Развитие у ребенка знаний о времени года

Развитие у ребенка знаний о времени года thumbnail

Алла Митапова
Методика ознакомления детей с временной последовательностью «Времена года»

СЛАЙД 1

Нет ничего более упорядоченного, чем природа.

Цицерон

Знания о сезонных изменениях в природе.

Новые личностно-ориентированные задачи воспитания потребовали изменения акцентов в организации деятельности дошкольника. Для педагога в дошкольном образовательном учреждении главным становятся не формальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит — и его личностному развитию. Только благодаря активной эмоциональной включенности дошкольника в познавательную деятельность новая информация становится для него подлинным знанием, которое в дальнейшем сможет обеспечить его жизнедеятельность в любых ситуациях и обстоятельствах.

СЛАЙД 2

В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что зачем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.

СЛАЙД 3

Общие задачи:

— замечать и выделять характерные особенности сезона;

— устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и

явлениями;

— приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и

растений.

СЛАЙД 4

Задачи должны конкретизироваться в зависимости от возраста детей, постепенно расширяться и усложняться.

Первая и вторая младшая группа.

В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений,об отдельных объектах природы: о природном материале и его свойствах. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов. Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы.

Средняя группа

Дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона,например: осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи,например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.

СЛАЙД 5

Старшая группа

Дети должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

СЛАЙД 6

Подготовительная группа

Дети могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

СЛАЙД 7

Воспитательный процесс не возможен без личностно-ориентированного подхода в воспитании дошкольников, который подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку. К достоинствам личностно-ориентированного обучения относится, прежде всего, внимание к внутреннему миру ребенка, развитию личности, посредством учения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения. Личностно-ориентированный подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий,идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы:

СЛАЙД 8

Приёмы:

СЛАЙД 9

Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы Дети имели определенное количество представлений, достаточно глубоких и полных, но и умели разумно применять их в различной деятельности.

СЛАЙД 10

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с сезонными изменениями в природе.

В детском саду используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с природой широко используются указанные методы.

СЛАЙД 11

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

СЛАЙД 12

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

СЛАЙД 13

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы, отгадывание загадок. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

СЛАЙД 14

Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Читайте также:  Эссе диагностика развития ребенка

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

СЛАЙД 15

Хороший приём развития наблюдательности – это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещёпо одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формировании навыка письма.

Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек, так и со всей группой воспитанников.

СЛАЙД 16

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.

СЛАЙД 17

Заключение

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

СЛАЙД 18

Природа так обо всем позаботилась,

что повсюду ты находишь, чему учиться.

Леонардо да Винчи

СЛАЙД 18 Спасибо за внимание!

Источник

Мария Шиловская
Сущность понятия представления о временах года

Наблюдение за сменой времён года и фиксирование данного процесса является важным условием формирования общих представлений о времени у детей дошкольного возраста, т. к. сама смена времени года сопровождается явными, изменениями в природе. И эти изменения легко зафиксировать [25].

«Представление — процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека»[12,с. 56-58].

Формирование представлений о времени является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности, рационально использовать свое время, укладываться в отведенный отрезок времени. Чувство времени позволяет ребенку быть более организованным, собранным, точным.

Время является сложной абстрактной категорией. Усвоение временных категорий требует определенного уровня развития мышления ребенка. Интерес детей ко времени с возрастом расширяется и углубляется, охватывая разные аспекты времени и круг явлений, протекающих в нем [2,с. 67,69].

Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей протекает во времени, представления о нем возникают у детей сравнительно поздно. Это связано со специфическими особенностями времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени.

Восприятие — психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

Восприятие детьми времени своеобразно: оно воспринимается конкретно и опосредовано, то есть через косвенные признаки и действия. Знания о времени часто носят формальный характер, так как не опираются на понимание деятельности, текучести, необратимости и периодичности времени[4,с. 78-81].

При целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и учатся использовать его в практической и интеллектуальной деятельности.

Время не имеет наглядной основы, текуче, необратимо. Эти свойства сложно усвоить ребенку в силу особенностей развития его мышления. Кроме того, у человека отсутствует специальный орган восприятия времени, что также обуславливает сложность формирования представлений о времени[8,121,124].

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста является важной педагогической задачей.Этой проблемой занимались следующие педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн,// А. П. Леушина,//Е. И. Щербакова,//Т. Д. Рихтерман,//Р. Л. Непомнящая, Е. Н. Лебеденко,//Е. В. Звонова и другие.

Формирование представлений старших дошкольников о времени является одним важных направлений в работе дошкольного педагога. Причина этого как указывает исследователь Звонова Е. В. в том, что «время является фундаментальной базисной категорией и играет большую роль в познании человеком окружающего мира».

Читайте также:  Этапы развития ребенка после года

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры, утверждает Р. Л. Непомнящая. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, тем самым, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе. Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию своей деятельности во времени, например, целенаправленность, организованность. В разных видах деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени. Умение определять время, правильно пользоваться словами для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка[1,с. 98-101].

Представление о времени и пространстве,у детей развиваются: на занятии по математике, изодеятельности, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных. Так же представление о времени и пространстве у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь[5,с. 53].

Формирование представлений о временах года, имеет для детей старшего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования. Эта сложность обусловлена тем, что время как категория, обладает рядом специфических особенностей, которые делают его абстрактным понятием. У старших дошкольников ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление, и только начинают складываться зачатки логического. Эта психологическая особенность старших дошкольников усложняет процесс формирования представлений о временах года. Таким образом, с одной стороны, в старшем дошкольном возрасте необходимо формировать представления о временах года, с другой стороны, этот процесс осложнен возрастными особенностями детей[21,с. 25-27].

