Развитие памяти у умственного отсталого ребенка

Развитие памяти у умственного отсталого ребенка thumbnail

Особенности памяти при умственной отсталости

Воспитатель ГПД ГБОУ школа №59

г. Санкт-Петербурга

Бакланова О.С.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. У большинства умственно отсталых детей степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта. Таким образом, дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики. Тотальность, так как недоразвиты все нервно-психические и даже соматические функции от врожденной несформированности ряда внутренних органов (порок сердца, нарушение строения желудочно-кишечного тракта, других систем), недоразвития роста костной, мышечной систем, сенсорики, моторики, элементарных эмоций до недоразвития высших психических функций (речь, мышление) и личности в целом. Иерархичность нервно-психического недоразвития — недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоции, памяти, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления, то есть в недоразвитии практически всех психических функций страдает их высшее звено — память, внимание, восприятие и моторика.

Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение- у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.
Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечает В.Г.Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение
у умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений.

Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных коррекционных учреждений.

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомогательных школах — гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психологии умственно отсталого ребенка.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недостатков этих детей оказывается полезным для теоретического и методического углубления общей педагогики и психологии.

Источник

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Читайте также:  Развитие ребенка рисунки овощи и фрукты

Реферат на тему:

«Особенности памяти у детей с умственной отсталостью»

Работу выполнила: студентка О-06 группы

заочной формы обучения Федотова Ю.П.

Научный руководитель: Блинова Л.Ф.

Казань-2016

План

  1. Основные проявления психологических особенностей детей с умственной отсталостью.

  1. Особенности памяти умственно отсталых детей.

  1. Задачи коррекционно-развивающей программы.

  1.  Особенности  памяти  детей с умственной отсталостью

У таких детей  словесно- логическая память не развита, основное значение имеет наглядно- образная и эмоциональная. В связи с поступлением в школу происходит значительная перестройка и развитие памяти. Она становится всё более организованной, регулируемой и управляемой психической деятельностью. Однако, наглядно- образная память продолжает сохранять лидирующее значение. Способность к произвольному и осмысленному запоминанию развита слабо.

Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.

Известный исследователь Сеген говорил: олигофрен ничего не знает, не может и не хочет.

Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.

Восприятие часто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи.

 Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны.
 Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки.

Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т.к. воспроизведение – процесс, требующий волевой активности и целенаправленности.

Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала.

Слабо развита опосредованная, смысловая память.

Особенность памяти умственно отсталых детей  эпизодическая забывчивость, которая связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.

Чаще, чем у нормальных сверстников, у умственно отсталых наступает состояние охранительного торможения.

Испытывают трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью.

2. Особенности памяти умственно отсталых детей

Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Рассмотрим основные особенности памяти умственно отсталых детей.

1. Замедленность запоминания, быстрота забывания неточность воспроизведения.

Объем запоминаемого учениками специальной школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. У умственно отсталых учащихся младших классов он обычно равен 3 единицам, у нормально развивающихся: 7 ± 2. Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающих отдельные объекты. В свою очередь ряды картинок детям запомнить труднее, чем ряды, объединяющие реальные предметы.

Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику; часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях.

Чтобы прочно усвоить какой-либо новый материал, учащимся вспомогательной школы необходимо значительно большее число повторений, чем учащимся массовой школы. Без многократных повторений учебного материала эти дети очень быстро его забывают, так как приобретенные ими условные связи угасают значительно быстрее, чем у нормальных детей. Однако однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнемической деятельности. Важно модифицировать повторения, устанавливая таким образом разнообразные связи между новым и уже известным детям материалом.

Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию.

Для учащихся младших классов наиболее благоприятным для запоминания трудным является прослушивание текста с голоса учителя. Это обусловлено особенностями процесса чтения, которым ученики еще не полностью овладели, привычкой ориентироваться на восприятие устной речи.

Читайте также:  Готовность ребенка к школе показатели личностного развития

К старшим годам обучения преобладающее большинство учеников овладевает техникой чтения, и прочитывание небольшого текста не вызывает у них больших трудностей. Потому учащиеся старших классов легче запоминают материал в тех случаях, когда они самостоятельно читают его вслух. Одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие создает благоприятные условия для закрепления материала в памяти.

