Развитие воспитание и формирование личности ребенка

Развитие воспитание и формирование личности ребенка thumbnail

Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными сила­ми. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наи­более эффективного развития личности ребенка в спе­циально организованных условиях.

Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологи­ческих характеристик человека.

Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоци­ональные и волевые процессы, потребности и направ­ленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.

Если целью педагогики является, согласно класси­ческой формуле К.Д. Ушинского, воспитание человека во всех отношениях, то для этого необходимо изучить человека во всех отношениях. Чтобы правильно воспи­тывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти вза­имосвязаны, дополняют друг друга.

Под развитием личности понимается качествен­ное изменение ее свойств, переход от одного каче­ственного состояния к другому. Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.

Выше говорилось о том, что воспитание есть про­цесс целенаправленного формирования личности.

В свою очередь формирование личности– это про­цесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овла­дение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности фак­торов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности, но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. Воспитание не может уст­ранить или отменить действие многих факторов ста­новления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности?

Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания, которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны пре­одолевать действие других факторов, не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с по­мощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности, овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.

Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь – познать законы действия ре­шающих факторов формирования человеческой лич­ности, научиться управлять теми из них, которые за­висят от воли и сознания человека, и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, дей­ствуют стихийно.

Под факторами понимаются те противоречия, кото­рые становятся движущей силой развития человека. Примером может служить противоречие между пове­дением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка. Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности.

Среда несет ребенку по преимуществу неорганизо­ванные влияния, действующие стихийно и нецеленаправленно. Поэтому полагаться на воздействие одной только среды, даже самой благоприятной для формиро­вания человека, – значит рассчитывать на успех весь­ма сомнительный, призрачный, ненадежный. Это при­вело бы к самотеку, к растворению процесса развития личности в общем потоке стихийных, неорганизованных влияний жизни, различных средовых сфер.

Отношения, в которые вступает ребенок со средой, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень, в развитии личности есть одновременно новая форма связи ребенка со взрослыми, подготовлена взрослыми.

Вот почему воспитание выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направлен­ное развитие.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей. Там, где есть воспитание, на полную мощ­ность используются положительные влияния среды. Там, где есть воспитание, ослабляются отрицательные влияния среды (распущенность, пьянство родителей, грубость педагогов, агрессивность сверстников и т.п.), у детей формируется нравственная стойкость против неблагоприятных воздействий среды. Там, где есть вос­питание, достигаются единство и согласованность всех, осуществляющих воздействие на учащихся (школа, се­мья, внешкольные учреждения, общественность). Там, где есть воспитание, ребенок раньше оказывается спо­собным к самовоспитанию. С возникновением этого нового субъективного фактора ребенок становится со­участником воспитания и развития себя как личности.

Воспитание «проектирует» личность, преднамерен­но и планомерно поднимает ее на новую ступень, дви­жет ее в заданном направлении. Воспитание ориенти­руется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления, если воспита­ние приурочивается к зонам ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Читайте также:  Параметры развития речи ребенка

Развитие личности идет через собственную деятель­ность ребенка по освоению окружающей действитель­ности. Поэтому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. В процессе игровой, учеб­но-познавательной, трудовой, спортивно-оздоровитель­ной, художественно-эстетической, технической и дру­гих видов деятельности по мере постоянного/их обогащения и преобразования на основе общения с людьми ребенок совершает переход от подражания, от действий по образцу, как самых простых проявлений активности, к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, к самовоспитанию.

По существу, деятельность – это ведущий фактор формирования личности, но при этом успешность раз­вития ребенка зависит и от его собственных усилий, от интереса к различным видам деятельности, от самостоятельности и работоспособности ребенка.

Воспитание определяет развитие человека и в то же время зависит от развития, исходит от него. Ребе­нок развивается, воспитываясь и обучаясь.

Какие основные закономерности вытекают из анализа факторов развития и формирования лично­сти?

В самом общем виде формирование личности ре­бенка можно определить как процесс социализации, т.е. усвоение социального опыта. Человек на основе соци­ального общения и деятельности обособляется в особую социально-психологическую систему. Личность в пол­ном смысле этого слова начинается тогда, когда из все­го социально-психологического материала, ставшего личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная система, которая обладает индивидуальностью, известной автономией, способнос­тью к саморегуляции, избирательным отношением к социальной среде.

Оставаясь общественным существом, человек вме­сте с тем выступает как некоторый особенный индивид со своим внутренним миром, со своими особыми психологическими качествами и свойствами. На каждом уров­не своего развития ребенок, занимая определенное место в системе доступных ему общественных отноше­ний, выполняет определенные функции и обязанности. Овладевая необходимыми для их выполнения знания­ми, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общественное существо, как личность. Формирование личности – есть расширение круга отношений ребенка с действи­тельностью, постепенное усложнение форм деятельно­сти и общения с людьми.

Во взаимодействии ребенка со все более усложня­ющимися условиями его существования внешние тре­бования постепенно становятся внутренними детерми­нантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осо­знавая внешние требования общества, детского коллек­тива, принимая их, он делает их внутренними требова­ниями к самому себе, к своему поведению. Иначе говоря, на определенном этапе развития личности вступает в силу закономерность, которая обозначается как само­регуляция, самосознание,самовоспитание.

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Читайте также:  Условия развития ребенка с ограниченными возможностями

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Читайте также:  Родителей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник