Развитие внутреннего мира ребенка

Развитие внутреннего мира ребенка thumbnail

12 Февраль 2016      admin74      

     Просмотров:  
4991

Для взрослых внутренний мир ребенка – «тайна за семью печатями». Только очень светлые и внимательные люди могут время от времени получать доступ туда и наслаждаться детским видением всего, что происходит вокруг.

Внутренний мир ребенка

Одним из таких взрослых, сумевших понять детей, был А. де Сент-Экзюпери. Помните его рисунки и мысли Маленького Принца о взрослых, которые чаще всего заняты проблемами, отвлекающими их от «главного» – того, «чего глазами не увидишь»? На самом деле, эта книга была написана для взрослых, чтобы, прочитав ее, они стали внимательнее к своим детям.

Как понять внутренний мир детей?

Чем наполнен внутренний мир ребенка, на чем он держится? В первую очередь, на любви к родным: дети любят преданно и беззаветно, они тянутся к родителям, радуются вниманию, которое оказывают им взрослые.

Еще в этом мире много фантазии: все, что с ними происходит, дети видят совсем не так, как их родители, в их воображении добро и зло не являются абстрактными понятиями – у них есть имена и образы. Они по-настоящему верят, когда мама говорит, что за плохое поведение может забрать в свою избушку на курьих ножках Баба Яга, а за шторой прячется домовой, который сердится, когда дети громко шумят.

Иногда, сами того не желая, родители пугают детей, забывая, что они многое понимают буквально. Вот история, которую мне рассказала знакомая.

Однажды ей пришлось уйти из дома, чтобы купить молока на завтрак своему трехлетнему  ребенку. Час был ранний, и малыш еще спал. Когда она вернулась и тихонько открыла дверь, то услышала голосок сына: «Баба Яга, не ешь меня, я тебе свою клюшку отдам!» В этот момент ее просто захлестнули эмоции: это ведь она все вечером перед сном говорила не желающему утихомириваться малышу, что, если он не будет спать, его заберет и съест Баба Яга. Женщина и не предполагала, насколько серьезно ребенок отнесется к этим словам.

Вообще, если бы взрослые могли представить внутренний мир ребенка, они увидели бы в нем детские обиды, которым обычно не придают значения, а дети страдают по-настоящему, страхи, боль от размолвок родителей, которые ранят детскую душу. Возможно, тогда они стали бы осторожнее подходить к воспитанию.

Развитие внутреннего мира ребенка

Когда мы говорим, что у кого-то «богатый внутренний мир», то часто не задумываемся, что «богатства» эти копятся с детства. Это умение чувствовать красоту, сопереживать, верить, создавать мечты, ценить других людей и мир, в котором живешь, способность создавать то, что духовно обогатит человечество.

Вот и развитие внутреннего мира ребенка начинается с пробуждения эмоциональных реакций на окружающее.  Малышу, еще сидящему в коляске, мама показывает деревья, бабочек, птиц, рассказывает о них. Ребенок еще не в состоянии понять, какие они, но он слышит интонацию, наблюдает отношение мамы к происходящему, и подсознательно учится обращать на это внимание, ценить все живое.

Детская музыка, чтение книг вслух, творческие занятия с родителями, а позже в садике и в школе с педагогами – все это очень важно для формирования внутреннего мира детей.

Посещение выставок, интересные поездки, изучение иностранных языков, знакомство с обычаями своего народа, приобщение к вере  – это не просто расширение кругозора или дань традиции. Получая новые впечатления от жизни,  осмысливая их, сначала с помощью взрослых, потом самостоятельно, личность становится более зрелой, цельной, устойчивой к негативному влиянию.

Таким образом, обогащая внутренний мир ребенка, развивая его, мы растим разностороннего человека, которому предстоит жить в непростое время, контактировать с другими людьми, даже конкурировать с ними в чем-то. У человека с глубоким внутренним миром значительно больше шансов найти себя и достичь самореализации.

    Метки: баба, верить, взрослый, внутренний, Внутренний мир ребенка, детская, малыш, мама, мир, происходить, развитие детей, ребенок, родитель, яга     

Источник

Особенности мировосприятия и миропонимания дошкольников обусловлены механизмом эмоционально-образного восприятия и наглядно-практического мышления. Поэтому формирование духовно-нравственных понятий, в том числе и представление о родине, у ребенка дошкольного возраста своеобразно. Оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко, то есть с любовью к родителям и к другим эмоционально близким людям, окружающей его природе, игрушкам, играм, песням, родному образному слову, к тому, что его радует.