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с временами года, в первую очередь, начинается с обучения ребенка, когда он уже осознает, что такое жара и холод, ориентируется в природных изменениях. Есть несколько способов для успешного обучения ребенка.

Можно вместе сделать карту времен года, на которой отобразить все месяцы картинками. Совместный досуг послужит не только обучающим методом, но и хорошим развлечением[7,с. 15].

Так же, необходима постоянная работа по формированию у дошкольников представлений о времени. Так, у детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о смене и периодичности времени. Сведения об отдельных временных обозначениях являются поверхностными, вне системы временных отношений. Осознание временных отношений и характер использования детьми временных мер во многом случайны, ибо зависят от того, каким конкретным содержанием наполняется каждый из временных эталонов[9,с. 66].

Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, что будет способствовать формированию их психологической готовности к занятиям[12, с. 81].

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения[3,с. 45].

Таким образом, учёные психологи и педагоги определяют понятие представления, как процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

И считают, что формирование представлений о времени является важнейшей задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Это обусловлено тем, что с началом систематического обучения в школе, детям будет необходимо реагировать на разные временные интервалы, ускорять и замедлять темп своей деятельности.

Источник

Екатерина Николаевна Пилипавичус
Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года»

Открытое занятие в старшей группе «Времена года»

Цель: Закрепить и систематизировать представление о временах года.

Образовательная: Закрепить представление детей об основных признаках всех времен года.

Воспитывать: бережное отношение к природе.

Развивающая: развитие внимания и мышления.

Материал: иллюстрации с изображениями всех времен года, игрушка Буратино, мяч, клей, элементы аппликации, кисточки, карточки с изображением насекомых, мольберты.

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с гостями и встают в круг.

Воспитатель: Дети сегодня утром на столе я нашла вот это письмо, давайте его прочитаем. «Дорогие ребята, я Буратино, мне скоро идти в школу, а я забыл и перепутал все о временах года. Помогите мне, расскажите о временах года. Буратино. «

Воспитатель: Ну что ребята, поможем Буратино? Давайте его позовем. (Дети зовут Буратино. Он приходит и садится вместе с детьми) А чтобы помочь Буратино, мы отправляемся в путешествие по разным временам года и расскажем ему все, что мы о них знаем.

Психогимнастика:

Собрались все дети в круг,

Читайте также:  Детские центры развития ребенка новочебоксарск

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: И сейчас с таким хорошим настроением и улыбками мы начинаем наше путешествие, рассаживаемся по местам.

(Дети рассаживаются под музыку П. И. Чайковский «Времена года».)

Воспитатель:

Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут — поживают Круглый год и его четыре дочери — Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.

— А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/

— Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/

— А кто же замыкает год? /Ответы детей/

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать о каком времени года в ней говорится.

(Осень)

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(Осень)

Молодцы, ребята!

Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?

Дети:

— Месяцы!

Воспитатель:

— Назовите сыновей осени!

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель:

Что происходит осенью? (Ответы детей)

Воспитатель: осень шагает по земле косыми дождями и несет с собой полную корзину урожая. Давайте вспомним, как осенний дождик бегает по крышам.

Физминутка (Дети встают друг за другом)

«Дождик».

Дождик бегает по крышам, /Похлопывают ладонями друг друга по спине/

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше — /Постукивают пальчиками по спине/

Бом! Бом! Бом!

— Дома, дома посидите, — /Поколачивают кулачками по спине/

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, — /Растирают ребрами ладоней по спине/

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте. /Поглаживают ладонями по спине/

Бом. Бом. Бом.

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем стихотворение про осень. (стихи о временах года рассказывают дети)

Наступила осень

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья.

Улетели птицы

В дальние края.

(Зима)

Воспитатель: А сейчас послушайте следующую загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зима)

Воспитатель: Правильно ребята, это зима.

Что несет с собой Зима? (ответы детей)

Назовите сыновей Зимы (ответы детей: декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: зима – пушистые снежинки, звонкие сосульки, трескучие морозы, веселые забавы и волшебство зимними вечерами и в новогоднюю ночь.

Физкультминутка «Зима»

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы».

Стихотворение о зиме

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

(Весна)

Воспитатель: А сейчас слушаем третью загадку.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весна)

Что приносит нам Весна? (ответы детей)

Назовите сыновей Весны: (ответы детей: март, апрель, май)

Воспитатель: Ребята, в народе говорят, что весну на своих крыльях приносят птицы.

— Как называются эти птицы?

(перелетные.)

— А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(зимующие)

Подвижная игра «Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Стихотворение о весне.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые ноги у весны.

(Лето)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие и следующая загадка.

Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

Воспитатель:

Давайте расскажем Буратино, что такое лето и почему мы его любим?

(Рассказ детей о лете)

Игра

«Какое насекомое, назови?»

У воспитателя картинки с изображением насекомых и мяч. Воспитатель кидает мяч ребенку и показывает картинку с изображением насекомого. ребенок должен назвать насекомое и кинуть мяч обратно.

Стихотворение про лето

Что такое лето?

Это звонкий смех,

Солнышком согретый

Весь зеленый лес.

На лугу цветочки,

Ягодки в саду,

Яркие листочки,

Утки на пруду.

Воспитатель:

А сейчас ребята, давайте все вместе сделаем для Буратино подарок, частичку времен года, это солнышко которое дарит тепло и радость людям! (под музыку дети выполняют аппликацию и дарят Буратино.)

Итог: Ребята, а наше путешествие закончилось. Сегодня мы с вами побывали в гостях у Круглого года. И помогли Буратино вспомнить все о временах года. Давайте попрощаемся с гостями и Буратино.

Дети в костюмах Осени

Конспект открытого занятия в старшей группе «Времена года»

Источник