Развитие внимания ребенка с дцп

Развитие внимания детей с

ограниченными возможностями здоровья

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, — а впоследствии и взрослого — и на жизнь его родителей. Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.

Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц — чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

У детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно – психических функций. Это связано с тем, что движения являются одним из основных проявлений жизнедеятельности организма и всей его важнейшие функции – дыхание, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи – реализуются в конечном счете движением – сокращением мышечного аппарата.

Особое значение в психическом развитии имеют произвольные движения, направленные на достижение определенной цели. Им принадлежит ведущая роль в формировании и организации всего поведения человека. Таким образом, кроме двигательных нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и  с задержкой его постнатального созревания. У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства внимания, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающим миром. Детский церебральный паралич —  не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений.

Нарушения движения отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в психическом развитии

При любой патологии развития и особенно в случаях повреж дающих воздействий на мозг на ранних этапах эмбриогенеза, а также в пери- и постнатальный период первого года жизни наи более чувствительными к экзогенным вредностям оказываются фи логенетически наиболее молодые и поздно формирующиеся в он тогенезе ассоциативные, лобные структуры головного мозга. Имен но этим можно объяснить корреляцию между тяжестью психиче ского недоразвития и низкими показателями психофизиологиче ских реакций в экспериментах по измерению времени реакции на простые и сложные сигналы. Детям с общим психическим недо развитием требуется больше времени для опознания сигнала, и само опознание неустойчиво.

Характерной особенностью детей с детским церебральным параличом является выраженное нарушение у большинства из них функций активного внимания, недостатки которого отрицательно влияют на всю деятельность. Дети с большим трудом переключают свое внимание с одного объекта на другой. Внимание детей с церебральным параличом обладает меньшей по сравнению с нормой устойчивостью, возникают различного рода трудности и при распределении внимания между несколькими объектами или видами деятельности.

Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственное детям с церебральным параличом бедность интересов и  повышенная утомляемость. Важно установить, что является причиной низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или несформированность внимания, прежде всего таких качеств как устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределение.

Читайте также:  Семья социальный институт формирования и развития личности ребенка

Одной из часто встречающихся особенностей нарушения внимания у детей с церебральным параличом является его недостаточная концентрация на существенный признак. В этих случаях при отсутствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться отставание  в развитии мыслительных операций. Нарушение внимания особенно видно при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением.

Внимание детей с ДЦП характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей с ДЦП отмечается повышен ная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная ра ботоспособность. Дети с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными.

Недостаточность внимания, особенно произвольного, отмеча ется многими исследователями. Трудности возникают при формировании произвольного внимания. Бывает, что ребенок не в состоянии це ленаправленно выполнять даже элементарные действия. Отмеча ется слабость активного произвольного внимания. При нарушени ях активного произвольного внимания страдает начальная стадия познавательного акта — сосредоточение и произвольный выбор во время приема и обработки информации.

Для детей с церебральным параличом свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через 10—15 мин работы на блюдаются двигательное беспокойство, подвижность, Другие ста новятся вялыми и пассивными.

Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразви тием волевых качеств у детей с церебральным параличом. Для них харак терна также неспособность распределения внимания между раз личными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ре бенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.

С возрастом у детей с церебральным параличом несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально раз вивающимся сверстникам.

Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие. Нарушается форми рование избирательности, устойчивости, концентрации, переклю чения, распределения внимания.. Отмечаются также труд ности в переключении внимания, застревание на отдельных эле ментах, что связано с инертностью психической деятельности.

Исследование внимания у дошкольников (до 4 лет) с ДЦП проводила Н.В.Симонова. У детей с тяжелой двигательной пато логией (без движений) с отсутствием речи и глубокой задержкой интеллектуального развития наблюдалось грубое нарушение вни мания. Эти дети были неспособны фиксировать свое внимание на окружающих их людях и предметах. Более сохранным оказалось внимание к собственным действиям, частично удавалось привлечь их внимание к некоторым предметам постоянного обихода. При всех формах ДЦП особенно страдает переключение внимания (для этого в большинстве случаев требуется длительный период и не однократная стимуляция). Все свойства внимания задерживаются в своем развитии и имеют качественное своеобразие, нарушена избирательность, устойчивость, концентрация, переключение, распределение внимания.

Описанные выше нарушения внимания при ДЦП отражаются на всех последующих стадиях познавательного процесса, на функ ционировании всей познавательной системы в целом.

