Развитие у ребенка воображения

Развитие у ребенка воображения thumbnail

Все о развитии воображения у детей

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.

Однако эти качества не проявляются у детей спонтанно. Если не заниматься их развитием специально, то к 18 годам эти способности угаснут.

В этой статье были собраны эффективные упражнения и советы, которые помогут родителям дошколят и учащихся школ развивать у своих детей воображение и творческие способности.

Зачем работать с воображением в детском возрасте

Дважды два – четыре

Основа любого обучения – это воссоздающее воображение. Способность представлять в уме что-то, опираясь на словесное описание или схематическое изображение. Всё, что ребёнок когда-либо видел и запомнил, он может воспроизвести или представить снова.

Воссоздающее воображение – это «тропинка» к образам памяти. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее человек запоминает и повторяет уже пройденный материал. Таблицу умножения, аксиомы и теории, исторические факты, разнообразные определения понятий и т.д.

Но прежде дети учатся воспроизводить звуки, интонацию, слова. Подражают взрослым в действиях, вырабатывая свою линию поведения. Чем богаче такой опыт, тем успешнее проходит процесс коммуникации и развитие опыта взаимодействия с другими людьми.

«Палка, палка, огуречек – вот и вышел человечек»

Функции воображения отвечают за возможности дошкольника логически обрабатывать новый материал, например, соединять различные части в единое целое. Собрать пазл или конструктор, определить систему признаков, по которым люди относятся к той или иной профессии и т.д.

Становление этого умения начинается на практике (например, во время игры в разноцветные кубики), в дальнейшем целиком переходит в область воображения и позволяет оперировать категориями, доступными только в теории (например, строение планеты Земля).

В конечном итоге воображение позволяет соединять элементы вместе по определенной логике, выделять какой-либо из них по одному или нескольким признакам, восстанавливать общую картину, домысливая недостающие элементы.

Ковер-самолёт, царевна-лягушка и мальчик с пальчик

Развитие воображения у детей в младшем школьном возрасте позволяет «жонглировать» различными свойствами известных предметов: соединять их, выделять лишнее, замещать, преувеличивать какое-то из них, упрощать и превращать в схемы и многое другое. В конечном итоге получится новый предмет или модернизируется старый.

Это умение позволяет перенести из области практики в теорию какие-либо действия и проанализировать возможный результат. К примеру, сделать вывод о том, что чай станет невкусным, если добавить в него соли.

Все возможности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста служат его успешному развитию, социализации и приобретению полезных умений и навыков. В конечном итоге дарят возможность преобразовывать окружающий мир под свои запросы, когда из роли подчиненного человек переходит в ранг творца и управляющего.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста

Многие родители удивляются вещам, которые их ребёнок нафантазировал: играм, сюжетам рисунков, страхам, каким-то несуществующим событиям из жизни. Всё дело в том, что взрослые уже утратили значительную часть возможностей своей фантазии, а воображение у детей начинает развиваться довольно рано и занимает большую часть его познавательной активности.

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста тесно связано с изобразительным искусством. Воссоздавая уже знакомые образы, ребёнок может преобразовывать их в соответствии со своим видением мира, получая новые темы.

Развитие воображения находится в тесной связи с желанием дошкольников попробовать новые виды деятельности. Родители могут воспользоваться этим, создав необходимые условия для стимулирования ребёнка к занятиям: подготовить разнообразные виды бумаги (гофрированная, крепированная, бархатная, с блёстками, для акварели, пергамент и т.д.), организовать рабочее пространство (стол, стул, двухстороннее освещение, набор канцелярских инструментов, салфетки для рук) и т.п.

