Презентация нарушения в сенсорном развитии ребенка

Презентация нарушения в сенсорном развитии ребенка thumbnail

Подписи к слайдам:

Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения
Сенсорное развитие — это
развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.
Сенсорное воспитание — это
педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Значение сенсорного развития
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Особенности сенсорного развития у детей с нарушением зрения:
патология органа зрения у детей искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
нарушения зрительной сферы проявляются в бедности, инертности и непрочности зрительных образов, в отсутствии адекватной связи слова со зрительным представлением предмета
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
у детей с нарушением зрения не возникает стремления рассмотреть во всех деталях предмет или явление, разобраться во всех его свойствах — инактивность восприятия;
Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения:
Недостаточность предметно-пространственных представлений проявляется в их неточности, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов, уподоблении образов одних объектов другим.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной.
Основные положения коррекционно-педагогической деятельности:
активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства — зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;
обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера.
Задачи сенсорного воспитания
Обучить ребенка перцептивным действиям (рассматривание, ощупывание);Сформировать представления о сенсорных эталонах;Формировать умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности.
Приоритетным направлением в сенсорном воспитании детей с нарушениями зрения будет развитие зрительного восприятия, при этом развитие слухового и тактильного восприятия будут его дополнять и частично компенсировать.
Специальные средства обучения и воспитания детей с нарушением зрения:
для слепых используется разнообразная литература с рельефно-точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебные пособия, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
для детей с остаточным зрением предназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
Тифлотехнические средства
тифлотехнические средства используются с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.
Методы обучения детей с нарушением зрения
Общие методы обучения:словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемные и другие
Специальные методы обучения –
методы, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей
Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Рекомендуется сочетать при обучении детей слово, образ и практическое действие.
Формы обучения и воспитания:
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам, длительность занятия составляет 15 мин — в младшей и средней группах, 25 мин — в старшей и 30 мин — в подготовительной группе.
Формы обучения и воспитания:
Индивидуальные занятия Тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет зоны ближайшего развития ребенка. Длительность индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 мин (в старшей и подготовительных группах.
Методика сенсорного воспитания включает в себя следующие разделы:
Развитие зрительного восприятияРазвитие слухового восприятияРазвитие обонянияРазвитие тактильно — кинестетического восприятия
Методика развития зрительного восприятия
Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.
Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:
Игры, формирующие умения различать:форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
Игры на умение различать цвет:
«Назови, что красное, синее, зеленое», «Разноцветные странички», «Составь узор по образцу», «Что изменилось»,«Найди каждому свой цвет», «Составь по контурному, силуэтному изображению цветное изображение»
Игры на дифференциацию величины предметов:
«Что больше, что меньше», «Составь пирамидку», «Разложи объекты по убывающей длине, ширине, высоте», «Сравни, что выше, больше, толще, меньше»«Тяжелый-легкий»«Составление рядов»
Игры и упражнения направленные на умения различать предметы по форме:
«Расставь фигуры на свои места», «Подбери фигуры, соответствующие формам», «Найди пару», «Танграм»,«Разрезные картинки»; «Сложи узор»;«Найди конструкции такой же формы».
«Спрятанные изображения»;«Перевернутые изображения»; «Найди отличия»
Дидактических игр и упражнений для развития слухового восприятия:
«Тихо-громко»«Кто позвал»«Угадай на чем играю»«Иди на звук»«Где звучит?» — близко-далеко«Что шумит?»
Дидактических игр и упражнений для развития обоняния и вкуса:
«Определи предмет по запаху»«Вспомни, как они пахнут»«Коробочки с запахами» «Определи на вкус»«Назови вкус продуктов»
Игры и упражнения на развитие тактильно — кинестетического восприятия:
«Назови все признаки предмета на ощупь (холодный, шершавый, круглый, резиновый и т.д.)«Из чего сделано»«Узнай и назови» — «Чудесный мешочек»«Узнай плоскую и объемную фигуру»

Читайте также:  Ребенок 2 месяца развитие режим

Источник

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 45 (для детей с нарушением зрения) Химки Семинар-практикум «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения » Подготовили и провели : учитель — дефектолог (тифлопедагог) Георгиевская Л. Б. педагог-психолог Юсупова С. М. старший воспитатель Гостяева С. Е.

Слайд 2

Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем (слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием), а так же жизнедеятельностью всего организма. Для предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения огромное значение приобретает не только медицинская помощь, но и ежедневная педагогическая деятельность. Чем раньше будет начата коррекционно-педагогическая работа, тем успешнее будет развиваться сенсорное и психическое развитие детей с патологией зрения.

Слайд 3

План семинара I. Вводная часть. II. Определение цели и задач семинара. III. Практическая часть. IV. Обмен мнениями. V. Подведение итогов.

