Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру

Развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру thumbnail

Библиографическое описание:

Глушкова, И. Н. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру природы, их социальной активности / И. Н. Глушкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1880/ (дата обращения: 20.08.2020).

Взаимодействие
человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С
каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас «в
полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных
благ порой одновременно выступает и как не планируемое им
«производство» губительных эффектов, причем в таком
масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле,
включая и самого человека». Важнейший аспект в решении вопроса
сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в
области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения,
включая и подрастающее поколение.

Современные
проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть
решены только при условии формирования экологического мировоззрения у
всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры,
понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Экологическое воспитание образование поставлено в ряд первостепенных
государственных проблем. Это отражено в государственных документах:
актах, указах, законах, которые подразумевают создание в регионах
страны непрерывного экологического образования, первым звеном
которого является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте
формируется человек и его отношение к окружающему миру.

Дети
XXI
века. Какими они будут? Во многом это зависит от педагогов и от тех
основ, которые они закладывают в сознание сегодняшних малышей. Именно
этим будет определяться духовное и материальное благосостояние
государства и общества.

Многочисленные
экономические, социальные, экологические и другие проблемы, стоящие
не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути, имеют
один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме –
проблеме человека. Сейчас становится ясно, что многие проблемы в
нашей жизни, связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной,
а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Этому
способствует: формирование этических и нравственных основ личности;
расширение сознания и кругозора; раскрытие и развитие восприятия
Красоты; развитие индивидуально-творческого потенциала ребенка.

В настоящее
время главная цель экологического образования – это развитие
экологической культуры, как важной части общей культуры человека,
определяющей его духовную жизнь и поступки. Это особый вид культуры,
который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по
экологи, гуманном отношении ко всему живому и окружающей среде.
Предметный мир, социальная жизнь и природа – вот основные
источники формирования детских ощущений, восприятий и представлений.
Мир природы удивителен и прекрасен. Но умение «смотреть»
и «видеть», «слушать» и «слышать»
не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а
воспитывается.

Анализируя
развитие отечественного экологического образования, можно отметить,
что новое звучание экологическое образование получает с начала
90-годов. Экологические знания необходимо распространять всеми
возможными способами в целях бережного отношения к природе,
рационального использования её богатств.

Б.Т.Лихачев
определяет экологическое воспитание как целенаправленную
систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие
экологической образованности и воспитанности детей; накопление
экологических знаний , формирование умений и навыков деятельности в
природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств,
приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в
осуществлении природоохранительной работы.

Проблеме
экологического воспитания уделяли внимание многие видные экологи,
академики Н.Н.Моисеев, А.Л.Яншин, Г.Н.Ягодин, Н.Н.Тарасова,
Г.Н.Розенберг. [3]

За последние
годы проведен ряд исследований, направленных на усиление
экологического образования и воспитания (И.А. Габев, А.Н.Захлебный,
И.С.Матрусов, И.Т.Суровегина и др.), внимание обращается на
формирование мотивов бережного отношения дошкольников к природе
(Н.А.Рыков, А.П. Сидельковский), на природоохранительную работу в
условиях изучения природы родного края (П.В.Иванов).

Исследователи выделяют
следующие особенности процесса экологического воспитания:

1.ступенчатость:

-формирование экологических
представлений,

-развитие экологического
сознания и чувств,

-формирование убеждений в
необходимости экологической деятельности,

-выработка навыков и
привычек поведения в природе;

2. длительность;

3. сложность;

4. скачкообразность;

5. активность.
[4]

Огромное
значение имеет психологический аспект, который включает в себя:
развитие эстетического сознания, формирование соответствующих
(природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности.

Дошкольный
период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот
период происходит усиленное физическое и умственное развитие,
интенсивно формируются различные способности, закладывается основа
черт характера и моральных качеств ребенка. Психологические
исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое
значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и
восприятия, образного мышления, воображения. Умения по – детски
видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как
такое умение – необходимая составная часть всякого творчества.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие
эмоционально воздействует на детей, вызывает у них радость, восторг,
удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

С дошкольного
возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что
человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Гуманистическая сущность ответственности дошкольников предполагает
единство познавательной и практической деятельности по улучшению
природы родного края, созидание а не потребление. Понимание
многосторонней ценности природы, как источника материальных и
духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения
с природой, восприятие её облагораживающего воздействия в
соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию
реального мира в единстве с нравственно — эстетическими переживаниями
— всё это, в конечном итоге определяет будущее отношение с окружающей
средой.

В первые семь
лет закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи
взрослых ребенок начинает осознавать её как общую ценность, для всех
людей.

Многие
выдающиеся педагоги, мыслители психологи прошлого придавали большое
значение природе, как средству воспитания детей: Я.А.Каменский видел
в природе источник знаний, средство для развития ума. Идеи
ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в
теории и практике в статьях методических разработках (О.Иогансон,
А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд и др.). Долгое
время большим подспорьем для практиков были методические пособия
М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно
поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой.
Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют
разделы по экологическому воспитанию дошкольников. В настоящее время
разрабатываются авторские экологические программы.

Дошкольное
экологическое образование заключается в воспитании начальных форм
экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей
в природе, выработке первоначальных практических навыков
гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с
природными объектами ближайшего окружения. [5]

Основная
задача педагогики – воспитание у детей экологической культуры,
фундамент, который составляют достоверные знания, практические
умения, направленные на охрану природы. У ребенка рано проявляется
стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него,
прежде всего благодаря своему красочному миру, который даёт малышу
массу разных ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
«Человек стал человеком только тогда — отмечал В.А.
Сухомлинский, — когда увидел красоту зари и облаков, плывущих в
голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение окружающей
красоты. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая
человека. Но это облагораживает, требует больших воспитательных
возможностей». Природа воздействует на ребенка, вызывая
различные чувства и эмоции. Но чтобы эмоциональное отношение к
природе переросло в глубокое нравственное чувство, эстетические
ценности, предполагающее действенную активную позицию ребенка,
необходим целенаправленный педагогический процесс, специальное
педагогическое руководство.

Читайте также:  Показатели нормального развития и отклонений ребенка

В
«Мыслях и набросках» В.И. Вернадский писал: «Сознание
человечества становится той «силой», тем фактором,
которые мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий
природный процесс». Это общетеоретическое положение
сформулировано в 1920 году. А сейчас оно перешло из области теории в
практику. Широко известны слова В.И. Вернадского: «Твари Земли
являются созданием сложного космического процесса и закономерной
частью стройного геокосмического механизма, в котором как мы знаем,
нет случайности». Сам Вернадский, замечая нежелательные
разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал
их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм
научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально
предвидел, в чем-то, возможно ошибался. [1]

Природа нас
кормит, одевает, создаёт уют, лечит, в ней люди находят утешение и
радость, ведь человек – часть природы, плод её творения. Наши
дети всегда должны помнить об этом и делать все от себя зависящее,
чтобы сохранить и приумножить богатства. Но чтобы стать настоящим
защитником природных богатств, нужно многому научиться, многое знать,
прежде всего то, от чего зависит развитие природы, какова роль
человека в её судьбе и каким должно быть его поведение, чтобы
природное равновесие не нарушилось. А начать процесс познания следует
с того, что находится вокруг нас, с изучения природной среды, той
местности, в которой мы живём. Человек на протяжении всей своей
истории был в тесном контакте с окружающей его природой. Он не только
познавал её тайны, делал великие открытия, но и активно использовал
её богатства, удовлетворяя свои потребности в пищи, воде, тепле.
Развитие науки и техники расширило возможности человека в
использовании природы. Начали активно строиться заводы, фабрики,
атомные электростанции, железнодорожные и автомобильные магистрали.
Радуясь своим успехом, человек не учел печальных последствий, которые
спустя небольшое время остро заявили о себе. Оказалось, что в природе
всё взаимосвязано. Она живёт и развивается по своим очень строгим
законам, не зависящим от человека. Человек нарушил эти законы, сломал
сложившуюся тысячелетиями гармонию природы. В результате природа
планеты серьезно заболела. Оказались поражёнными все её жизненно
важные органы. Но еще не поздно, еще есть возможность оказать
необходимую помощь, если главной задачей всех людей станет
стремление. Сохранить планету от всех видов загрязнений! Сохранить
всё живое на планете! Жить в согласии с законом природы!

В деле сохранения природы
не может быть сторонних наблюдателей. Мы спасем нашу планету и свой
родной край лишь при условии, что каждый задумается о том, что лично
им сделано и делается для охраны и приумножения природных богатств.

Все
сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в
образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для
каждого человека родной, знакомой и понятной. В условиях урбанизации
единственным выходом из создавшегося положения является организация в
каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды,
в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде
он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями,
происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них
ответы.

