Развитие речи у ребенка павлов

Развитие речи у ребенка – показатель того, соответствует ли его физическое и психическое состояние устоявшимся нормам. Речевые способности могут тренироваться и оттачиваться разными методами. Важное условие, которое не стоит недооценивать – общение родителей с ребенком с первых же дней его появления на свет.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Речь закладывается вместе с мышлением, а потому ее нарушение нередко влияет на общее состояние человека. В частности, от речи зависят следующие аспекты:

  • Познавательные способности.
  • Развитость психики.
  • Поведенческие реакции.
  • Характер.
  • Коммуникационные навыки.
  • Навыки чтения и письма также зависят от моторной и сенсорной речи.

ПОЧЕМУ РЕЧЬ МОЖЕТ НАРУШАТЬСЯ?

Нарушение речи может быть связано с разными факторами. В частности, врачи выделяют следующие осложнения:

  • Патологии протекания беременности.
  • Сложности в процессе родов.
  • Родовые травмы с повреждениями мозга.
  • Аномальное строение дыхательной системы, ротовой полости.
  • Постоянный стресс из-за скандалов в семье.
  • Регулярные болезни.
  • Многоязычное окружение.
  • Родители не общаются с малышом на регулярной основе.

Чтобы малыш развивался нормально, нужно прививать ему социальную адаптацию. В частности, сюда можно отнести активные коммуникации со сверстниками, регулярное чтение книг, посещение кружков и центров раннего развития.

Однако основным условием развития речи является постоянное общение родителей с ребенком.

Развитие речи происходит в несколько периодов, которые мы рассмотрим далее.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Этот период длится с рождения малыша до достижения им одного года. В это время закладывается фундамент для вербального общения.

Первые звуки ребенка нельзя назвать полноценной речью. Хныкать ребенок начинает еще с момента рождения. Грудничок начинает кричать в качестве ответа на разные раздражители, окружающие его. Звуки очень важны для малыша, поскольку они помогают развивать слуховую зону коры мозга.

Поначалу новорожденный может произносить только гласные звуки. Затем к ним добавляются слоги из гласных и согласных. Сочетания звуков малыш произносит только на выдохе. Это помогает тренировать дыхательную систему.

Активное речевое развитие начинается с 3 по 5 месяц жизни ребенка. Малыш, слыша голос, начинает интуитивно искать говорящего, крутит головой, чтобы взглянуть в сторону долетающего звука. Зачастую дети подражают речи взрослых – их мимике, интонации, с которой произносятся слова.

Лепет – этап, который начинается с 5 месяцев. В 7-9 месяцев ребенок умеет произносить много разных слогов. Уже в 10 месяцев малыш легко распознает речь. Он должен откликаться на свое имя, имитировать звуки, которые были услышаны от родителей.

В год малыш в случае с нормальным развитием должен уже произносить порядка 5-10 слов. Годовалый ребенок имеет слабый артикуляционный аппарат, а потому ему тяжело произносить слова, в которых присутствуют разные слоги.

БАЗОВОЕ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

С года до трех длится период начального овладения языком. Обычно этот период отличается следующими особенностями:

  • Каждое слово отвечает за некоторое действие или некоторый предмет.
  • Ребенок может пропускать некоторые слоги, выпускать некоторые буквы.
  • Ребенок называет одним и тем же словом совершенно разные вещи.
  • Малыш знает, что такое нога, рука и другие части тела. Он легко распознает все это на куклах.

Ближе к трем годам малыш уже способен произносить предложения, в которых фигурируют 2-3 слова, причем в речи появляются наречия, местоимения, союзы. Словарный запас малыша достигает 200-300 слов. Ребенок легко распознает разных животных, знает, как называются предметы в доме.

Постепенно к трем годам ребенок начинает овладевать шипящими буквами, буквами «р», «л».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКА

С трех лет и до поступления в первый класс школы ребенок совершенствует свои языковые навыки. Речь развивается уже в ходе вербального общения. Интеллектуальные способности малыша начинают расти.

Словарный запас ребенка становится широким, однако слова передаются не всегда в верном значении. Развитие речи у детей-дошколят зависит во многом от окружения, от того, насколько теплыми являются отношения в семье, имеется ли забота о ребенке.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Наконец, финальный период – развитие письменной речи. Словарный запас увеличивается, языковые познания становятся достаточно широкими.

МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧИ ПО ПЕРИОДАМ

С появления на свет до года. В данный период родители должны тщательно контролировать развитие речи у малыша. Новорожденный все воспринимает на слух: звуки погремушек, голос родителей, звуки природы. Важно, чтобы родители все комментировали – начиная от кормления грудью и заканчивая процесс пеленания. Каждую игрушку стоит именовать, чтобы ребенок понимал, как она называется. То же самое касается и имен близких людей и родственников.

Чтобы развитие речи шло быстрыми темпами, родители должны ласково разговаривать с ребенком. В 7 месяцев для развития речи можно использовать названия продуктов, которые вводятся в рацион питания. Можно также рассказывать, что молоко дает корова, которая говорит «му». Это помогает расширить познания ребенка.

Для того чтобы малыш больше говорил, нужно стимулировать это желание. Существуют такие игры, как сорока, ладушки и т.д. Они помогают развивать речь ребенка к 9 месяцам.

С года до двух лет. Чтобы развитие речи шло быстрее, вы можете читать малышу книжки. Также можно вместе петь, проговаривать слова. Годовалый малыш обычно уже знает, как называются предметы, окружающие его, может произносить отдельные слова и строить из них предложения. Для улучшения вербальных навыков можно проводить достаточно частые прогулки, посещать цирк и т.д. Пригодятся активные игры, развитие пальцев. Важно менять простые слова в лексиконе малыша на более сложные, правильные – к примеру, вместо «му» запоминать «корова».

Читайте также:  Ребенок остановился в развитии и росте

С двух до трех лет. На данном этапе необходимо всячески поправлять ребенка, если он говорит неправильно. Старайтесь обогатить его речь новыми словами. Чем теснее будет вербальный контакт с родителями, тем лучше будет речевое развитие малыша. Если ребенок задает какой-либо вопрос, надо постараться на него максимально точно ответить.

Дошкольный возраст. Развитие речи идет совместно с получением новой информации. Потому для развития речевого аппарата у детей следует придерживаться следующих правил:

  • Активно общаться с ребенком.
  • Читать сказки, книги, обсуждать их.
  • Рассказывать про свои эмоции и впечатления.

Важно, чтобы окружающие говорили правильно, грамотно, избегая «плохих» слов. Дети часто запоминают то, что услышали от взрослых, и активно это воспроизводят.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА

  • Если ребенок испытывает дискомфорт, но не плачет.
  • Если после 3 месяцев нет гуления.
  • В 5-7 месяцев ребенок не реагирует на голоса, не распознает интонации.
  • В 9 месяцев у малыша нет лепета.
  • В 12 месяцев ребенок не понимает речи и не произносит слов.
  • В 2 года не узнает близких, не может справиться с банальными заданиями.
  • В 3 года не может прочесть стихи или пересказать сказки.

Развитие речи у ребенка – важный показатель его здоровья. Речь поддается тренировке, если заниматься этим каждый день. Тогда малыш будет свободно говорить и отвечать нормам развития для своего возраста.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья — ставьте лайк! 🙂

Еще почитать полезности можно на нашем сайте

Источник

Полное или частичное непонимание речи у детей с алалией, ЗПР и аутизмом совсем не редкость. Это угнетает больше всего потому, что в то время, когда с ребенком с обычным развитием уже можно договориться и что-то до него донести, родитель особого ребёнка вместо диалога регулярно сталкивается с психами, истериками, негативизмом.

Для меня возраст сына с 1,5 и примерно до 2,8 лет был самым тяжёлым именно по причине непонимания речи. Я могла хоть сколько угодно говорить, что мы не будем гулять по проезжей части, могла уговаривать сидеть под навесом в дождь, могла что-то объяснять — мой сын меня совсем не понимал. И от непонимания орал. Много орал.

фото из открытых источников

Однако постепенно понимание начало постепенно улучшаться. Если в 2 года мой ребёнок только-только понял как его зовут, то к трём понимание уже достигало 50% речи и, к моей великой радости, с ним стало возможным хоть немного договариваться. Сейчас (нам на днях будет 5,8) я могу сказать, что понимание речи практически полное — трудно даются только иносказания и абстракции, и то при настойчивой работе и это доходит.

Рост понимания стал возможным благодаря конечно занятиям, общему развитию и кое-каким простым, но, как оказалось, важным приёмам, о которых я вам и хочу рассказать.

