Развитие внимания ребенка младшего школьного возраста

Развитие внимания ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.

Развитие внимания ребенка младшего школьного возраста

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

развитие внимания у детей: упражнение «Назови цвет»

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Читайте также

  • Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное →
  • 6 причин, почему домашнее задание бесполезно и даже вредно →
  • 10 фактов для родителей, которые помогут воспитать счастливых детей →

Источник

Оксана Храмова
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

Виды внимания:

• непроизвольное – безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;

• произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;

• послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Читайте также:  Значение конструирования для развития ребенка

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.

Свойства внимания:

• объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;

• избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;

• устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;

• умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;

• распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Игры, которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания, как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.

Игра «Зачеркни букву»

В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).

Игра «Вокруг меня…»

Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой.Например: назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.

Игра «Повтори за мной»

Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания. Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку.Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь».К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Игра «Что изменилось?»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку — вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Игра «Топ-Хлоп»

Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко») ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают») – топает.

Игра «Белое и чёрное»

Инструкция: Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори?Набор: снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.

Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек».

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»

Желтое околбя.

Паровоз ястичм.

Желтая акчобаб.

Красивая анишам.

Мышь тищип.

Вишневое еьнерав.

Старинная агинк.

Лиса артих.

Котенок теакуям.

Синее ером.

Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»

Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,

яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,

вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,

до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,

к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,

мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,

о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,

рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,

с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,

учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.

Источник

Как учителя, мы часто замечаем, что многие дети несколько раз переспрашивают то, что им только сейчас объяснили (сколько клеток пропускать, писать ли краткую запись к задаче…)
       Как мамы, мы по несколько раз просим своих детей вовремя убрать игрушки, приготовиться ко сну …
       Почему же это происходит?
Каждый из нас легко ответит на этот вопрос: «Дети невнимательны». А что же такое внимание?
       Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном объекте.
       Внимание не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своём объекте лишь как свойство этой деятельности.
       Результатом внимания является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
       Внимание может быть:
       Непроизвольное – устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом.
       Произвольное – это сознательно направляемое и регулируемое внимание. Человек сознательно избирает объект, на который направляет своё внимание. Произвольное внимание требуется там, где непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем внимание в соответствии с целями, которые мы ставим.Развитие внимания у детей совершенствуется в процессе обучения и воспитания.
       Внимательные дети учатся лучше. У невнимательных — успеваемость связана с показателями произвольного внимания и его распределённостью. Поэтому тренировка распределённости внимания может способствовать улучшению успеваемости.

Основные виды внимания ребёнка – непроизвольное и произвольное тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Поэтому учителя должны стремиться сложное и малоинтересное для своих учеников задание сделать занимательным и интересным.Упражнения для развития внимания на уроках математики.

1. Игра «Красные – Синие».«Красные» по команде выкладывают на парту кружочки. Стоп! А «Синие» столько же квадратиков ( или больше, меньше )
2. 8, 2, 6, 4, 1. Записать исчезнувшее число.
3. Записать числа по памяти.
4. Игра «Живые цифры».Детям раздаются цифры. Выходят к доске:
   а) соседи данного числа;
   б) на 4 больше, на 2 меньше;
   в) сумма 5 и 2, разность 6 и 3.
 5. Показ цифрой количество моих хлопков, стуков, морганий…
 6. Хлопните, топните… столько раз, какую цифру я покажу.
 7. Счёт через 2.
            1 – хлопок в ладоши
            2- коснуться ладонями соседа
 8. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
 9. Хоровое проговаривание счёта, состава чисел и другого вводимого              
     материала способствует непроизвольному запоминанию.
 10.Игра « Кто за кем?»
     Дети у доски. Водящий отворачивается. Дети перестраиваются.
 11.Игра «Что изменилось?»
                      
               

Упражнения для развития внимания на уроках русского языка и чтения.

1. На доске слоги. Дети закрывают глаза. Что изменилось? (один слог убирается, или слоги меняются местами)
2. Написать слоги по памяти.
3. Чтение слов в столбике, найти и показать нужный слог.
4. Закрывается верхняя половина буквы или слога. Дети отгадывают.
5. Показ слога с твёрдым согласным звуком. Нужно написать слог с мягким согласным звуком. От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков?
6. Использование силы голоса при чтении слогов, слов.
7. Речевые зарядки, чистоговорки, скороговорки вырабатывают чёткое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый      темп чтения, память, обогащают речь.
8. Закончите слова: ча…,  кук…,  или начните  …нал,  …ма.
9. При знакомстве с буквой дети придумывают слова, в которых эта буква находится в начале, в середине, или в конце слова.
10.Из сказки или рассказа выбрать слова с нужным звуком и запомнить их.
11.Цепочка слов.  П — — — Г — — — — И — — З — — — К — — С — — — П  …
12.Кроссворд.
13.Г О Р К А
    К  —  —  —  —
     —   —   — М
     —  —  —  А
14.Найди слова с разными сочетаниями:
     а) жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн
     б) самое длинное, самое короткое слово.
15.Показ картинки. Назовите 1 звук, последний звук.
16.Составь слово из 2, 3 слогов.
17.Среди большого количества букв выбрать слово.
18.Прочитать слово справа налево.
19.Написать алфавит через 2, 3 буквы.
20.Составить вопросы по прочитанному.
21.Найти восклицательное, вопросительное предложение. Правильно их прочитать.
22.Составить предложение из слов.
23.Описать один из трёх предметов ( который убрали).      

Читайте также:  Развитие ребенка в два года игры

      Игры с завязанными глазами несут определённую смысловую нагрузку, отключают зрительный анализатор, включают другие органы: слух, осязание. Идёт переключение внимания.

     Зажмурьтесь и достаньте из портфеля ручку или дневник. Расскажите, что вы чувствовали при этом, как изменилось ваше внимание, слух, как действовали руки. 
     У человека  с завязанными глазами напрягается внимание, он старается представить себе все подробности предмета, обостряется слух, осязание, начинается ощущение материала, из которого сделан предмет, движения его становятся осторожными и рассчитанными.

  1   С закрытыми глазами нарисуйте в определённой последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, дерево с правой стороны, крышу.
  2.  У доски 3 команды рисуют с закрытыми глазами голову человека, рот, волосы, левый глаз, подбородок, правое ухо…

Источник

1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное
внимание. Детям трудно сосредоточиться на
однообразной и малопривлекательной для них
деятельности или на деятельности интересной, но
требующей умственного напряжения. Реакция на все
новое, яркое необычно сильна в этом возрасте.
Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и
часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Все внимание направляется на отдельные,
бросающиеся в глаза предметы или их признаки.
Возникающие в сознании детей образы,
представления вызывают сильные переживания,
которые оказывают тормозящее влияние на
мыслительную деятельность. Поэтому если суть
предмета не находится на поверхности, если она
замаскирована, то младшие школьники и не
замечают ее.

2. Объем внимания младшего школьника меньше
(4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8),
распределение внимания — слабее. Свойственно
неумение распределить внимание между различными
символами, объектами восприятия и видами работ.

3. Внимание младшего школьника отличается
неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.
Неустойчивость внимания объясняется тем, что у
младшего школьника преобладает возбуждение над
торможением. Отключение внимания спасает от
переутомления. Эта особенность внимания
является одним из оснований для включения в
занятия элементов игры и достаточно частой смены
форм деятельности.

4. Одной из особенностей внимания, которую также
необходимо учитывать, является то, что младшие
школьники не умеют быстро переключать свое
внимание с одного объекта на другой.

5. Внимание теснейшим образом связано с
эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у
них сильные переживания, приковывает их
внимание. Дети младшего школьного возраста,
безусловно, способны удерживать внимание на
интеллектуальных задачах, но это требует
колоссальных усилий воли и высокой мотивации.
Одним и тем же видом деятельности младший
школьник может заниматься весьма
непродолжительное время (15-20 мин) в связи с
быстрым наступлением утомления, запредельного
торможения.

Взрослый должен организовывать внимание
ребенка следующим образом:
– при помощи словесных указаний — напоминать о
необходимости выполнять заданное действие;
– указывать способы действия (Возьми альбом,
красным карандашом в левом верхнем углу рисуй
кружок)
– учить ребенка проговаривать, что и в какой
последовательности он должен будет исполнять.

Этапы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Вступление. Мотивация к
занятию
Презентация.
Слайд 1.

Тренинг – настрой в начале занятия

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

 

Слова произносятся негромко, но
быстро.

Слайд 2.

– Давайте вспомним
отрывок из стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…

 

Ученики выразительно читают
отрывки стиха

Слайд 3.

– Какого человека мы
называем рассеянным?

– Подберите синонимы к данному слову.

Ученики отвечают на вопрос,
подбирают синонимы к слову: рассеянный:

беспамятный
забывчивый
невидящий
невнимательный
несобранный
отсутствующий
разиня
задумчивый

2. Интерактивная беседа
«Внимание и его особенности»
Слайд 4.

– Попробуем заглянуть в
сундучок и определить способность человека

  • без него невозможно отличить правый ботинок от
    левого;
  • оно заставляет поворачивать голову на
    внезапный звук;
  • оно помогает не заблудиться в лесу;
  • к нему всегда призывают взрослые;
  • без него рискованно переходить дорогу;
  • без него не заметишь, что другому человеку нужна
    помощь;
  • без него не соберешь конструктор;
  • без него невозможно запомнить правило,
    стихотворение, решить задачу;
  • без него никуда.
 

Из сундучка ученики достают
листочки, на которых записаны определения
способности человека.

– Догадались, какая это
способность человека? 
Ответ учеников: это – внимание.
Слайд 5.
– Определим тему классного часа.
Тема: «Мой помощник – внимание».
Слайд 6.
– Поставим цели урока. Что хотим узнать, о чём
услышать и научиться.
Цели: развивать своё
внимание, учиться быть внимательным, упражнения
для развития внимания школьника.
Слайд 7.
– Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано?
– Да, мишень. Ее изображают в виде
концентрических окружностей. Они сосредоточены,
сконцентрированы вокруг центра. Стрелок
старается попасть в центр мишени, а мы стараемся
сосредоточить свое внимание на чем-то.
Ответ учеников: мишень.
Слайд 8.
– Внимание – это умение собирать,
концентрировать свои мысли.
Но, как видим, не всегда это у нас получается.
– Что же мешает нам сосредоточиться?
Ответ учеников:

  • Думаю о посторонних предметах.
  • Иногда настроение плохое мешает.
  • Отвлекает шум на улице или в коридоре.
– Мы видим, что удерживать
внимание иногда очень нелегко.
– Как же можно бороться с этими врагами на
уроках?
Ответ учеников:

  • Выбросить весь мусор из головы и слушать
    только учителя.
  • Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.
  • Не смотреть по сторонам.
  • Не прислушиваться к шуму за окном.
  • Не мечтать о том, что ты будешь делать после
    школы.
  • Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя
    это очень трудно.
– Ребята, внимание – это очень
важное качество человека. От него зависит успех в
любом деле.

– Сегодня мы узнаем, как развивать
внимание. Это можно делать буквально играючи.

 
3. Игровой блокСлайд 9.
– Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

– За одно мгновение, за одну короткую вспышку
света наш мозг способен воспринять (увидеть,
понять, обработать) огромный объем информации.

– Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает
любую картинку или предмет с крупными яркими
деталями.) 

 
Слайд 10.
– А теперь запишите на листах бумаги, какие
детали вам врезались в память.
Дети пишут в течение 1-2 минут.
Слайд 11.
– Посчитайте количество деталей, которые вы
заметили по критериям.
Это объем вашего внимания.
Самооценка выполненной работы по
критериям:

>7 деталей – отличный результат,
5-6 деталей – хороший результат,
<5 деталей – нужно работать над своим вниманием

Слайд 12.
– Игровое упражнение «Треугольники и круги»
– А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет
делать несколько дел одновременно.
– Попробуйте нарисовать на доске правой рукой
пять треугольников, и одновременно левой рукой –
5 кругов. – А вы, ребята (обращается к классу),
попробуйте сделать это на листах бумаги. Но
старайтесь, чтобы у треугольников были острые
уголки, а окружность была плавной. На это вам
дается 1 минута.
 

Выходят 2-3 ученика, они рисуют фигуры на доске.
Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на
листах бумаги.

– Это упражнение учит нас
распределять внимание и концентрировать его на 2
объектах.
Самооценка выполненной работы по
критериям:
Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур,
это хороший результат.
Слайд 13.
Игровое упражнение «Спрятанные имена»
– А теперь упражнение на концентрацию
внимания.
На доске написаны 4 предложения.
Среди букв в каждом предложении спрятаны имена
мальчиков и девочек. Попробуйте отыскать эти
имена за 1 минуту.
Пример: «…принес кофе дяде». (Федя)
 

В течение 1 минуты дети анализируют
предложения.

– А теперь ответьте на мои
вопросы к этим предложениям:

1. Кто же сказал про
свист соловья в листве? (Вера.)
2. Кто пел песни на сцене? (Нина.)
3. Кто купил тетради малышам? (Дима.)
4. Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

 

  1. «В густой листве раздается свист соловья»,
    – сказала…
  2. …пела песни на сцене
  3. …купил тетради малышам.
  4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», –
    сказал… 
Слайд 14.
Игровое упражнение «Смотреть и видеть»
– И ещё одно задание на внимательность. Ребята,
вы уже … лет учитесь в одном классе. Каждый день
смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть?
Сейчас мы это проверим.
– Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто
из вас более внимательный? 
Итак, вопросы:
1. Какого цвета глаза у твоего соседа?
2. Какого цвета волосы?
3. Есть ли на лице у него родинки?
4. Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок
на брюках)?
5. Есть ли у него сегодня на руках часы?
6. В какой обуви он пришел сегодня в класс?
7. Есть ли карманы на одежде, сколько их?
8. Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?
9. Какая у него прическа сегодня?

На примере этого упражнения вы смогли сами
убедиться, как нам не хватает внимательности и
наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и
видеть друг друга.

 

Выходят два ученика – соседи по парте.

Один разворачивается спиной к соседу и
отвечает на вопросы учителя и одноклассников.

Это упражнение можно повторить с другой
парой соседей по парте.

4. Игровая пауза. «Кросс»Слайд 15.
– Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время
работы обязательно нужно делать небольшие
перерывы и переключаться на что-то другое.
– Мы переключимся на игру «Кросс».
– Встаньте, выйдите из-за парт.
– Я буду быстро называть препятствия, а вы должны
показать, как вы будете их преодолевать.
– Знакомит с препятствиями.
Учитель вразброс называет препятствия. После
игры учитель предлагает всем вновь занять свои
места.
Кросс – это бег по
пересеченной местности.

У нас
препятствия будут такие:

горы – поднимаем руки вверх;
ямы – опускаем руки вниз;
вода – плывем;
лесная чаща – наклоняемся вперед, чтобы
ветки не поцарапали лицо.

Дети выполняют движения в течение 3 минут под
музыку.

5. Конкурс «Профессия –
детектив»
Слайд 16.
– Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть
такие профессии, в которых внимательность и
наблюдательность – это самые необходимые
профессиональные качества.
– Какие же это профессии?
– Да, люди данных профессий должны обладать
обостренным вниманием. Буквально по одному
взгляду на человека детектив может рассказать о
нем очень много.
– Недаром Шерлок Холмс говорил, что
наблюдательность – это его вторая натура. А
теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие
детективы?
 

Ответы учеников: врач, учитель, шофер,
милиционер.

– Начинаем конкурс
«Профессия – детектив».

Сейчас к доске
выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на
нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка
выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою
внешность. После этого она вернется в класс, и вы
вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы
должны будете найти эти изменения в ее внешности
и записать все, что вы заметили, на листочке
бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания
не обращаем.
– Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7
изменившихся деталей внешности (имя
девочки).

Договориться с одной ученицей о
том, что она в течение 3 минут изменит внешность.
Сначала она предстанет перед ними в одном виде,
затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в
свою внешность: расстегивает пуговицы,
меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает
или убирает ремешок, берет в руку платок.

Дети
смотрят на девочку, вернувшуюся в класс,
записывают изменившиеся детали.

– Ну вот, оказывается,
детективов у нас в классе много. Это (фамилии
учеников).
Ученики читают свои записи,
девочка оценивает их ответы.

Молодцы!

6. Домашнее заданиеСлайд 17.
– Наш классный час подходит к концу. Но развивать
свое внимание вы можете каждый день: на уроках и
переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя
– это очень увлекательное занятие. Награда за
него – это успех и уверенность в себе.
Домашнее задание:

Найдите
дома интересные задания, игры, упражнения для
развития внимания.

7. Подведение итогов (рефлексия)– Как вы считаете, ребята, будет
ли для вас какая-нибудь польза от нашего
классного часа?
– Что вы почувствовали, выполняя упражнения на
развитие внимания?
– Оцените свою работу на занятии по критериям
«Светофор».
– Желаю вам, ребята, успехов!
Слайд 18.
– Спасибо за внимание!
Ученикам предлагается оценить
информацию
, полученную на занятии одним из
трех кружков красного, жёлтого, зеленого цвета по
критериям «Светофор»:

  • красный цвет – “мне на занятии было не
    интересно“;
  • жёлтый цвет – “считаю информацию,
    полученную на занятии недостаточно полезной”;
  • зеленый цвет – “считаю информацию,
    полученную на занятии интересной и очень
    полезной”.
Читайте также:  Норма развития роста и веса ребенка 7 лет

Источник