Развитие у ребенка целостного восприятия мира

Развитие у ребенка целостного восприятия мира thumbnail

Восприятие – это психический процесс познания действительности при помощи различных органов чувств, в результате которого формируется целостный образ объекта или явления. Именно этот познавательный процесс является главным инструментом исследования окружающего мира ребенком наряду с активными действиями с предметами. Сегодня мы поговорим об особенностях восприятия у детей дошкольного возраста и способах его развития.

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» — восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Механизм и виды восприятия

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Восприятие малышей 3-4 лет характеризуется конкретностью и отсутствием чёткости. Основные параметры восприятия в младшем дошкольном возрасте – это цвет, форма и размер. Чаще всего дети обращают внимание на самый яркий из этих признаков, а остальные детали ими домысливаются. К примеру, видя кнопки с цифрами на пульте от телевизора, часто малыши решают, что это телефон. Интересно, что трехлетки не узнают даже самых близких людей, если те переодеты в карнавальные костюмы. В этом возрасте дети отчетливо различают основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый). Малоизвестные оттенки воспринимаются как несущественные признаки, поэтому часто просто игнорируются. Однако малыши быстро учатся и запоминают все налету. Чем с большим количеством цветовых эталонов Вы познакомите ребенка, тем ярче будет восприятие крохи. Иногда малыши оценивают цветовую характеристику предметов как «красиво» и «некрасиво», поэтому в рисовании можно увидеть цветовые предпочтения малыша, а не реальные изображения предметов.

Свойства предметов для младших дошкольников неотделимы от самих вещей, поэтому они прочно закрепляются в восприятии. Например, малыш знает, что огурец всегда зеленый, и может называть огурцами и кабачок, и авокадо, и стручковую фасоль.

У детей этого возраста с помощью действий с предметами формируется восприятие пространства. Ребенок 3 лет только начинает различать понятия «далеко» и «близко», поэтому он плохо оценивает размеры далеких предметов. Например, рассматривая панораму города, малыш вполне может подумать, что дома игрушечные. Чтобы развить пространственные представления крохи, нужно обращать его внимание на его собственное тело (ребенок быстро запомнит, что внизу находятся ноги, наверху – голова, сбоку — руки), а также чаще давать ребенку просьбы с указанием направления (к примеру, «поворачивай направо», «возьми конфету с верхней полки» и так далее).

Особенности восприятия в младшем дошкольном возрасте (3-4 года)

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

К 5 годам дети достигают значительных успехов в способности воспринимать различные параметры окружающего мира:

  • Различают 7 и более цветов;
  • Имеют представление о светлых и темных тонах, «тёплых» и «холодных» оттенках;
  • Знают основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • Могут сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, маленький);
  • У них начинает формироваться понятие времени (сегодня, вчера, завтра, минуты, часы, дни, недели), но применять знания об этих абстрактных понятиях в жизнь четырехлетки еще не способны;
  • Восприятие окружающих людей зависит от их популярности в обществе и их отношений с малышом. Мама всегда будет восприниматься крохой, как самая добрая и красивая.

Как воспринимают мир дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)?

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, в восприятии доминируют зрительные ощущения. Начинает активно развиваться слуховое восприятие: малыши способны выделять звуки в словах, распознавать знакомые музыкальные композиции, чувствовать темп и ритм произведения. Шестилетние дети хорошо ориентируются в пространстве (практически не путают «право» и «лево», довольно точно воспринимают расстояния между предметами, могут ориентироваться в планах и схемах). Восприятие временных отрезков (минута, час, день и так далее) зависит от того, как часто родители упоминают их в общении с детьми. Если давать малышу задания, в которых время является одним из ориентиров (например, «за минуту нарисуй как можно больше кружочков» или «нужно чистить зубы 2 минуту»), постепенно оно перестанет быть для ребенка таким непонятным.

Ведущим каналом восприятия у большинства старших дошкольников является зрение. При этом активно развиваются и другие виды чувствительности (в особенности, слуховая и тактильная).

Особенности восприятия в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет)

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития восприятия у малышей.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера.
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке.
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.
Читайте также:  Развитие ребенка таблицы физического развития

Игры и упражнения для развития восприятия у дошкольников

Регулярные упражнения позволят сформировать у ребенка высокий уровень различных видов восприятия.

  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.

Выводы

В дошкольном возрасте у малышей происходит колоссальный скачок в психическом развитии, ведь в этот период активно формируются все познавательные процессы. Восприятие – это базовый психический процесс, на основе которого формируются все остальные (внимание, мышление, речь, память и воображение). За несколько лет малыши проходят путь от непосредственного чувственного восприятия до способности составлять обобщенное представление о предметах. Если первоначально ребенок учится узнавать и оценивать, что находится перед ним в данный момент, основываясь на собственных ощущениях и опыте, то в старшем дошкольном возрасте уровень развития восприятия позволяет уже целенаправленно изучать объекты или явления, выделяя их свойства. Развитию восприятия у детей необходимо уделять достаточно внимания, ведь от его уровня во многом зависит способность малыша к обучению.