Общайтесь с ребёнком без посторонней речи

У детей с проблемами в понимании речи очень слабое слуховое внимание. Малейшая посторонняя речь, даже пение на фоне — всё, вы ребёнка потеряли.

Если ребёнок смотрит телевизор, играет в какую-нибудь игру с говорящим планшетом, не нужно пытаться с ним общаться и что-то объяснять в этот момент. Одновременная речь от мамы и телевизора/телефона/планшета только создаст у малыша в голове кашу. В результате он не поймёт ни что вы хотели сказать, ни что хотел сказать телевизор.

Негативно действует даже фоновый шум. То есть, у вас включен ТВ, радио фоном, ребёнок НЕ смотрит, а бегает и во что-то играет — бесполезно в этот момент пытаться с ним говорить и уж тем более что-то объяснять.

Чтобы ребёнок вас услышал, ему необходимо слышать только вас. Поэтому если нужно пообщаться с малышом, нужно выключить все посторонние источники речи.

Говорите на 1-2 слова больше, чем говорит ребёнок

В повседневной речи родители, прекрасно понимая, что с речью всё туго, тем не менее, часто допускают ошибки в общении.

Ребёнок не говорит и не понимает, а ему что-то многословно объясняют, используют сложные речевые обороты. Это неправильно потому, что такие объяснения не достигают своей цели.

Через 2-3 слова от начала объяснения мозг ребёнка отключается от разглагольствований родителя. В итоге ребёнок слышит не объяснения, а бесконечный поток бла-бла-бла.

Есть очень хорошее правило, чтобы добиться максимального понимания у таких детей: говорить на 1-2 слово больше, чем говорит сам ребёнок.

Например, «Дай кубик» — идеальная инструкция малыша, который лохо понимает речь. А вот развёрнутые объяснения типа: «Дай мне синий кубик с кошкой вон в том углу» — плохая идея потому, что к концу предложения внимание ребёнка уже отключится.

Поэтому, если малыш совсем молчит, значит и мы говорим только 1-2 слова. Если говорит хотя бы одно слово — можно уже использовать предложения на 2-3 слова, и так далее.

Не надо читать книги «чтобы развивалась речь», если саму речь малыш не понимает

Часто вижу такие жалобы от родителей аутистов, алаликов и других особых малышей:

«Я читаю книжку, сказку, пытаюсь развивать, а ребёнку не нравится — он психует, вырывает её из рук».

Так вот, по опыту могу сказать, что пока ребёнок не начинает более-менее понимать речь, читать ему книжки бесполезное занятие. Поток слов из книжек для непонимающего речь малыша выглядит не как интересная информация, которую надо бы сесть и послушать, а как бессмысленный шум.

Читайте также:  Центр развития ребенка чертановская

Именно с этим и связаны психи детей — они НЕ ХОТЯТ слушать то, что они не понимают, и не видят в этом смысла. А мама ж ещё часто настойчиво пытается усадить со словами «Давай послушаем», «Ой, посиди», чем вызывает ещё больший негатив.

Проблема с книжками связана с тем, что во время чтения мама говорит слишком много слов сразу, а мозг пока не может всё это нормально обработать. В итоге чтение только раздражает ребёнка.

Стоит ли совсем отказываться от книг? Нет! Читать книги можно и нужно, но по-особенному.

фото из открытых источников

Для ребёнка, который не понимает речь, прослушивание книги требует коррекции со стороны взрослого:

  1. По ходу чтения надо упрощать текст, вычёркивая незначительные, лишние слова;
  2. Нужны частые паузы на 1-2 секунды между словами, чтобы ребёнок успел обрабатывать информацию;
  3. Нужно перемежать чтение с показыванием картинок;
  4. Эмоциональное и выразительное чтение, чтобы внимание не отключалось.

Попробую объяснить на примере. Нельзя таким детям сразу вываливать классическое предложение типа: «Жили-были дед и баба и была у них курочка Ряба«.

Должны быть остановки и упрощения: «Жили дед *пауза, показываем на деда, если есть картинки* и баба *пауза, показываем бабу* и была у них *пауза + фразу «у них» произносим с восторгом, будто ничего великолепнее никогда на свете ни у кого не было* курочка Ряба! *говорим выразительно, с ударением, показываем курочку*»

Вот тогда есть шанс, что ребёнок и послушает, и поймёт и даже со временем попытается пересказать сказку.

Говорите медленно, тоном чуть тише обычного

Для таких детей бесполезно повышать голос и тараторить.

Если родитель использует 1-2 слова, как положено, но при этом говорит слова быстро, у ребёнка даже эти 1-2 слова могут смешаться в неразборчивую кашу.

А громкая речь растормаживает и без того плохое внимание у ребёнка.

Хуже громкой речи только крик. Иногда родители начинают повышать голос и кричать на ребёнка, потому что он не понимает, а они уже устали и их это злит. Это понятная реакция — мы все не святые, а уж с особыми детьми часто ещё и нервы ни к чёрту. Но всё равно следует стараться себя держать в руках, так как это путь в никуда.

И не из-за прописной истины о том, что кричать на детей плохо. А потому, что от крика ребёнок начинает бояться и страх выключает те остатки понимания, которые у малыша ещё есть. Нам это нужно? Конечно нет.

Спасибо, что дочитали! 🙂

Ставьте лайки и подписывайтесь.

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Учим особых малышей базовым цветам и формам интересно и без зубрёжки

Мелкая моторика как база развития речи у неговорящих детей

Источник

Сегодня я решила написать статью, в которой соберу способы, способствующие запуску и развитию речи у моего сына.

Все упражнения, которые будут указанны в статье, я применяла или применяю для своего ребёнка и считаю их действенными, потому что речь у моего сына запустилась, а теперь уже и развивается.

Три действенных способа запустить речь у ребёнка.

  • Отхлапывание слов по слогам.

Этот способ посоветовали мне в интернете и применяла я его с 1.8 месяцев. Суть проста:

берём слово, которое состоит из двух слогов и на каждый слог делаем хлопок ладонями.

Мы начинали со слов: мама, папа, баба, лиса и т. д.

Естественно, сначала ребёнок не говорил и не повторял. Но я брала его к себе лицом, садила на колени, брала его руки и начинала играть: весело и чётко произносить слово по слогам и хлопать на каждый слог его ладошками.

Сыну очень нравилось. Потом он стал пробовать произносить слоги, позже уже пытаясь говорить сам отстукивал слова, которые не мог сказать без отстукивания.

Это упражнение полезно тем, что мы заставляем работать одновременно оба полушария. А это значит идёт улучшение нейронных связей, которые необходимы для запуска речи.

  • Межполушарные доски.

Открыла я эти чудо-досочки для себя не так давно, посоветовали их мне в нашем центре. Занимаемся по ним и сейчас.

Они так же предназначены для запуска речи, для улучшения самой речи и её качества, потому что они опять же развивают межполушарное взаимодействие, которое очень необходимо.

Как известно наш мозг состоит из двух полушарий, которые не могут существовать друг без друга и если взаимодействие их нарушено, то человек, в данном случае, ребёнок не может развиваться нормально.

Межполушарные доски налаживают взаимодействие всех отделов мозга, а именно нейронных связей, которые и отвечают за работу всего мозга в целом.

Заниматься по ним необходимо каждодневно, начинают с самых простых узоров и простых упражнений.

Читайте также:  Социального развития ребенка дошкольного возраста

У нас вот такие доски:

Три вида досок. Покупала на озоне.

и вот какие упражнения мы с ребёнком делаем на них:

  • Одной рукой взять бегунок и провести им в одном направление.
  • Той же рукой взять бегунок и провести в обратном направление.
  • Второй рукой взять бегунок и провести в одном направление.
  • Второй рукой взять бегунок и провести по лабиринту обратно.
  • Обоими руками взять два бегунка и одновременно провести их в одном направление.
  • Обоими руками взять два бегунка и провести их обратно.
  • Одной рукой взять один бегунок, второй рукой взять другой бегунок и провести их в разных (зеркальных) направлениях, навстречу друг друга.

Внимание! Пока не освоено предыдущее упражнение, к следующему переходить не рекомендуют.

  • Доска Бильгоу или балансировочный диск.

С помощью этих тренажёров мы развиваем мозжечок, который так же необходим для запуска речи, потому что он отвечает за сбор всей информации из отделов мозга и быстро отправляет её по адресу. Если в работе мозжечка есть проблемы, то и с речью у ребёнка они тоже будут.

Мой сын в центре занимался на доске Бильгоу, но с наступлением карантина, занятия прекратились, поэтому домой решили купить вот такой балансировочный круг.

Второй уже круг, первый отнесли к бабушке, чтобы он и там тренировался.

Покупала на Озоне, стоил на момент покупки 700 рублей.

Он резиновый с пупурышками, сын сначала не мог на нём хорошо стоять, потому что ощущения были немного другими, но вскоре привык и я стала проводить с ним тренировки дома и по сей день. Так же в тренировки я ещё включила ортопедический коврик, потому что у моего сына начались тактильные проблемы с ногами.

Список упражнений для балансировочного диска, можно почитать в этой статье.

Это действительно три способа, которые помогают и запустить речь, и дальше её развивать, потому что направленные непосредственно на развитие мозга и его отделов. Берите на заметку.

—————

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки. Спасибо, что читаете.

Источник

Почему логопед-дефектолог, очень часто направляет своих пациентов на занятия в музыкальную школу или на занятия к музыкальному терапевту? И на каком музыкальном инструменте надо играть, чтобы стимулировать развитие речи, а на каком – чтобы стимулировать развитие пространственных представлений? И каким именно школьникам показаны занятия народным вокалом?

Занятия в музыкальной школе или индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом – достаточно частая рекомендация, которую я даю на консультациях.

Для малышей с нарушениями коммуникации и неговорящих ребят индивидуальные занятия с музыкальным терапевтом помогут в выстраивании первых коммуникативных паттернов, помогут ребенку начать активно «звучать», активно пользоваться голосом. И постепенный переход к занятиям логоритмикой (сочетание ритма, движения и пения) помогает, в дополнение к занятиям с логопедом, максимально быстро компенсировать задержку в развитии речи.

Часто у детей с разными особенностями поведения и когнитивного развития отмечается рассинхронизация разных уровней нервной системы. И любая ритмичная деятельность (а музыкальные занятия – особенно!) помогают ребенку в синхронизации ритмов и компенсации когнитивных и поведенческих особенностей.

Ребенок, который сокращает слоги и звуки в словах, проглатывает окончания, при пропевании этих же «трудных» слов будет удержать слоговую структуру в полном объеме. Музыка служит в этом случае ритмической основой слова, и если надо спеть в песенке слово «бегемотики», то сократить его и удержать музыкальный ритм не получится.

Кроме того, занятия музыкой, особенно пением, крайне рекомендованы ребятам с малым объемом речевого выдоха, которые не договаривают слова, а тем более фразы. Они у них как бы «затухают» к концу из-за недостаточного объема воздуха. Занятия пением – это та самая нужная и тренировка выдоха, и артикуляционная тренировка.

Есть еще одна категория детей, которым я рекомендую занятия пением, особенно направление «народный вокал»: это школьники, когда –то имевшие выраженные речевые трудности и, на первый взгляд, вполне успешно их преодолевшие. И у которых на занятиях отмечаются специфические «остатки» речевых расстройств: неправильная постановка ударений, трудности подбора однокоренных слов, нарушение ритма и пауз при чтении. В общем, дети, как будто «не чувствующие» язык, которые вынуждены постоянно придерживаться формальных языковых правил и пытаться за счет логики компенсировать языковые нарушения. Таким ребятам пение, а конкретно занятия народным вокалом, пение русских народных песен позволит частично компенсировать нехватку языкового опыта.

Существует крайне интересное исследование (Павлов А.Е. Коррекционно-развивающее влияние занятий музыкой на нейрокогнитивное развитие детей начальной школы. Автореферат дисс., к. псих. Е., М., 2008. – 24с.), которое показывает, что обучение детей по программе начальных классов музыкальной школы позволяет почти полностью компенсировать задержку психического развития.

У этого же автора есть еще несколько любопытных выводов: обучение игре на флейте (на блокфлейте) и игре на фортепиано оказывают одинаковый сильный коррекционный эффект.

При этом игра на пианино лучше воздействует на речевые функции, а игра на флейте – на пространственные функции и нейродинамику.

Надеюсь, эти рекомендации были для Вас полезны и помогут подобрать дополнительные занятия для ребенка, в т.ч. с особенностями речевого развития, осознанно!

Всем отличного настроения и прекрасно говорящих детей!

https://desktop-for-ig.devanco.com/app3

Источник