Развитие внимания ребенка через дидактические игры

Татьяна Богданович
Дидактические игры для развитие всех свойств внимания у дошкольников

Классификация игр на развитие свойств внимания

Свойство внимания, задачи Название. Ход игры.

Устойчивость

1.«Переплетённые линии»

Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Задача ребенка проследить за каждой линией от начала до конца. Сначала можно пользоваться карандашом, пальцем, а затем без всего. Ребёнок вслух называет номер линии слева и номер этой линии справа.

2.«Что где лежит?»

Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

3.«Говорящие рисунки»

Ребенку необходимо найти изображения в порядке их рисования (т. е. первый рисунок-тот, где появилась всего одна линия, во втором добавилась ещё одна и так до тех пор, пока не появится весь рисунок полностью).

4. «Весёлая рыбалка»

Необходимы два набора карточек: один-с геометрическими фигурами, другой- рыбаки с рыбками по форме напоминающими геометрические фигуры. Ребёнок должен найти и положить рядом с картинкой ту геометрическую фигуру, форма которой напоминает рыбку. У кого больше будет собрано пар-тот и победил.

5. «Мишка спрятался»

Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место — обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.

При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место, и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.

Когда дети научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне их роста, можно усложнить задание — спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание детей, что мишка хочет высоко (низко) спрятаться, чтобы его было труднее найти. Когда дети ищут предмет, педагог предлагает им посмотреть вверх (вниз).

Концентрация

1.«Охотники»

В лесу (набор букв или символов) спрятались птицы (заданная буква, символ). «Охотнику» нужно отыскать и поймать (увидеть и зачеркнуть) всех птиц. Ребёнку надо сконцентрироваться на одной заданной букве (символе) и за 2 минуты вычеркнуть в наборе как можно больше букв и как можно меньше пропустить.

2. «Послушаем минуту»

В течении минуты нужно прислушиваться к окружающим звукам, потом каждый по очереди называет услышанные звуки. Выигрывает участник, назвавший больше звуков.

3.«Не пропусти растение».

Дети слушают слова, которые произносит взрослый. Всякий раз, когда среди слов встречаются названия растений, дети должны хлопать в ладоши

4. «Строители»

Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

5. «Обгонялки»

Детям предлагают таблицы с цветными цифрами. Задача игроков-быстрее друг друга находить и показывать цифры одного цвета по порядку от 1 до 10 (до20). Тот, кто показал цифру раньше получает очко (фишку). В конце игры подсчитываются очки и определяется победитель.

Распределение

1.«Охотник»

В лесу (набор букв или символов) спрятались птицы (заданные 2 буквы, картинки). «Охотнику» нужно отыскать и поймать (увидеть и 1-зачеркнуть, 2-ю обвести в кружок) всех птиц. Ребёнку задаются две буквы (картинки) и два способа вычеркивания. Например, все «Р» надо зачеркнуть, а все «И» обвести в кружочек и делать это надо одновременно. Ошибкой считается не только пропуск букв, но и неправильный способ вычёркивания. Если это получается, можно усложнить, добавив задачу распределения внимания между двумя различными видами деятельности. Для этого во время выполнения ребёнком здания, надо читать вслух небольшой отрывок, содержащий какой-либо сюжет. Ребёнку надо не только выполнить задание с вычеркиванием, но и слушать чтение, чтобы потом рассказать, о чем была история.

2. «Найди отличия»

Показать ребёнку две похожие картинки и попросить найти все (не меньше 10) отличия. Можно устроить соревнование между детьми, подсчитывая, кто найдет больше отличий.

3. «12 одинаковых предметов»

Сравнивая две картинки найти 12 одинаковых предметов. Например, картинки двух комнат: «Брат и сестра живут в разных комнатах, н в этих комнатах есть 12 одинаковых предметов. Постарайся найти все!»

4. «Смешанный лес»

Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).

