Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

.
«Болтушка» Логопед запись закреплена
2 июл 2016
Действия
Пожаловаться
Говорим правильно в 5-6 лет
#Развитие_речи@boltuska
Автор: Гомзяк О.С.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3.
7.7 МБ
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя. Тетради 1,2,3.
1.6 МБ
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы №1.
4.1 МБ
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы №2.
25.9 МБ
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи.
36 МБ
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи.
4.3 МБ
788
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
Сначала старые
Дарья Шеломенцева
гомз подг гр 1.doc
2.8 МБ
3
Нравится
Показать список оценивших
2 сен 2019
Елена Кравченко
Спасибо!
Нравится
Показать список оценивших
27 янв в 11:50
Дарья Шеломенцева
гомз подг гр 2.pdf
3.9 МБ
2
Нравится
Показать список оценивших
2 сен 2019
Дарья Шеломенцева
гомз подг гр 3 1.doc
1.5 МБ
гомз подг гр 3 2.doc
1.4 МБ
2
Нравится
Показать список оценивших
2 сен 2019
Дарья Шеломенцева
гомз св речь подг гр.pdf
7.5 МБ
1
Нравится
Показать список оценивших
2 сен 2019
Дарья Шеломенцева
гомз я буду писать правильно.pdf
3.3 МБ
говорим прав карт материал подг гр.docx
3.1 МБ
3
Нравится
Показать список оценивших
2 сен 2019
Ленусик Ильясова
Как можно у вас заказать
1
Нравится
Показать список оценивших
11 сен 2019
Елена Гартвиг
Ленусик, скачайье и всё.
Нравится
Показать список оценивших
8 окт 2019
Татьяна Козяр
gomzyak_o_s_govorim_pravilno_v_67_let_konspekty_frontalnyh_z (1).docx
144 КБ
gomzyak_o_s_govorim_pravilno_v_67_let_konspekty_frontalnyh_z.docx
234 КБ
2
Нравится
Показать список оценивших
19 окт 2019
Татьяна Козяр
Govorim_pravilno_v_67_let_konspekti_frontalnih_zan.pdf
54 МБ
2
Нравится
Показать список оценивших
19 окт 2019
Оксана Банкузова
Скажите пожалуйста где это можно купить
Нравится
Показать список оценивших
9 дек 2019
Татьяна Шаповалова
Большое спасибо за материал!
Нравится
Показать список оценивших
10 апр в 12:10
Резеда Муратова
Спасибо большое. А можно вас попросить скинуть 2 и 3 периода обучения
Нравится
Показать список оценивших
10 мая в 21:19
Юлия Тутова
отличный материал,большое спасибо всем
Нравится
Показать список оценивших
15 сен в 20:38
Натали Лукьяненко
скажите, а для интегрированной группы для детей с ТНР подойдут эти тетради или они только для логогрупп?
Нравится
Показать список оценивших
18 сен в 17:26
Источник
Наталья Дмитриева
«Я — молодец!» Творческие тетради по развитию связной речи у детей с использованием мнемотаблиц
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию практический опыт по созданию и использованию в работе с детьми творческих тетрадей.
Сейчас книгоиздательская отрасль выпускает множество разнообразных рабочих тетрадей для развития детей. И все мы часто используем их в своей работе: удобно, есть возможность индивидуально работать каждому ребенку, есть возможность контролировать успехи и неудачи детей, НО.
Но не всегда нас устраивает содержание заданий в тетради, не всегда есть возможность приобрести их на каждого ребенка, вот я и решила создать собственные творческие тетради для детей.
Создание творческой тетради и работа в ней преследует несколько задач:
1. Развитие связной речи через пересказывание знакомых сказок и заучивание стихотворений;
2. Развитие зритель- образной памяти и логического мышления через расшифровку мнемотаблиц;
3. Развитие творческих способностей ребенка через создание рисунков или аппликаций к сказкам и стихам;
4. Развитие чувства уверенности в себе через рассказывание сказок или стихов родителям, воспитателям, сверстникам;
5. Укрепление доверительных отношений между родителями и детьми;
Работу в таких тетрадях я веду не со всеми детьми. В первую очередь я предлагаю это детям нерешительным и неуверенным в себе. Естественно, работа в этой тетради дело добровольное — и здесь важно согласие, как ребенка, так и родителей.
Работа в творческой тетради — это совместная работа ребенка, родителей, воспитателя!
Что же представляет из себя мои творческие тетради?
Это обычный альбом для рисования, куда я вклеиваю свои задания, а дети вместе с родителями помещают свои рисунки и работают над листом достижений. Я придумала две тетради. Первая называется — » Расскажи сказку», вторая — » Расскажи стихотворение»
Остановлюсь более подробно:
» Расскажи сказку» — творческая тетрадь
На первой странице помещаются рисунки или фотографии авторов данной творческой тетради.
На следующей страничке помещается рисунок » Пирамидки Достижений» с не закрашенными колечками, по мере выполнения заданий ребенок закрашивает колечки, пока не достигнет ее » сияющей » вершины.
Следующая страничка пустая. Она предназначена для комментариев и рекомендаций воспитателя.
На развороте следующих страниц помещается лист с заданием и чистый лист для творческой работы ребенка.
Лист с заданием состоит из текста сказки и мнемомотаблицы по ее пересказу
На свободной страничке ребенок выполняет свою творческую работу
Памятка для родителей по работе в творческой тетради
— Прочитайте ребенку сказку;
-Обсудите с ним ее содержание;
— Рассмотрите мнемотаблицу;
-Обсудите с ребенком значение опорных сигналов таблицы;
— Совместно с ребенком перескажите сказку, опираясь на таблицу;
— Обсудите, какую картинку вы нарисуете к этой сказке;
— Выполнение творческой работы;
— Пересказ сказки ребенком;
Когда ребенок приходит в детский сад, он приносит свою тетрадь и в свободное время рассказывает сказку воспитателю. Если рассказ удался, воспитатель разрешает ребенку закрасить колечко от пирамидки на страничке со сказкой.
А потом просит ребенка рассказать и показать свой рисунок друзьям или другу. Если ребенок справляется с поставленной задачей, он закрашивает колечко на » Пирамидке достижений».
Таким же образом происходит работа с дальнейшими заданиями.
Количество колечек на пирамидке должно соответствовать числу заданий
в творческой тетради. У меня их десять.
Сказки, используемые в творческой тетради:
Сказка » Маша и медведь» — работа в тетради Т. Сони
Сказка » Теремок» — работа в тетради В. Андрея
Сказка » Аленушка и лиса» — работа в тетради К. Антона
Сказка » Рукавичка» — работа Павлик С.
Выбор сказок остается за вами. Естественно нужно учитывать возраст ребенка и подходящий для пересказа объем. Мнемотаблицы к сказкам можно придумать самим, а можно воспользоваться литературными источниками по данной теме.
Итог работы
— Торжественное закрашивание верхушки «Пирамидки Достижений» золотистой или серебристой краской;
— Вручение медали — » Я- МОЛОДЕЦ!»;
— Выставка творческих тетрадей » Я — МОЛОДЕЦ!»
— Творческая тетрадь ребенка помещается в книжный уголок и все
ребята могут ее использовать, рассказывая сказки друг другу, естественно, лидер в этом автор тетради!
Вторая творческая тетрадь — » Расскажи стихотворение»
Схема работы с ней остается такой же как и в первой тетради. Только
в качестве фиксатора достижений служит — » Королева Гусеничка»
(медленно, но верно движется к своей короне)
Рассказывая стихотворение воспитателю и друзьям ребенок соответственно закрашивает кружочек на рабочей страничке и на
» Королеве Гусеничке».
Количество кружочков на » Королеве Гусеничке» соответствует количеству стихов в творческой тетради.
Мнемотаблицы к стихам придумывала сама.
Перечень стихов, используемых в творческой тетради:
1. » Зайчишка — трусишка» — русская народная песенка;
2.» ЩИ- талочка» — автор М. Бородицкая;
3.» Белый дождь» — автор В. Степанов;
4. » Ели» — автор И. Токмакова;
5.» Где пальчик?» — автор И. Саконская;
6. » Жил был зайчик» — автор В. Хорол;
7. » Подснежник» — автор В. Шумилин;
8. » Синички» — автор Б. Поляков;
9. » Жук» — автор А. Барто;
10. » Солнышко» — автор Г. Бойко;
Вот примеры детских работ в творческой тетради:
Стихотворение » Зайчишка — трусишка» — работа Павлика С.
Стихотворение » Подснежник» — работа Сони Т.
Стихотворение » Щи — талочка» -работа Андрея В.
Стихотворение » Белый дождь» — работа К. Антона;
Вот такие получились тетради.
Несколько советов в заключении:
— задание в тетрадь воспитатель вклеивает постепенно, чтобы не погасит интерес!
— работа в тетради ведется в течение всего учебного года;
— на итоговом родительском собрании обязательно поощрить работу родителей (мы вручали грамоты и книги с детскими сказками и стихами);
Главный итог работы — АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ СВОИМ СВЕРСТНИКАМ СТИХИ И СКАЗКИ!
Надеюсь, мои тетрадки пригодятся и вам. Желаю удачи!
Источник
Светлана Баулина
Развитие речи детей 4–5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:
1. Объем и характеристика словаря.
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
Рассмотрим кратко каждый раздел.
1. Словарь
Основная наша с вами, родителями, задача [/b]– расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т. д.
Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?» — «Шапка», «Шапка какая?» — «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т. п.».
Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.
В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т. п.)
В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т. п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением.
Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т. д.
Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; новый год, костюм, дом, день и т. п.
2. Формирование грамматического строя речи.
Что же это такое?
— Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т. к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши, но и само слово (ухо – уши).
-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».
-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».
Например, дидактическая игра «Петух».
«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».
-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».
«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).
-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать : мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
-Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).
Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»
-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.
-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).
-Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику (упражнения разработаны и помещены в картотеку, специальные упражнения на развитие речевого дыхания (игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов на одном выдохе (вдох – выдох со словом «мяу-мяу-мяу»).
4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.
В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.
Для себя я поставила следующие задачи:
-развивать связную речь детей;
-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
-познакомить с простыми приемами запоминания;
-развивать логическое мышление;
-уметь формулировать свою мысль;
-уметь понимать речь окружающих.
Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ; составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий рассказ).
В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические фигуры, силуэты, контуры. Вначале я использую геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (зеленый кружок – лягушка, белый – зайчик, квадрат – домик и т. п.).
Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т. п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска разноцветных кругов, других геометрических фигур.
Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. Начинаю работу с простых знакомых сказок типа «Колобок», «Теремок». Чтобы научить детей последовательно излагать сюжет, использую наглядные модели. Я рассказываю сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки. Я добиваюсь, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду, который звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или силуэты, а затем заменяются геометрическими фигурами.
В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.
Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к данному виду деятельности, т. к. дети учатся планировать свою речь.
В развивающей среде представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.
Источник
Марина Волошина
Мнемотехника как прием в обучении связной речи детей 5–6 лет
Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи (для детей 5-6 лет)
Волошина М. А. –старший воспитатель___
Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речисуществуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы рекомендую использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, можно пользоваться схемами Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые брать за основу, но изменять и совершенствовать их.
Планирование работы по теме “Зима” в старшей группе(1-ый год обучения)
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис. 1)
2. Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи.Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах.Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детейзимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Вторник.
Заучивание стихотворения П. Воронько “Пирог” (рис. 2)
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Пирог
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Среда.
Отгадывание мнемозагадки.
1. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 3)
2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1)Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
• Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
• Есть слово длинное – снегопад.
• Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
• Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
• Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
• Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
• Есть слово – цветок – подснежник.
• Есть слово — птица — снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Четверг.
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1. Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис. 4).
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
Вопросы:
• Какое наступило время года?
• Где лежит снег?
• Какой снег?
• Какая погода на улице?
• Куда пошли дети?
• Как они оделись?
• Что делали дети на прогулке?
• Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Пятница.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).
2. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
• Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
• Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
• В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
• Люди зимой делают кормушки для птиц.
• Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
• Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
• Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
• В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 6).
4. Составление рассказа о зиме логопедом.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных.Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
5. Составление рассказов о зиме детьми.
Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.
Снеговик (рис. 7).
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Н. Нищева “Ёлочка” (рис. 8).
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Ирина Гурина (рис. 9).
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз (рис. 10).
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Планирование работы по “Весна” в старшей группе (1-ый год обучения).
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис. 11).
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна.У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
Вторник.
Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис. 12).
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна — красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Среда.
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис. 13).
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.
Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
• Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
• Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
• Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
• Есть слово, когда листья падают – листопад.
• Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
Четверг.
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1. Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис. 14).
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2.Ответы на вопросы по содержанию текста:
• Что делает весной солнце?
• Как солнце весной светит и греет?
• Что делают ручьи?
• Какие изменения происходят на реках?
• Что такое проталины?
• Как называются самые первые цветы?
• Что сделали насекомые?
• Что можно сказать про вербу?
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
Пятница.
Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек.
2. Составление предложений по мнемодорожкам (рис. 15 – 18).
• Весной солнце часто появляется на голубом небе.
• Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
• Весной на деревьях набухают почки и появляются ?