Развитие воображения в дошкольном возрасте проходит несколько этапов:

  • От рождения до 3 х лет воображение очень слабое. Ребёнок занимается «сбором информации» – изучением свойств предметов, их влиянием на его состояние. Все психические процессы формируются во взаимосвязи друг с другом, поэтому для активного развития воображения в будущем важно правильно организовать пространство вокруг ребёнка. Важно, чтобы отношения в семье были любящими, гармоничными, ребёнку была предоставлена возможность свободно изучать многообразные явления и предметы окружающего мира, был установлен здоровый режим дня.
  • В 3 года большая часть детей уже открыли для себя возможности словесной речи и могут придать предметам, рожденным своей фантазией, форму для выражения. Именно от этого зависит становление воображения как самостоятельного процесса и как части познавательной деятельности. В это время следует обратить внимание на увеличение словарного запаса, для этого нужно много разговаривать с ребёнком, слушать аудио-сказки, учить стихи и песни.
  • 4-5 лет – это возраст, в котором фантазия становится необходимым элементом ролевых игр. Родителям важно в этот период создать условия для «перевоплощений»: поддерживать активность ребёнка, изобретать или покупать костюмы, предметы для игр, участвовать самим. Это могут быть игры в повара, продавца, инопланетных пришельцев, учащегося школы и т.д. Подобного рода занятия – это прекрасный способ развития воображения, приобщения малыша к имеющимся общественным отношениям, подготовка к выполнению в будущем различных социальных ролей. В конечном итоге – это предварительный этап активной творческой деятельности.
  • 6-7 лет – возраст, в котором воображение носит активный прикладной характер. Ребёнок в этом возрасте уже может самостоятельно занять себя: нарисовать, разукрасить, создать коллаж, вырезать, изготовить простые поделки. Он уже планирует свою занятость, может подготовить материалы для игры и продумать её сценарий. В этот период родителям важно правильно организовать время своего чада, уделяя внимание подготовке к школе, то есть регулярным развивающим занятиям, приносящим пользу и радость ребёнку.

Упражнения на развитие воображения у дошкольников

На вопрос, как развить воображение у ребенка, можно ответить: занятия с ребёнком варьируются в зависимости от личных семейных предпочтений: можно посещать специальные развивающие школы или организовать их дома. Во втором случае прекрасно подойдут следующие упражнения:

  1. Предложите ребёнку заготовки (геометрические фигуры, нарисованные на бумаге или вырезанные, для детей постарше – объемные фигурки (конус, трубу, куб и т.д.) и попросите пририсовать или приклеить к ней новые элементы чтобы получилось что-то оригинальное. Результатом могут быть зверушки, предметы, герои мультфильмов и т.д.
  2. Собрать пазл. Это может быть вариант из магазина или изготовленный самостоятельно. Для этого нужно разрезать на несколько частей картинку на плотной бумаге.
  3. Подготовьте заранее плоские геометрические фигурки из цветной бумаги или фетра, предложите ребёнку собрать из них коллаж. Это может быть птица, домик, новогодняя ель и т.д.
  4. Предложите чаду создать свой собственный домик и помогите с выбором материалов. В ход могут пойти диванные подушки, полипропиленовые коврики, покрывала, коробки и т.д.
Читайте также:  Недоношенный ребенок 35 недель развитие и поведение

Развитие воображения в младшем школьном возрасте

Как и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста процесс развития фантазии и творческих возможностей для школьников должен способствовать позитивному личностному развитию, быть разнообразными и направленными на изучение социального устройства и познание окружающего мира.

Все занятия по-прежнему носят игровой характер, но уже другого уровня сложности. Важно включить в занятия элементы самоконтроля, приобщать к различным видам деятельности. Чем больше чадо сможет выполнить самостоятельно, тем лучше.

Как правило, родители и школа начинают предъявлять детям серьезные требования сразу поле получения нового статуса, «первоклассник». Невольно проходит сравнение возможностей и достижений детей. Родителям следует хвалить результаты труда ребёнка («мне нравится то, что у тебя получилось», «я рад, что сегодня у тебя получилось быстрее», «я люблю, когда ты так делаешь» и т.д.).

Сравнение с тем, что получилось у других детей, лучше исключить: нужно следить за тем, как развивается малыш и сравнивать только с результатами, которые он получал раньше («я рад, что сегодня ты сделал это сам, без помощи взрослых», «мне очень нравится твой рисунок, все линии в нём аккуратные и он очень яркий»).

Для развития  воображения на занятиях свободным прикладным творчеством у младших школьников важно избегать готовых шаблонов («так правильно, а так – нет»), уместнее будут формулировки: «чтобы сделать, чтобы получилось немного аккуратнее?», «хочу посоветоваться с тобой, что придумать, чтобы…». Когда важно обучить ребёнка какому-то приёму или технике, следует оговорить это: «сейчас я помогу тебе научиться делать … здесь есть определённые правила, которым нужно следовать».

Обсуждение задачи перед занятием позволяет оградить свободное творчество от критики, если родители и ребёнок не договорились заранее, что они делают: учатся аккуратно выполнять прописи (позиция мамы) или рисуют разнообразные причудливые каракульки (мнение чада).

В этот период важна поддержка родителей в изучении нового материала по учебным предметам, но при этом нельзя отодвигать на второй план занятия творчеством, поскольку в школьной программе им уделяется всего 1-2 урока.

Познавательная активность ребёнка в этот период  должна носить исследовательский характер, чтобы школьник самостоятельно находил материалы, которые ему нужны для обучения. Следует предлагать открытые задачи для решения, ребусы, прохождение лабиринтов и т.д.

Для становления отношения ребёнка к изменившимся условиям жизни (включение школы), самому себе, важно позитивное отношение родителей, совместные занятия, прогулки в выходные, путешествия. Необходимо включение игрового момента в тех занятиях, где это возможно. Все это развивает и создает благоприятную почву для развития воображения.

Негативным влиянием в этом плане будут требования школы и родителей «учиться хорошо» (ты должен, посмотри, а этот мальчик учится хорошо и т.д.) без обращения внимания на потребности самого ребёнка.

Упражнения для развития воображения у младших школьников

Поскольку ребёнок в этом возрасте уже умеет (или учится) писать и читать, эти возможности следует активно использовать. Вот несколько примеров упражнений, которые можно использовать на занятиях:

  1. «Подготовь рассказ по картинке». После просмотра картинки или их ряда, следует попросить ребёнка придумать законченный сюжет, в котором все герои связаны друг с другом. Можно усложнить задачу, предлагая новые требования: чтобы предложения начинались с определенного слова (или им заканчивались), чтобы рассказ содержал в себе загадку, чтобы история рассказывалась от имени одного из героев сюжета и т.д.
  2. «Загляни в будущее». В этом задании следует попросить школьника нарисовать или рассказать, или иначе изобразить какой-то предмет, который сейчас не существует, но может быть в будущем, которое он придумает. Для расширения восприятия можно предложить подумать о части воображаемого мира (системе предметов): дороги, парк, жизнь города и т.д.
  3. «Внимание, выступает артист!». В этом задании ребёнку следует предложить самостоятельно выступить с каким-то номером: песней, танцем, сценкой из жизни и т.д. Взрослым важно помогать с выбором материалов, но не диктовать свое решение задачи.

Как развивать воображение у подростка

Задача воображения в этом возрасте – служить своему обладателю для прогрессивного саморазвития. Способности, над которыми ребёнок работал в предыдущие периоды, сейчас помогают ему отлично учиться, легко справляться с поставленными задачами. И, напротив, если воображение и творчество в детском возрасте не развивалось специально, то старший школьник будет испытывать трудности в обучении и дальнейшей социализации.

В этот период школьник должен быть нацелен на активное овладение различными направлениями прикладной деятельности. Здесь воплощаются и развиваются все творческие способности, какими он обладает. Шитье, вышивание, конструирование, кулинария, разнообразные домашние дела, ремонт – это только примерный перечень того, что можно освоить в подростковом возрасте.

«Врагом» в этот период  станет пассивность, бездеятельная мечтательность, замена реальной жизни воображаемой. Помочь справиться с ними может обучение целеполаганию, ведение дневника, самостоятельность, дополнительная занятость в кружках и секциях.

Проектные и исследовательские задания в школе построены на возможностях воображения и творческих способностях. Если ребёнок с трудом справляется с ними, значит, родителям необходимо помочь восполнить эти пробелы. Здесь пригодятся следующие упражнения:

  1. Опытно-экспериментальная деятельность. Следует предлагать ребёнку провести эксперимент, но прежде чем начинать активно действовать, нужно оговорить ход работы, технику безопасности, и что особенно важно, попытаться вообразить будущий результат.
  2. Моделирование. Здесь пригодятся уже готовые наборы для творчества или заготовленные самостоятельно. Во втором случае это может быть картонная модель дома, в котором живет школьник, парка и т.п.
  3. Театр. Очень хорошее влияние на развитие воображения, самопознания оказывает участие в различных инсценировках. Их можно организовывать с друзьями подростка, можно записаться на курсы или в театральную школу.

Современная жизнь диктует определенные требования к подрастающему поколению. К 18 годам должна сформироваться разносторонняя творческая личность, активно участвующая в общественных отношениях.

Человек должен иметь богатый опыт прикладной деятельности, развитые интеллектуальные способности. Успешное формирование   этих качеств напрямую связано с той работой, которая была произведена ранее ребёнком для развития воображения.

Источник

На чтение 12 мин. Просмотров 19 Опубликовано 15.02.2020 Обновлено 24.05.2020

Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Невозможно представить ребенка без фантазии. Детский мир значительно отличается от взрослого потому, что дети способны придумывать, неординарно мыслить. Умение воображать помогает развивать творческие способности, находить выходы из сложных ситуаций, легче адаптироваться в реальной жизни, если направить фантазию в нужное русло.

Особенности развития творческого воображения у ребенка дошкольного возраста

Первые шаги к
умению пользоваться воображением малыш делает в трехлетнем возрасте. Игра
становится частью ребенка, где бы он ни был: дома, на прогулке, в гостях, в
поездке. В этот период ребенок начинает понимать, что один и тот же предмет
может играть роль нескольких, если пофантазировать. Трехлетние и четырехлетние
дети начинают рассказывать сказки – это пробуждается дремлющее до этого
воображение. Но они не умеют планировать. Сложно выведать у такого малыша, что
же он собирается нарисовать, если ребенок взял карандаши и бумагу. С помощью
фантазии рисунок, конечно, родится, однако образ будущей «картины» будет
выстраиваться уже в процессе.

Читайте также:  Развитие изобразительной деятельности ребенка в раннем возрасте

До пятилетнего
возраста дошколята еще не умеют направлять фантазию, зато в пять-шесть лет это
уже хорошие выдумщики, которые могут осознанно решить, во что они хотят играть,
что нужно нарисовать, какую поделку им хочется смастерить. Когда цель задана,
начинается непосредственно работа. Нередко в игре дети пытаются воплотить
полученный опыт, впечатления от просмотра мультфильма или спектакля, какой-либо
жизненной сцены.

Нередко дети
создают свой особый мир, если в реальном что-либо их не устраивает: сложные
взаимоотношения со сверстниками или взрослыми, в том числе с родителями; фобии,
с которыми ребенок пытается бороться придуманным самостоятельно способом;
проблемы, которые легче решаются в фантазийном мире.

В любом случае
развитие воображения очень важно для ребенка. Это один из рычагов, с помощью
которых маленький человек учиться взаимодействовать с миром.     

Читайте также:

  • Как сделать мыльные пузыри своими руками
  • Эмоциональное развитие дошкольника

Виды воображения

Специалисты выделяют несколько видов воображения.

Творческое

Сознание человека позволяет сочинять невероятные образы, без опоры на знания и опыт. Такое воображение при его дальнейшем развитии может стать основой даже для будущей профессии человека, связанной с сочинительством.

Воссоздающее

Этот вид воображения основан на уже имеющихся знаниях, из памяти появляются и получают развития образы, с которыми ребенок познакомился на занятиях, в общении с близкими и друзьями.

Буйная фантазия

Неуправляемое воображение, где реальность и фантазия замещают друг друга. Ребенок постоянно продумывает нечто и заявляет, что все это происходило на самом деле. 

Читайте также: Игры на развитие мелкой моторики у детей

Методы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста

Поскольку
здоровая фантазия важна для гармоничного развития ребенка, взрослые должны
помочь это воображение развивать правильно.

Есть несколько
действенных приемов. Они основаны на развитии творческих способностей ребенка,
а также его мыслительной деятельности.

Это:

  1. Занятия
    прикладной деятельностью,
  2. Занятия
    литературой,
  3. Дидактические
    игры,
  4. Развитие
    кругозора,
  5. Развитие
    тактильных способностей,
  6. Занятия
    искусством, музыкой, танцами.

Прикладная
деятельность – один из методов не только разбудить фантазию ребенка, но и
направить в нужное русло. Так, занятия рисованием или лепкой помогут научить
малыша придумывать и воплощать идею. Конструирование даст возможность создавать
нечто фантазийное, но этот предмет уже можно потрогать, он может стать объектом
игр. Пусть ребенок придумывает вещи, которых нет в реальном мире, но ведь так
гораздо интереснее. Выдуманная вещь может обладать признаками, которые ей даст
сам автор.

Хороший
вариант развивать воображение – сказки, которые сочиняет сам ребенок. Взрослому
только нужно помочь, дать старт фантазии. Пусть это будет простая история,
самое ее начало. А уже потом ребенок должен додумать, а что же случиться с
персонажами дальше, какие приключения их ждут. А если ребенок придумывает
сказку и при этом рисует, наглядно показывая сюжет, еще лучше.

Большое значение в развитии фантазии играют дидактические игры. Опытный педагог может заинтересовать малыша, предложив ему учиться и играть одновременно.

Так, можно воспользоваться следующими приемами.

Читайте также:

  • Физминутки в детском саду
  • Формирование готовности ребёнка к обучению в школе

Приемы развития фантазии и воображения у детей

Кто это?

Педагог рисует
удивительного зверя, который может существовать только в мире иллюзий, и
предлагает ребенку не только дать имя чудо-зверю, но и рассказать, откуда он
взялся, где живет, с кем другим, что есть.

Сказка

Педагог
предлагает ребенку придумать интересную историю, в которой главными персонажами
будут конкретные предметы. Сложно, но интересно.

Волшебная клякса

Это возможность дать ребенку пофантазировать, но на основе конкретного задания. На лист наносится клякса. Из этой кляксы ребенок может создать то, что ему захочется. Он может ее дорисовать, дополнить каким-либо элементами. А также придумать историю об этом создании.

Читать и познавать

Развитие
интеллекта, творческого создания невозможно без расширения кругозора. А
расширение кругозора невозможно без чтения, познавательных прогулок и
экскурсий, интересных встреч и общения.

Песочные замки

Этот прием
поможет ребенку интересно провести время, научиться пользоваться своим
воображением, проявить самостоятельность в придумывании сюжета. 

Эти занятия
помогут ребенку стать увереннее, а играя, он будет узнавать много нового и
интересного.   

Развитие воображения в раннем детстве

У малышей
воображение еще пассивное, ему нужен толчок: интересная сказка, мультфильм,
тронувшая за душу ситуация, о которой рассказал взрослый, какая-то игрушка,
поразившая ребенка. Ребенок при этом смешивает реальность и фантазию. Недаром
маленькие дети, послушав сказку про, например, бабу ягу, легко могут представить
ведьму в реальном мире и боятся ее по-настоящему. Эти ребята уже могут играть с
«замещаемыми» предметами, однако главной для него остается игрушка.

Поскольку
младшие дошкольники не могут еще мыслить и воображать без какой-либо опоры,
бесполезно предлагать им задания, к примеру, придумать на ходу сказку. Должна
быть подсказка. Поэтому в работе с младшими дошкольниками для развития
воображения можно предложить ребенку картинку, на которой изображен какой-либо
сюжет, и уже потом предложить придумать сказку. Для начала можно взрослому
сказать пару предложений, от которых оттолкнется ребенок.

Если ребенку
предложить нарисовать по желанию, он не справится с заданием. Его фантазия еще
дремлет. Поэтому нужно четко формулировать задачу: «Нарисуй домик», «Нарисуй солнышко».   

Если речь идет
о ролевых играх, то для малышей трех-четырех лет это трудно, практически
невозможно. И вся игра будет длиться не более 15 минут. Дети пяти лет способны
играть уже более получаса, однако еще не могут заранее планировать сюжет, он
развивается в процессе. Задача взрослых направлять и помогать.   

Развитие воображения у старших дошкольников

У старших
дошкольников воображение не нуждается в толчке, он самостоятельно может
фантазировать. При этом ребенок в старших группах детского сада уже четко
разграничивает выдуманное и реальное. Старший дошкольник умеет играть с любыми
предметами, которые он может наделить конкретной ролью. Он способен представить
себя в конкретной роли, может быть активным игроком, настолько умело пользуется
фантазией.

Хорошим
упражнением для старших дошколят будет задание «Сказка», причем детям не нужно
смотреть на картинку, чтобы придумывать, они легко воссоздадут иллюстрацию сами
на основе своего рассказа.

Читайте также:  Этапы развития новорожденного ребенка по неделям

Для старших
дошкольников нетрудно нарисовать что-либо по собственному желанию. Их задачу
можно усложнить и сделать более интересной, если в ходе процесса рисования
предложить охарактеризовать персонажа, которого они рисуют. 

Когда идет
ролевая игра, старшие дошкольники могут увлечься процессом даже на несколько
часов, причем они продумывают сюжет, могут планировать действия, четко
держаться предложенной роли. Кстати, учитывая, что в старшем дошкольном
возрасте дети начинают задумываться о будущей профессии, своей роли в обществе,
им можно предложить развивать фантазию как в игре, так и в творческой
деятельности.   

Читайте также статьи:

  • Развитие восприятия у дошкольников
  • Развитие памяти у дошкольников
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Развитие воображения средствами нетрадиционного рисования

Нетрадиционные методы рисования – это необычно, интересно и полезно. Ребенок учится видеть чудесное в самых обычных вещах. Так, он узнает, что, оказывается, можно рисовать, к примеру, ладонями, расческой и губкой, а не кисточкой, бисквитным кремом, а не только красками. Это будит воображение, у ребенка возникает желание пробовать новое и неизвестное.

Вот самые
простые способы нетрадиционного рисования:

  1. Рисование
    со свечкой.
  2. Рисование
    брызгами через соломинку.
  3. Рисование
    штампиками из бутылочной пробки, губки, жеваной бумаги.
  4. Рисование
    пальчиками.
  5. Изонить:
    нить опускается в краску, прижимается к бумаге, а появившийся отпечаток можно
    дополнить до настоящего рисунка.
  6. Рисование
    расческой.
  7. Рисование
    ватной палочкой.
  8. Рисовать
    таким образом понравится детям с любым развитием. Более того, некоторые методы
    помогают в профилактике отдельных заболеваний, а также в коррекции речи,
    дыхания, зрения. 

Развитие воображения средствами конструирования

В продаже
много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно,
сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с
предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для
ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование
может превратиться в игру.

Конструирование
помогает:

  • развить
    пространственное воображение,
  • получить знания
    о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
  • разработать
    мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
  • воспитать
    самостоятельность, усидчивость,
  • развить
    фантазию. 

Для
дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое
представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать
внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для
игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.      

Нарушения воображения и их причины

Дети могут
страдать недостатком воображения или, напротив, воображение становится
неуправляемым.

Дефицит
воображения, как правило, испытывают дети с нарушением речи, ведь речь и
мышление, воображение связаны между собой. При речевой патологии ребенок мыслит
примитивно, он не способен создать новый образ, не может придумывать, сочинять,
а также выполнять задания взрослого, где нужно применить фантазию. Эти дети
обычно с трудом запоминают термины, усваивают полученные знания, не понимают
символов.

Также дефицит
воображения может быть у детей, которые имеют низкую самооценку. Они боятся
что-то сделать не так, абсолютно лишены самостоятельности, что подавляет
воображение.

В данном
случае педагогам нужно шаг за шагом творческую преодолевать заторможенность
ребенка, предлагая развивать способности через игру, основой которой будет
знакомая ребенку ситуация. Хорошим выходом из положения будет театр. Также
нужно сделать акцент на познавательной деятельности, чтобы расширить кругозор
ребенка. Большую роль сыграет упор на эмоциях. Что впечатлило – то оставит след
в душе, появится желание узнавать об этом больше.

Бурная
фантазия, которая может проявляться в агрессии, лжи, страхах, подмене реального
мира фантазийным, также может помешать в нормальном продуктивном развитии
воображения.

Причинами
этого неадекватного воображения могут стать внутренние страхи ребенка,
проблемы, которые у него есть с родными и сверстниками, не способность ладить с
окружающим миром, а также другие психологические проблемы.

В этом случае
желательно обратиться к психологам, которые помогут составить индивидуальную
программу для устранения патологии.    

Читайте также:

  • Развитие ребенка с задержкой психического развития
  • ЗПР у детей дошкольного возраста
  • Дети с ОВЗ в детском саду
  • Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Что влияет на развитие воображения у ребенка

Чтобы развитие
воображения ребенка проходило правильно, нужно создать комфортную атмосферу, в
которой малыш научится фантазировать с удовольствием и пользой, но не пересечет
опасную черту между реальностью и иллюзорным миром.

  1. Развивать
    речь, поскольку мыслительные процессы связаны с речевыми функциями.
  2. Обращать
    внимание на развитие мелкой моторики ребенка. Чем активнее ребенок работает
    руками, тем лучше он говорит и соображает.
  3. Исключить
    одиночество, что, в свою очередь, исключит необходимость ребенку создавать
    выдуманных друзей.
  4. Важно
    повышать самооценку ребенку, не сравнивая его с другими сверстниками, а
    сравнивая только с ним самим, опираясь на его достижения и поступки.
  5. Доверительные
    отношения с родителями играют большую роль. Если ребенок не боится наказания,
    то ему не придется лгать. Но зато можно поощрять творческое сочинительство –
    сказок, рассказов, рисунков, поделок.
  6. В
    жизни ребенка должно быть много творчества. Эти занятия стимулируют
    воображение.    

Отзывы

Евгения,
Москва:

Я работаю с детьми с задержкой развития. Много внимания уделяю нетрадиционным методам рисования. Этих детей вообще сложно чем-то заинтересовать, а нетрадиционное рисование – помазком, расческой, трубочками – интересно. И я вижу, как постепенно появляется фантазия и желание творить. Видели бы вы какие рисунки мои дети рисуют!

Максим,
Казань:

Страхи – вот одна из причин диких фантазий. Мой пятилетний сын долго боялся «того, кто под кроватью». Научился врать, лишь бы не идти спать, придумывал болезнь, чтобы с мамой остаться. Мы сами виноваты, смотрели фильм, который совершенно не по возрасту сыну, и вот результат. Потом чуть не полгода спали в комнате вместе с сыном, пока он не поверил, что никаких чудовищ под кроватью у него нет.

Алиса,
Вологда:

Мне кажется, лего очень хорошо развивает фантазию. Купила сыну конструктор, так часами может сидеть и что-то строить. Целый город построил, «населил» какими-то животными, я даже название не могу выговорить, как он их называет. Заметила, что сын стал более внимательным к мелочам, усидчивым. Это хорошо, ведь на будущий год ему в школу. 

Читайте также новые статьи:

  • Что можно приготовить из бананов
  • Какие витамины в банане

В дошкольном возрасте, когда ребенок познает мир, когда ему все интересно, важно уделить внимание развитию воображения дошкольника. На помощь родителям и педагогам придут такие творческие занятия: рисование, театр, моделирование, конструирование, сочинительство, танец и другие, где ребенок может отпустить на волю фантазию. Так ребенок научится владеть воображением, которое станет продуктивным.

Педагог-психолог: Наталья Белокопытова

Источник