Выводы

Заключение

В Монтессори-клубе «Созвездие» для детей организована уникальная развивающая Монтессори-среда. Монтессори-классы поделены на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и уточнения всех типов восприятия: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, а также восприятия температуры и веса, развития мускульной памяти. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия 

Источник

Восприятие мира детьми

Воспитывая ребенка, все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой взаимопонимания. Не всегда малыш четко реагирует на «нельзя», выполняет требования, слышит просьбы. Почему так происходит? Все дело в разнице восприятия информации у взрослых и детей. Мы по-разному смотрим на мир, реагируем на события, оцениваем возможности. Малыш только вступает на тропу получения опыта и не всегда может правильно понять ситуацию, принять ваше решение, быстро проанализировать требование. Что делать? Нужно постараться поставить себя на место крохи, посмотреть на окружающие предметы и события его глазами. Чтобы понять чадо, нужно самому вспомнить, как это, быть маленьким.

В основе поведения, характера, действия лежит восприятие. Именно оно отвечает за наше отношение к предметам, строит поведенческие линии, стимулирует развитие.

Содержание статьи:

  • Что такое восприятие
  • Особенности восприятия детей разного возраста
    • Восприятие ребенка с рождения до 1 года
    • С года до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • Восприятие мира школьником
  • Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

Восприятие – фундамент знаний и умений. Оно становится проводником в окружающий мир и базой для последующего обучения. На протяжении всей жизни человек относится к большинству вещей по шаблону, постоянно незаметно для себя возвращаясь к опыту детства. Большинство наших привычек закладывается в раннем возрасте. Реакции, страхи, ощущение собственной значимости основываются на когда-то полученных знаниях, ощущениях.

Чтобы понять, как воспитывать, обучать и развивать своего кроху, стоит понять, как малыш получает информацию, анализирует и использует полученные данные. Примерив детское восприятие, вы сможете лучше понять своего кроху, найти действенную методику развития.

Что такое восприятие

Здоровый человек с рождения обладает 5 возможностями получить информацию об окружающих его предметах:

  • зрение;
  • слух;
  • обоняние;
  • осязание;
  • вкус.

Каждая из этих способностей позволяет получить информацию о предмете, понять его предназначение, строение, возможности. Умение получить и обработать эту информацию называется восприятием.

Особенности восприятия мира детьми разного возраста

Восприятие ребенка – умение увидеть и понять, зачем необходим предмет, почему происходят разные события, докопаться до сути вещей. Оно проходит вместе с карапузом все стадии его взросления, становясь базой для навыков, умений, характера. Помогая своему малышу развивать органы чувств, познавать при их помощи мир, родители дают крохе возможность быстрее и легче продираться через терние незнания и непонимания. В зависимости от возраста восприятие вещей изменяется. Оно развивается вместе с карапузом, помогая ему достигать новых вершин.

Читайте также:  Занятия на физическое развитие ребенка первого года

Восприятие мира ребенком с рождения до 1 года

Когда человек появляется на свет, его слух, нюх, вкус и осязания полностью готовы к постижению окружающего мира. Возможности зрительного восприятия немного отстают, но за первые пару недель жизни приходят в полную готовность. Рожденный человек – пустой сосуд, готовый наполниться всевозможной информацией.

Если бы у нас была возможность посмотреть на мир новорожденного человека, то мы бы удивились. Малыш видит общее светлое пятно, без граней и отличительных особенностей. Звуки представляют сплошную какофонию. Нос наполняется букетом разнообразных запахов, еще не знакомых карапузу. Тело попадает в неизведанное состояние, в утробе матери малыш не чувствовал холода, тепла, влаги или прикосновений. Все было постоянно и приятно, а после трудного и сложного процесса появления на свет, мир ребенка полностью изменяется.

Первые 10 дней после рождения самые сложные в жизни крохи. Ему предстоит адаптироваться к новым условиям, понять, что такое голод, холод, мокрые пеленки или подгузник, тепло материнских рук. Именно в этот сложный для вашего чада момент включается его восприятие окружающего мира. С пониманием первых простых истин ребенок вступает на тропу познания, обучения, запоминания.