Именно на
этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления
о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у
него формируется первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но
происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие
ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для
всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому
человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с
ним. Бережное отношение к природе, сознание важности ее охраны
необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. [6]

Опыт практической работы в
должности воспитателя показывает, что современные технологии и
программы экологического воспитания ориентированы на обогащение
знаний детей об окружающем мире природы, но недостаточно
актуализируется проблема формирования гуманного отношения и
социальной активности ребенка, проявляющаяся в самостоятельных делах
и поступках ребенка по отношению к живым объектам природы
(доброжелательность, эмоциональная отзывчивость и др.).

В нашем
детском саду проводилась экспериментальная работа по проблеме
«Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру
природы, их социальной активности».

Цель:
формирование элементарных экологических знаний, гуманного отношения к
природе, здорового образа жизни, мышления и поведения.

Результаты
экспериментальной работы показали что:

— современные
проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть
решены только при условии формирования экологического мировоззрения у
детей, повышения их экологической грамотности и культуры. Из
пассивных созерцателей дети должны стать активными созидателями,
умеющими сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и
понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически
рассуждать, устанавливать взаимосвязи, эмоционально сопереживать;

— в дошкольном
возрасте закладывается фундамент осознанно- правильного отношения к
природным явлениям и объектам. В основе ознакомления детей с природой
должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие
идеи и понятия экологии;


экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом
их возрастных особенностей и психологических закономерностей
развития;

— в жизни
дошкольника природа занимает сильные позиции и при условии
корректного отношения с ней способна стать универсальным средством
обеспечивающим широкий комплекс влияний на процессы развития,
воспитания и обучения детей, эффективно содействовать развитию
познавательной сферы и личности каждого ребенка;


экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог,
который сам владеет знаниями в области экологии. Экологическое
воспитание необходимо проводить в процессе интеграции знаний,
наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности,
дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтение литературы, просмотр
видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности
детей;

— творческая
созидательная деятельность, гармонизация человека с природой,
обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость,
силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту,
истину, любовь. Природа которая восхищает нас своей красотой,
постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто
каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все
удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы.

Литература:

  1. Дерябо С.Д.,
    Ясвин В.А.Экологическая
    педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

  2. Крушанов
    А.А. О неоднозначности термина «Экологическая культура»
    / Экологическая культура и общественное развитие. М., 2006.

  3. Николаева С. Н. Воспитание
    экологической культуры в дошкольном детстве. М, 1995г.

  4. Плохий З.П. Воспитание
    экологической культуры дошкольников//Дошкольной воспитание- 2002-№
    4-5-17с, 95-126с.

  5. Рыжова Н. А. Наш дом —
    природа. (Программа по экологическому воспитанию дошкольников) М,
    1998г.

  6. Саморукова П.Г. Как
    знакомить дошкольников с природой. – М., 1983г.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура, гуманное отношение, дошкольный возраст, родной край, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование.

Источник

Елена Ахламова
Основы формирования и развития гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

Читайте также:  Развитие мышления ребенка родителями

Постепенное развитие в России демократического общества все больше зависит от утверждения человечности, гуманности в отношениях между людьми. Поэтому, пожалуй, одной из самых главных категорий в отечественной педагогической психологии последних двух десятилетий является категория гуманизма. Гуманное воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем современности. Необходимость создания в обществе моральной атмосферы, способствующей утверждению во всех областях общественной жизни гуманного отношения к человеку, требовательности к себе и другим, честности, доверия, ответственности актуализирует рассмотрение основных понятий, сочетающихся с поставленной проблемой.

Гуманизм – одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, сущность которой заключается в отношении к человеку как высшей ценности. Он сказывается в альтруизме, желании творить добро, помогать людям, милосердии, сочувствии.

По мнению Л. Климановой, гуманизм является философским и этико-социологическим принципом отношения к человеку как высшей ценности, он имеющий конкретное историческое содержание, зависящий от уровня социального развития, характера общественных отношений и представляющий частью идеологии и мировоззрения общества и личности [27, с. 10].

С философской точки зрения, гуманизм – это размышление и забота о том, как бы человек был человечным, а не бесчеловечным, «негуманным», то есть отстраненным своей сущности [58, с. 9].

