Индивидуальная работа с ребенком на развитие речи в младшей группе

Дарья Кравченко
Индивидуальная работа с детьми во второй младшей группе

Индивидуальная работа с детьми во второй младшей группе.

Д. и. «Назови цвет»

Цель: учить различать основные цвета

Д. и. «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания

Физ. упр. «Прокати мяч друг другу»

Цель: закреплять умение энергично отталкивать предметы при катании.

Физ. упр.: передача мяча друг другу (от груди)

Цель: учить пользоваться физкультурным оборудование вне занятия, закреплять умения энергично отталкивать предметы во время передачи (Броска)

Физ.упр:Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед (2-3метра)

Цель: развитие равновесия.

Физ.упр: Ползание на четвереньках по прямой,не отрывая ног от пола (расстояние 6м)

Цель:развитие координации движения.

Физ. упр.: Катание шарика к друг другу.

Цель:развитие координации движения.

Д. и. «Чудесный мешочек»

Цель: учить определять вес предметов (легкий,тяжёлый)

Р. И. «Угадай, кто кричит»

Цель: воспитывать умение сосредоточивать слуховое внимание, учить детей определять игрушку по звукоподражанию

Р. И. «Как тебя зовут»Цель: учить детей называть своё имя, называть своих близких по имени

Д. И. «Что это?».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого

Физ.упр: «Катание мяча ногами»

Цель: учить бегать в определённом направлении и толкать мяч в том же направлении.

Д. и. «Что бывает круглым»

Цель: развитие мышления, умение называть ве круглые предметы

Физ упр.: построение друг за другом в колонну.

Цель: учить строиться друг за другом в колонну

Физ. упр. «Прокати мяч друг другу»

Цель: закреплять умение энергично отталкивать предметы при катании.

Физ. упр.: передача мяча друг другу (от груди)

Цель: учить пользоваться физкультурным оборудование вне занятия, закреплять умения энергично отталкивать предметы во время передачи (Броска)

Физ.упр:Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперед (2-3метра)

Цель: развитие равновесия.

Физ.упр: Ползание на четвереньках по прямой,не отрывая ног от пола (расстояние 6м)

Цель:развитие координации движения.

Физ. упр.: Катание шарика к друг другу.

Цель:развитие координации движения.

Д. и. «Чудесный мешочек»

Цель: учить определять вес предметов (легкий,тяжёлый)

Р. И. «Угадай, кто кричит»

Цель: воспитывать умение сосредоточивать слуховое внимание, учить детей определять игрушку по звукоподражанию

Р. И. «Как тебя зовут»Цель: учить детей называть своё имя, называть своих близких по имени

Д. И. «Что это?».

Цель: учить ориентироваться в пространстве, совершенствовать понимание речи взрослого

Физ.упр: «Катание мяча ногами»

Цель: учить бегать в определённом направлении и толкать мяч в том же направлении.

Отношение к труду.

Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить называть посуду, продукты питания.

Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для разных профессий.

Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.

Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.

Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.

Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.

Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.

Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.

Д/ игра «Гости» — учить определять много и один»

Д/ игра «Помоги мишке» — определить высоко – низко, широко – узко.

Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до трех.

Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.

Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» — величина и счет.

Д/ игра «Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.

Пальчиковые игры.

Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т. д.

Д/ игра «Урожай» — счет до трех.

Д/ игра «Лети шарик» — вверх, вниз, на, под.

Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, расположение на листе.

Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.

Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, расположение.

Мозаики, шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики

Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», «подбери» — навык правильно держать кисточку, карандаш.

Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.

Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.

Д/ игра «Какой» — различать и называть цвета

Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.

.

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» — различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра «Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра «Повтори» — учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» — формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.

Д/ игра «Отгадай и назови» — назначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.

Д/ упражнение сложи пирамидку» — умение сооружать постройку.

Д/ игра «Кубики» — собери картинку.

Д/ игра «Катание кукол» — что можно делать с игрушками.

Читайте также:  Сенсорное и речевое развитие ребенка

Д/ игра накроем стол» — закрепить предметы, продукты, действия.

Д/ упражнение «Занятие с куклой Ниной» — расширить знания о предметах, действиях.

Д/ игра «Кукла заболела» — расширить знание о больнице.

Д/ игра «отгадай и назови» назначение предметов и их качеств.

Д/ игра «Сделай то – то» — дослушать до конца задание, осмыслить и выполнить.

Д/ упражнение «День рождение зайчика» — учить правильно поздравлять, делать подарки своими руками.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Светлячок» города Лесосибирска»

«План индивидуальной работы с детьми первой младшей группы»

Лесосибирск 2017

Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

—     охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;

—     всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;

—     педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

—     умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; —     своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуальной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

Отношение к труду.