Можно выделить ряд патологических особенностей внимания детей с церебральным параличом:

  1. Высокая психологическая истощаемость.
  2. Трудности в сосредоточении на задании.
  3. Вялость, раздражительность.
  4. Утомляемость
  5. Пониженная ра ботоспособность.

Источник

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП

Дроздова Ольга Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №93
Калининского района Санкт-Петербурга

У детей с нарушением опорно сочетанием различных -двигательного аппарата и ДЦП отмечается смешанный характер заболевания с двигательных расстройств. При ДЦП, кроме двигательных нарушений, встречаются нарушения слуха и зрения, наблюдаются  расстройства речи и особенности психической деятельности. Нашим детям свойственно слабое внимание, отсутствие способности к  длительной и стойкой сосредоточенности, рассеянность внимания и его плохая переключаемость.

Для детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом могут сосредоточить внимание на задании, быстро становятся вялыми и раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания.

  Дети в раннем возрасте приобретают ориентировочные действия в виде восприятия и мышления, которые  в дошкольном возрасте становятся более сложными. Внимание длительное время не приобретает самостоятельности. Дети не могут на чём-либо сосредоточиться, плохо запоминают информацию.

Нашей задачей является формирование  личности, свободной от комплексов неполноценности, способной найти свое место в жизни вопреки тем проблемам, которые возникают в связи с заболеванием ребенка.

Роль внимания в развитии ребенка велика: овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек, усвоение знаний об окружающем мире.

Читайте также:  Развитие координации у ребенка

1.     Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Успехи детей  в учебной деятельности зависят от уровня  развития такого познавательного процесса, как внимание. Для дошкольного возраста свойственно  непроизвольное и  произвольное внимание.

Непроизвольное внимание  характерно для познавательной деятельности дошкольников.  Дети запоминают все яркое и эмоциональное.

Произвольное внимание  требует от дошкольников волевых усилий в ходе игры и совместной деятельности с взрослыми. Дети начинают делать то, что необходимо.

 Из множества сигналов, доступных восприятию, внимание выделяет определенный предмет или мысль и начинает занимать сознание детей.

В старшей и подготовительной группе  детского сада для формирования устойчивых навыков учебной деятельности дошкольникам необходим хороший уровень произвольного внимания. Для того, чтобы они справились с заданием, необходимо развитие свойств внимания: устойчивости, объема, переключения и распределения. То есть дошкольники должны уметь держать в памяти несколько объектов, длительное время должны быть сосредоточены на объектах, одновременно выполнять несколько видов деятельности, быстро переключаться с одного объекта на другой. В возрасте  6-7 лет у детей слабо развито произвольное внимание. В данном возрасте преобладает непроизвольное внимание, так как оно базируется  на новых и интересных объектах. Поэтому в работе с детьми необходимо использовать наглядный материал. Из-за слабой устойчивости произвольного внимания дети плохо сосредотачиваются на задании, поэтому занятие должно продолжаться не более 25 минут. Иначе у ребят пропадет интерес к данному виду деятельности.

Причиной неудач дошкольников является недостаточная активность произвольного внимания, которое формируется в общении ребенка с окружающими его взрослыми. Когда воспитатель выделяет и называет рассматриваемый предмет, происходит перестройка внимания. Оно начинает подчиняться речи взрослого.

Например, ребёнок, который учится что-либо рисовать, вначале двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и языком. Обучение состоит в усилении только одной части движений, координации их в группы и исключении ненужных движений. Произвольное внимание направляется на торможение ненужных движений.

 В своём развитии произвольное внимание проходит определённые стадии. Исследуя среду, ребёнок сначала выделяет лишь ряд предметов обстановки. Затем даёт целостное описание ситуации и, наконец, – интерпретацию случившегося. При этом вначале развитие произвольного внимания приводит к осуществлению поставленных взрослыми целей, а потом уже целей, которые ставятся детьми самостоятельно.

К подготовительной группе возрастает устойчивость внимания. В этом возрасте дети могут играть в одну и ту же игру до 2 часов. Они с интересом рассматривают различные предметы и явления, учатся наблюдать. Возрастает  устойчивость внимания и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребёнок 6-ти лет лучше осознаёт картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Так же долго ребёнок может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности – рисовании, конструировании, изготовлении поделок. Однако такие результаты сосредоточения внимания достижимы только при наличии интереса к этой деятельности. Таким же образом развивается и концентрация внимания. Если в 3 года за 10 минут игры ребёнок отвлекается от неё в среднем 4 раза, то в 6 лет – всего один раз. Это один из ключевых показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

 Хорошим  средством  организации внимания является речь. Вначале взрослые организуют внимание ребёнка с помощью словесных указаний.  Затем ребёнок  сам называет те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата.

  Выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10–12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Речь способствует формированию произвольного внимания.

В подготовительном возрасте дети  начинают овладевать произвольным вниманием, но им тяжело сосредоточиться на определенном виде деятельности длительное время. Поэтому в совместной деятельности с детьми необходимо использовать игровые моменты, подвижные игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением для развития общей моторики, продуктивные виды деятельности.  Чередование  форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне. В противном случае наступает утомление детей. Чтобы избежать этого, взрослым  необходимо следить за соблюдением режима дня, стараться не перегружать ребенка в  выходные дни.

 Свойства внимания необходимо  развивать.  Ребёнок должен понимать, почему нужно  быть внимательным.  Для этого его необходимо научить быть внимательным.

 По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование следующих  умений:

Читайте также:  Маршрут индивидуального развития ребенка в детском саду

 Ребёнок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

 Ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

 Ребёнку нужно помнить и проговаривать  инструкцию в выполнении задания.

 Ребёнок должен приобрести навыки самоконтроля.

 Развитие внимания у дошкольников – процесс  сложный. И чтобы внимание  грамотно развивалось, ведущие педагоги и психологи рекомендуют проводить с детьми различные игры и упражнения.

2.  Упражнения и игры на развитие внимания.

 На развитие внимания направлены нижеследующие упражнения:

Задание 1: Развитие концентрации внимания.

 Взрослый  вместе с ребёнком должен разучить какое-нибудь стихотворение при включённом радио или телевизоре. Первое четверостишие надо учить при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличить громкость. Последнее четверостишие – разучивать при достаточно громком звуке.

Задание 2: Тренировка переключения и распределения внимания.

Ребёнку предлагается лист со строчками, состоящими из разных фигур, которые расположены вперемежку ( круги, квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы и т.д. Даётся задание:

 одну фигуру  зачёркивать вертикальной чертой, а другую фигуру  подчёркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

 Для лучшей организации внимания необходимо между упражнениями проводить развивающие игры

Задание 3: Развитие внимания.

 В ходе игры детям даётся сложное задание. Взрослый показывает замысловатый узор, выполненный на бумаге, и говорит: «Сейчас мы будем это рисовать». У детей не получится сразу воспроизвести нужный узор. Взрослый тогда делит задание на частные задачи, давая инструкции по выполнению отдельных элементов узора. При этом, объясняя, как выполнять тот или иной элемент рисунка, взрослый постепенно увеличивает сложность и объём действий, которые ребёнок должен выполнить.  Ребёнок воспринимает словесную инструкцию взрослого. Потом он повторяет инструкцию вслух и про себя, а затем показывает, что и как он будет выполнять.

Игра  «Самый  внимательный»

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен  запомнить  порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

Игра « Запрещенные движения»

Участники игры располагаются в кругу.

Ведущий сообщает детям, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Поем вместе»

Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок – начинаем петь. Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок – снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.

Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «Добавь слово»

Игру можно проводить с группой ребят. Можно играть и с одним ребенком. Первый ребенок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание детей.

Игра «Найди отличия»

Для развития внимания детей можно использовать следующие задания:

1.Сравни 2  картинки между собой и назови отличия. Найди 5 отличий.

2.Чем отличаются между собой эти картинки? Найди 10 отличий.

  Игра «Где спрятана игрушка?»

Развивает внимание и зрительную память ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку. Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

1.убрать ящички на более длительное время.

2.спрятать 2, а затем и 3 игрушки.

Заключение:

  Взрослые часто восхищаются тем, как быстро дошкольники запоминают сказки, загадки, считалки и стихи. Ребёнок запоминает всё, что привлекает его  внимание. И происходит это непроизвольно.

В подготовительном возрасте перед детьми ставятся сложные задачи, при решении которых необходимо сосредоточить и удержать внимание на объекте, запомнить и воспроизвести материал. Ребенок перенимает от взрослых способы решения задач. Все это приводит к развитию произвольного внимания.

 В дошкольном возрасте ведущим остается непроизвольное  внимание и оно значительно продуктивнее, чем произвольное внимание.

Источник