Обусловленная нравственными ценностями и нормами система установок личности на социальные объекты (группу, человека, живое существо) определяет понятие «гуманность» и представлена в сознании состраданиями, переживаниями, сорадованиями, реализуется в деятельности и общении аспектами соучастия, содействия и помощи [19, с. 42]. Гуманный означает: человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещённому; человеколюбивый, милостивый, милосердный [46, с. 5]. Поэтому можно утверждать, что ключевой характеристикой гуманизма остаётся человечность.

Формирование личности ребенка, воспитание у нее качеств гуманистической направленности и определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит правильное и гармоничное развитие чувств. В свою очередь этот процесс тесно связан с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему миру.

Анализ содержания основ воспитания гуманных чувств дошкольников требует научного рассмотрения содержания самого понятия «гуманные чувства», что, в свою очередь, приводит к необходимости выделения более общих категорий «эмоции» и «чувства». А. Б. Буракова рассматривает эмоцию как переживание, связанное с предвзятым отношением к чему-либо, зависящую от конкретной ситуации и состояния человека в данный момент, характеризуется внезапностью возникновения, быстрой изменчивастью [7, с. 37].

Выделяют высшие эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных, эстетических) потребностей,например: любовь, гуманность, патриотизм; а также нисшие эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей (голода, жажды и т. д.).

Отношение к эмоциям, как к психическим процессам, формирование которых происходит под влиянием социальных факторов, утвердилось в трудах Л. С. Выготского и его последователей (А. В. Запорожец, Я. 3. Неверович, А. Н. Леонтьев). Современный взгляд на эмоцию с позиций аксиологического (ценностного) подхода к образованию позволяет определить эмоции как основу духовного развития детей, как средство трансформации в частности, ценностей.

Эмоции как внешнее проявление внутреннего мира ребенка позволяют определить его отношение к событиям, способствовать личностному становлению. Как отмечает В. Зеньковский, эмоция представляет собой специфический, исключительный знак и символ субкультуры ребенка, а детство является «золотым веком для эмоционального в нас» [21, с. 226]. Именно чувства и эмоции выступают составным базисом личностной культуры дошкольника, функциональным органом индивида, ядром личности. В. Мухина отмечает, что в дошкольном возрасте дети находятся «в плену» эмоций, чувства преобладают над всеми сторонами жизни [41].

Чувства (эстетические, моральные, интеллектуальные) относятся к сложным эмоциональным проявлениям, отражающим духовную сферу человека. С. Л.Рубинштейн подчеркивал: «. чувства человека как сложные целостные образования имеют свой смысл, они организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности» [52, с 610] .

Гуманистическая направленность педагогики означает реальное признание неповторимости, целостности и ценности личности, её права на проявление своих особенностей и свободное развитие [61, с. 7].

В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике общепризнанным является положение о том, что развитию личности содействует создание эмоционального благополучия. С точки зрения современной педагогики, это означает удовлетворение потребности в общении с взрослыми (родителями, воспитателями, развитие доброжелательных взаимоотношений детей, их гуманных чувств и т. п. Научить ребенка „видеть и чувствовать» людей, взаимодействовать с ними – важнейшие и сложные задачи воспитания. По мнению многих ученых-педагогов сенситивным периодом (период особой восприимчивости) для формирования гуманного поведения у детей является именно старший дошкольный возраст.

Известные ученые-педагоги С. Русова, В. Сухомлинский, К. Ушинский отмечали, что нужно как можно раньше знакомить детей с гуманистическими понятиями, моральными представлениями, учить доброте. Гуманное воспитание достигает своего венца, когда у ребенка развивается способность страдать и переживать за другого человека, как и способность радоваться за его успех и счастье [60, с 214-219]. А общение, на фоне которого зарождаются и развиваются взаимоотношения, должно существовать как «почва правды и человечности» [62, с 194].

Одним из первых специальных исследований в области воспитания гуманного поведения у детей дошкольного возраста является научная робота Н. Цукановой [64], в которой определены педагогические условия формирования поведения и привычек гуманного поведения старших дошкольников. Автором сделано заключение о том, что наличие умений и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у них опыта и привычек гуманного поведения, так как дети вступают в полноценное общение, способствующее выработке деловых контактов и развитию важных личностных качеств – сопереживания, взаимопонимания, налаживания доброжелательных взаимоотношений, отзывчивости и внимания.

