Сенсорное и речевое развитие ребенка

Сенсорное и речевое развитие ребенка thumbnail

Ольга Богатова
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи»

Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи.

Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами предметов является главенствующим источником знаний об окружающем мире. Речь развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками. Такие игры очень нравятся детям.

Игра «Помощники»

Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия, усидчивости.

Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем.

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи»

 Игра с крупами «Угадай-ка мой секретик!»

Цель:развитие мелкой моторики рук, осязание, стимулируют процесс речевого и умственного развития.

«Секретик», положила в неглубокую емкость потом закрыла прозрачной твердой пленкой, насыпала сверху крупу ровным слоем, а потом дети по очереди, искали в крупе «секретики! и отгадывали.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игра «Домик — сенсорик»

Цель: Развитие речи, внимания, мелкой моторики, тактильного и цветового восприятия, положительных эмоций.

На каждой стороне куба есть разъемные застежки. Расстегнуть или застегнуть застежку и назвать кто изображен, какого цвета, какой на ощупь.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

«Веселый ёжик».

Цель игры:развитие мелкой моторики, восприятия цвета, вызвать положительные эмоции.

Игра состоит из фигуры ежика. На фигурке ёжика есть специальные кармашки, в которые можно вставить грибочки (или яблочки, ягодки и т. д.) .

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игра «Разноцветные заколочки»

Цель: развитие речи, мелкой моторики, восприятия цвета, развития мышления, памяти, воображения.

Для индивидуального использования и для подгруппы детей.

Загадываешь загадку. Тот кто первый отгадал загадку тому и достается фигура. Загадки можно использовать разнообразные. Когда все фигуры дети разобрали они наряжают и украшают своих героев.

Придумывают своему герою имя,

— где он будет жить,

-с кем он будет жить,

-чем будет заниматься,

-заселяют героев в придуманные жилища.

После этого можно придумать сказку и проиграть всем вместе.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игра «Прищепки — прицепочки»

Цель: развитие восприятия, мелкой моторики рук, воображения, конструктивного мышления, фантазии, речи.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игра «Цветные колпачки».

Цель: развитие сенсорных способностей, познавательных интересов, речи.

Игры на классификацию. Воспитатель называет обобщающее слово (мебель, игрушки, цветы, животные и тд.) дети называют составляющие.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игра «Готовим борщ и компот»

Цель: повторить с детьми названия овощей, фруктов и ягод; закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Ход игры:

В начале игры проводится беседа. Дети отвечают на вопросы (Какие овощи вы знаете? Как вы думаете из чего варят борщ? Какие фрукты, ягоды вы знаете? Как вы думаете из чего варят компот? Где можно взять овощи, фрукты и ягоды). В конце беседы подводиться итог: из чего варят борщ, а из чего компот. В игру можно играть разными способами: 1. Индивидуальная игра, где ребёнок должен с помощью прищепок прикрепить изображения овощей к тарелке, а фруктов и ягод к чашке. 2. Игра-соревнование между двумя детьми или двумя командами детей. Одна команда будет варить борщ, другая компот. 3. вариант игры, когда воспитатель загадывает загадку, а ребёнок, отгадавший её, ищет соответствующее отгадке изображение и прикрепляет его на тарелку или чашку.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игра «Чей хвост?»

Цель: Закрепляет знания о животных, развивает память,логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику рук.

Ход игры:

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, белый? — зайца. и т. д.

Теперь все звери нашли свои хвосты.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игра «Волшебный короб»

Цель: развитие произвольного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорного восприятия, тактильных ощущений, памяти, речи, мыслительных способностей.

Ход игры:

Проводится беседа по р. н. с. «Маша и медведь»

Смотрите, короб открывается!

-Ой, а там Машенька! А в руках у нее очки. Очков у нее много, они разного цвета, да еще и волшебные. Есть и желтые, и зеленые, и красные очки. Какого цвета очки Машенька возьмет в руки, такого же цвета вы мне и игрушку принесете. Какие очки Маша сейчас держит в руках?

Ответы детей.

-Принеси мне, пожалуйста, Захар, игрушку такого же цвета как очки.

-Молодец!

Так же обыгрываются очки другого цвета.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Игры на развитие мелкой моторики рук вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость. С помощью игр на развитие мелкой моторики рук развивается восприятие, фантазия, творческое воображение, логика, память.

Читайте также:  Центр развития ребенка ленинский район воронеж

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Реализация на занятиях по развитию речи заданий на развитие сенсомоторики.

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Вывод:

Использование принципа «Играя, развиваем» эффективно помогает развивать познавательную деятельность, что способствует развитию речи и сенсорных эталонов.

Развитие сенсорики положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Для более интенсивного сенсорного и речевого развития необходимо включать в различные виды деятельности детей игровые упражнения.