5. «Слушай в оба уха»

Читаем ребёнку предложение и одновременно стучим рукой по столу, но так, чтобы ребёнок не видел. Ребёнку необходимо повторить предложение и сказать, сколько было стуков (количество стуков не должно совпадать с количеством слов в предложении, стуки могут быть равномерными или с разными интервалами). Для начала надо выбирать короткие предложения и небольшое количество стуков.

Переключение

1. «Охотник»

В лесу (набор букв или символов) спрятались птицы (две заданные буквы, 2 символа, 2картинки). «Охотнику» нужно отыскать и поймать (увидеть и зачеркнуть) всех птиц. Ребёнок начинает искать одну букву (картинку, но как только раздается сигнал (хлопок в ладоши, он ставит там, где остановился черту (для того чтобы потом можно было проверить) и дальше продолжает искать и зачеркивать другую букву (картинку). Если сигнал повторяется, то ребёнок снова переключается на первую букву (картинку) и т. д.

2. «Слушай хлопки»

Дети идут по кругу под музыку и слушают ведущего. Если ведущий хлопнет в ладоши один раз, они встают в позу плакучей ивы (руки в стороны и ноги врозь, если два раза-в позу высокого тополя (ноги врозь, руки вверх, если три- в позу маленького кустика (присесть на корточки, руки в стороны).

3. «Четыре стихии»

Ведущий показывает движения, которые соответствуют 4 стихиям: небо-руки вверх, огонь- вращение руками, согнутыми в локтях, земля- руки вниз, вода-волнообразные движения рук. Дети стоя внимательно слушают взрослого. Он называет стихии произвольно, не показывая движения. Задача ребёнка- не ошибаться, быстро и правильно показать движение, соответствующее произнесенным словам.

Читайте также:  Математическое развитие ребенка младшего школьного возраста

4. «Обгонялки»

Детям предлагают таблицы с цветными цифрами. Задача игроков-быстрее друг друга находить и показывать цифры указанного цвета по порядку от 1 до 10 (до20). Цвет искомой цифры нужно менять по условному сигналу (по хлопку). Перед началом игры выбираются два или три цвета в зависимости от сложности. Игроки начинают искать цифры одного цвета, но как только раздаётся сигнал, искомый цвет меняется. (Например, начинают показывать цифры красного цвета-1,2,3,4, хлопок, и дальше ищут цифры зелёного цвета-5,6,7, ещё хлопок и снова красные т т. д. Тот, кто показал цифру раньше получает очко (фишку). В конце игры подсчитываются очки и определяется победитель. При любой ошибке игрок теряет очко.

Объем

1.«Общий звук»

Ребёнку читают 4 слова. Его задача- услышать, какой звук есть в каждом слове, т. е. найти общий звук. Если после двух прочтений ребёнок не услышал общий звук, попробовать в третьем прочтении выделить его интонационно.

2. «Найди два одинаковых предмета»

Ребенку предлагается:

— рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

— картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

— рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

3. «Выкладывание узора из мозаики»

Ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. Нужно выложить точно такую же цифру, букву, как на рисунке (образце)

4. «Воспроизведение геометрических фигур»

Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце». Аналогично можно играть с любыми тематическими картинками.

5. «Точки»

Предлагаются два рисунка с квадратами из клеточек 4*4, в одном расставлены определённым образом точки, а другой –пустой. Задача ребенка расставить точки в пустых квадратах так же, как в образце.

Повышаем энергетику, общую гармонизацию соматического статуса ребёнка насыщаем мозг кислородом.

(Эти задания будут полезны детям, у которых снижена работоспособность: они долго делают все задания, быстро устают,у них снижен общий темп деятельности) 1. Дутибол

Игроки сидят за столом друг напротив друга. Двумя кубиками обозначаются ворота противника. В центр стола помещают мячик для настольного тенниса. По команде игроки начинают дуть на мячик, стараясь задуть его в ворота противника. При этом дотрагиваться до мяча нельзя. Если закружится голова, то делается пауза. После перерыва можно продолжать. Игра идет до трех голов.

2. Морские маневры.

Необходим лист бумаги и кубики (любые небольшие предметы, которые можно расставить на столе, как ориентиры)

Сделать вместе с ребенком кораблик, сложив его из бумажного листа. Расставить на столе кубики, которые будут играть роль препятствий. Задача ребёнка- дуя н кораблик, переместить его с одного конца стола на другой так, чтобы он не застрял и смог обойти все препятствия.

3. Ныряльщики.

Представить, что будем нырять без акваланга. Делаем глубокий вдох и на выдохе считаем метры: 1метр, 2метра, 3 метра…Считать надо пока хватит воздуха, ведь под водой нельзя делать ещё один вдох. Выигрывает тот, кто сможет дольше просчитать на одном выдохе (кто может глубже погрузиться). Задача- растянуть выдох как можно дольше.

4. Оперный певец.

Будем играть в соревнования оперных певцов. Делаем глубокий вдох и «поем» (тянем) гласный звук до тех пор, пока хватит дыхания. Выигрывает тот, кто сможет пропеть дольше других.

Развитие произвольности, контроля и планирования деятельности

1. Скалолаз

Ребёнок должен пройти вдоль стены (скалы, касаясь стены минимум тремя «точками опоры» и единовременно передвигая только одну конечность. Оторвав одновременно две конечности, ребенок проиграл (сорвался). Когда ребенок идет вдоль стены, проговаривайте каждый его шаг вслух, это поможет сократить количество ошибок и активизирует внимание ребенка на своих действиях. Затем попросите ребёнка самому озвучивать каждый свой шаг, проговаривая программу действия- это будет способствовать формированию функции планирования и контроля над своими действиями. Ошибиться можно не более 5 раз.

2. Не проговорись

Вы задаете ребёнку вопросы, а он должен отвечать на них так, чтобы не сказать «запретных» слов: «да», «нет», «зелёный».

3. Болгария

Вы задаете ребёнку вопросы, а он отвечает «по –болгарски»: кивая, если хочет сказать «нет», и качая головой, если хочет ответить «да». Перед началом игры убедитесь, что ребёнок понял, пусть покажет, как он будет говорить «да» и как- «нет».

4. Охотник за словами

Вы читаете список слов. Задача ребёнка-хлопнуть в ладоши (поймать животное). А правильно пойманное животное он получает очки, за ошибку (хлопок на слово, не обозначающее животного) теряет два очка. Можно использовать различные варианты: «Поймай все, что летает», «Поймай профессию», «Поймай все растения» и т. п. Можно постепенно усложнять: хлопнуть по столу левой ладошкой, если услышит название животного, правой- если название съедобного предмета, и хлопнуть в ладоши в ответ на название неодушевлённого и несъедобного.

6.«Летел лебедь»

Играют парами. Игроки, находясь друг напротив друга, ставят ладони одна между другой. Затем по очереди хлопают друг друга по ладони, произнося по очереди слова:

первый-«Летел»

второй- «лебедь»

1-«по синему», 2- «небу», 1-«читал», 2-«газету», 1-«под номером», 2-называет любое число от1 до10). Далее игроки считают до выбранного числа по очереди, сопровождая счет хлопками. Тот, кто называет последнюю цифру должен успеть поймать ладонь второго игрока (хотя бы её коснуться). Второй игрок в это же время должен успеть убрать ладонь. Выиграет тот, кто будет быстрее. Игра идет до трёх очков. Аналогичная игра с буквами: «Шла корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?». Назвать любое слово и прохлопать его по буквам.

Источник

ирина шафикова
Опыт работы «Использование дидактических игр в развитии внимания детей»

С каждым днём жизнь современного человека становиться все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов, многообразие форм массовой культуры приводят к увеличению объема знаний, необходимых для успешного решения возникающих проблем.. Происходящие в обществе изменения не могут не сказываться на системе образования. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования как к развитию детей в целом, так, в частности, и к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат.