Доверие ребенка к миру как необходимое условие для его развития зависит от гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут сотворенный Богом мир. Настроенный на эту волну ребенок и сам потянется к совершенствованию, оздоровлению себя, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир, который создан любовью Божией.

Знакомство детей дошкольного возраста со Священной историей и Ветхим Заветом начинается с доступного изучения Книги Бытия, глав связанных с творением мира. Мировосприятие ребенка дошкольного возраста складывается под влиянием рассказов о Творце, о заботе Бога о мире и особенно о Его любви к людям, о назначении человека.

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование его миропонимания (мировоззрения) и системы многообразных отношений ребенка с миром. Мир, сотворенный Богом, является тем живым пространством, который окружает ребенка, составляет детскую картину мира и в процессе обучения представляет собою совокупность знаний, представлений и смыслов об отношениях человека с окружающим миром.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка в соответствии с требованиями фгос до

Содержание раздела программы «Бог — творец мира» осваивается детьми в процессе целостного развития высших сфер личности ребенка, социокультурного и духовно-практического. Задачами духовно-нравственного воспитания являются формирование заповеданного Богом человеку отношения к природе: к земле, ко всему живому на земле, животным и растениям.

Понимая духовно-нравственное образование (воспитание и обучение) как целостное развитие личности ребенка, задачи образования включают и задачи экологического воспитания. При этом они направлены не столько на накопление знаний о природе, сколько на воспитание любви к ней, то есть на формирование отношений ребенка к природе родного края, к растительному и животному миру по образу и подобию отношений Творца, который любовался результатами своего творения (светилами, водой, растениями и животными). Умение любоваться — глядеть на мир с любовью — свидетельствует о позитивном развитии социокультурной сферы личности человека.

Включение экологического воспитания как составной части в целостное духовно-нравственное воспитание обеспечивает целостное развитие всех сфер личности. Поэтому содержание раздела «Бог — Творец мира» восстанавливает в детском сознании целостную иерархическую картину мира, связанную с духовной реальностью. Надо помнить, что подвиг святых людей заключался в очищении сердца, в возвращении его к детской чистоте, и в те времена, когда земля изобиловала святыми, сама природа была более благополучна. Люди старались жить, как им подсказывали примеры жизни святых, а поэтому и воспитание было проще.

Сегодняшняя «информация» несет людям всю бездну греха. Напротив, мы крайне редко видим передачи, которые были бы защищены от мутных потоков информационного негатива. Поэтому все современные дети, даже помимо воли, пребывают в этой нечистоте. В качестве исключения можно указать на тех детей, которые воспитываются в благочестивых семьях. Они видят дома мир, любовь, совершают вместе с родителями домашнюю молитву, идут в храм и здесь воцерковляются. Эти дети до определенного возраста и обретения самостоятельности живут не ведая тех искушений и проблем, которые испытывают их сверстники.

Говоря о формировании правильного отношения ребенка к Богу, нельзя забывать и то, что у детей мышление непосредственное, без мудрований. Человек начинает мудрствовать потом, привыкая «крутить мозгами», запутывается в этом мудровании и теряет младенческую простоту, на которую указывал нам Господь: …если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное (Мф 18. 3). Есть замечательное изречение знаменитого ученого Луи Пастера, который сказал: «Я мыслил и изучал, потому и стал верующим, подобно бретонскому крестьянину. А если бы я еще более размышлял и занимался науками, то сделался бы таким верующим, как бретонская крестьянка». То есть как простой человек, не имеющий этого образования.

Человек не проживает без искушений. И искушения эти посылаются для того, чтобы он через них пришел к твердой вере и к той радости детской, которую имеет ребенок, но уже через умудренность жизненным опытом. Эта мудрость есть терпение. В свое время запомнились слова столетнего старца: «Над умными есть разумные. Над разумными есть мудрые. Над мудрыми — премудрые. А над премудростью — святая простота». Жизненный опыт, в конце концов, приводит к состоянию святой простоты, когда говорит человек мудрое простыми словами.

Дети часто говорят абсолютные истины. Одна девочка, увидев, что люди ругаются между собой, спросила: «Папа, почему они ругаются?» Папа пытался ей что-то объяснить, а она посмотрела на него и сказала: «Не любят, поэтому и ругаются». И этим одним словом было все сказано.