Первый год жизни полностью подчинен информации от органов чувств. Ощущая, наблюдая, пробуя, слушая, постепенно кроха обучается пользоваться дарованными возможностями. Из сплошного пятна прорисовываются очертания мамы, игрушек, родственников. Какофония начинает расслаиваться на отдельные знакомые мелодии и звуки. Тело привыкает к телесному контакту, возникает четкое разграничение приятных и неприятных действий и состояний. Благодаря восприятию, малыш получает все больше информации, она его увлекает, стимулирует познать еще больше, подняться над землей, дотянуться до яркой погремушки, сесть, пойти.

Стадии познания

Процесс познания мира до года состоит из нескольких стадий.

Малыш слышит звук погремушки – включаются слуховые рецепторы. Он вызывает у него интерес. Карапуз поворачивается в сторону звука и пытается увидеть, что его издает – включается зрительное восприятие. Следующий раз, когда кроха услышит этот звук, его мозг выдаст ранее полученную информацию. Он узнает его и быстро повернется на него.

Следующим этапом мозг захочет получить больше информации. Карапуз постарается дотянуться до игрушки и потрогать ее – включатся двигательные рецепторы. Когда получить предмет удастся, малыш сможет почувствовать текстуру, температуру, жесткость

Обязательным на этой стадии изучения мира является попытка попробовать предметы на вкус.

Так, благодаря простым для взрослого человека действиям, карапуз получит большое количество информации о предмете. В следующий раз, услышав звук, он вспомнит каждую деталь.

Постепенно, изучив окружающее пространство, кроха захочет пойти дальше и использовать уже знакомые предметы по-другому. Это может быть спонтанное желание или действие по образцу. Именно так в нашем сознании формируется первичный опыт. Благодаря восприятию мы может представить все известные нам вещи, события.

На основе восприятия формируются не только знания, но и страхи, переживания, стрессы. Так как кроха еще не обладает достаточным пониманием окружающей действительности, некоторые события могут вызвать негативные эмоции, сформировать боязнь. Бороться со страхами и негативным отношением, полученным в раннем периоде, достаточно сложно. Поэтому стоит внимательно относиться не только к предлагаемым малышу игрушкам и занятиям, но и собственным словам, действиям.

С момента рождения малыша стоит помнить, что дети не понимают, что такое опасность, не видят границ. Они все познают через ощущения. Малыш не знает, что делает плохо, но по вашей мимике, жестам, интонации может догадаться, что делает что-то не то. Будьте бдительны.

У родителей, стремящихся развивать восприятие своего ребенка, малыши быстрее:

  • осваивают новые умения;
  • формируют важные для познания навыки мышления, логики, анализа и т.д.;
  • растут с меньшим количеством ненужных страхов и опасений;
  • правильно воспринимают собственное Я.

Первый год в жизни малыша очень важен для дальнейшего развития. Заложенные в этот период базовые знания об окружающих предметах станут опорой для:

  • сложных навыков;
  • умения говорить;
  • формирования отношения к людям и предметам.

Уделив внимание развитию органов чувств малыша, взрослые помогут ему спокойно, уверенно, качественно пройти первый год и вступить в активную фазу познания мира с полными любопытства глазами, хорошими задатками.

С года до 3 лет

В год большинство малышей уже осваивают умение ходить, их восприятие развивается вместе с мышлением. Годовалый ребенок начинает осваивать более сложные умения, приобретает навыки изучения окружающих предметов, основанные не только на чувственном восприятии, но и на простых логических операциях, полученном опыте.

К 1,5 годам большинство карапузов начинают сортировать знакомые игрушки по цвету, форме, размеру. С удовольствием находят знакомый предмет среди других и приносят его взрослому. Мир вокруг маленького человека постепенно становится понятным и простым, но от этого не менее интересным. К ощущениям постепенно присоединяются слова, обозначающие не только название, но и признаки.

Желание узнать как можно больше двигает малышом, он стремится не только потрогать и рассмотреть, но и изменить окружающую действительность. Осознание своих возможностей, умение приводит к формированию навыков разрушения и строительства, воображение, образного мышления.

Читайте также:  Теория и практика развития речи ребенка

В этот период родителям важно начинать приучать себя к пониманию важности произносимых слов. Малыш еще не понимает, что такое ирония, сарказм, переносное значение. Каждое ваше слово он воспринимает в первоначально полученном значении. Внимательно следите за своими словами. Нечаянно сказанное слово, использованный оборот могут вызвать у карапуза не ту реакцию, что вы ожидаете. Уже годовалому чаду нельзя говорить, что у него что-то не получается, о его неудачах.

Рекомендуется формировать: стремление тренироваться, созидать. Подбадривайте, говорите, какой он молодец и как у него все хорошо получается. Дети хорошо воспринимают слова, понимают заложенный смысл и верят в сказанное. Не нужно создавать себе дополнительных препятствий.