Как показывает практика, одной из актуальных для начальной школы является проблема развития внимания. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников, вчерашних дошкольников.

Система познавательных процессов обеспечивает общее развитие ребенка. Необходимо иметь в виду взаимосвязь всех подструктур этой системы мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения и т. д. В связи с тем, что в наше время растут нагрузки на детей, а возможности для отдыха и для эмоциональной двигательной разрядки становиться меньше, многие дети, особенно старшего дошкольного возраста бывают не готовы к школьному обучению, т. к. познавательные процессы бывают развиты не в достаточной степени. Одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, учения, является наличие такого качества, как направленность психической деятельности, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.

Читайте также:  Роль книги в развитии ребенка родительское собрание презентация

.Таким образом, я считаю эту тему актуальной в том, что действительно у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформирована концентрация и устойчивость внимания; Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением;

Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь управлять своим вниманием, а этому может помочь специально организованная, целенаправленная работа по развитию навыков произвольного внимания, который будет способствовать повышению уровня концентрации и устойчивости внимания.

Целью моей работы является 1)Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания в младшем дошкольном возрасте. 2)Целенаправленная работа по развитию устойчивости и концентрации внимания детей по разработанным конспектам в игровой форме.

Задачи:

1) Изучение научно-методической и психологической литературы по данной проблеме.

2) Изучение развития устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания у детей младшего дошкольного возраста.

3) Работа по развивающей программе, направленная на развитие внимания в старшем дошкольном возрасте для подготовки детей к школе.

2.1. Изучение развития внимания у детей в младших группах.

Внимание –необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.

Свою работу начала с ясельной группы. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Главным условием игровых действий являлись привлекательность предметов и общение детей друг с другом. В этом возрасте про-водила такие игры, «Пальчик», «Прятки с игрушками», в этих играх учила детей выделять и держать цель действия. Например игра «Пальчик» развивает целенаправленное внимание, которое опирается на интерес детей к при-влекательным картинкам. В процессе игры ребенок выбирает из небольшого количества знакомых ему предметов изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Во второй млад-шей и средней группе эта игра усложняется тем, что, количество предметов увеличивается. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность. Она заключается в том, что

малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый.

В начале эту игру проводила в индивидуальной форме, а со второго полугодия во второй младшей группе внесла элемент соревнования, но построена так, что в нем не было проигравших. Подзывала к себе двух детей, предлагала им сесть друг против друга и садилась сама лицом к детям. Просила поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка.Затем произношу следующие слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится … яблоко?» Дети показывают картинку,я обращаюсь к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку даю возможность «отыграться» и называю еще какую-нибудь картинку, желательно ту, которая находится прямо перед ним. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.

Следующая игра, это «Прятки с игрушками». Цель данной игры – развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-либо работу, доводить дело до конца. С детьми ясельной группы брала одну яркую игрушку, показывала, описывали внешний вид, затем просила детей закрыть глаза, спрятав игрушку просила найти эту игрушку. А во второй младшей группе эту игру усложняю тем, что использую пять-семь игрушек. Игрушки должны быть среднего размера, очень привлекательными и новыми для детей (их можно взять в соседних группах детского сада). В этой игре предлагала детям сесть поудобнее, при-двигая столик с игрушками к ним поближе и объявляла, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Подзывала к себе троих детей и предлагала каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?» — спрашивала каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, предлагала встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки, а остальных участников просила соблюдать полную тишину, не подсказывать, где спрятаны игрушки, не выдавать общего секрета.

К процедуре прятанье игрушек привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Эта игра развивает детей и забавляет их, и как показывает практика, является одной из самых любимых, как для детей, так и для воспитателей. Во второй младшей и средней группе использовала больше игр, а знакомые игры усложняла и видоизменяла. Например, в игре «Раз, два, три – говори! Это игра дала мне возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным – это Миннигалиев А, Темерянова А, Худайбердина А, Бахтин Д, Батыров Д, Гильманова А, а остальным детям это дается с трудом. С такими воспитанниками я играла отдельно парами, подбирая детей с примерно равными возможностями. Отмечая неудачи отдельных детей, я проявляла тактичность. Показывала свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выражала уверенность в том, что он научится быть внимательным. В игру «Прятки с игрушками» привлекала непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться. Игра»Отзовись, не зевай?» помогала выявлять детей с неуправляемой активностью (Азнаев Т, Игнатьев С, Хиразов И, Шайхутдинов А, Галиева И, Тройно В, у них отсутствовало сосредоточенность и устойчивость внимания. С этими детьми играла в эту же игру отдельно, для того чтобы выяснить причины, мешающие им сосредоточится, и помогала преодолевать эти недостатки. Для детей с рассеянным, неустойчивым вниманием облегчала правила. Например, после выполнения своей роли, когда ребенок освободится от картинки и участие в игре становится в тягость, поручала покормить птичек или отвести на место коров, т. е. выполнить дополнительные движения, которые служат разрядкой и продлевают интерес к игре.

Таким образом, я решила помочь развить у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность, т. к. сам ребенок не сможет своевременно научиться управлять своим вниманием.

2.2. Значение дидактических игр в развитии внимания детей.

Читайте также:  Социальный центр развития ребенка

Для выявления уровня развития внимания у детей средней группы в начале учебного года была проведена психологическая диагностика по методике «Найди и вычеркни». Результаты показали, что у большинства детей преобладает низкий и средний уровень развития внимания. (см. приложение №1)

Для того, чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, приобрели специальные развивающие игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. А также использовала следующие игры: «Не путай цвета», «Зеркало», «Четвертый лишний», «Кто живет в лесу» и т. д. Все эти игры проводятся в специально разработанных конспектах в игровой форме, которые проводились во вторую половину дня с группой детей, а также в индивидуальной форме.

Все эти игры начала проводить в начале учебного года в средней группе. В начале из-за слабо развитого устойчивости, сосредоточенности и целенаправленности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнение ребенком каких-либо заданий была трудной и неинтересной, которая требовала длительного сосредоточения. Ребенок начинал вертеться и отвлекаться.

В начале работы у детей преобладал в основном низкий и средний уровень развития устойчивости и сосредоточенности внимания в связи с быстро возникающим утомлением при выполнении ребенком трудной и неинтересной для него работы, требующей длительного сосредоточения. После проведенной работы уровень внимания повысился, внимание детей можно и нужно воспитывать.

Хочу отметить, что родители очень заинтересовались в развитии внимания детей. Они помогали в приобретение дидактических игр. Такие как «Развитие внимания», «Свойства», «Закономерности», «Признаки», «Аппликация» и т. д. Все эти игры также помогали развивать внимание детей. Даже самые невнимательные дети, как Азнаев Т, Хиразов И, Игнатьев С, они с интересом играли в эти игры.

Зная что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно, и к одной, даже очень полезной игре. Я уделяла больше внимания играм с различными вариантами – одну и ту же игру видоизменяла. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохраняет еще некоторые время интерес к уже знакомой детям игре.

Например в игру «Подбери узор» я привлекала детей со слабо развитым вниманием. (Ахметов В, Бадретдинов И, Хиразов И, Вахитов И, Абубакиров Т, Тройно В, в этой игре я была ведущим и показывала фигурку, а дети находили, у кого на карточке был подходящий узор, и смотрели, подходит ли фигурка по форме. Выигрывал тот, кто быстрее находил все свои фигурки. Вначале им было трудно ориентироваться в своих карточках, поэтому я раздавала по одной, но путем многократного повторения, я стала увеличивать, количество карточек. Эта игра детям очень понравилось, потому что здесь возникало соревнование, и каждый ребенок хотел выиграть и стать победителем.

Игра «Запоминай-ка» проводилась со всей группой, небольшими группами, по очереди, дети решали общую задачу. Вначале показывала две одинаковые картинки. Учила детей видеть изменения, затем усложнила задачу. Брала две одинаковые картинки, показывала первую картинку, описывали, картинку переворачивала, затем показывала вторую такую же картинку, но с небольшими изменениями и дети по памяти должны были увидеть изменения и сказать, что было на первой картинке и какие изменения произошли во второй. Сначала детям сложно было решать эти задачи, но путем многократного повторения, они научились видеть изменения. Эта игра помогает детям быть собранным и внимательным.

В средней группе у многих детей, кроме Ахметова В, Хиразова И, Игнатьева С, Галиевой И, Бадретдинова И, Тимергазиной Л, Абубакирова Т после проведенной работы устойчивость и сосредоточенность внимания значительно повысился. Чем раньше начинаешь развивать внимание детей, тем эффективнее работа. Но все же по-настоящему о развитии внимания можно говорить лишь с 6-7-летнего возраста, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения. Сравнив детей шестилетнего возраста с 4-5-летними, я заметила, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10-15 минут. Шестилетки в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты.

Детей со слабо развитым вниманием, неуверенных в себе и своих возможностях, постоянно подбадриваю, внушаю им веру, в свои силы и помогаю работать. Благодаря этому многие дети стали более увереннее в себе, внимательнее. Так Марсель, Тимур, Данил, Наиль, Азалия Х, Диана, Вадим Г. Научились понемногу включаться в коллективную игру, проявляют интерес к ним.

Проблема внимания остается традиционно одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания – как фундаментального, так и прикладного характера.

Как известно, внимание имеет очень важное значение в жизни и деятельности ребенка. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении,писал: «… внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.

Исследователи считают, что развитие устойчивости внимания детей нужно изучать, определяя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, сосредоточившись на одной игре. По некоторым данным максимальная деятельность одной игры у полугодовалого ребенка составляет 14 минут, но к 6 годам возрастают до полутора часов. Поэтому я усложняю, и буду усложнять задачу игровой деятельности. В связи с усложнением деятельности детей,их внимание приобретает больше сосредоточенности, устойчивости, но основное изменение внимания состоит в том, что дети начали управлять своим вниманием сознательно, который направлен на один предмет.

Я считаю, чтобы развить, внимание ребенка нужна обширная работа, это упражнения, дидактические игры, словесные игры. Игры занимают огромное место в жизни ребенка, она является очень хорошим средством развития внимания. В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересует и на которых сосредоточить внимания не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Соблюдаю и определенную последовательность при подборе игр, учитываю, что играм с более трудным заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. В дидактической игре заинтересовываю детей и решаю ту познавательную задачу, которую она призвана решать, к этой игре заранее тщательно подготавливаюсь. Если игра имеет несколько вариантов, располагаю по возрастающей степени трудности и следующий вариант даю детям только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий менее сложный вариант.

Таким образом, я не остановлюсь на достигнутом, так как требуется еще большая работа, направленная на дальнейшем изучении развития устойчивости и концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста по специально развивающей программе, направленная на развитие внимания дошкольника. Продолжу работу по этой интереснейшей тематике педагогического процесса. С интересом слежу за новинками игр в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», и т. д. Каждую новинку постараюсь внедрить в свою работу. Планирую еще больше обогатить дидактическими играми и пособиями игровой уголок. Думаю, мне удастся осуществить мои планы. Я считаю, что работа по развитию внимания очень помогла моему первому выпуску. По словам родителей выпускников, их дети успешно обучаются в школе. А это значит, что устойчивость и концентрация внимание детей подлежат коррекции, внимание детей можно и нужно воспитывать.

Источник