Слайд 4

Цель семинара : помочь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с патологией зрения. Задачи: 1. Закрепить представления о содержании и особенностях сенсорного развития детей с нарушением зрения ; 2. Развить творческий потенциал педагогов.

Слайд 5

Практическая часть 1 . Игра «Ручеёк радости» ( проводит педагог-психолог) Участники берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий легко пожимает руку стоящему рядом игроку – «передаёт радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т. д. «Ручеёк радости» должен вернуться к ведущему. Все улыбаются друг другу.

Слайд 6

Педагоги делятся на три команды и занимают свои места в соответствии с цветом ) Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников с нарушением зрения может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов . Вопрос к педагогам : «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники? » ( Цвет, форма, величина, пространственное положение ) Учитель-дефектолог предлагает представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (задание по изготовлению игр было дано заранее)

Слайд 7

2. Презентация дидактических игр.

Слайд 8

3 . Задание «Определите основную цель игры». Каждая команда получает карточку с названием игры: Педагоги должны определить основную цель этих игр а) «Подбери одинаковые предметы»; б) «Каждый предмет в свою коробочку»; в) «Найди предметы похожие друг на друга». (ответ: учить группировать предметы)

Слайд 9

4 . Игра « Бродилка ». Один участник от каждой команды получает карточку с описанием маршрута. По его ходу он должен выполнить по два дополнительных задания, направленных на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.

Слайд 10

Важное значение в процессе воспитания детей с нарушением зрения, имеет лечебная и профилактическая гимнастика, так как характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двигательной активности . 5 . Игра «Передай рисунок » ( проводит педагог-психолог) Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.

Читайте также:  Развитие 10 месячного ребенка меню и режим дня

Слайд 11

6 . Игра «Угадай-ка » Учитель-дефектолог предлагает представителю от каждой команды угадать по 4 объекта, используя: а) слуховой анализатор (шуршание целлофанового пакета и бумаги, звук льющейся воды и стук молотка ); б) тактильный анализатор (определить геометрическую фигуру, посчитать пуговицы, определить материал – вельвет и кожу) ; в) обонятельный анализатор (ароматы лимона, мяты, кофе, жареных семечек)

Слайд 12

7 . Упражнение на развитие сенсомоторики «Нарисуй эмоцию» (рисование двумя руками одновременно, проводит педагог-психолог) . В каждое занятие с детьми с нарушением зрения обязательно должна быть включена гимнастика для глаз. Простые на первый взгляд упражнения способствуют снятию зрительного напряжения и активизации мозговой деятельности.

Слайд 13

праздник – подарок дом – окно лимонад — прохлада стол — пирог печь – дрова шапка — шарф ваза – цветок пчела – мёд пылесос – уборка город – улица блины – сковорода конура – собака 8 . Учитель-дефектолог предлагает одному игроку из каждой команды представить свой комплекс гимнастики для глаз (задание было дано заранее) . 9 . Упражнения на развитие ассоциативной памяти «Парочки» (проводит педагог-психолог) Ведущий называет слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Участники игры далее по первому слову должны вспомнить второе и назвать всю пару:

Слайд 14

10 . Игра «Аплодисменты» (проводит педагог-психолог ) У нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому- нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Слайд 15

(Педагоги обмениваются мнениями и впечатлениями о семинаре ) Итог семинара: Каждый педагог получил возможность проявить своё творчество, обменяться своим опытом с коллегами и получить ответы на волнующие их вопросы по сенсорному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

Слайд 16

Благодарим за внимание!

Источник

Сенсорное развитие дошкольников с речевыми нарушениями

Выполнила: Соколова Н.Н.
учитель-логопед
МДОУ 10 «Сказка»
Катав-Ивановского
муниципального района
Содержание выступления

  • Понятие «сенсорное развитие ребенка»
  • Взаимосвязь сенсорного и речевого развития
  • Исследователи, работающие по данной проблеме
  • Особенности сенсорного развития у детей с речевыми нарушениями
  • Методы и приемы работы с дошкольниками с речевыми нарушениями по развитию сенсорного восприятия
  • Фоторепортаж по данной теме
  • Заключение

Понятие «сенсорное развитие ребенка»

  • Это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и многое другое.
  • Сенсорное воспитание, направленное на
  • формирование полноценного восприятия

    окружающей действительности,

    служит основой познания мира,

    первой ступенью которого

    является чувственный опыт.

  • Успешность умственного, речевого,
  • физического, эстетического воспитания в

    значительной степени зависит от уровня

    сенсорного развития детей,

    т.е. от того, насколько совершенно

    ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

сенсорика

речь
Исследователи в области сенсорики

  • Процесс восприятия нарушен- снижен его темп, сужен объем, недостаточная точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного);
  • затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предмета;
  • дети могут соотносить предметы по цвету, величине, форме;

Особенности сенсорного развития у детей с речевыми нарушениями

Особенности сенсорного развития у детей с речевыми нарушениями

  • эталонные представления формируются не своевременно;
  • дети не называю промежуточных цветовых оттенков;
  • не используют слова, обозначающие величины;
  • из-за слабости анализирующего восприятия не выделяет основных составных частей предмета;
  • замедленный темп формирования способности воспринимать целостный образ предмета;
Читайте также:  Общее развитие ребенка это

Особенности сенсорного развития у детей с речевыми нарушениями

  • недостаточное умение дифференцировать кинестетические и тактильные ощущения;
  • недостаточная сформированность зрительного восприятия;
  • трудности в пространственной ориентации;

Методы и приемы работы с дошкольниками с речевыми нарушениями по сенсорному развитию
1. Индивидуальная работа
2. Обучение через игру
Игра- ведущий вид деятельности
дошкольников
3. Многократное повторение
задания
4. Отводить на выполнение
задания больше времени
5. Использование наглядности

Фоторепортаж
Сенсорное развитие дошкольников с речевыми недостатками на логопедической НОД
Развитие тактильных ощущений
«Волшебные мешочки»
Развитие тактильных ощущений
Самомассаж.
«Са, са, са кисонька-краса»
Развитие тактильных ощущений
Опиши игрушку
Развитие тактильных ощущений
«Разноцветные платочки»
Развитие тактильных ощущений
Игра «Ателье»
Развитие мелкой моторики
Массаж рук
Развитие мелкой моторики
Игры со шнуровкой
Развитие мелкой моторики
«Умелые резиночки»
Развитие графомоторных способностей
Прописи, штриховка
Развитие мелкой моторики
Конструктор
Развитие мелкой моторики. Восприятие цвета
«Разложи бусины на места»
Развитие мелкой моторики. Восприятие цвета
«Косички для солнца»
Развитие мелкой моторики. Восприятие цвета
Выкладывание буквы из счетных палочек
Развитие слухового восприятия
«Корзинка звуков»
Заключение

Исходя из выше изложенной информации можно сделать следующий вывод:

  • сенсорное развитие дошкольников – это важный этап в развитии ребенка в целом;
  • в процессе сенсорного развития происходит накопление словаря ребенка, что способствует развитию связной речи, так же формируется фонематический слух, развивается мелкая моторика, тактильные ощущения, что в дальнейшем обеспечивает успешное обучение детей в школе;
  • у детей, имеющих нарушения речи развитие сенсорной сферы значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно, отсюда возникает необходимость развивать у детей эту сферу;
  • для коррекции этих несовершенств необходимо использовать различные методы и приемы в логопедической работе.

Источник

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения Муниципальное бюдж...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения Муниципальное бюдж

Описание слайда:

Развитие сенсорного восприятия у детей с нарушением зрения Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Д/с «Дружная семейка» компенсирующего вида» г. Заинск. Воспитатель 1 кв. категории Глухова Нина Ильинична

2 слайд

Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представле

Описание слайда:

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях действительности.

3 слайд

Сенсорное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирован

Описание слайда:

Сенсорное воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

4 слайд

Значение сенсорного развития Сенсорное развитие составляет фундамент общего у

Описание слайда:

Значение сенсорного развития Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

5 слайд

Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: из-за нарушения

Описание слайда:

Особенности сенсорного развития у детей с нарушениями зрения: из-за нарушения зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму,цвет, величину и пространственное расположение;

6 слайд

дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, кот

Описание слайда:

дети выделяют наиболее яркие, видимые признаки, зачастую недооценивая те, которые важны для формирования обобщенного образа

7 слайд

Основные положения коррекционно-педагогической деятельности: активизация всех

Описание слайда:

Основные положения коррекционно-педагогической деятельности: активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства — зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обоняния, вкуса;

8 слайд

для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укруп

Описание слайда:

для слабовидящих используют специальные и учебные и наглядные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

9 слайд

Методика развития зрительного восприятия Одним из эффективных средств развити

Описание слайда:

Методика развития зрительного восприятия Одним из эффективных средств развития зрительного восприятия являются дидактические игры и упражнения. Специально созданные дидактические игры эффективно влияют на формирование различительных способностей к выделению признаков различных модальностей.

10 слайд

Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприя

Описание слайда:

Основные виды дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия: Игры, формирующие умения различать: форму, цвет, величину, пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

Выберите книгу со скидкой:

Презентация нарушения в сенсорном развитии ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Презентация нарушения в сенсорном развитии ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Презентация нарушения в сенсорном развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Презентация нарушения в сенсорном развитии ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-324754

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник