Развитие изобразительной деятельности ребенка в раннем возрасте

Особенности развития изобразительной деятельности у детей раннего возраста

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.

 Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».

В 2-3 года он начинает держать карандаш сверху, зажимая его в ладони. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии, овалы, круги. В 3,5-4 года ребенок правильно держит карандаш и свободно манипулирует им. Он способен копировать пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение штрихов.

В этом возрасте дети рисуют прямые, изогнутые и спиралевидные линии, круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы. Все это хаотично переплетается между собой. Технический уровень рисунков — низкий. Предметное изображение только намечается. Имеются геометризация, наслоение и совмещение фигур. Многие предметы на рисунках непонятны для окружающих, хотя дети вкладывают в них произвольное значение.

В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части. Например, человека они изображают в виде «головонога»: прямо от головы отходят ноги. Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего употребляют без назначения. Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами «для красоты».

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Читайте также:  Школа лазарева развитие ребенка

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Упражнения на расслабление.

Напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении («как кисель»).

Упражнения

Кошка мышку цап!

Подержала, подержала.

Отпустила.

Мышка побежала,

Хвостиком махала –

До свиданья.

Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)

А потом в ладоши громко бьем,

Хлопаем в ладоши — бом. (3 раза)

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко напряжены, пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем.

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

Список литературы:

1. Венгер, Л. Вот и вышел человечек // Дошкольное воспитание — 1991. — №7. – с. 42.

2. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М. : Academia, 1997.

3. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М. :  

    ВЛАДОС, 2006.

4. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2004.

Источник

Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста.

Автор:  Ильюшенкова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение:  ГБДОУ №41
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Дата публикации: 
Раздел: дошкольное образование

Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты.

Масару Ибука.

          Малыши, как юные исследователи, познают окружающий мир чувственным путём, благодаря разнообразным действиям.  Именно в детстве закладывается ядро творческой личности. Ребенок, не умея читать и писать, не может выразить все то, что он чувствует, поэтому рисование – один из методов общения ребенка с окружающими его людьми.

С самого раннего возраста ребенок начинает творить. Если заблаговременно создать условия для появления и совершенствования художественной деятельности, она станет яркой и благодатной почвой для самовыражения и развития ребенка в дальнейшем. Но ребенок в одиночку не может овладеть этими навыками. Без общения и без помощи взрослых он не познает все свои возможности. Детей привлекают не только действия с различными материалами, но и результаты, которые у них получаются. Малыш восхищается следом от мелка, удивляется акварельной кляксе, его поражают возможности пластилина. Эти средства помогают ребенку изобразить знакомые образы окружающего его мира.

Творчество детей – это мир ярких неповторимых образов, с помощью которых они выражают свои впечатления от увиденного и услышанного.         Малыши беспрерывно познают окружающий их мир. Роль изобразительной деятельности невозможно недооценить для становления личности ребенка. Очень важно с самого раннего возраста приучать детей к прекрасному. Рисование для ребенка- это чудо и вдохновение, радость, способ выразить себя, и очень важно поощрять и поддерживать стремление малыша к творчеству, потихоньку открывая для него мир новых возможностей в изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность ребенка – познавательный и интересный вид детской деятельности, в ходе которого разными способами с использованием разнообразных материалов создаются маленькие шедевры. Изобразительная деятельность знакомит малышей с миром прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить себя единым целым с окружающим миром.

Изобразительная деятельность побуждает детей к творчеству, учит видеть мир субъективно, в живых красках и неповторимых образах. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте. При грамотной организации занятий и учете физиологических и психологических особенностей детей 1-3 лет изобразительная деятельность может стать любимым занятием для малышей.

Читайте также:  Центр развития ребенка гольяново

Способность ребенка передавать свои впечатления в художественно-образной форме зависит от того, насколько у него развито воображение. Воображение — это создание новых образов на основе прошлого опыта. Любая творческая деятельность служит сильнейшим средством развития. В связи с этим воображение играет огромную роль в творчестве ребенка, оно объединяет отдельные элементы рисунка в единое целое. Развитие воображения тесно связано с развитием мышления малышей. При осуществлении изобразительной деятельности у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что способствует созданию собственных интересных образов. Изобразительная деятельность активно влияет на формирование эмоциональной сферы ребенка. Во время творчества у ребенка развивается чувство цвета, он может выразить собственное эмоциональное состояние через палитру. Во время рисования развиваются все виды памяти: образная, двигательная, кратковременная и долговременная.

При обучении детей изобразительной деятельности формируется и развивается речь: освоение и название фигур, красок и их оттенков, представление о предметах, и дети, со временем, подсознательно начинают определять и называть эти свойства, сравнивать предметы, находить разницу, то есть ребенок начинает анализировать. Изобразительная деятельность содействует сенсорному восприятию, целостному отражению в сознании малыша предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств. В процессе знакомства детей с разными видами изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, конкретизируются знания об окружающем их мире. Рисование играет важную роль в психическом развитии ребенка. Оно формирует уверенность в себе, своих способностях, помогает реализоваться в творческой работе, получить результат и закрепить успех. Главное значение изобразительной деятельности –это действенное средство эстетического воспитания: знакомство с изобразительным искусством, собственная творческая деятельность детей формируют у детей раннего возраста интерес  к этой области искусства, воспитывают вкус, мотивируют к совершенствованию навыков.

        В процессе изобразительной деятельности совмещается интеллектуальная и физическая инициативность. Для сотворения рисунка ребенку нужно приложить немало усилий, чтобы исполнить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность детей раннего возраста учит их преодолевать трудности, овладевать трудовыми навыками.

        Для начала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, которые они оставили на бумаге; далее возникают новые мотивы творчества — желание получить результат, создать определенное изображение. При обучении детей раннего возраста активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, например, привлекает внимание малышей небольшой театральной постановкой, сопровождает рисование эмоциональными комментариями, использует стихи, загадки, потешки и прочее. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимое настроение и атмосферу. Кроме того, в игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов, выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

Чтобы увлечь малыша, необходимо показать ребенку способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого — научить ребенка действовать, а затем направлять его активность. Но следует давать определенную свободу выбора и действий, ведь объект может быть любого цвета, размера и формы.

Задача педагога — подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи различных материалов можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки. В игровой форме можно побуждать к повторению действий, которые были изучены ранее.  При этом следить, чтобы ребенок использовал материал разумно. Контроль со стороны взрослых и упражнения помогают вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть не только познавательным, но веселым и радостным открытием для ребенка. Педагог должен так построить свою обучающий процесс, чтобы в результате рисование стало любимым видом творчества малышей и приносило им удовольствие. Осваивая изобразительную деятельность, ребенок обретает самостоятельность в ней.

Условия занятий по изобразительному искусству очень важны. Атмосфера доверия и заинтересованного общения помогает ребенку раскрыться. Создатель такой атмосферы — педагог, который может импровизировать, перевоплощаться и использовать различные средства педагогического воздействия. Способы вовлечения дошкольников в творчество разнообразны. Ведущими должны стать ролевые игры, сказочно-игровые формы преподнесения нового материала, игровые ситуации, игры-импровизации. Перевоплощение ребенка в художника придадут занятиям загадочность, динамичность, интригу.

 Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации, развитию мелкой моторики. Деятельность рисования и лепки с самого начала требует развития мелкой мускулатуры, по преимуществу движений кистей рук. Поэтому, перед началом занятия можно проводить пальчиковую гимнастику.

Читайте также:  Кот для речевого развития ребенка

        Дети младшего дошкольного возраста не могут еще использовать весь арсенал изобразительных средств в полной мере. Малышам еще трудно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование этих средств не позволяет детям в полной мере, несмотря на свое желание и старание, раскрыть свои творческие способности. А ведь способов изобразить что-то огромное множество! Особое значение в группах для детей 1-3 лет в дошкольных учреждениях приобретает использование нетрадиционных техник рисования. Малышам легче приобрести и закрепить эти навыки. Их радует возможность быстрого достижения результата. Это несомненное преимущество нетрадиционного рисования: получение яркого изображения за короткое время. Выбор средств практически не ограничен: рисовать можно чем и как угодно! Кроме того эти техники не ограничивают фантазию ребенка. Никаких правил, рамок, шаблонов. Только воображение ребенка, его желание, его самовыражение. Нетрадиционные техники рисования способствуют выражению индивидуальности у малышей. Вне зависимости от художественных способностей ребенка, каждая работа будет уникальна.

На занятиях по изобразительной деятельности следует давать детям различные  материалы: цветные карандаши, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета, губки.

Рисование нетрадиционной техникой:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

На сегодняшний день в группах раннего возраста в дошкольных учреждениях используются такие приемы как:

  • Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается стилизация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  • Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с помощью взрослого) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

  • Оттиск пробкой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и пробка.

  • Оттиск печатками из картофеля.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к краске и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и картофель.

 Развитие навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста имеет социальную направленность. Очень важно, чтобы в семье позитивно относились к творчеству детей. Дети рисуют не только для себя, но и для окружающих их людей. Своим рисунком они хотят передать свои чувства и желания.

Показателями положительного влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка раннего возраста можно считать следующее

  • проявляет интерес к рисованию, лепке;
  • проявляет желание рисовать карандашами, красками, лепить;
  • эмоционально реагирует в процессе деятельности;
  • находит сходство в изображениях с предметами окружающего мира;
  • проявляет свое отношение к изображаемому в речи, жестах, мимике.

Готовые рисунки педагогу следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, похвалить, а маленького автора попросить научить взрослого.

Разнообразие техник благоприятствует выразительности образов в детских работах, а также содействует проявлению инициативности и самостоятельности. Знакомство с техниками изображения доставляет детям настоящее удовольствие. Дети смело берутся за художественные материалы, их не страшит многообразие выбора. Дети приходят в восторг от процесса выполнения рисунка. Они готовы многократно повторять его. И чем лучше у него получается, тем больше они его повторяют, демонстрируя окружающим свои успехи.

Творите вместе с детьми!

Источник