Развитие статики ребенка первого года жизни

Развитие статики ребенка первого года жизни thumbnail

Медицина / Физиология / Физиология (статья)

Статья | 
20-11-2015, 21:07
 | 

Нервно-психическое развитие ребенкаНервно-психическое развитие ребенкаУ ребенка при рождении есть безусловные рефлексы, которые делят на три категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, которые отражают специфические условия, когда ребенок находится в конкретном промежутке физического развития и которые со временем исчезают; автоматизмы или рефлексы, которые только начинают проявляться, поэтому они не всегда выявляются сразу после рождения.

К первой группе рефлексов относятся: роговичный рефлекс — при прикосновении к роговице глаза смыкается глазная щель; конъюнктивальный рефлекс — практически то же самое, что и роговичный рефлекс; глоточный рефлекс — при раздражении глотки с помощью катетера у ребенка возникает кашель; а также глотательный, сухожильный рефлекс конечностей и др.

Ко второй группе рефлексов относят: поисковый рефлекс — во время прикосновения к щеке ребенка, он поворачивает голову в сторону раздражителя и начинает вытягивать губы в поиске соска матери; сосательный рефлекс; хватательный рефлекс — при вкладывании пальца в ладошку ребенка, он его обхватывает; ладонно-ротовой рефлекс — при надавливании на ладошку ребенка в области основания первого пальца, ребенок открывает рот; рефлекс опоры и автоматической ходьбы — ребенка держат под мышки и опускают таким образом, чтобы ножки коснулись пола (стола или другой плоской горизонтальной поверхности), ребенок выпрямляет ноги в коленях, а если его немного наклонить вперед, он начинает ступать так, как будто ходит; другие рефлексы.

К третьей группе рефлексов относят: симметричный шейный тонический рефлекс — при пассивном сгибании шеи новорожденного, который лежит на спине, повышается тонус сгибателей рук и разгибателей ног, а при разгибании шеи происходят обратные реакции; лабиринтный тонический рефлекс — при повороте ребенка на живот, у него повышается тонус сгибателей шеи, конечностей и спины, тогда как при положении лежа на спине повышен тонус разгибателей шеи, ног и спины; некоторые другие, не менее сложные рефлексы.

Важно отметить, что некоторые моторные рефлексы помогают обеспечить как нормальное течение беременности, так и самого процесса родов. Например, рефлекторные повороты головки и туловища, отталкивание ножками от дна матки способствуют успешным родам.

Когда после родов новорожденного кладут на столик, он беспорядочно двигает конечностями, тонус которых повышен в сгибателях, его движения хаотичны, нецеленаправлены и некоорденировпнны, а фиксация взгляда отсутствует.

И только на 2-3-й недели жизни новорожденного начинает формироваться координация движений. Сначала ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, потом следить за ними, а позже поворачивать за ними голову. После развивается координация движения рук: ребенок приближает их к носу, глазам, начинает их тереть, позже он поднимает их над лицом и рассматривает. В возрасте 3-3,5 месяцев ребенок начинает ощупывать свои руки, перебирать край одеяла. В этот период у ребенка должны быть более мелкие игрушки, которые можно подвесить над ребенком в кровати и он мог до них дотянуться. И только с 5-го месяца протягивание к предмету руки и его хватание становятся похожими на движения взрослого человека. Однако и в этих действиях есть свои особенности — наличие сопутствующих нерациональных движений (хватательное движение параллельно сопровождается движениями другой руки, двигаются ноги и туловище, открывается рот).

В возрасте 4-5 месяцев у ребенка начинает развиваться координация мышц спины, которая сначала проявляется способностью поворота со спины на живот, а позже (в возрасте 5-6 месяцев) — с живота на спину. В 6-месячном возрасте ребенок начинает самостоятельно сидеть, что свидетельствует о развитии координации движений ног. В возрасте 7-8 месяцев, когда ребенок уже довольно уверенно ползает, он начинает приподнимать животик, что дает ему возможность двигаться на четвереньках. В 8-9 месяцев ребенок может стоять в кроватке и переступать ножками вдоль бортика кроватки. Позже он начинает ходить, сначала держась за две, а потом и за одну руку взрослого. Самостоятельно ходить некоторые дети уже начинают в 10 месяцев, другие в 1 год, иногда в 1,5 года. При этом зрелая походка устанавливается в течении нескольких лет. То же происходит и с другими видами движений. Если наблюдать за становлением координации движений у взрослых, которые занимаются каким-либо видом спорта, то наилучшего развития она достигает в 25-30 лет. Однако в этом возрасте уже снижается выносливость, скорость и гибкость, но глазомер и точность движений в этом возрасте намного выше, чем у более молодых спортсменов.

Читайте также:  Ребенок с 2лет развитие

Схема моторики и статики у детей раннего возрастаСхема моторики и статики у детей раннего возраста

Схема моторики и статики у детей раннего возраста

Если говорить об индивидуальном физическом развитии ребенка, то совершенствование моторной деятельности зависит от формирования соответствующих регулирующих звеньев и в большей степени зависит от повторений тех или иных действий, другими словами — от тренировки или двигательного воспитания. Мощным стимулом развития нервной регуляции движений является также самообучение ребенка движению.

У ребенка до 1 года двигательная активность повышается пикообразно, а не постепенно: первый пик активности происходит при первом общении со взрослыми на 3-4 месяце — радость и оживление при приближении знакомого человека (матери, отца, няни, бабушки и т.д.); второй пик двигательной активности — при формировании бинокулярного зрения (способность четко видеть предмет одновременно обеими глазами, что позволяет создавать трехмерные (объемные) изображения и четко видеть удаленные предметы) и активизации ползания; третий пик — когда ребенок начинает ходить.

Также стоит рассмотреть психоэмоциональную сферу ребенка.

Эмоции новорожденного по своему характеру исключительно отрицательны, однообразны (крик и плач) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом какого-бы то ни было неблагополучия или раздражения как во внешней, так и во внутренней среде ребенка. То есть, когда ребенку комфортно, он молчит, если что-то не так — кричит и плачет.

Но не только в пики повышения двигательной активности, а и с первых дней после рождения при приближении взрослого у ребенка усиливается двигательная активность и сосательные движения (реакция предвосхищения кормления). Уже в возрасте 2-3 недель во время паузы при кормлении ребенок начинает внимательно рассматривать лицо матери, ее руки, пытается ощупать грудь или бутылочку. В возрасте 1 месяца такой интерес возникает не только в момент кормления, а и в момент общения со взрослыми. С 6 недели (1,5 мес) у ребенка начинает формироваться улыбка, а в 8 недель (2 месяца) его улыбка становится очевидной. На 9-12 неделе кроме улыбки у ребенка появляется смех, а также общее двигательное оживление: радостные повизгивания, перебирание ножками, вскидывание ручек.

В 4-5 месяцев при приближении незнакомого человека ребенок прекращает движения и гуления. У него широко открываются глаза и часто открывается рот. Такая ориентировочная реакция вызывает либо радостное оживление, либо страх и негативную реакцию в виде плача и крика. Стоит отметить, что чем старше ребенок, тем более закономерно у него происходят негативные реакции. Вместе с этим также формируется негативная реакция на прекращение общения с людьми, с которыми сложились “дружеские” отношения, или уход матери (когда ребенок остается в помещении один или мать находится вне поля его зрения).

Уже в возрасте 5 месяцев ребенок узнает мать среди других людей. А в 6-7месяцев ребенок начинает активно играться игрушками, что можно использовать, например, во время визита к врачу, так как ребенок, который негативно реагирует на незнакомого ему человека, легко и с удовольствием отвлекается на новую игрушку.

В этом же периоде у ребенка обогащается лепет и появляется сенсорная речь (он начинает понимать значение отдельных слов). Это можно наблюдать, когда ребенок при назывании какого-либо предмета или человека поворачивает в его сторону голову и протягивает в его направлении ручки.

Эмоции у ребенка начинают формироваться после 9 месяцев. Он значительно труднее устанавливает контакт с незнакомым человеком, а его реакции на разных людей очень избирательны. Появляется стеснительность и робость. Сенсорная речь обогащается — ее можно использовать для организации действий ребенка (он понимает запрет и другие простые инструкции). В это же время начинает формироваться настоящая моторная речь.

Развитие речи является результатом общения ребенка со взрослыми, а также результатом воспитания и любви взрослых к ребенку.

Развитие речи ребенка делится на несколько этапов:

1 этап — подготовительный — развитие лепета и гуления (в возрасте 2-4 месяцев). Сначала гуление не имеет никакого смыслового значения, а только означает хорошее расположение ребенка. Примерно в возрасте 5 месяцев гуление становится длительным, певучим и разнообразным по количеству звуков. В 7-месячном возрасте появляется лепет — ребенок начинает произносить отдельные слоги: да-, ма-, ба- и др.