Включение речи в процесс восприятия окружающего мира ребенок усваивает известную систему общепринятых сенсорных эталонов, которую использует затем в своей перцептивной деятельности, анализируя действительность и отражая ее в сенсорных образах.

Источник

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи»

Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи.

Соприкосновение органов чувств с различными признаками и свойствами предметов является главенствующим источником знаний об окружающем мире. Речь развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов сенсорных игр, которые можно создать своими руками. Такие игры очень нравятся детям.

Игра «Помощники»

Цель: развитие мелкой моторики, речи, восприятия, усидчивости.

Подберите три емкости. Насыпьте в одну из них в нее горох и фасоль. Предложите ребенку помочь: разобрать фасоль и горох. Можно усложнять задание: двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами; большим и безымянным пальцами; большим пальцем и мизинцем.

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста как средство развития речи»

 Игра с крупами «Угадай-ка мой секретик!»

Цель:развитие мелкой моторики рук, осязание, стимулируют процесс речевого и умственного развития.

«Секретик», положила в неглубокую емкость потом закрыла прозрачной твердой пленкой, насыпала сверху крупу ровным слоем, а потом дети по очереди, искали в крупе «секретики! и отгадывали.

Игра «Домик — сенсорик»

Цель: Развитие речи, внимания, мелкой моторики, тактильного и цветового восприятия, положительных эмоций.

На каждой стороне куба есть разъемные застежки. Расстегнуть или застегнуть застежку и назвать кто изображен, какого цвета, какой на ощупь.

«Веселый ёжик».

Цель игры:развитие мелкой моторики, восприятия цвета, вызвать положительные эмоции.

Игра состоит из фигуры ежика. На фигурке ёжика есть специальные кармашки, в которые можно вставить грибочки (или яблочки, ягодки и т. д.) .

Игра «Разноцветные заколочки»

Цель: развитие речи, мелкой моторики, восприятия цвета, развития мышления, памяти, воображения.

Для индивидуального использования и для подгруппы детей.

Загадываешь загадку. Тот кто первый отгадал загадку тому и достается фигура. Загадки можно использовать разнообразные. Когда все фигуры дети разобрали они наряжают и украшают своих героев.

Придумывают своему герою имя,

— где он будет жить,

-с кем он будет жить,

-чем будет заниматься,

-заселяют героев в придуманные жилища.

После этого можно придумать сказку и проиграть всем вместе.

Игра «Прищепки — прищепочки»

Цель: развитие восприятия, мелкой моторики рук, воображения, конструктивного мышления, фантазии, речи.

Игра «Цветные колпачки».

Цель: развитие сенсорных способностей, познавательных интересов, речи.

Игры на классификацию. Воспитатель называет обобщающее слово (мебель, игрушки, цветы, животные и тд.) дети называют составляющие.

Игра «Готовим борщ и компот»

Цель: повторить с детьми названия овощей, фруктов и ягод; закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость.

Ход игры:

В начале игры проводится беседа. Дети отвечают на вопросы (Какие овощи вы знаете? Как вы думаете из чего варят борщ? Какие фрукты, ягоды вы знаете? Как вы думаете из чего варят компот? Где можно взять овощи, фрукты и ягоды). В конце беседы подводиться итог: из чего варят борщ, а из чего компот. В игру можно играть разными способами: 1. Индивидуальная игра, где ребёнок должен с помощью прищепок прикрепить изображения овощей к тарелке, а фруктов и ягод к чашке. 2. Игра-соревнование между двумя детьми или двумя командами детей. Одна команда будет варить борщ, другая компот. 3. вариант игры, когда воспитатель загадывает загадку, а ребёнок, отгадавший её, ищет соответствующее отгадке изображение и прикрепляет его на тарелку или чашку.

Игра «Чей хвост?»

Цель: Закрепляет знания о животных, развивает память,логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику рук.

Ход игры:

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, белый? — зайца. и т. д.

Теперь все звери нашли свои хвосты.

Источник

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Читайте также:  С чего начинать развитие ребенка в год

Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловленны в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества. Абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.

Второй фактор — состояние органов чувств. На них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

— является основой для интеллектуального развития;

— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

— развивает наблюдательность;

— готовит к реальной жизни;

— позитивно влияет на эстетическое чувство;

— является основой для развития воображения;

— развивает внимание;

— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

— влияет на расширение словарного запаса ребенка;

— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: в раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

Всреднем дошкольном возрасте:

— формирование сенсорных эталонов;

— обучение детей способам обследование предметов;

-обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

— развитие у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Золушка».

Перед вами лежат перемешанные семена гороха и фасоли, вы должны их рассортировать.

Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…

Игротека

Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок: неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет. А если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!

