Развитие у ребенка мировоззрения

Развитие у ребенка мировоззрения thumbnail
Развитие у ребенка мировоззрения

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 160–165.

Попытка синтетического охвата культурного развития должна , исходить из двух основных положений. Первое заключается в том, что по своему содержанию этот процесс развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. Оба этих понятия являются недостаточно определенными и точными научными терминами. В науку о ребенке они вносятся почти впервые.

Личность в этом понимании имеет более узкий смысл, чем в обычном словоупотреблении. Мы не причисляем к этому понятию всех признаков индивидуальности, отличающих ее от ряда других индивидуальностей, составляющих ее своеобразие или относящих ее к тому или иному определенному типу. Мы склонны поставить ; знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она неврожденна, но возникает в результате культурного развития, личность поэтому есть понятие историческое. Она охватывает единство поведения, которое отличается тем признаком овладения, о котором мы говорили в главе о воле…

Под мировоззрением мы также не склонны понимать какую-либо логическую, продуманную, оформленную и осознанную систему .взглядов на мир, и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово тоже в синтетическом охватывающем смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение – это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. В этом смысле у животного нет мировоззрения, и в этом же смысле нет его у ребенка в момент рождения. И в первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле этого слова отсутствует у ребенка. Часто скорее это миродействие. Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень.

Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом.

Приобретение речью социальных функций (обращение внимания) и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий – вот два важнейших момента, подготовляющих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного развития.

Если бы мы хотели поставить в связь эти общие факторы с тем, что нам известно о культурном развитии отдельных функций, мы должны были бы сказать, что вся эта пора в жизни ребенка является переходом от натуральной к культурной жизни. Каждое действие ребенка в эту пору носит еще смешанный животно-человеческий природно-исторический, примитивно-культурный или органически-личный характер. Мы условно обозначали эту переходную стадию в развитии ребенка как стадию магическую, и действительно, как показывает исследование Пиаже, выдвинувшего наиболее стройную и глубокую теорию первого года жизни, мировоззрение ребенка, находящегося на этой ступени развития, может быть лучше всего определено как магическое.

Ребенок еще не различает тех изменений, которые происходят вследствие его собственных реакций, и тех, которые производятся независимо от него.

Нам представляется в высшей степени правильной мысль Пиаже, что у новорожденного ребенка отсутствует даже самое примитивное Я, т. е. личность и мировоззрение, отношение к другим. То и другое для него, следовательно, нераздельно.

Нам это представляется наиболее ясным доказательством того, что у ребенка действительно еще не произошло завязывание личности и она еще совершенно слита с его мировоззрением, проявляющимся в его действиях. Пиаже справедливо называет эту нерасчлененную стадию личности и мировоззрения парадоксальным состоянием солипсизма не в смысле философской установки, но для обозначения того простого факта, что ребенок, с одной стороны, находится весь во власти внешних вещей, а с другой стороны, все эти внешние вещи в его поведении нисколько не отличаются для него от процессов, происходящих в его собственном теле.

Вот характерные черты этой стадии.

Остановимся на двух чрезвычайно важных примерах, характеризующих ее. Первый – это память. При всей необычной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в продолжение последующей жизни ребенка.

В психологии новейшего времени мы имеем два основных объяснения этого факта: одно, предложенное Фрейдом, другое – Уотсоном. Фрейд полагает, что воспоминания раннего детства вытесняются из сознания, поскольку они относятся к совершенно другой организации жизни ребенка, чем вся последующая его жизнь.

Уотсон отождествляет бессознательное Фрейда с невербальным поведением, с поведением, не закрепленным в словах, и объясняет этот факт тем, что все эти впечатления накоплены без участия ‘ речи. Память же для него является функционированием вербальной стороны нашего поведения. Нам объяснение Уотсона представляется в высшей степени правильным и приводящим нас « к тому выводу, что первый год в жизни ребенка является как бы доисторической эпохой в его развитии, о которой мы так же ничего не помним, как мы ничего не помним о доисторической эпохе человечества, не оставившей письменности. Наша речь и является, таким образом, как бы своеобразной письменностью нашего прошлого. Во всяком случае, тот основной факт, что мы ничего не помним о первом годе нашей жизни, вместе с другим фактом, именно памятью о прошлом как основой сознания нашей личности, говорит за то, что первый год жизни в известном смысле относится к последующей жизни так, как утробное развитие к послеутробному. Это другая, как бы доисторическая эпоха в культурном развитии ребёнка.

Читайте также:  Развитие ребенка детские загадки

Следующая эпоха в развитии ребенка характеризуется двумя основными переменами, происходящими в эту пору и имеющими для всей последующей картины развития решающее значение.

Первый момент – органический, он состоит в том, что ребенок овладевает вертикальной походкой. Отсюда радикальная перемена во всем его приспособлении к пространству, расширение его власти над вещами, освобождение рук от функции передвижения и обилие предметов, которыми ребенок теперь может манипулировать и овладевать.

Другой момент культурный, он заключается в овладении речью. Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир.

Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознание им своего Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение.

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе тога, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность – есть социальное в нас. Для нас этот вывод не является сколько-нибудь неожиданным, потому что и при анализе каждой отдельной функции мы видели, как овладение тем или иным процессом поведения у ребенка строится по образцу того, как взрослый овладевает им. Личное имя ребенка выделяется часто в ответ на вопрос, как правильно указывает Лякруа, когда у многих детей спрашивают: «Кто хочет этого, у кого это есть?» Здесь личное местоимение, как и собственное имя ребенка, является указательным жестом на самого себя.

Фихте хотел праздновать духовное рождение своего сына с того дня, как он начал говорить Я, но, конечно, появление этой частицы также мало означает появление сознания личности, как указательный жест далек от объективного значения слова.

Любопытно в этом отношении замечание Штерна, что у перворожденных детей собственное имя часто предшествует личному местоимению, а у детей вторых и дальше – частица Я появляется одновременно и как имя – не только как грамматическая частица, не отделимая от глагола, но и в примитивном волевом смысле, как местоимение указательное. Трудно найти лучшее подтверждение тому, что личность ребенка в эту пору строится по образцу социальному и ребенок переходит к осознанию Я подобно тому, как это делают другие – обозначая себя этим словом.

Следующей типической стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особую форму поведения ребенка, чрезвычайно интересную именно с этой точки зрения.

Мы видим, что ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он также легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но что примечательно – это то, что, при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и с сознанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет одной и другой.

Только в школьном возрасте появляется у ребенка впервые более устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо более индивидуализированным существом. То, что с внешнего вида представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя сторонами одного и того же процесса, и нельзя, думается нам, привести более веское доказательство в пользу социального происхождения личности ребенка, чем тот факт, что только с нарастанием, углублением и дифференцированием социального опыта растет, оформляется и вызревает личность ребенка.

Важнейшей основой этого изменения является формирование внутренней речи.

Только с годами, только постепенно ребенок научается овладевать ходом своих мыслей, как раньше овладевал ходом своих действий, начинает их регулировать, отбирать, и здесь Пиаже со всей справедливостью отмечает, что это регулирование мыслительных процессов есть в такой же степени волевой акт, акт выбора, как и моральное действие.

Только к 12 годам, т. е. к окончанию первого школьного возраста, ребенок преодолевает вполне эгоцентрическую логику и переходит к овладению своими мыслительными процессами. Возраст, следующий за этим, возраст полового созревания, недаром обозначили как возраст, когда совершаются две крупнейшие перемены в жизни подростка.

Читайте также:  Что нужно для развития ребенка при беременности

Говорят обычно, что это есть возраст открытия своего Я, оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения, отношения к миру – с другой. И это совершенно справедливо. В каких бы сложных отношениях эти два момента ни стояли к основной перемене, совершающейся в этом возрасте, т. е. к процессам полового созревания, несомненно, что в области культурного развития ребенка они означают центральные моменты, наиболее важные по значению из всего того, что характеризует этот возраст.

Шпрангер поэтому с полным основанием назвал переходный возраст возрастом врастания в культуру. Когда говорят, что в этот период подросток открывает свой внутренний мир и впервые открывает все его возможности, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности, то с точки зрения того, что нам известно о мышлении, о культурном развитии ребенка, это может быть обозначено как овладение этим внутренним миром.

Недаром внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознается подростком в этом возрасте. Возраст этот, таким обрэзом, как бы увенчивает и завершает весь процесс культурного развития ребенка.

Мы уже указывали выше, что вынуждены здесь ограничиться только беглым и схематическим обзором возрастов, так как исследования настоящей стадии не позволяют еще дать сколько-нибудь основательной и полной возрастной характеристики. Но вместе с этим перспективы дальнейших исследований и их дальнейшие пути намечаются со всей ясностью. Это теория культурных возрастов, это попытка охватить культурное развитие как целое, представить его в главнейших стадиях и фазах в соответствии с теми фазами и стадиями, которые намечаются в органическом развитии ребенка. Но вместе с тем мы приходим и к генетическому обоснованию психологии взрослого человека.

Date: 2015-07-27; view: 375; Нарушение авторских прав

Источник

Характеристика особенности детского мировоззрения

При рассмотрении особенностей детского мировоззрения, я опиралась на положение Д.Б. Эльконина о том, что «мировоззрение» ребенка дошкольника является по своей природе совместным действием со значимым взрослым. Действия ребенка, которые выражают его общее отношение к миру, чаще всего осуществляются либо вместе с взрослым, либо через него. Очевидно, что для маленького ребенка наиболее значимым взрослым является родитель.

Как подчеркивал Л.С. Выготский, воспитательная деятельность фактически является ФОРМОЙ влияния педагога на мировоззрение ребенка, воспитание направлено на согласование действия ребенка с нормативным образом отношения к миру, существующим в сознании взрослого. Воспитательная деятельность педагога тесно переплетается с действием ребенка, иногда поддерживая, усиливая его, иногда вступая с ним в противоречие. Во многих действиях ребенка педагог усматривает определенное отношение к окружающему миру, т.е. миродействие. Принимая участие в этом процессе, воспитатель обогащает его и пытается повлиять на него с надеждой, что при этом изменится отношение ребенка к миру.

Исходя из выше изложенных представлений, можно сформулировать следующую гипотезу — Стиль воспитания родителей и педагога оказывает существенное влияние на формирование предпосылок мировоззрения ребенка дошкольного возраста.

Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех убеждений и взглядов человека на окружающий мир: философских, общественно — политических, этических, эстетических и т.д. (Философский словарь, 1968).

В настоящее время единая линия государства и общества по отношению к формированию мировоззрения у детей распалась. Сегодня система взглядов и отношений к окружающему миру у детей формируется в большей мере стихийно. Сила воздействия образовательной среды на развитие мировоззрения у детей уменьшилась. В то же время формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, остается конечной целью современного образования. (Педагогическая энциклопедия, 1993).

Процесс формирования мировоззрения начинается с первых лет жизни ребенка (Л.С.Выготский; М.И.Лисина; В.С.Мухина; Э.Эриксон). Именно в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, В ТОМ ЧИСЛЕ ЕГО ОТНОШЕНИЕ К МИРУ. Исследование факторов, влияющих на формирование мировоззрения ребенка, является особенно актуальным.

В работах Л.С. Выготского мировоззрение определяется как «то, что характеризует поведение человека в целом», «способ отношения к миру, который есть у ребенка» (Л.С.Выготский). Д.Б. Эльконин подчеркивает такую важную черту мировоззрения как обобщенность. В главе «Формирование первичных представлений о мире» Д.Б. Эльконин убедительно показывает, что мировоззренческие представления ребенка всегда являются максимально обобщенными, настолько, насколько это возможно в данном возрасте (Д.Б.Эльконин, 1995, с. 106-142).

JI.C. Выготский, утверждал, что в раннем онтогенезе мировоззрению предшествует «миродействие». Вот как об этом пишет JI.C. Выготский: «Под мировоззрением, мы не склонны понимать какие — либо логические, продуманные в осознанную систему взгляды на мир и его важнейшие части.»; и далее: «В первые годы жизни, вплоть до поры полового созревания мировоззрение в собственном смысле слова у ребенка отсутствует. Часто это скорее миродействие, чем мировоззрение». Миродействие ребенка является согласно JI.C. Выготскому детской формой МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

Под «МИРОДЕСТВИЕМ» JI.C. Выготский понимает способ выражения ребенком его отношения к окружающему миру (Л.С.Выготский,1982, с.314-328).

Миродействие представляет собой ДЕЙСТВИЯ-ОТНОШЕНИЯ. Миродействие, постепенно трансформируясь в мировоззрение, сначала отражается (переживается) в аффективно — образном плане, затем обобщается с использованием тех средств и возможностей, которые доступны ребенку в данном возрасте.

Во всех доступных видах деятельности ребенок пробует различные способы выражения своего отношения к миру. Ребёнок переживает и представляет себя самого и мир в аффективно-образном плане (Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин и др.). Так возникают образы миродействия. Они могут отмечаться в любом содержании, которое делает очевидным некий принцип взаимодействия субъекта с окружающим миром. Это могут быть, например, сказочные сюжеты, образы животных, герои, персонифицированные предметы, представления о реальных людях, имеющих какой — либо характерный, ярко выступающий рисунок поведения или отношение с окружающими.

Читайте также:  Упражнения для развития мелкой моторики ребенка

Образ миродействия является одной из форм образно-смыслового освоения действительности, характерного для дошкольников.

По мере накопления опыта, действия у ребёнка складываются в определенные предпочтения. Постепенно ребенок приходит к предпочтению одного образа миродействия и отторжению другого. У ребенка складывается предпочитаемый образ миродействия. В дальнейшем предпочитаемый образ миродействия становится все более осознанным и обобщенным, т.е. становится мировоззрением.

Предпочитаемый образ миродействия несет в себе все характерные черты, которые мы выделили в определении мировоззрения.

Предпочитаемый образ миродействия проявляет себя в представлениях, которые:

— отражают связь между внешним и внутренним миром (Л.С.Выготский, М.И.Лисина);

— отражают взаимосвязь между направленностью личности и знаниями о предмете этой направленности (Н.А.Менчинская, Н.И.Непомнящая);

— отражают итоговое отношение человека к окружающему миру и себе самому на том уровне обобщения, который ему доступен (С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин).

Предпочитаемый образ миродействия, с нашей точки зрения, является психологической базой мировоззрения взрослого человека. Следует заметить, что такая форма мировоззрения существует не только в детском сознании. Обосновывая возможность философствования и формирования мировоззрения у детей 6- 7 лет С.Д. Ковалев, Е.А. Кондратьев, А.А. Марголис, М.В. Телегин, пишут, что: «Существует много философских систем, построенных на образно- смысловой интерпретации всеобщих связей и отношений. Например, в восточной философии одним из способов философствования являются притчи, парадоксальные загадки, где из одного конкретного события, явления, в котором, тем не менее, отражается сущность, выводились самые абстрактные обобщения и теоретические построения» (С.Д. Ковалев, Е.А. Кондратьев, А.А. Марголис, М.В. Телегин, 1997, с.96). Образ — символ является средством проникновения в сущностные связи внешнего и внутреннего мира. Следует заметить, что символическая, образно — смысловая форма мировоззрения является основой целых цивилизаций и может быть вполне «взрослой», «культурной». Таким образом, предпочитаемый образ миродействия является переходной формой между полной слитностью мировоззрения с действием и взрослым, обобщенным отражением наиболее существенных взаимосвязей внешнего и внутреннего мира (Л.С.Выготский). Благодаря этому мы считаем, что предпочитаемый ребенком образ миродействия является основной предпосылкой мировоззрения в дошкольном возрасте.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.

Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы – результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О. 2003).

Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б. 1998).

2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.

В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф. 1999).

Д. Б. Эльконин отмечал (1998), что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ И ПОСТУПКАМИ выделяется как особая задача.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (НАЧАЛО САМООЦЕНКИ). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, — подчеркивает Л. Ф. Обухова, — речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года – внешне «Я сам», шесть лет – личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф. 1999).

И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

Итак, дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития ПРЕДПОСЫЛОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ, когда складывается предпочитаемый образ миродействия и аффективно-образное отношение к миру, которые ложатся в ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин).

Мировоззрение

Источник