Развитие пересказа у ребенка

Пересказ для ребёнка – это один из несложных видов речи, так как ребёнок воспроизводит уже готовый текст и использует готовые формы речи. Следует отметить, что для того, чтобы пересказать текст, не нужно заучивать его наизусть. При пересказе нужно добавить немного творчества.

Для чего нужно обучать пересказу?

При обучении пересказу расширяется лексический запас, совершенствуются такие процессы, как восприятие, память и внимание. Также при пересказе отрабатывается произношение, формируется навык составления предложений и текста.

Детям дошкольного возраста бывает сложно пересказать прослушанный текст. Иногда они путают события, нарушают их последовательность, могут утерять смысловое звено.

Поэтому нужно учить ребёнка пересказывать.

Какой текст лучше взять для обучения?

В первую очередь, текст должен быть интересным и лёгким для восприятия. Обязательно нужно учитывать объём текста, для начала нужно брать текст, состоящий из 5-7 предложений (постепенно можно будет увеличивать). Выбранное произведение должно включать знакомые слова и недлинные фразы.

Как готовиться к пересказу?

• Выразительно прочитать текст.

• Выяснить у ребёнка, всё ли он понял в тексте.

• Если есть непонятные слова, то объяснить их значение.

• Спросить, разобрался ли ребёнок, кто является главным персонажем и почему это произведение так названо.

• Попросить, чтобы ребёнок рассказал, что его больше всего заинтересовало в рассказе.

• Задать вопросы по содержанию, попросить, чтобы ребёнок ответил на них полными предложениями.

• Прочитать ещё раз рассказ, но уже с помощью ребёнка. Это происходит следующим образом: вы начинаете читать предложение, а малыш заканчивает, как бы подсказывая последнее слово. Например, «Что-то зашуршало (в кустах). Петя раздвинул кусты и увидел там (ёжика)».

• Предложить ребёнку пересказать текст.

Обучая пересказу, можно использовать следующие опоры:

1. Сюжетные картинки следует выложить перед ребёнком после чтения текста в любом порядке. После этого ребёнок должен выложить их в нужной последовательности. Дальше предлагаем малышу пересказать рассказ, глядя на картинки.

Применение сюжетных картинок позволит ребёнку выделять главные моменты рассказа.

2. Предметные картинки нужно выкладывать в ходе чтения. Закончив читать, вы показываете на картинки поочерёдно и просите вспомнить, что говорилось об изображённом предмете. Затем просите ребёнка пересказать текст с опорой на картинки.

3. Схемы-рисунки. После прочтения текста можно выложить цепочку из схем в нужной последовательности, а затем работать над подготовкой к пересказу. Ребёнок, опираясь на последовательно выложенные схемы, сможет пересказать текст.

Такие схемы хороши тем, что их можно нарисовать самостоятельно к выбранному рассказу или сказке.

Обратите внимание на то, чтобы при пересказе ребёнок использовал глаголы, прилагательные и наречия. Для этого нужно выделять их при чтении интонацией.

Обучая ребёнка пересказу, вы обогащаете и делаете разнообразной его речь, приучаете его к последовательности и точности изложения. В будущем умение пересказывать станет основой для подготовки устных ответов к урокам, и даже при ответах на экзаменах.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Как развивать навык пересказа у детей.

Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача

развития связной речи. Большую роль в формировании связной речи играет пересказ – это связное, выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Умение связно излагать свои мысли позволяет ребенку свободно общаться, успешно обучаться, понимать литературу, телепередачи.

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские сказки, стишки, рассказы. Но для того,  чтобы речь малыша стала правильной, одного только чтения детских рассказов недостаточно, ребёнка необходимо учить пересказывать текст. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе.

Требования при подборе рассказов для пересказа:

-при подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей, поэтому на начальном этапе нужно использовать короткие рассказы.

— содержание литературного произведения и его объём должны быть доступны детям (учёт особенностей внимания и памяти ребёнка);

— рассказы должны быть с определённым, ясным соотношением частей: начало, середина, конец;

— необходимо, чтобы между частями была логическая связь, одна часть должна подводить к другой и разъяснять её;

— содержание текстов должно быть близко детскому опыту, чтобы при

пересказе ребёнок мог отразить личное отношение к данному событию;

— в произведениях должны присутствовать знакомые детям персонажи с ярко

Читайте также:  Роль речи в умственном развитии ребенка

выраженными чертами характера;

— тексты должны быть сюжетными, с четкой композицией, хорошо выраженной последовательностью действий, занимательным содержанием;

— в них должны употребляться короткие, четкие фразы, отсутствовать сложные грамматические формы;

До начала чтения рассказа объясните ребёнку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребёнок плохо знаком с тем, о чём пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы, чтобы выяснить понял ребёнок рассказ. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

Если ребенок испытывает затруднения при пересказе, то можно применить такие приемы:

-взрослый пересказывает, а ребенок вставляет слово или предложение.

— если ребёнок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы

—пересказ организуется по очереди, когда ребёнок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за речью.

Обратите внимание на следующие советы при обучении детей пересказу:

-пересказ – это не заучивание наизусть, не нужно запоминать

текст «слово в слово». Необходимо развивать умение самостоятельно строить предложение, заменять одни слова на другие, близкие по смыслу.

-после чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в

книге, задайте ребёнку вопросы к ним. Объясните то, что ребёнок не

понял, прочтите текст еще раз.

-направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог.

-высказывайте своё мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть

ребёнок заметит ошибку и поправит вас.

Побуждайте детей рассказывать о событиях собственной жизни (о празднике, о прогулке, о прожитом дне).Пусть он рассказывает сказку (рассказ, историю) бабушке и дедушке, знакомым, родственникам. Очень важно пробудить у детей интерес к пересказу и превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – в игру. Большое значение для развития навыков самостоятельного пересказа имеет использование любого вида театров. И создание домашнего театра здесь будет не лишним. Вырежьте изображения из старых журналов или открыток, прикрепите их с помощью скотча к карандашам. Теперь персонажи могут двигаться. Одни и те же изображения могут подойти к нескольким историям. Натяните ширму и предложите ребенку управлять движением фигурок на карандашах при пересказе. Осталось только распределить роли между взрослыми и детьми…

Уважаемые родители,  помните, чем чаще вы будете играть с вашими детьми, тем лучше будут их результаты! Главное, что игра должна вызывать положительные эмоции у ребенка.

Предлагаем вашему вниманию вариант обучения пересказыванию:

Кошка (Е. Чарушин)

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький – ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Вопросы по тексту:

(вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.)

Как зовут кошку?

Кого она поймала?

Чем её покормили?

Сколько котят у кошки?

Что делает котёнок?

Кошка какая? (сытая, довольная)

А котёнок какой? (маленький, играющий, на всех фыркает)

Ещё раз внимательно рассмотреть иллюстрации и предложить ребёнку самостоятельно пересказать про кошку Маруську.

Источник

Светлана Коптева
«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников

Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

В работе по развитию речи детей ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи. Речевые навыки совершенствуются при правильно организованном пересказе.

Пересказ – осмысленное, связное воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображение, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Для овладения пересказом необходим ряд умений,которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Благодаря занятиям по пересказу, дошкольники приобщаются к художественной речи, начинают запоминать и пользоваться образными выражениями, эмоционально окрашенной речью и словосочетаниями.

Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Читайте также:  Ребенок остановился в развитии

Во второй младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке или рассказе, называть героев произведения, сочувствовать им. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.

В средней группе, проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. Пересказ является новым видом речевой деятельности. Поэтому важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественых произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. Чтобы воспринять литературное произведение и воспроизвести его в пересказе дети 4- 5 лет нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки. Поэтому в изложении детей могут возникать пропуски, искажении, перестановки материала, и тогда пересказ не будет соответствовать содержанию и структуре оригинала. Ребенок еще не умеет самостоятельно вычленять образные описания, сравнения и опускает их.

Дети 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. На занятиях по пересказу, дети закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

Тексты для пересказов должны быть доступны детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе ребенок мог отразить личное отношение к данному событию. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм. Язык произведения должен быть выразительным с присутствием богатых, точных определений и сравнений, также желательно наличие несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Произведения для пересказа должны быть доступными по размеру, их необходимо подбирать с учетом особенностей детского внимания и памяти.

Очень важно обращать внимание на грамматическую структуру выбираемого для пересказа произведения. Детям дошкольного возраста еще недоступны сложные и длинные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные предложения, сложные метафоры. Таким образом, для пересказа пригодны рассказы в прозе, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Целесообразно для пересказаиспользовать несколько жанров: рассказ и описание, народную и авторскую сказку.Сказки можно выбирать разные: короткие и длинные – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично (примерно 1–2 раза в месяц как часть занятия). Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Читайте также:  Методика развития умственного развития ребенка

Занятие по пересказуимеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

выяснить знания детей по теме произведения;

обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Цели ее:

уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, последовательности событий,

привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,

активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ,например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).

6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»

Приемы,способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы,работы над текстом произведения:

беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

выделение из текста фраз к каждой картинке;

придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

Для достижения связности и плавности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз). Кстати, и в уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно (сказки «Теремок», «На машине» Н. Павловой и др., применяется пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части и иногда подчеркивая это обстоятельство.

Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя. Хотелось бы подчеркнуть необходимость особенно тактичного, разумного внедрения этих приемов, бережного отношения к авторскому тексту, особенно классическому, не адаптированному. Учебные синтаксические упражнения детей в переделке прямой и косвенной речи более уместны на дидактических, тренировочных текстах.

Активно используются игровые приемы (например: пересказ, сидя у макета телевизора).

Таким образом, решается программная задача – приобщение детей к художественной литературе. Художественное произведение здесь рассматривается как самоценность. В данном направлении следует работать с детьми в системе, каждый день, формируя у них интерес к чтению. Следует продолжать учить детей рассматривать книги, соотносить иллюстрации с содержанием произведений.

МБДОУ детский сад № 5 г. Задонска

Консультация на тему:

«Учимся пересказу»

Воспитатель: Коптева С. Н.

Источник