Коротко проанализируем особенности развития гуманных чувств в дошкольном возрасте. Психологи и педагоги подчеркивают, что наиболее интенсивное развитие чувств происходит именно в дошкольном детстве.Они могут проявляться в отношении ребенка: к самому себе (чувство собственного достоинства, преимущества или, наоборот, чувство неполноценности, неуверенности, отчаяния и т. д., к другим людям (симпатия или антипатия, злоба, чувство стыда, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, вины и т. д., к коллективу (чувство коллективизма, солидарности).

В раннем возрасте и в дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Маленький ребенок, не умея управлять своими переживаниями, почти всегда оказывается в плену захватывающих его чувств. Внешнее проявление чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком, имеет более бурный, невольный и непосредственный характер. По мере обогащения опыта ребенка и усложнения его деятельности, а также взаимоотношений с окружающими людьми, у ребенка формируются новые потребности и интересы. Это является важным условием развития и обогащения детских чувств. Интересы распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем и чувства становятся более сложными и содержательными [7, с. 42].

В диссертационном исследовании А. Б. Бураковой раскрыты те особенности ребенка-дошкольника, которые позволяют успешно формировать гуманные чувства,среди них:

1. Большая эмоциональная восприимчивость ребенка, его бурная реакция на различные жизненные события, способность испытывать чувство и настроения окружающих.

Читайте также:  Оценка уровня социального развития ребенка

2. Выявление гуманистических чувств ребенка, главным образом, в сфере отношений со сверстниками.

3. Дети принимают и одобряют требования взрослого поддерживать доброжелательные отношения.

4. С трех лет у детей развивается потребность в доверительном отношении к взрослым и способность почувствовать его эмоциональное состояние, понять причину изменения настроения.

5. Ребенок старшего дошкольного возраста при определенных обстоятельствах способен осознать негативные стороны собственных эмоций; умеет поставить себя на место другого с тем, чтобы «пережить» ситуацию с его точки зрения. В этом возрасте обостряется потребность ребенка в дружеских отношениях со сверстниками [7, с. 44].

Гуманные чувства входят в состав высших чувств, по своей природе они являются моральными, социальными, духовными. При своей динамичности и изменчивости, в определенных условиях чувства могут приобрести более постоянный, более устойчивый характер. Если в жизни человека происходит повторение каких-либо обстоятельств, способствующих возникновению однородных чувств, на этой основе проходит закрепление связей между определенной группой раздражителей и соответствующей эмоциональной реакцией – таким образом формируется отношения.

В исследованиях Л. А. Абрамян, А. Б. Бураковой, Л. С. Выготского, М. В. Воробьевой, М. I. Лисиной, Е. Е. Шишловой, гуманное отношение рассматривается как многокомпонентное понятие, каждый элемент которого зависит от соответствующего ему гуманного чувства, подкрепленного умением человека действовать определенным образом. А. Б. Буракова определяет следующие составляющие гуманного отношения к человеку, связанные с соответствующими чувствами:

доброжелательное отношение, которое проявляется в умении доставить приятное, радость другим, оказать услугу, построенное на доброте человека, чувстве любви к ближнему как к самому себе;

чуткое отношение, проявляющееся в умении разделить радость и горе других, откликаться на просьбы, помочь преодолеть негативное переживание, основанное на развитии сопереживания и сочувствии;

внимательное отношение, проявляющееся в умении заметить и понять переживания других, поддержать положительное, облегчить негативное, зависит от развитости чувства сожаления;

бережное отношение, проявляющееся в умении оказать помощь и поддержку другого в определенной ситуации, зависит от развитости чувства любви к ближнему и сострадания;

справедливое отношение, проявляющееся в умении признать равные права в любой деятельности всех участников, основанное на чувстве справедливости, уважении к другим [7, с 40].

Учитывая выше сказанное, характеристику гуманных отношений можно дать изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возраста таких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость, что поможет определить, к какому из гуманных отношений относится то или иное доброе проявление ребенка, выявить его предпочтения и индивидуальные особенности (см. Приложение 2).

Гуманные отношения,как частный случай межличностных отношений могут быть представлены в двух ипостасях: как «непосредственные» и как опосредованные содержанием совместной деятельности ребенка [1].

