжетно-ролевая игра позволяет воспроизвести реальные события и действия. Сюжетно-ролевая.

Предметно-развивающая среда группы детей 5–6 летПредметно-развивающая среда группы детей 5–6 лет
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное.

Предметно-развивающая среда группы детей 6–7 летПредметно-развивающая среда группы детей 6–7 лет
.

Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ.
Предметно-развивающая среда – как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Воспитатель: Гнатюк Н. В. Слайд №2 Предметно-развивающая.

Предметно-развивающая среда по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом ФГОС до — презентация
В апреле 2017 года при подготовке к педагогическому совету по физическому воспитанию, мною был проведен мониторинг предметно-пространственной.

Предметно-развивающая среда в ДОУ (консультация для воспитателей)
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную.

Предметно развивающая среда в организации сотрудничества педагога и детей.
Предметно развивающая среда в организации сотрудничества педагога и детей. Подготовила: воспитатель Солдатова Галина Ивановна МБОУ «СОШ.

Источник

Предметно-пространственная среда
второй группы раннего возраста (2-3 года)

старший воспитатель

Мягкова Анна Александровна

Воспитатель

Дробжева Надежда Владимировна

МАДОУ ЦРР – детский сад № 10

Краснодарский край

ст. Каневская

тел.:8-918-430-50-52

эл.почта: anna-myagkova@bk.ru

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно,

А потому не только не следует этому мешать,

Но нужно принимать меры к тому,

Чтобы всегда у них было что делать».
                                                     Я. Коломенский

Добрый день уважаемые коллеги!

Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы. При этом он живет в мире ролевых игр, каждую минуту исполняя ту или иную роль, и в игре познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира.

      Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и следующих ФЗ:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
  •  Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)
  • «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Читайте также:  Кальцемин ребенку 2 года

Основными требованиями ФГОС ДО  развивающей предметно-пространственной среды:

1.      Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2.      Доступность среды  предполагает:

     — доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;

    —  свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

3.      Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

4. Предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
  • должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Среда, окружающая детей в детском саду, в соответствии с ФГОС ДОО должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения предметно-пространственной среды  определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания.  Её основные черты таковы: взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!».

Мышление ребенка второй группы раннего  возраста (2-3 года) носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; в  группах создать интересную развивающую среду, в которой детям предоставлено время для  свободной деятельности в ней.

Игры – забавы позволяют детям и взрослым получить чувственный опыт развить логическое мышления, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Забавляясь с дергунчиком, маленькие дети развивают моторику и тренируют зрение, что является очень полезным. При помощи веселой пляшущей фигурки малыши получают свой первый опыт причинно-следственной связи.

         Сенсомоторный уголок в группах предназначен главным образом:
* Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
* Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
* Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
* Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
* Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания, восприятия, памяти);
* Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

         Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов (форма, размер) в детском саду используются следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша»; «Подбери куклам бусы, игрушки»; «Посади цветок»; «Жучок заблудился», «Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет» и т. д.

Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Именно в игре обучение ребенка чему-либо происходит наиболее эффективно. Тоже касается и обучения ребенка различать цвета. Детям интересны такие игры  как  «Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары» и другие

          В три года ребенок способен свободно выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например, цвет и величина, величина и форма, форма и цвет предметов). Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения, выполняемые при действиях с дидактической игрушкой или специальным пособием, опираются на конкретику действий с кольцами, шарами, кубами, цилиндрами и пр. Вот почему и на третьем году детям необходимы дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику рук.

Читайте также:  Тотема для ребенка 2 года

Также в группах детского сада в соответствии с ФГОС ДО создаются условия для речевого развития детей:

 — книжный уголок;

— театральная зона, в которой  используются разные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе. Героями являются игрушки, куклы бибабо, картинки, выразительные возможности которых педагог должен использовать для достижения наибольшего эффекта воздействия театра на чувства и эмоции детей;

— серии из 2-3 картинок для установления последовательности
 действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации);

— сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку);
—  наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе  (реалистические изображения): животные, животные с
 детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель,
 транспорт, предметы обихода, игрушки.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма, взрослым необходимо говорить с ребенком о чувствах и переживаниях самого малыша и окружающих его людей.

Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому некоторые игры отражают круг повседневных интересов детей 2—3 лет: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и др. Сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на бытовые темы.

Одним из главных условий успешного общения воспитателя с детьми в театрализованной игре является создание атмосферы радости и творчества.

В сюжетных играх происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Воспитатели детских садов уделяют особое внимание подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков.

В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекают малышей, и они начинают разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д.

         В  уголке сюжетно-ролевой игры  все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, уводя в воображаемую ситуацию, создавать развернутые и содержательные сюжеты. Дети могут разворачивать игровые сюжеты: «жилая комната», «кухня», «прачечная» и др. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Платяной шкаф полон одежды для кукол и костюмов для переодевания. Все эти предметы висят на маленьких вешалках, любой ребенок может по желанию выбрать костюм для игры и затем без особого труда вернуть его. В шкафу имеется одежда для кукол. Предметы для игр хранятся на открытых стеллажах: здесь и  игрушки, которые дети используют для самостоятельной игры, и строительный материал, позволяющий возводить разнообразные постройки.