Мишка косолапый, по лесу идёт…

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? Солнышко! А солнышко, какое? Круглое! А какого оно цвета? Желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать, например, яблоко.

Источник

Сенсорное и речевое развитие ребенка

Для того, чтобы развивался язык ребенка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде и результаты наблюдений отражать в слове. Слово закрепляет представления и делает их более точными.

Читайте также:  Ребенок в год и семь месяцев развитие по комаровскому

Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией их обстановки. Нужно организовать обстановку так, чтобы дети из нее могли свободно черпать представления, понятия, образы; создавать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь.

Ощущения и восприятие — первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие  познания и в развитии речи ребенка они играют главную роль.

Правильное восприятие предметов является главной  умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. На первый взгляд примитивные действия, которыми занимается ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, высыпает песок из ведра, надевает на пирамидку кольца и т. д.) имеет исключительное значение для интеллектуального развития. Благодаря этим действиям ребенок познает свойства предметов, так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок не может еще выразить словами, но он практически осваивает  окружающую его действительность.

Необходимо формировать словарь: учить детей по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»; «Спой песенку маленькому медвежонку»). Учить различать их место расположения  (матрешка на верхней полочке, высоко; поставь рядом). Учить произносить слова в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса.

Называя предметы знакомить детей с цветом, формой, величиной. Учить различать и называть части некоторых предметов (у машины – кабина, колеса; у платья- рукава, карманы, пуговицы). Также знакомить с материалом, из которого они сделаны. Дети материал мнут, гладят, рвут руками.

Для успешного освоения окружающих предметов требуется постепенность и систематичность, поэтому многие дидактические игры и упражнения, с помощью которых дети учатся правильно называть предметы и их признаки, повторяются неоднократно и постепенно усложняются. К числу таких игр можно отнести: «Отгадай и назови», «Чудесный мешочек», «Узнай и назови». Из «Чудесного мешочка» дети достают чашки разного цвета. Далее для игр подбираются различные  предметы  (например, чашки, блюдце, кружка, чайник), с которыми дети выполняют разнообразные действия.

Усвоение новых слов происходит успешнее, если ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам (бумага мнется, а деревянный шарик не мнется, он твердый и т. п.) Поэтому в процессе обучения широко используются прикладывание, выкладывание предметов, то есть наглядное сравнение с опорой на определенный признак.

В жизненных ситуациях дети часто сталкиваются с необходимостью одновременно ориентироваться на цвет и величину или форму и материал предмета. Поэтому следует упражнять  в выполнении заданий, которые приучают слышать и понимать разные по форме и содержанию обращения взрослого. Например, «Полина, напои чаем куклу в красном платье (рядом стоит такая же кукла в зеленом платье). «Покорми мишку деревянной ложкой (рядом лежит металлическая ложка).

К приемам обогащения и уточнения словаря относится показ с называнием.

Показ следует сочетать с активными действиями ребенка по обследованию объекта. Например, во время экскурсии на кухню:

-Вот какая большая кастрюля, что четверо детей должны взяться за руки, чтобы  обхватить ее. И высокая. У кастрюли две ручки. Покажите их. Зачем кастрюле две ручки?

Важно многократное повторение нового слова или фразы, объяснение назначения предмета, поручения.

Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством в формировании речи ребенка: пополнения и активизации его словаря, развитие связной речи, формирования звукопроизношения.

 Необходимо также совершенствовать умение детей характеризовать количество предметов (один, много, мало, по одному), их расположение в пространстве (высоко-низко, далеко-близко, над, под, около, в, на направление движения (вперед — назад). Использование в речи ребенком соответствующих наречий, прилагательных свидетельствуют о возрастании его сенсорной культуры, о совершенствовании восприятия и мышления.

 В процессе дидактических игр, на занятиях, в повседневной жизни необходимо подводить детей к пониманию того, что один и тот же предмет, может быть сделан из разных материалов (шар деревянный, резиновый, пластмассовый) и из одного материала могут быть разные предметы (деревянный шар, кубик, ящик, мебель). На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы уподоблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик, пушистый, как котенок, колючий, как ежик).

Овладев сравнением предметов, выделением   их сходства и различий, дети постепенно учатся объединять предметы по сходству, то есть классифицировать их.

Дети, воспринимая предметы и явления, одновременно запоминают и словесные обозначения их качеств. Это подводит их к обобщению: круглыми могут быть разные предметы, у всех животных туловище овальной формы.

 Материал берется от простого к сложному: от восприятия и обозначения конкретного предмета, к действиям с этим предметом, а затем к свойствам и отношением с другими предметами. 

Речь- это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в младшем дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова другого человека, но и отвечает, когда он сам включен в диалог: причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

 Подготовила учитель – логопед Курьянова Татьяна Николаевна 

Источник