Развитие гуманных чувств и отношений у дошкольников происходит в тесном единстве с формированием нравственной сферы личности. Анализ научной литературы позволяет нам говорить о том, что понятие «гуманные чувства» тесно связано с понятием «моральные чувства», что сказывается на существовании достаточно близких классификаций указанных категорий. Следует отметить, что в настоящее время не существует четкой классификации нравственных чувств, на наш взгляд,к ним следует отнести: чувство правды; чувство доверчивости (основанное на доверии, добросовестности, доброжелательности, взаимопонимания, альтруизме и т. д.); чувство справедливости; чувство эмпатии (способность понимать переживания других, сострадание, отзывчивость); чувство привязанности; чувство достоинства и ряд других чувств.

Главным средством воспитания гуманного поведения у детей является их общение с взрослыми и сверстниками. Благодаря которому дети познают социальный мир, усваивают опыт и практику сопереживания, взаимопомощи, тактичности. В свою очередь, опыт морального поведения приобретается детьми в процессе определенной деятельности. Так, Л. Виготский, Д. Эльконин, О. Запорожец утверждают, что игра способствует новому витку в развитии ребенка и приобретению им социального опыта, обеспечивает раскрытие морального смысла разных поступков, которые становятся механизмом эмоционального регулирования его действий. В игре создается ситуация, в которой возникает реальная потребность доброжелательного и заботливого отношения. В исследованиях особенностей воспитания морального поведения в процессе трудовой деятельности (Г. Буре, Т. Маркова, Я. Неверович) установлено, что развитию гуманных чувств детей содействует формирование общественных мотивов совместного труда благодаря необходимости согласованных действий и взаимопомощи с целью достижения конечного результата. Исследования морального поведения детей во время учебных занятий (С. Козловой, О. Кравцовой, Г. Цукерман) доказали, что объединение детей для общего выполнения заданий способствует воспитанию сочувствия, сопереживания успехов и неудач, учит доброжелательному решению конфликтов в случае их возникновения.

Анализ психолого-педагогических исследований дает возможность определить гуманное поведение как синтез гуманных представлений, чувств, мотивов, а следовательно – поступков на основе усвоения ценности гуманизма и формирование нравственного поведения и утверждать, что гуманное поведение детей дошкольного возраста в процессе воспитания должно быть представлено в виде моральных ценностей и конкретизировано в соответствующих нормах поведения. В гуманном поведении дошкольниковможно выделить следующие составляющие: гуманное поведение относительно себя; гуманное поведение относительно других людей, в первую очередь оказавшихся рядом; впоследствии – к самому себе и окружающей социальной среде.

Гуманное поведение детей дошкольного возраста следует рассматривать в единстве его основных компонентов: когнитивного (представления ребенка о содержании и способах проявления гуманного поведения, эмоционально-мотивациоиного (гуманные чувства и их мотивация, поведенческо-деятельностного (гуманные поступки и взаимоотношения).

Особое значение имеет развитие у ребенка эмпатии, как чувства эмоциональной привязанности, симпатии к близким людям, сострадания и сочувствия. Постепенно чувства начинают возникать не только потому, что просто приятно или неприятно, но и потому, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей, например, ребенок доволен, когда взрослый ее хвалит, одобряет его поведение.

Для того, чтобы гуманные качества обрели для ребенка личностного смысла, стали органическим достоянием образа собственного «Я» личности, дошкольник должен пережить свое отношение к другим людям и отношение других людей к себе.

Изучение научных работ позволило нам выделить ряд условий, которые необходимы для воспитания гуманных чувств у дошкольников:

1) поддержка положительного эмоционального состояния каждого ребенка;

2) формирование у ребенка произвольности поведения;

3) создание положительного микроклимата в среде его обитания;

4) углубление и расширение знаний и представлений ребенка о тех или иных морально-этических категориях;

5) развитие у ребенка умения дифференцировать разные чувства;

6) предоставление возможности ребенку «вживаться» в разных эмоциогенных ситуациях, не оставаясь в них равнодушным.

Учет указанных условий нуждается в обновлении педагогического процесса дошкольного учебного заведения по подбору эффективных форм, методов и технологий развития эмоционально-чувственной сферы дошкольника.

Многие исследователи отмечают, что дошкольные образовательные учреждения не в состоянии самостоятельно успешно решить задачи воспитания гуманного поведения детей без семейного и общественного воспитания. Взаимодействие социумов семьи и дошкольного учебного заведения – объективная необходимость, так как педагогов и родителей объединяет одна цель – воспитание духовно-моральной личности.

Таким образом, можно сделать заключение, что воспитание у детей качеств личности гуманистической направленности определяется актуальной педагогической проблемой с точки зрения современной социокультурной ситуации. Основой гуманных чувс