Читайте также:  Игрушки для развития ребенка до года

2 этап — возникновение понимания речи — ребенок начинает понимать отдельные элементы речи взрослого, т.е. понимать названия отдельных предметов и образов. Определить возможность понимания у ребенка можно при появлении поисковой реакции на вопрос: “Где мама?”, “Где папа?”, “Где котик?”, “Помаши ручкой?” и др. Также у ребенка лепет становится богаче: он обогащается интонациями. Ребенок начинает понимать слова “нельзя”, “можно”, “надо”.

3 этап — возникновение речи — в большинство детей начинают произносить первые слова в возрасте 10-11 месяцев. Уже к первому году жизни словарный запас ребенка составляет примерно 10-15 слов. Стоит отметить, что девочки начинают говорить раньше и лучше, чем мальчики. Конечно эти слова состоят из одного-двух слогов: ма-ма, па-па, де-да, ав-ав и др. В возрасте от 1 до 1,5 года словарный запас ребенка не сильно обогащается (примерно до 30-40 слов), при этом происходит хорошее развитие сенсорной речи — ребенок начинает понимать много слов). В возрасте 1,5 — 2 лет ребенок начинает выполнять большое количество просьб и инструкций. Также происходит большой прогресс в формировании моторной речи: словарный запас увеличивается до 200-300 слов, улучшается артикуляция. Ребенок начинает говорить простыми предложениями, которые сначала строятся по принципу примыкания слов, типа “ляля бай-бай”, а к концу второго года жизни его предложения состоят уже из 3-4 слов. В этот момент у ребенка начинает формироваться суждение и его речь занимает ведущее место среди способов общения с окружающими.

Источник

Развитие моторной сферы плода и ребенка является одним из необходимых факторов возрастного развития. Моторная деятельность плода обеспечивает нормальное внутриутробное развитие и роды. Раздражение внутренних рецепторов и рецепторов кожи обеспечивает возникновение специфической «внутриутробной» позы, которая является крайне позитивной в плане занимаемого объема и обеспечивает минимальное внутреннее давление на стенки матки, что способствует нормальному вынашиванию беременности даже при достаточно больших размерах плода. Формирующиеся внутриутробно лабиринтные (лабиринт расположен в головном мозге), двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, так называемого, головного предлежания плода. Определенные двигательные рефлексы, которые также формируются внутриутробно, оказывают помощь как плоду, так и матери в период родов. Рефлекторные повороты головки, туловища, отталкивание ножками от дна матки способствуют благополучному течению родов.

Кора головного мозга ребенка становится деятельной примерно середины первого месяца жизни ребенка, о чем свидетельствуют условные рефлексы, которые можно вызвать в это время. Но движения даже двух-трехмесячного ребенка еще далеки от совершенства.

Первыми у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы — слуховой и
зрительный, и лишь затем развиваются анализаторы, требующие сложной координации, двигательные акты. Наличие данной закономерности имеет огромное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений у детей в определенной последовательности.

Движения новорожденного хаотичны, носят генерализованный характер. Они нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Координация движений у детей начинает развиваться после рождения. Вначале формируется координация мышц глаз, что проявляется у ребенка на 2-3 неделе жизни в виде фиксации взора на ярком предмете. Постепенно ребенок начинает следить за высоко поднятой движущейся игрушкой, поворачивая голову вслед за ее перемещением, что свидетельствует о начале развития координации движения шейных мышц.

С 1,5-2 месячного возраста ребенок начинает держать голову. После этого начинают развиваться координированные движения рук. Ребенок приближает руки к глазам и носу, рассматривает их.

С 3-3,5 месяца ребенок начинает потирать и ощупывать свои руки, перебирать пальцами, поглаживать и теребить одеяло. В этот период ребенку необходимо предлагать игрушки, которые следует подвешивать в кроватке невысоко, так, чтобы ребенок мог дотягиваться до них ручками и играть с ними. Это период, когда начинают формироваться целенаправленные движения. Ребенок сначала удерживает игрушку двумя руками, а затем начинает делать попытки захватить ее руками.

К 5-му месяцу хватание предмета начинает напоминать подобные движения взрослого человека. Целенаправленным движениям сопутствуют множественные нерациональные движения. Хватательные движения этого периода сопровождаются параллельными движениями второй руки, в связи с этим можно говорить о двуручном хватании. Во время хватания движения возникают также в ногах и туловище, нередко они сопровождаются одновременным открыванием рта. Рука ребенка совершает много лишних ищущих движений; схватывание осуществляется исключительно ладонью, т. е. пальцы сгибаются так, чтобы прижать игрушку к ладони.

В 7-8 месяцев развивается взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов, что приводит к большей прицельности движения хватающей руки.

В 9-10 месяцев возникает хватание посредством смыкания большого и II-III пальцев по всей длине.

С 12-13 месяцев возникает клещеобразное хватание с использованием концевых фаланг большого и указательного пальцев.

В течение периода детства нерациональные движения исчезают.

С развитием координации движения мышц спины ребенок на

Читайте также:  Влияние игры на развитие ребенка раннего возраста

  1. 5-м месяце начинает переворачиваться со спины на живот, а в 5-6 месяцев с живота на спину, что связано с развитием координации движений мышц спины.

На 6-м месяце ребенок начинает сидеть самостоятельно, что говорит о развитии координации движений мышц ног.

В 6-7 месяцев ребенок начинает принимать положение на животе с приподнятым плечевым поясом и головой, взглядом при этом устремлен вперед — это исходная позиция для развития навыков ползания. Через небольшой промежуток времени к этому присоединяется интерес к игрушке, которая располагается в поле зрения ребенка. Возникает попытка продвинуться вперед и схватить ее. Ребенок хватает игрушку не
только руками, но и ртом. Если схватить игрушку не получается, то, протягивая руки вперед, ребенок постепенно начинает подтягивать туловище и повторно выбрасывать руки вперед. В этот возрастной период необходимо стимулировать навыки ползания, для чего игрушку необходимо располагать на небольшом расстоянии, слегка превышающем расстояние вытянутой руки ребенка, но находящуюся в поле его зрения. Отсутствие чередования в выбрасывании рук и беспорядочные вначале движения ножками часто заканчиваются либо переворачиванием на бок, либо даже отползанием назад.

К 7-8 месяцам формируется достаточно активное ползание с перекрестным движением рук и ног.

Через 2-3 недели после этого ребенок начинает приподнимать живот и передвигаться в пространстве на четвереньках.

Около 8-9 месяцев ребенок стоит в кроватке или манеже и переступает ножками вдоль спинки кровати или барьера. В этом возрасте при поддержке ребенка за две руки родители могут наблюдать, как он делает первые шаги. Когда он уже уверенно ходит при поддержке за две руки, следует предлагать ему держаться за одну руку.

Около года ребенок делает первые самостоятельные шаги. Описаны значительные вариации сроков возникновения ходьбы. Некоторые дети начинают ходить в 10-11 месяцев, другие чуть позднее, около 1 года 4 месяцев. Устойчивая, зрелая походка будет устанавливаться в течение еще нескольких лет. Сначала ребенок ходит, широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки согнуты в тазобедренных и коленных суставах, а позвоночник в верхней части согнут вперед, в остальных же отделах выгнут несколько назад. Ручки сначала вытянуты вперед, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки при падении. Через 1-2 года ножки выпрямляются и ребенок ходит, практически не сгибая их.

К 4-5 годам можно видеть правильную походку с синхронными марширующими движениями рук.

Совершенствование движений будет продолжаться еще многие годы, что связано с формированием соответствующих регулирующих звеньев и в значительной степени зависит от повторяемости действий, т. е. от двигательного воспитания, или тренировки. Огромным стимулом развития нервной регуляции движений является самообучение ребенка движению.

У новорожденных и ребенка первых недель жизни движения являются часто отражением эмоционального возбуждения. Это или отрицательная настроенность — сигнал для родителей о необходимости удовлетворить его желание: накормить, напоить, сменить, мокрые или неудачно положенные пеленки, устранить боль, или положительные эмоции на удовлетворение этих потребностей. Двигательная активность в значительной степени влияет на формирование сна и бодрствования.

Если у новорожденного двигательная активность относительно низкая, то и распределение ее в течение суток в связи с бодрствованием и сном фактически равномерное.

На 2-3 месяце жизни происходит рост двигательной активности с максимальной концентрацией ее в часы активного бодрствования.

В течение первого года жизни отмечено несколько пиков двигательной активности. Они приходятся на 3-4-й, 7- 8-й и 11-12-й месяцы первого года жизни.

Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни

Развитие движений у детей первого года жизни
Развитие движений у детей первого года жизни

Новорожденный
Новорожденный

1 месяц
1 месяц

4 месяца
4 месяца

6 месяцев
6 месяцев

6-7 месяцев
6-7 месяцев

Развитие статики ребенка первого года жизни
10 месяцев

  1. месяцев

11 месяцев

  1. месяцев

Развитие статики ребенка первого года жизни
Развитие статики ребенка первого года жизни
18 месяцев
18 месяцев

Источник