Развитие способностей ребенка по монтессори

Еремеева Маргарита
Развитие интеллектуальных способностей у детей по методитке М. Монтессори в специально подготовленной среде

Педагогическая система Монтессори существенно отличается от тех, которые обычно используются в учебном процессе. Традиционные средства обучения позволяют педагогам раскрыть детям лишь то, что взрослый или группа взрослых людей считает необходимым им передать, а автодидактические материалы М. Монтессори помогают маленькому ребенку «научиться всему, что необходимо для того, чтобы, следуя законам своего внутреннего развития, стать участником социума».

Педагогика Монтессори – это педагогика саморазвития. Ребенку дают возможность развиваться самостоятельно, помощь взрослого оказывается при необходимости. В основном эта помощь заключается в том, что взрослые организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Создать развивающую среду самостоятельно ребенок не может, так как он еще маленький. Следовательно, основная задача педагогов, действующих по этой системе – организация развивающей предметно-игровой среды.

Что интересно, сама Мария Монтессори, учительница из Италии, работала в начале XX века. Она создала уникальную развивающую среду, в которой даже умственно отсталые дети без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Сейчас ее педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира.

Методика Монтессори заключается в свободном, самостоятельном развитии ребенка. Он изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Возможность свободной работы в пространстве группы дает детям возможность проявить самостоятельность. Дидактические материалы здесь отличаются от других тем, что с ними ребенок может работать сам. Впрочем, деление на группы и классы в педагогике Монтессори чисто условное — по степени усвояемости материала. По одному предмету ребенок может заниматься с детьми старшего возраста, по другому — со своими сверстниками или с теми, кто младше его. И в этом нет ничего постыдного. Каждый идет своим путем и своими темпами. Младшие дети получают в лице старших товарищей в некотором роде наставников, пример для подражания. Польза для старших не меньше — они сами с удовольствием выступают в роли учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но и почувствовать ответственность за другого человека, что очень важно для дальнейшего формирования личности ребенка.

Почему же для ребенка так важна самостоятельность деятельности? Маленькие дети обучаются в основном через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши же познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. В отличие от взрослого, интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий. Именно это и обеспечивает развивающая среда в системе Монтессори. Вся среда состоит из множества предметов, с которыми ребенок может заниматься в автономном режиме, то есть без помощи взрослого. Ежеминутно ребенок стоит перед выбором – что ему делать, что очень полезно для будущей жизни. Все Монтессори-материалыдолжны отвечать следующим критериям:

— Материал соответствует определенному сензитивному периоду развития ребенка;

— Структура и место нахождения материала соответствуют логике формирования того или иного понятия у ребенка;

— Чрезмерное разнообразие развивающих моментов в одном материале создает хаотическое движение мышления ребенка. Среди многих качеств предмета нужно изолировать одно-единственное;

Монтессори-материал должен быть эстетичным. Все входящие в него предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;

— В дидактический материал входят не игрушки, а реальные предметы, встречающиеся в жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);

— Материал легко подвергается санитарно-гигиенической обработке. Он безопасен, чист, укомплектован, удобен и легок в применении, привлекателен для ребенка;

Монтессори-среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание.

— Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора;

— Расположением полок среда разделена на несколько зон. Разбивка на зоны (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую) и последовательность предъявления материала ребенку имеет вполне определенное объяснение, связанное с особенностями психического развития малыша;

— На полочках находится только один комплект материала. Не только потому, что детям, одновременно захотевшим одного и того же, приходится договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтных ситуаций, но и потому что единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность.

Читайте также:  Развитие ребенка с года с чего начать

Некоторые обвиняют систему Монтессори в недостаточной активности монтессори-педагога. Да, ребенок здесь свободен. Он может ходить по группе от стола к столу, может забраться на диван, выйти в коридор или в соседнюю комнату, взять любой интересующий его предмет. Но эта свобода далека от анархии и беспорядка. Дети стремятся во всем разобраться сами и для этого нуждаются лишь в небольшой помощи взрослого. Монтессори-педагог наблюдает за развитием малышей и руководит им при необходимости. Дети, ходящие в Монтессори-сады, за счет всего этого более самостоятельны, чем их сверстники. Задачи раннего, ускоренного или интенсивного развития ребенка Монтессори-педагогика перед собой не ставит. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему.

В центре внимания любой педагогической системы раннего образования детей должен быть ребенок. Но в Монтессори-системе, в отличии от традиционной педагогики, к ребенку относятся как к абсолютно уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира. Ребенка не подгоняют, не заставляют делать то, что в данный момент он не хочет. Его направляют и дают советы. Роль монтессори-педагога также является существенным отличием этой педагогической системы. Учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. Самостоятельность, считают психологи, залог счастливой жизни. Научить ребенка делать свой, самостоятельный выбор, помочь ему изучать мир самостоятельно – основная цель педагогики Монтессори. Девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Как уже говорилось, мы начали работать по системе Монтессори с 1993 года. Во время работы мы наблюдали и исследовали уровень актуального развития детей, занимающихся по этой методике, проводили диагностику. Диагностика развития ребенка основана на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Для этого используются дневниковые заметки, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием детей. Монтессори-педагогу важно выявить темп развития каждого ребенка, чтобы создавать условия для его продвижения на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что формирует позитивное отношение к учению, познанию окружающего мира, себя и других людей. Вместе с психологом мы проводим среди детей психологические обследования, изучаем уровень внимания, памяти, развитие мышления и восприятие, а также выясняем, насколько развито у детей воображение и абстрактное мышление. Эти два фактора очень важны для человечества, именно наличием воображения и абстрактного мышления мы отличаемся от животных. Часто основной причиной неуспеваемости в школе является недостаточно развитый уровень мышления. Наши исследования показали, что у детей, обучающихся по методике Монтессори, наблюдается повышение показателей основных познавательных процессов. Обучение происходит не за счет передачи опыта педагога, а опосредственно, через конкретную деятельность самого ребенка во время свободной работы с дидактическим материалом или учебное литературой. При обучении и воспитании задействован личный интерес ребенка, что положительно сказывается на результатах. Без личной заинтересованности достичь высоких результатов практически невозможно. Монтессори в своих работах отмечала, что концентрация внимания по внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, в отличии от принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны педагога. И положила это суждение в основу своей методики. Свободная работа позволяет проявить творческий потенциал. Отличительной чертой детей нашей группы является быстрота и точность реакции, которые натренированы сенсорными занятиями.

Как показывает практика, дети, которые ходили в Монтессори–садики, в дальнейшем учатся достаточно успешно, потому что имеют внутреннюю мотивацию к обучению, умеют концентрироваться на работе, могут аргументировано отстаивать свое мнение и рассуждать о проблеме. Кроме того, они более дисциплинированы за счет тесной работы с другими детьми в группах. Дети получают не только навыки и знания, но и учатся самообучения, привычке к самостоятельной работе. Во взрослой жизни эти умения им очень пригодятся. А разобраться во все этом им помогают наши монтессори-педагоги. «Помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают», говорила Мария Монтессори. Наши воспитатели показывают детям рациональный способ работы с материалом, даем образец действий, направленных на выявление свойств, заключенных в материале. А дальше дети работают с ним сами, развивая свою самостоятельность. Благодаря обучению по методике Монтессори, дети осознают, что ошибка позитивна и является жизненным опытом, поэтому терпимы к чужим ошибкам. Они умеют договариваться, принимают помощь, если сами не могут с чем-то справиться. Они не кичатся своими успехами, поэтому вызывают уважение у взрослых и сверстников. Они много умеют и хотят этим поделиться. Дети, которых мы обучили по системе Монтессори, не становятся сверходаренными и гениальными от этого. Они просто более самостоятельны и лучше приспособлены к жизни, что очень важно для того, чтобы добиться в жизни счастья. А ведь именно к этому стремиться человеческий род.

Читайте также:  Развитие функций физического движения ребенка

Источник

Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.

Жизнь и работа

Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.

В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.

Мария Монтессори

В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.

1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.

Мария Монтессори с сыном Марио

6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.

  «Дом ребенка» постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.

Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.

Суть методики

В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.

Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания. Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно. В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.

Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.

Мария Монтессори считала : «Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.»

Каким должен быть учитель

«Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку».

Роль взрослого:

— уважение к личности ребенка;

-помочь ребенку действовать самостоятельно;

— дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.

-создание необходимой предметно-пространственную среду.

Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты. Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста. Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.

И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.

В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до года комаровский

Правила:

-«Взял, поработал, положи на место»;

— тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;

— говорить тихо;

-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.

Предметно — пространственная среда

Создание «правильной» предметно-пространственной среды — основа метода.

Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.

Монтессори сад

Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.

Детская комната.

Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок. На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова. Необходимо выделить место для «музея природы» (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).

Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.

зона практической жизни

В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.

В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.

Дети играют в сенсорной зоне.

Игры в математической зоне

Игры в языковой зоне

Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.

Метод Монтессори в России

Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.

В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.

В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.

В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.

Плюсы

— ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;

-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;

-свобода личности;

-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.

Минусы

— творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;

— сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;

— в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;

-недостаточность коммуникации;

— возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.

Метод Марии Монтессори, несомненно, хорош, несмотря на свои минусы.

Выбрать ли эту методику для обучения своего ребёнка нужно исходя из индивидуальных возможностей малыша, а также возможностей родителей и педагогов. Использовать данный метод в домашних условиях возможно только частично.

Лучше всего комбинировать разные методики, «взять» из них самое подходящее для Ваших детей и Вас.

Читайте так же:

Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?

Раннее развитие — плюсы и минусы

Источник