Ф.И. ребенка

Дата

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить называть посуду, продукты питания.
  • Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для разных профессий.
  • Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
  • Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
  • Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
  • Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
  • Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.

ФЭМП.

Ф.И. ребенка

Дата

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
  • Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
  • Д/ игра «Помоги мишке» — определить высоко –  низко, широко – узко.
  • Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до трех.
  • Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
  • Д/ игра «Нанизывание больших и маленьких колец» — величина и счет.
  • Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
  • Пальчиковые игры.
  • Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, любой предмет – елочку и т.д.
  • Д/ игра «Урожай» — счет до трех.
  • Д/ игра «Лети шарик» — вверх, вниз, на, под.

Творческо-продуктивная деятельность.

Ф.И. ребенка

Дата

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, расположение на листе.
  • Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
  • Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, расположение.
  • Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие мелкой моторики
  • Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык правильно держать кисточку, карандаш.
  • Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
  • Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
  • Д/ игра « Какой» — различать и называть цвета
  • Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
  • Пальчиковая гимнастика, с предметами.

Развитие речи.

Ф.И. ребенка

Дата

Индивидуальная работа.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов.

Д/ игра «Покажи картинку» — различать детали, закреплять правильное произношение.

Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.

Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.

Д/ игра « Повтори» — учить производить звуки животных.

Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.

Д/ упражнение «Выставка игрушек» — формировать активный словарь, повторять за взрослым.

Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.

Д/ игра « Отгадай и назови» — назначение предметов, активизировать слова.

Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.

Игровая деятельность.

Ф.И. ребенка

Дата

Индивидуальная работа.

  • Д/ упражнение сложи пирамидку» — умение сооружать постройку.
  • Д/ игра «Кубики» — собери картинку.
  • Д/ игра «Катание кукол» — что можно делать с игрушками.
  • Д/ игра накроем стол» — закрепить предметы, продукты, действия.
  • Д/ упражнение «Занятие с куклой Ниной» — расширить знания о предметах, действиях.
  • Д/ игра «Кукла заболела» — расширить знание о больнице.
  • Д/ игра «отгадай и назови» назначение предметов и их качеств.
  • Д/ игра «Сделай то – то» — дослушать до конца задание, осмыслить и выполнить.
  • Д/ упражнение «День рождение зайчика» — учить правильно поздравлять, делать подарки своими руками.

Мир природы.

Ф.И. ребенка

Дата

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Домашние животные» — учить различать, называть д. животных и их детенышей.
  • Д/ игра «Кто к нам пришел» — учить узнавать диких животных.
  • Д/ игра «Чудесный мешочек» учить различать овощи и фрукты.
  • Д/ игра «Чей листочек» — учить называть деревья.
  • Д/ игра «Огород» — учить узнавать и называть садовый инвентарь.
  • Д/ игра «Кто что ест» — учить узнавать, чем питаются птицы животные, люди.
  • Д/ упражнение «Времена года» — учить определять по картинке время года и приметы.
  • Д/ упражнение «Что нужно цветам» — учить ухаживать за комнатными цветами.
  • Д/ игра «Паровозик» — учить определять цвет.
Читайте также:  Приемы развития речи у ребенка 1 года

Мир социальных отношений.

Ф.И. ребенка

Дата

Индивидуальная работа.

  • Д/ игра «Поручения» — учить различать и называть игрушки, закреплять название окружающих предметов, название вещей.
  • Д/ игра «Я и мой друг» — учить заботиться о друге.
  • Д/ игра «Заболела кукла» — учить сопереживать и заботиться о больных.
  • Д/ игра «Кто что делает» — учить наблюдать за детьми, как они дружно играют.
  • Д/ игра «Гости» — учить  правильно, принимать гостей, пользоваться добрыми словами.
  • Д/ игра «Мои вещи» — учить бережно, относиться к вещам и ухаживать за ними.
  • Д/ игра « Помоги маме» — учить заботиться о родных людях, помогать.

Источник

Галина Благинина
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений (вторая младшая группа)

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений 2 младшая группа

«Улавливай шепот».

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Играющие делятся на две команды и выполняют задание:

1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.

2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.

Продолжительность игры 10-15 минут.

«Чего не стало».

Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов

— Чего не стало?

(яблок, носков, гольфов, сапог).

«Волшебный мешочек или Волшебная корзинка».

Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.

Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.

1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)

2 Он зелёный, длинный. (огурец)

3 Оно круглое, красное. (яблоко)

4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)

5 Он круглый, красный. (помидор)

6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)

«Кто внимательный?»

Цель: развитие фразовой речи, слуха.

Оборудование: куклы, кубики, машины, др.

Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).

Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.

Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.

Игра 10-15 мин.

Кто где?

Цель: упражнятьдетей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.

Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).

— Где стоят куклы?

-А эти куклы?

— Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.

-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.

«Ласковые имена».

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д

Мама-мамочка, папа-папочка

(дочь, сестра, сын, брат, т. д)

«Что это?»

Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.

Наглядность: картинки

Воспитатель задаёт вопросы:

— Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).

— Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.

Предложения по картинкам:

— На вешалке висит много пальто;

— Девочка надевает (снимает) пальто;

Составьте рассказ о пальто.

Скажи одним словом.

Словарный материал:

Длинное ухо – длинноухий,

Короткий хвост – короткохвостый,

Длинные рога – длиннорогий,

Рыжий хвост – рыжехвостая,

Любит труд – трудолюбивый,

Ходит быстро – быстроходный и т. д.

«Красный-белый».

Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.

Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.

Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый. Игра 10-20 мин.

«Эхо».

Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.

Ход игры:

Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.

«Найди исправь ошибку».

Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов.

Например – Кошка лает? (нет)

-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)

— Где живёт? (дома, с человеком и т. д).

«Поймай рыбку».

Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.

Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.

Читайте также:  Периоды развития ребенка и виды деятельности ребенка

Игра 20-30 мин.

«Угадай на что похоже?»

Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память.

Наглядный материал: картинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»

Например: — очки, штанга, самокат, велосипед.

«Новое слово».

Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.

Наглядный материал: картинки, с изображением мальчика в действии.

Дети рассматривают картинку, отвечают на)

Одним словом:

-Мальчик по тротуару (что делал) шёл

-Мальчик к дому (что сделал) подошёл

-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл

Затем дети сами составляют:

— Коля пришёл …; — Коля вошёл, т. д.

«Весёлые предлоги».

Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.

1. Игрушки стоят в шкафу.

-Где стоят игрушки?

-Игрушки стоят в шкафу.

2. Стул стоит у стола.

-Где стоит стул?

-Стул стоит у (возле, около) стола.

«Добавь слог».

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры:

Воспитатель называет один слог и бросает мяч.Поймавший его должен дополнить слово:

«Ма»«ма», «Кни»«га».

Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

«Составь предложение».

Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.

Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).

По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».

«Слово можно прошагать».

Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.

Содержание:

— Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.

Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»— шагают один шаг с детьми.

Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.

-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!

«Звуковое лото».

Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).

Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.

Далее ребёнок описывает картинку по выбору.

«Страна Гномия».

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении существительных во мн. числе.

Наглядный материал: карточки с парными картинками – высокий предмет, низкий предмет.

«Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там всё было такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел мальчик в стране Гномии.

«Что для чего?»

Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределённой формы, конструкций сложноподчинённых предложений.

Игра: не обозначая словом сам предмет, назвать его применение.

Например: утюг- «Чтобы гладить», кисточка- «Чтобы рисовать».

«Закончи предложение».

Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.

Воспитатель начинает,а дети продолжают:

Морковь сладкая, а редька (горькая).

Помидор красный, а огурец (зелёный).

Усложнение:детям дают задание:

-сравнить по вкусу лимон и мёд;

-по цвету уголь и мел;

-на ощупь вату и дерево; т. д.

«Кому это?»

Цель: закреплять названия фруктов, овощей, их описание.

Упражнять в построении распространённых предложений с использованием прилагательных.

Перед детьми сидят заяц, белка и кукла.

Вынимая из конверта картинки с изображением овощей и фруктов,воспитатель спрашивает детей: -что это? –кому это?

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, правильно строить фразу.

Наглядный материл: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, кастрюлька, коробка сока, банка из под варенья.

Игра: назвать сок – вишнёвый (какой) – яблочный, какое варенье? – малиновое, какой суп? – грибной, гороховый.

«Подбери слово».

Цель: развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры :

Воспитатель предлагает вопросы:

-Вспомните, что можно шить?

Дети – (пальто, платье, шубу и т. д)

-Что можно штопать? (носки, варежки, чулки и т. д)

-Завязывать? (верёвку, шнурки, шарф).

«Узнай по голосу».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры:

На площадке круг. Все дети бегают по площадке.После слов воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!». Все дети собираются в круг. Один завязывает глаза. «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».

Ребёнок в кругу называет имя водящего.

«Испорченный телефон».

Цель: развивать слуховое внимание

Ход игры:

Выбирается ведущий. Все садятся на стулья в ряд. Ведущий тихо говорит слово рядом сидящему, тот передаёт его следующему.

Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» если не правильно, остальные говорят что слышали они – узнают кто испортил.

«Ромашка».

Цель: активизировать речь, обогащать словарный запас, учить классификации предметов.

Наглядный материал: Лепестки ромашки с предметными картинками.

Игра: собери — предметы посуды

-растения

-мебель

-инструменты

-транспорт

-обувь

-одежда

-головной убор

Источник