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»  реализуется через сюжетно-ролевые игры.

Предметная среда в группах детском саду стимулирует развитие восприятия детей, способствует развитию анализаторов, с помощью  созданных музыкальных уголков с различными звучащими  и гремящими игрушками.

В группах раннего возраста (2-3 года) имеется материал для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в ДОУ является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметн-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

         Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает  безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

      Важно, что предметно-пространственная  среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

      Таким образом, создавая предметно-пространственную развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

         «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Источник

Ольга Мартинкевич
Развивающая предметно — пространственная среда для сенсомоторного развития детей 2–3 лет

Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей. Особенно при развитии моторики рук.

Развивающая предметно — пространственная среда для сенсомоторного развития детей 2–3 лет

Занятия и игры, направленные на развитии моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики.

Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку в 2 года для развития

Учёные доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка.

Кроме того занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Сколько создано развивающих игр и игрушек для наших детей! Глядя на это разнообразие, хочется порадоваться за малышей, их родителей и педагогов.

Однако многие взрослые (и воспитатели, и родители) всё чаще испытывают не только радость от этого изобилия, но и растерянность, неуверенность. Возникают вопросы: действительно ли эта игрушка разовьёт моего ребёнка? Будет ли она интересна и полезна моему малышу?

Наблюдая за играющими детьми, мы отмечаем, что они не проявляют ожидаемого интереса к купленной игрушке или пособию, или вдруг начинают её использовать не по назначению, или просто отбрасывают её в сторону. В чём же дело? Причины могут быть самые разные. Одна из них заключается в том, что игрушка (пособие, сделанная промышленным путём, не может учитывать индивидуальные предпочтения каждого малыша.

Но это могут сделать внимательные и любящие взрослые, которые находятся рядом с ребёнком, чувствуют его.

Самые лучшие, самые развивающие игрушки и пособия всегда выходят из рук людей, близких ребёнку.

А если взрослые ещё и используют их в игре с малышом, то всё встаёт на свои места и развитие ребёнку гарантированно.

Основная цель создания всех пособий и игрушек – способствовать накоплению сенсорного опыта ребёнка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику.

Задачи:

Создание дидактических игр на развитие внимания и памяти, слуховой дифференциации, тактильных ощущений, температурных ощущений.

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом.

Формирование умения сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из сенсорных признаков.

Общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Особенности организации совместной деятельности с детьми раннего возраста:

Ребёнок не может удерживать внимание на одном предмете дольше нескольких минут;

Ему должно быть интересно;

Ребёнку требуется постоянное одобрение со стороны взрослого.

Требования к игрушкам и пособиям, сделанным руками взрослых.

*Безопасность для здоровья ребёнка.

*Педагогическая целесообразность.

* Эстетика

Развивающая среда ребенка 2 года

Пластилиновая «кора»

Для игры нам необходимо: пластилин тёмно – коричневого цвета, карточка с изображением птицы на дереве. Задания для детей:

1) спрятать насекомых под «корой».

2) Пришла весна и дятел лечит деревья. Необходимо помочь ему найти жучков и личинок. Можно взять стеку и снять пластилиновую кору.

Шнуровки, застежки, кнопки, молнии

Развивающая среда ребенка 2 года

В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка еще не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

«Сказка на пальчиках»

Развивающая среда ребенка 2 года

Позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

«Косичка и бантик»

Развивающая среда ребенка 2 года

Плетение косичек и завязывание бантиков даёт малышам возможность наблюдать неожиданно прочные и при этом красивые примеры соединения предметов.

В процессе многократных попыток хорошо удаётся усовершенствовать

свои навыки по выполнению этого задания.

«Разноцветные ёжики»

Развивающая среда ребенка 2 года

Эта игра направлена на развитие сразу нескольких навыков у малышей – мелкая моторика, память, интеллект.

«Чудо-петушок»

Развивающая среда ребенка 2 года

Эта совсем несложная игра научит малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь, думать, видеть с закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способность маленьких пальчиков.

«Чудо шарики»

Развивающая среда ребенка 2 года

Развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, закрепление названий наполнителя. Вам потребуются: коробка для хранения «чудо шариков», обычные надувные шарики, наполнитель (манка, горох, фасоль, греча, рис, крахмал).

«Кто что ест?»

Развивающая среда ребенка 2 года

Используем с целью познавательного развития и развития мелкой моторики. Через игру ребёнок развивается и познаёт окружающий мир.

«Удивительные «Моталочки»

Развивающая среда ребенка 2 года

Для тренировки мелкой моторики пальцев рук, ловкости, координации и быстроты движений.

«Сенсорные мешочки»

Мешочки наполняют разными крупами, крахмалом, мукой, макаронами, крышечками от пластиковых пузырьков или деталями конструктора. Кроме того, можно использовать различную по фактуре ткань.

«Сухой бассейн»

Снять напряжение, усталость, расслабить мышцы. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику.

Источник