Помнится и такой пример. Сидели взрослые, рассуждали о вере, и вдруг вбежал ребенок — а был вечер уже, взошла луна. «Смотрите, смотрите, — воскликнул ребенок, — а кто ее там повесил?» И все разговоры, рассуждения, умствования прекратились. Ответ невозможно было дать. Кто ее там повесил? Кто ее запустил по этой траектории? Вот эта детская простота — если бы так она была в жизни у нас… Одному из Оптинских старцев кто-то сказал: «Батюшка, да Вы уж очень просто говорите». — «Да я двадцать лет просил у Бога этой простоты», — ответил старец.

Решение задач этого раздела предполагает обязательный учет возрастных особенностей детей.

  • В возрасте 3—5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев, всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой.
  • В 5—6 лет понимают как очевидное, что Бог — Творец мира — нашего общего дома и ощущают Любовь к Божьему миру. Оба процесса познания и любви содействуют формированию осознания детьми целесообразности устройства всего мира и всех Божьих созданий.
  • 6—7лет. Бог — Творец. Как был сотворен мир. Дни творения. Сотворение Богом человека. Жизнь первого человека в раю. Грехопадение. Изгнание из рая. Добро и зло. Обетование Спасителя.

На занятиях, связанных напрямую с формированием целостного миропонимания, приобщающих ребенка к красоте и целесообразности Божьего мира, решаются обучающие, развивающие и воспитательные задачи:

  • Задачами обучения является содействие формированию православной картины мира при ознакомлении детей с явлениями живой и неживой природы. Учить детей понимать связь между явлениями живой и неживой природы, организуя наблюдения и опыты.
  • Задачи развития предусматривают развитие у детей умения замечать красивое, любоваться явлениями и объектами природы. Учить детей соотносить душевные переживания человека с природными изменениями, развивать способности детей создавать выразительный художественный образ с помощью аппликации из природных материалов.
  • Задачи воспитания заключаются в обеспечении условий для формирования у детей любви к Родине и родной природе, людям. Воспитывать заботу о живых объектах природы (растениях и животных). Стимулировать желание детей радовать близких результатами своего труда, воспитывать трудолюбие и желание трудиться как осуществление Божьего предназначения человека на земле.
  • Содержание раздела «Бог — Творец мира» прямо связано с важной частью содержания программы, с Заповедями Божьими о правилах праведной жизни: добрыми отношениями человека с ближними, с природой, с Богом. Эти отношения формируются и закрепляются у детей в повседневной жизни: во время ухода за домашними животными, на прогулках и экскурсиях в процессе естественного общения с живой и неживой природой.
  • Планирование работы по содержательной линии «Бог — творец мира» предусматривает воспитание детей во всех видах деятельности, и в частности во время прогулки и общения с природой.
  • Осенью воспитатели организуют наблюдения с детьми дошкольного возраста осенних полянок, осени в парке или сквере, рассматривание деревьев и кустарников, разноцветных листочков. Рассматривают с детьми осенние цветы, овощи, деревья, фрукты и т. д. Педагоги организуют наблюдения за животными, знакомство с домашними животными, явлениями природы (дождь, ветер).
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями «Чики-чок, чики-чок, и готов борщичок», «Наши уточки с утра».
  • На прогулке с детьми организуются игры: «В гости к осени идем», «Угадай, на что похож?»
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе изготовления подделок из природного материала, а также оказывают посильную помощь в уголке природы.
  • Для взаимодействия с родителями осенью оформляется стенд «Как прекрасен этот мир». Проводятся беседы: «Природа воспитывает», «На прогулке всей семьей».
  • Зимой воспитатели организуют наблюдения детей на зимних полянках за деревьями, небом, птицами, снегом. Детей очень интересует наблюдение за птицами и их кормление.
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями «Уж ты, зимушка-зима», «Как у нашего кота», «В гости к бабушке», «Зашагали наши ножки».
  • На прогулке организуются игры: «Пойду ль я, выйду ль я», «Ладушки», «Заинька», «Вот синички — дружные сестрички». Знакомство со свойствами снега происходит у детей при лепке снеговиков, снежков, постройке снежной горки.
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе ухода за домашними животными, кормления рыб, ухаживания за цветами, обустройства огорода на окне.
  • Для взаимодействия с родителями зимой оформляется стенд: «Ах ты, зимушка-зима» или «Три быстрых коня — декабрь, январь и февраль — уносят нас в снежную даль». С родителями проводятся беседы: «Как знакомить малышей с
  • природой?», «Забота о птицах зимой», «Роль природы в жизни детей», «Воспитание любви к животным», «Прекрасное вокруг нас».
  • Весной воспитатели организуют наблюдения детей за набуханием почек на деревьях, за первыми цветами — одуванчиками, подснежниками на весенних полянках, обращают внимание детей на изменения в природе: таяние снега, появление ручейков, проталин, молодой травки, почек на деревьях. «Выросла травка для зайки-побегайки», «Муравьиная семейка».
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями: «Во саду ли, в огороде» и «Как под яблонькой светит месяц».
  • На прогулке организуются игры: «Одуванчик», «Наш веселый ручеек», «Вот жучок к нам прилетел».
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе кормления рыб в аквариуме, посильной работы в цветнике, уборке цветника, посадке цветов.
  • Для взаимодействия с родителями весной организуется собрание: на тему «Природа и воспитание детей», оформляется выставка «Окружающий мир глазами детей», проводятся беседы: «С любовью к природе», «В весеннем лесу».
  • Летом воспитатели организуют наблюдения детей на летней полянке, за животными, детей учат знать и называть животных и их детенышей. Во время прогулок педагог начинает с обучения детей определению характера погоды. С детьми проводятся наблюдения за растениями, птицами, насекомыми, организуется рассматривание овощей, фруктов.
  • Взрослые знакомят детей с народными песнями «Жили у бабуси», «Ах ты, береза», «Сорока, сорока», «Ах вы, сени», «Петушок», «Как у наших у ворот», «Во поле березка стояла», «Коровушка», «Возле речки, возле моста». На прогулке организуются игры: «Игра в лошадки», «Птички в гнездышке, а также дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Букет», «Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки», «А у нас цветут цветы», «Стоит Антошка на одной ножке».
  • Дети приобщаются к посильному труду в процессе прополки цветов и сборе урожая, работая в уголке природы при уходе за цветами, сборе лекарственных растений, поливе песка в песочнице.
  • Для взаимодействия с родителями оформляются стенды, например: «Лекарственные растения», проводятся беседы: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Наш друг — лето», «В лес всей семьей», «Знакомство детей с животными», «Лето — пора походов», «Природа вокруг нас», «Живой уголок» и т. д. Организуются выставки «Как прекрасен этот мир — посмотри».
  • На занятиях художественно-продуктивной деятельностью дети во всех возрастных группах в зависимости от своих возможностей стараются передать в своих рисунках, аппликациях и других произведениях ручного труда красоту сотворенного Богом мира: цветов, деревьев, птиц, животных. Так, в весеннезимний период дети в младшей группе с радостью изображают зимних птиц, чудесную птицу в средней группе, зимнюю столовую для птиц в старшей группе, изображают птиц, возвращающихся из теплых краев, в подготовительной группе. Внимание детей привлекается не только к красоте птиц, но, главное, педагоги помогают формированию желания помогать малым птичкам пережить зимнюю пору холода и голода с помощью кормушек и постоянного кормления птиц.
Читайте также:  Развитие речи ребенка папка передвижка

Автор: 

Л. П. Гладких

Источник:
Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика, Психология 2008. Вып. 4 (И). С. 97-109

Все статьи

Источник

Внутренний мир ребенка. Какой он?

Внутренний мир ребенка — весьма тонкая материя, и от того, как он будет развиваться, зависит его вся дальнейшая жизнь. С течением времени ребенок растет и развивается, набирается опыта, овладевая все лучше своими эмоциями и чувствами. Этот опыт позволяет малышу с каждым днем все лучше и лучше узнавать окружающий его мир, осваиваться и находить выход из разных ситуаций.

В то же время, его чувства, намерения, поведение очень быстро меняются изо дня в день. Сталкиваясь с какой-либо новой ситуацией, ребенок учится преодолевать препятствия, проявляет какие-то определенные эмоции. Таким образом, чем больше ребенок познает на своем пути от рождения, тем более развитым и способным он станет со временем.

Родители и окружающие так же меняют свое отношение к ребенку со временем. Если к младенцу не предъявляется никаких требований, ему необходим лишь уход, забота, любовь и внимание. Но, по мере взросления, ребенок начинает осознавать все больше и больше, требуя от родителей не только самого необходимого, но и проявляя свой характер, положительные и отрицательные эмоции, с которыми он сталкивается. А так же, часто старается манипулировать родителями, чтобы все подчинялось его воле.