2. Своеобразная «эпизодическая» забывчивость. Некоторые учащиеся оказываются не в состоянии ответить на вопрос, воспроизвести содержание заданного им урока даже тогда, когда они довольно прочно его усвоили. Стоит, однако, посадить такого ученика на место, как он, спустя несколько минут, без всякого дополнительного повторения» или напоминания сам вспоминает нужный ответ. Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при обычном забывание лишь временное внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего) охранительное торможение, связанное с переутомлением нервной системы из-за ее слабости). Важнейшим средством укрепления памяти и преодолев забывчивости является такая организация режима их жизни, при котором могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов (продолжительность сна, правильное распределение труда и отдыха).

3. Неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Поскольку психические процессы взаимосвязаны, слабость мышления мешает умственно отсталым детям выделить существенное в подлежащем запоминанию материале, связать между собой отдельные его элементы, резко понижает качество их Памяти. Плохое понимание приводит к тому, что умственно отстающие дети лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений, и с труде запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто вычленяют их. При воспроизведении часто повторяют отдельные слова, фразы, но не могут изложить своими словами смысл сюжета.

В норме преднамеренное запоминание лучше непреднамеренного, умственно отсталым детям преднамеренное запоминание удается лучше, а иногда и хуже, чем непреднамеренное. Некоторые учащиеся младших классов, узнав о том, что им следует запомнить воспринятое, обнаруживают обеспокоенность и растерянность. Стараясь получше запомнить рассказ умственно отсталые дети еще больше фиксируют внимание на отдельных словах и фразах и поэтому еще хуже улавливают смысл того, что им читают.

3.Задачи коррекции памяти

1. Развитие памяти (зрительной, слуховой)

2. Формирование приемов запоминания.

3. Тренировка памяти посредством разработанного комплекса дидактических игр

4. Развитие познавательной активности.

Этапы:

  1. Ритуалы приветствия-прощания (упражнение «оригинальное знакомство»- развитие долговременной памяти в сочетании с моторной, упражнение «клубочек», упражнение «узнай предмет»- развитие тактильной памяти)

  2. Психотехнические упражнения и приемы направленные на коррекционно-развивающий комплекс, формирование социальных навыков , динамическое развитие группы.

Для развития слуховой памяти на каждом уроке чтения, развития речи, живого мира заучиваются стихи, песенки, потешки. Стихотворения выбираются сюжетного характера. Задаются вопросы по содержанию. Используются  сюжетные картинки для запоминания с опорой  на наглядный материал.

    С детьми с отклонениями в развитии следует читать как можно больше сказок. Они читаются   учителем. Иногда неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребёнка бывают неточны. Обычно дети следят только за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях  впечатления углубляются. Для лучшего запоминания ребёнку  задаётся ряд вопросов. Сюжет сказки  проигрывается  с помощью игрушек.

     Читая и разучивая стихотворения русских писателей о природе, следует поговорить о временах года и повторить название месяцев.

Литература

  1. К.Страхова «Коррекционная программа по развитию памяти «Развиваем память» международный образовательный портал MAAM.RU

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

К лицам с нарушением умственного развития относят лиц со стойки необратимым нарушением познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.

Причины возникновения умственной отсталости многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренний(эндогенные), Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни.

Читайте также:  Оценка моторного развития ребенка

Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

— тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности (вирусные грипп, краснуха и др.);

— различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будушей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женшиной лекарств, алкоголя

Они могут изменить развитие плода:

— заражение плода различными паразатарными заболеваниями (напри мер, токсоплазмозом);

— при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

— травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба.

умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающихв результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при попадении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых проходах Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием при родах умственную отсталость ребенка.

Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

Среди внутренних причин, обуславливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резусфактор)

Среди причин, обусловливающих возникновение умственнои отсталости выделяют также воспалительные заболевания мозга и его оболочки, возникшие у младенца менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения) в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери.

Умственно отсталые лица — разнородная по своему составу группа. Выделяются две основные клинические формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.

Если время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым периодом и первыми тремя годами постнатальной жизни, ребенку ставится диагноз «олигофрения» (от греч. малоумный). Структура дефекта у таких детей характеризуется тотальностью и относи тельной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются У детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития, поскольку срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

Меньшая по численности группа — лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга, органических заболеваний мозга (менингита, энцефалита) происходит распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией (слабоумие), при которой нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). при олигофрении период нормального развития отсутствует. Так же как и при. олигофрении, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый (характер. Однако при деменции отмечается прогрессирование заболевая чего нет при олигофрении).

Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями — эпилепсиией шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение.

По выраженности интеллектуального дефекта выделяют три cтадии умственной отсталости при олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «груднообучаемые».

Согласно классификации, принятой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степни снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (IQ).

Источник