С 3 до 7 лет

К трем годам восприятие речи становится движущей силой познания. Основную информацию о предмете карапуз получает из ваших объяснений, рассказов. Не малую роль в этом процессе играет собственный опыт, полученный из непосредственного изучения разных сторон предметов.

В три года ребенок, с которым занимались, имеет хорошую базу знания и легко ею пользуется. Полученная новая информация анализируется при помощи знакомых методов восприятия. Чтобы запомнить новый предмет, его название, вкус, текстуру и т.д. уже не нужно долго и упорно его изучать, мозг моментально выискивает нужный признак из ранее изученных. Именно поэтому дети среднего и старшего дошкольного возраста, при вопросе «на что похож предмет» часто используют названия других знакомых предметов (зеленый, как огурец, круглый как солнце).

После трех лет классическое восприятие переходит в автоматический режим и играет меньшую роль. На первый план выходят сложные умственные способности, позволяющие анализировать, выстраивать в ряд, додумывать и фантазировать.

Благодаря умению говорить и называть вещи, малышу больше не нужно прибегать к простым способам коммуникации, он может легко вспомнить нужное слово и обозначить желаемое достаточно точно.

Такое положение вещей не говорит, что можно забыть о тренировке органов чувств. Нет. Восприятие информации через чувства желательно тренировать на протяжении всей жизни. Это позволяет не только улучшать общие умственные способности, но и способствует сохранению здоровья.

Особенно нужно обратить внимание на развитие зрительного восприятия. С трех до 6 лет важно научить карапуза чувствовать пространство, соблюдать пропорции, подбирать необходимые по размеру детали, цвет, формы.

Благодаря творческим занятиям, при соблюдении норм света в помещении, зрение вашего малыша будет давать ему большой спектр информации, совершенствовать двигательные навыки и координацию.

Восприятие мира школьником

В школу приходят дети с образным мышлением, но благодаря интенсивности образовательного процесса, постепенно нарастающей нагрузке, научению новым видам исследований, к окончанию малыш начинает смотреть на мир так, как все взрослые люди. Восприятие мира в школьные годы сильно изменяется под действием множества разных факторов. Опыт, знания, жизненные ситуации и даже гормоны влияют на формирование итогового восприятия окружающей действительности.

От того, как пройдут школьные годы, какие уроки подготовила для крохи жизнь, во многом зависит его отношение к окружающим, любовь или отрицание, стремления, мечты. Роль родителей в этом процессе огромна. С рождения и до взрослой жизни, родители своим примером показывают ребенку путь, стимулируют или тормозят развитие, подбадривают или расстраивают. Родительское слово – может быть напутствием или тормозом. Старайтесь всегда быть на стороне вашего ребенка. Пусть он воспринимает мир, чувствуя за своей спиной надежную стену родителей. Говорите о своей любви и поддержке, старайтесь раскрашивать его будни разнообразными интересными событиями.

Школьник еще ребенок, он смотрит на мир через те истории и сказки, которые вы рассказывали ему. Он верит в добро и справедливость, честь и достоинство. Каждое негативное действие ему нужно разъяснять понятным образным языком. Многие родители допускают ошибку, стараясь вести с детьми взрослые диалоги. Ребенок ощущает это доверие, стремится соответствовать ожиданиям, искусственно подавляет в себе проявление детства. В последствие, не реализованные детские помыслы выливаются в подростковые и взрослые психологические проблемы.

Как взрослые могут помочь малышу развить восприятие

  • Развивающая среда. Предоставьте малышу для исследования предметы различных форм, цвета, фактуры. Старайтесь максимально разнообразить его жизнь, насытить его всевозможными знаниями о жизни и ее разносторонности.
  • Творческие занятия. Знакомьте кроху с многообразием способов изучения мира, дайте возможность самостоятельно создавать собственную реальность.
  • Разговаривайте. Значение слова в жизни ребенка невозможно переоценить. Не игнорируйте всевозможные почему, старайтесь рассказать обо всех вещах, интересующих малыша.
  • Совместное времяпровождение. Каждому ребенку важно знать, что он часть семьи. Старайтесь как можно больше времени проводить со своим крохой, устраивайте семейные выезды, прогулки, мероприятия. Особенно это важно для детей старшего дошкольного и школьного возраста.
  • Игры. Дошкольники познают мир через игру. Младшие школьники во многом представляют мир через игровые понятия. Дайте возможность своему крохи узнать максимальное количество разнообразных интересных занятий. Через них малыш воспринимает максимальное количество информации. Если малыш наиграется в детстве вдоволь, во взрослой жизни ему будет легче.

Восприятие малышом окружающего мира – важное, дарованное природой умение. В ваших силах помочь крохе осознать, узнать, понять множество нужных вещей и умений. Позвольте ребенку ощущать, воспринимать и осознавать каждое мгновение своей жизни.

Источник