Итак, ребенок рождается, как чистый лист, на который со временем проявляются различные краски его характера, настроения, а в будущем и воспитания и окружающих его примеров взрослых. Ведь очень часто малыши берут пример со взрослых в тех или иных ситуациях. Для того, чтобы внутренний мир малыша развивался правильно и гармонично необходимо окружить его заботой, теплотой, а воспитание должно быть достаточно строгим. 

Читайте также:  Развитие памяти у умственного отсталого ребенка

Слишком большие поблажки и баловство ребенка приведет к тому, что ребенок станет неуправляемым, капризным, от этого, несомненно, будут страдать его родители, а его внутренними приоритетами лишь удовлетворение своего эгоизма и прихотей. Нельзя ребенку позволять все, чего он хочет, так как воспитывать избалованного малыша со временем станет все труднее, и вы потеряете контроль над его поступками.

Внутренний мир младенца от появления на свет до года

В этот период развиваются собственные возможности. Малыш обнаружил, что он способен влиять на родителей. Когда он кричит, они бросают дела и бегут к нему. Он чувствует себя защищенным вместе с мамой. Когда она его обнимает, младенец улыбается и радуется. Ему хорошо, он светится от счастья. В этот период ребенок очень привязан к матери и не хочет отпускать ее ни на минуту. Так же малыш понимает, что помогает ему успокоиться и уснуть. Это либо соска, либо мамина грудь, либо собственный палец. Приходит осознание того, родители непременно появятся, когда ему будет необходимо, поэтому промежуток ожидания увеличивается.

Ребенок уже понимает, что когда он возьмет игрушку-погремушку в руки, она будет издавать интересные и новые ему звуки. Маленький исследователь будет бросать на пол все попадающие к нему в руки предметы. Таким образом, он познает окружающий мир и предметы вокруг него.

В этот период малыш начинает проявлять весь спектр чувств, доступных ему. Когда он расстроен – плачет, когда удовлетворен – улыбается, недоволен – хмуриться. Ребенку в этот период необходимо находить отклик во взрослых. Они должны взаимодействовать с чадом, отвечать на его чувства, валить, объяснять, порой ругать и наказывать. Ребенок в этот период начинает осознавать, что такое запреты и как на них реагировать. 

Очень важно не пропустить этот момент и развивать внутренний мир крохи в правильном русле. Не стоит слишком строго наказывать малыша, так как для него это все в новинку, и он не хочет сделать назло родителям. Важно это понимать и запастись терпением. Если малыш не понимает, как правильно поступить, лучше лишний раз объяснить, а не кричать и шлепать. Агрессивное поведение родителей может только негативно сказаться на чувствах и самооценке ребенка. Он может замкнуться в себе и перестать вам доверять.

Малыш начинает распознавать голоса родных ему людей и отвечать на них улыбкой. Мимикой, плачем и движениями ребенок дает понять, чего он хочет и осознает, что родители отвечают на эти знаки.

Развитие внутреннего мира ребенка от года до двух

Ребенку важно ощущать, что к нему прислушиваются. Таким образом, у него возникает чувство собственной значимости и самоуважения. Малыш уже в этом возрасте стремится к самостоятельности, пытается выразить свои негативные чувства резким отказом. Дайте возможность малышу проявить себя. Доверьте ему помощь в уборке по дому, мытье посуды, стирку. Конечно, он не сделает все домашние дела за вас, и скорее всего разобьет пару тарелок. Но он научится чему-то новому, а это шаг вперед в его развитии, и важная ступень в становлении личности малыша.

Не стоит ломать характер ребенка, не позволяя ему делать ничего самостоятельно, он будет чувствовать себя неуверенным в себе и обиженным. Доверьте ему дела, которые не принесут физического вреда, но принесут колоссальную пользу в воспитании и развитии вашего чада. Самостоятельность ребенка в это время не означает, что ему не нужны родители вовсе. Таким образом он пытается отстоять свои права и показывает характер, а так же проверяет границы дозволенного ему.

Доверяйте вашей интуиции, и у вас получится воспитать ребенка с богатым внутренним миром. Не ущемляйте его, не ставьте ему слишком много запретов. В то же время избегайте вседозволенности.

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник