Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь thumbnail

.

«Болтушка» Логопед запись закреплена

2 июл 2016

Действия

Пожаловаться

Говорим правильно в 5-6 лет
#Развитие_речи@boltuska

Автор: Гомзяк О.С.

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1,2,3.

7.7 МБ

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя. Тетради 1,2,3.

1.6 МБ

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы №1.

4.1 МБ

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы №2.

25.9 МБ

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития связной речи.

36 МБ

Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи.

4.3 МБ

788

Нравится

Показать список оценивших

Показать список поделившихся

Сначала старые

Дарья Шеломенцева

гомз подг гр 1.doc

2.8 МБ

3

Нравится

Показать список оценивших

2 сен 2019

Елена Кравченко

Спасибо!

Нравится

Показать список оценивших

27 янв в 11:50

Дарья Шеломенцева

гомз подг гр 2.pdf

3.9 МБ

2

Нравится

Показать список оценивших

2 сен 2019

Дарья Шеломенцева

гомз подг гр 3 1.doc

1.5 МБ

гомз подг гр 3 2.doc

1.4 МБ

2

Нравится

Показать список оценивших

2 сен 2019

Дарья Шеломенцева

гомз св речь подг гр.pdf

7.5 МБ

1

Нравится

Показать список оценивших

2 сен 2019

Дарья Шеломенцева

гомз я буду писать правильно.pdf

3.3 МБ

говорим прав карт материал подг гр.docx

3.1 МБ

3

Нравится

Показать список оценивших

2 сен 2019

Ленусик Ильясова

Как можно у вас заказать

1

Нравится

Показать список оценивших

11 сен 2019

Елена Гартвиг

Ленусик, скачайье и всё.

Нравится

Показать список оценивших

8 окт 2019

Татьяна Козяр

gomzyak_o_s_govorim_pravilno_v_67_let_konspekty_frontalnyh_z (1).docx

144 КБ

gomzyak_o_s_govorim_pravilno_v_67_let_konspekty_frontalnyh_z.docx

234 КБ

2

Нравится

Показать список оценивших

19 окт 2019

Татьяна Козяр

Govorim_pravilno_v_67_let_konspekti_frontalnih_zan.pdf

54 МБ

2

Нравится

Показать список оценивших

19 окт 2019

Оксана Банкузова

Скажите пожалуйста где это можно купить

Нравится

Показать список оценивших

9 дек 2019

Татьяна Шаповалова

Большое спасибо за материал!

Нравится

Показать список оценивших

10 апр в 12:10

Резеда Муратова

Спасибо большое. А можно вас попросить скинуть 2 и 3 периода обучения ????????

Нравится

Показать список оценивших

10 мая в 21:19

Юлия Тутова

отличный материал,большое спасибо всем

Нравится

Показать список оценивших

15 сен в 20:38

Натали Лукьяненко

скажите, а для интегрированной группы для детей с ТНР подойдут эти тетради или они только для логогрупп?

Нравится

Показать список оценивших

18 сен в 17:26

Источник

Наталья Дмитриева
«Я — молодец!» Творческие тетради по развитию связной речи у детей с использованием мнемотаблиц

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию практический опыт по созданию и использованию в работе с детьми творческих тетрадей.

Сейчас книгоиздательская отрасль выпускает множество разнообразных рабочих тетрадей для развития детей. И все мы часто используем их в своей работе: удобно, есть возможность индивидуально работать каждому ребенку, есть возможность контролировать успехи и неудачи детей, НО.

Но не всегда нас устраивает содержание заданий в тетради, не всегда есть возможность приобрести их на каждого ребенка, вот я и решила создать собственные творческие тетради для детей.

«Я — молодец!» Творческие тетради по развитию связной речи у детей с использованием мнемотаблиц

Создание творческой тетради и работа в ней преследует несколько задач:

1. Развитие связной речи через пересказывание знакомых сказок и заучивание стихотворений;

2. Развитие зритель- образной памяти и логического мышления через расшифровку мнемотаблиц;

3. Развитие творческих способностей ребенка через создание рисунков или аппликаций к сказкам и стихам;

4. Развитие чувства уверенности в себе через рассказывание сказок или стихов родителям, воспитателям, сверстникам;

5. Укрепление доверительных отношений между родителями и детьми;

Работу в таких тетрадях я веду не со всеми детьми. В первую очередь я предлагаю это детям нерешительным и неуверенным в себе. Естественно, работа в этой тетради дело добровольное — и здесь важно согласие, как ребенка, так и родителей.

Работа в творческой тетради — это совместная работа ребенка, родителей, воспитателя!

Что же представляет из себя мои творческие тетради?

Это обычный альбом для рисования, куда я вклеиваю свои задания, а дети вместе с родителями помещают свои рисунки и работают над листом достижений. Я придумала две тетради. Первая называется — » Расскажи сказку», вторая — » Расскажи стихотворение»

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Остановлюсь более подробно:

» Расскажи сказку» — творческая тетрадь

На первой странице помещаются рисунки или фотографии авторов данной творческой тетради.

На следующей страничке помещается рисунок » Пирамидки Достижений» с не закрашенными колечками, по мере выполнения заданий ребенок закрашивает колечки, пока не достигнет ее » сияющей » вершины.

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Следующая страничка пустая. Она предназначена для комментариев и рекомендаций воспитателя.

На развороте следующих страниц помещается лист с заданием и чистый лист для творческой работы ребенка.

Лист с заданием состоит из текста сказки и мнемомотаблицы по ее пересказу

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

На свободной страничке ребенок выполняет свою творческую работу

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Памятка для родителей по работе в творческой тетради

— Прочитайте ребенку сказку;

-Обсудите с ним ее содержание;

— Рассмотрите мнемотаблицу;

-Обсудите с ребенком значение опорных сигналов таблицы;

— Совместно с ребенком перескажите сказку, опираясь на таблицу;

— Обсудите, какую картинку вы нарисуете к этой сказке;

— Выполнение творческой работы;

— Пересказ сказки ребенком;

Когда ребенок приходит в детский сад, он приносит свою тетрадь и в свободное время рассказывает сказку воспитателю. Если рассказ удался, воспитатель разрешает ребенку закрасить колечко от пирамидки на страничке со сказкой.

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

А потом просит ребенка рассказать и показать свой рисунок друзьям или другу. Если ребенок справляется с поставленной задачей, он закрашивает колечко на » Пирамидке достижений».

Таким же образом происходит работа с дальнейшими заданиями.

Количество колечек на пирамидке должно соответствовать числу заданий

в творческой тетради. У меня их десять.

Сказки, используемые в творческой тетради:

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Сказка » Маша и медведь» — работа в тетради Т. Сони

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Сказка » Теремок» — работа в тетради В. Андрея

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Сказка » Аленушка и лиса» — работа в тетради К. Антона

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Сказка » Рукавичка» — работа Павлик С.

Выбор сказок остается за вами. Естественно нужно учитывать возраст ребенка и подходящий для пересказа объем. Мнемотаблицы к сказкам можно придумать самим, а можно воспользоваться литературными источниками по данной теме.

Итог работы

— Торжественное закрашивание верхушки «Пирамидки Достижений» золотистой или серебристой краской;

— Вручение медали — » Я- МОЛОДЕЦ!»;

— Выставка творческих тетрадей » Я — МОЛОДЕЦ!»

Читайте также:  Развитие плода от имени ребенка

— Творческая тетрадь ребенка помещается в книжный уголок и все

ребята могут ее использовать, рассказывая сказки друг другу, естественно, лидер в этом автор тетради!

Вторая творческая тетрадь — » Расскажи стихотворение»

Схема работы с ней остается такой же как и в первой тетради. Только

в качестве фиксатора достижений служит — » Королева Гусеничка»

(медленно, но верно движется к своей короне)

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Рассказывая стихотворение воспитателю и друзьям ребенок соответственно закрашивает кружочек на рабочей страничке и на

» Королеве Гусеничке».

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Количество кружочков на » Королеве Гусеничке» соответствует количеству стихов в творческой тетради.

Мнемотаблицы к стихам придумывала сама.

Перечень стихов, используемых в творческой тетради:

1. » Зайчишка — трусишка» — русская народная песенка;

2.» ЩИ- талочка» — автор М. Бородицкая;

3.» Белый дождь» — автор В. Степанов;

4. » Ели» — автор И. Токмакова;

5.» Где пальчик?» — автор И. Саконская;

6. » Жил был зайчик» — автор В. Хорол;

7. » Подснежник» — автор В. Шумилин;

8. » Синички» — автор Б. Поляков;

9. » Жук» — автор А. Барто;

10. » Солнышко» — автор Г. Бойко;

Вот примеры детских работ в творческой тетради:

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Стихотворение » Зайчишка — трусишка» — работа Павлика С.

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Стихотворение » Подснежник» — работа Сони Т.

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Стихотворение » Щи — талочка» -работа Андрея В.

Развитие связной речи ребенка 5 лет тетрадь

Стихотворение » Белый дождь» — работа К. Антона;

Вот такие получились тетради.

Несколько советов в заключении:

— задание в тетрадь воспитатель вклеивает постепенно, чтобы не погасит интерес!

— работа в тетради ведется в течение всего учебного года;

— на итоговом родительском собрании обязательно поощрить работу родителей (мы вручали грамоты и книги с детскими сказками и стихами);

Главный итог работы — АВТОР РАССКАЗЫВАЕТ СВОИМ СВЕРСТНИКАМ СТИХИ И СКАЗКИ!

Надеюсь, мои тетрадки пригодятся и вам. Желаю удачи!

Источник

Светлана Баулина
Развитие речи детей 4–5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:

1. Объем и характеристика словаря.

2. Состояние грамматического строя.

3. Состояние звуковой культуры речи.

4. Особенности связной речи.

Рассмотрим кратко каждый раздел.

1. Словарь

Основная наша с вами, родителями, задача [/b]– расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).

Осуществляем подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за девочкой и т. д.

Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?

«Что это?» — «Шапка», «Шапка какая?» — «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская, красивая и т. п.».

Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот. «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т. п.)

В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т. п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с противоположным значением.

Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со щенками и т. д.

Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у двери, у предметов; новый год, костюм, дом, день и т. п.

2. Формирование грамматического строя речи.

Что же это такое?

— Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».

Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т. к. изменяются не только окончания (карандаш – карандаши, но и само слово (ухо – уши).

-Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

-Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде, числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий); цветы (синие)».

-Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье, яйцо)».

Например, дидактическая игра «Петух».

«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».

-Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».

«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова (пожалуйста, спасибо).

-Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать : мой, моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.

-Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед).

Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»

-Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.

-Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)

-Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).

-Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет». «Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.

Читайте также:  Развитие вируса у ребенка

В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику (упражнения разработаны и помещены в картотеку, специальные упражнения на развитие речевого дыхания (игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов на одном выдохе (вдох – выдох со словом «мяу-мяу-мяу»).

4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе. Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.

В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

-связные высказывания короткие;

-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

Для себя я поставила следующие задачи:

-развивать связную речь детей;

-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;

-познакомить с простыми приемами запоминания;

-развивать логическое мышление;

-уметь формулировать свою мысль;

-уметь понимать речь окружающих.

Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ; составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий рассказ).

В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические фигуры, силуэты, контуры. Вначале я использую геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (зеленый кружок – лягушка, белый – зайчик, квадрат – домик и т. п.).

Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т. п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска разноцветных кругов, других геометрических фигур.

Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. Начинаю работу с простых знакомых сказок типа «Колобок», «Теремок». Чтобы научить детей последовательно излагать сюжет, использую наглядные модели. Я рассказываю сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки. Я добиваюсь, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду, который звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или силуэты, а затем заменяются геометрическими фигурами.

В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа, сказки.

Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к данному виду деятельности, т. к. дети учатся планировать свою речь.

В развивающей среде представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

Источник

Марина Волошина
Мнемотехника как прием в обучении связной речи детей 5–6 лет

Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи (для детей 5-6 лет)

Волошина М. А. –старший воспитатель___

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речисуществуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память,и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.

При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы рекомендую использовать для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению рассказов-описаний, можно пользоваться схемами Т. А. Ткаченко и сенсорно-графической схемой В. К. Воробьёвой, которые брать за основу, но изменять и совершенствовать их.

Планирование работы по теме “Зима” в старшей группе(1-ый год обучения)

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис. 1)

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи.Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах.Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детейзимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Вторник.

Заучивание стихотворения П. Воронько “Пирог” (рис. 2)

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Пирог

Падал снег на порог,

Кот слепил себе пирог,

А пока лепил и пёк

Ручейком пирог утёк.

Пироги себе пеки

Не из снега – из муки.

Среда.

Отгадывание мнемозагадки.

Читайте также:  Роль общения матери с ребенком в его развитии

1. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 3)

2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1)Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

• Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

• Есть слово длинное – снегопад.

• Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).

• Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.

• Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

• Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

• Есть слово – цветок – подснежник.

• Есть слово — птица — снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Четверг.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1. Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис. 4).

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы по содержанию.

Вопросы:

• Какое наступило время года?

• Где лежит снег?

• Какой снег?

• Какая погода на улице?

• Куда пошли дети?

• Как они оделись?

• Что делали дети на прогулке?

• Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста ребёнком своими словами.

Пятница.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).

2. Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.

• Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.

• Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.

• В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.

• Люди зимой делают кормушки для птиц.

• Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.

• Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.

• Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.

• В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

3. Рассматривание мнемотаблицы (рис. 6).

4. Составление рассказа о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных.Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

5. Составление рассказов о зиме детьми.

Хочу поделиться мнемотаблицами для заучивания стихов к Новогоднему празднику, ведь родители всегда хотят, чтобы дети читали стихи у ёлочки, а времени катастрофически не хватает. Быстро выучить стихи помогают мнемотаблицы, которые после работы на занятии, я оставляю в групповой комнате на видном месте, чтобы дети могли по желанию в удобное для них время рассказывать тексты друг другу.

Снеговик (рис. 7).

Давай дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком,

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос…метла…

Но солнце припечёт слегка –

Увы! – и нет снеговика.

Н. Нищева “Ёлочка” (рис. 8).

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Ирина Гурина (рис. 9).

В зимнем небе, сделав круг,

Накренились сани вдруг!

И с подарками мешок

Выпал прямо на снежок!

Дед Мороз (рис. 10).

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам ёлочку принёс,

А на ней фонарики,

Золотые шарики,

Дед Мороз, Дед Мороз,

Деткам сладости принёс,

Вафли ароматные

И конфеты мятные.

Планирование работы по “Весна” в старшей группе (1-ый год обучения).

Понедельник.

Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис. 11).

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна.У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.

Вторник.

Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис. 12).

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Весна – красна

Ты, весна, весна — красна,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов.

Принесла для ёлки

Новые иголки.

Для осины и берёз

Свежих листьев целые воз.

Среда.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис. 13).

Травка зелёная,

Солнышко весёлое,

Птицы прилетели,

Громко запели.

3. Отгадывание загадки детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки.

Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.

• Есть слово маленькое, ласковое – листочек.

• Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.

• Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).

• Есть слово, когда листья падают – листопад.

• Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Четверг.

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1. Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис. 14).

Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2.Ответы на вопросы по содержанию текста:

• Что делает весной солнце?

• Как солнце весной светит и греет?

• Что делают ручьи?

• Какие изменения происходят на реках?

• Что такое проталины?

• Как называются самые первые цветы?

• Что сделали насекомые?

• Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми своими словами.

Пятница.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек.

2. Составление предложений по мнемодорожкам (рис. 15 – 18).

• Весной солнце часто появляется на голубом небе.

• Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.

• Весной на деревьях набухают почки и появляются ?