Развитие речи у ребенка 2 лет в детском саду

Людмила Митрохина
Развитие речи детей 2–3 лет. Из опыта работы

Статья по развитию речи по теме:

Из опыта работы.

«Развитие речи детей 2-3 лет».

Составила воспитатель: Митрохина Людмила Владимировна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает малышу регулировать своё поведение, оценивать его.

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже

самые молчаливые малыши после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.

В течение дня воспитатель должен разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие стихи, песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Наблюдая за действиями воспитателя, помогая ему, дети учатся слушать речь, узнают новые слова.

Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.

Большую роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи:

• разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.);

• игры-занятия с предметами и сюжетными картинками;

• рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми;

• рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;

• разгадывание загадок;

• игры, направленные на развитие мелкой моторики.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Угадай, кто идет».

После просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребенком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например,так: «Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен». Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

«А вот так прыгает воробушек, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен».

Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

Игра «Повторяй за мной».

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.

Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ла-ла-ла — стоит Мила у стола,

Лу-лу-лу — идет Мила к столу,

Лю-лю-лю — на столе цветок полью.

По-по-по – песню пой.

Пы-пы-пы – вытри пыль.

Пу-пу-пу – летит пух.

Бо-бо-бо – большой забор.

Бы-бы-бы – в лесу грибы.

Ба-ба-ба – бежит кабан.

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Га-га-га – у козы рога.

Гу-гу-гу – по лугу бегу.

Ха-ха-ха – поймал петуха.

Хи-хи-хи – поел ухи.

Са-са-са — по лесу идет лиса,

Со-со-со — лиса катит колесо,

Сы-сы-сы — хвост красивый у лисы,

Су-су-су — видел я в лесу лису.

Та-та-та – поймай кота.

Ту-ту-ту – поет петух.

То-то-то – поем батон.

Ду-ду-ду – домой пойду.

Ды-ды-ды – попей воды.

Да-да-да – пойду сюда.

За-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу – мы увидели козу.

Зе-зе-зе – травку дали мы козе.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Ши-ши-ши – ее любят малыши.

Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Ву-ву-ву – лови сову.

Во-во-во – воет волк.

Вы-вы-вы – бегут львы.

Ко-ко-ко – рот далеко.

Ка-ка-ка – дай молока.

Ку-ку-ку – лежи на боку.

Игра «Угадай по голосу».

Соберите игрушки, изображающие зверушек, голоса которых вы могли бы воспроизвести.

Предложите ребенку игру «Угадай, кто к тебе пришел в гости».

Спрятавшись,подаете голос: «Ав-ав-ав! Угадай, Машенька, кто это к тебе пришел?» Если ребенок не называет,скажите сами: «Это собачка пришла к Машеньке», покажите и отдайте ребенку собачку. Продолжайте игру, поменяйтесь с ребенком ролями.

Читайте также:  Защита прав ребенка на развитие способностей

Игра «Кто дольше».

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

Игра «Как зовут зверят?».

Игра развивает память и речь.

Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно,предложите ему повторять ваши слова:

Как зовут детенышей собачки? — Щенки!

Как зовут детенышей кошечки? — Котята!

Как зовут детенышей коровы? — Телята!

Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!

Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!

Как зовут детенышей утки? — Утята!

Игра «Для чего нужна вода?».

Игра развивает речь, расширяет кругозор.

Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.Например: «Для чего нам нужна вода?»«Чтобы пить, поливать цветы, купаться».

Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т. д.

Постепенно вопросы должны становиться сложнее,Например: «Для чего нужны телевизор, солнце, день, ночь?»

Игра «Угадай слово».

Загадываете ребенку загадки, он должен догадаться и назвать недостающее слово.

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его. (боюсь).

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый. (воробей).

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему. (штанишки).

— Иго-го! — кричит ребенок,

— Значит, это. (жеребенок).

Кто один имеет рог?

Это толстый. (носорог).

Вместо носа — пятачок,

Вместо хвостика — крючок.

Голос мой визглив и звонок,

Я веселый. (поросенок).

У меня пропал носок,

Утащил его. (щенок).

Я встаю на заре,

Разбужу всех во дворе.

У меня есть гребешок,

Кто же я?. (петушок).

Апельсины и бананы

Очень любят. (обезьяна).

Вы зимой кормили птиц —

Голубей, ворон, синиц?

Не теряйте ни минутки:

Под мостом зимуют. (утки).

Он мурлычит и поет,

Угадали? Это. (кот)

Он в берлоге зиму спал,

Лапу бурую сосал,

А проснулся, стал реветь.

И зовут его. (медведь).

Любит он на солнце греться,

В полосатое одеться,

И как сахар он на вкус,

А зовут его. (арбуз).

Как гора огромный он —

Очень добрый,

добрый. (слон).

Игра «Голоса животных».

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Материалы: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

корова — мычит (му-у-у)

кошка — мяукает (мяу-мяу)

воробей — чирикает (чирик-чирик)

ворона — каркает (кар-кар)

гусь — гогочет (га-га-га)

слон — трубит (ту-у-у)

собака — лает (гав-гав)

индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

лошадь — ржет (и-го-го)

лягушка — квакает (ква-ква)

мышка — пищит (пи-пи-пи)

осел — ревет (иа-иа)

петух — поет, кукарекает (кукареку)

пчела — жужжит (ж-ж-ж)

коза — блеет (ме-е-е)

утка — крякает (кря-кря)

филин — ухает (уху-уху)

Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Игра «Закончи слово».

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания.

Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите.Например: мага-зин, коло-бок, доро-га.

Если ребенку трудно сориентироваться, можно показать картинки.

Упражнения на внимание и память «Чего не хватает на столе?».

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.

Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребенок отворачивается)и говорите: «Угадай, Максимка, чего не хватает на столе, какой игрушки?»

Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.

Затем поменяйтесь ролями — теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.

Ту же игру проводите с добавлением игрушек: «Посмотри, Максимка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?»

Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, лисичка теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.

Даете ребенку такое задание: «Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось «.Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.

Игра «У меня зазвонил телефон».

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.

Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону».В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка центильные таблицы

Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

Меняйтесь ролями.

Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Игра «Спрячь шарики».

Ставите на стол три емкости разной величины (с крышками) и кладете три шарика тоже разной величины. Попросите ребенка спрятать большой шарик в большую банку, средний шарик — в среднюю, а маленький — в маленькую. Затем нужно закрыть каждую банку соответствующей по размеру крышкой. После этого вынуть шарики из банок и вложить банки друг в друга (спрятать все банки в одну большую).

Упражнения с разрезными картинками.

Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым ребенку предметом.

Разрезаете эту картинку на две части и просите ребенка соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Если у ребенка это задание не получается, готовите две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.

Даете ребенку разрезанную картинку,показываете ему целую и говорите: «Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован дом; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с домиком».

Далее предлагаете ребенку картинки, разрезанные на 3, 4 части.

Упражнения для тонкой моторики пальцев «Рисование».

Как можно чаще рисуйте вместе с ребенком. Научите его рисовать паровозик, домик, машинку, солнышко, шарик и т. д.

«Рисуем шарики».

Прочитайте ребенку стихотворение В.Антоновой:

Шарики, шарики

Подарили нам!

Красные, синие

Дали малышам!

Шарики подняли

Мы над головой.

Заплясали шарики —

Красный, голубой!

Дайте ребенку лист бумаги и цветные карандаши. Попросите его нарисовать эти шарики и закрасить их в разные цвета.Напоминайте ребенку: «Шарики летят высоко вверх, в разные стороны».

Рисуем красками.

На листе бумаги нарисуйте елки, траву. Дайте ребенку этот рисунок, пусть он нанесет краской мазки (следы) сказочных персонажей, например, из сказки «Колобок». Расскажите ребенку эту сказку. Покажите, как можно изобразить следы волка, зайца, медведя.

Источник

Юлия Калугина
Развитие речи детей 2–3 лет

1. Задачи развития речи.

Детский сад-первое звено в системе образования. Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача включает в себя ряд специальных,частных задач:

-воспитание звуковой культуры речи,

-обогащение, закрепление и активизация словаря,

-формирование грамматического строя речи,

-развитие связной (диалогической, монологической) речи

Итак, мы выделяем основные задачи развития речи детей. Они реализуются во всех возрастных группах детского сада,но содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

2. Методы и приемы развития речи в детском саду

-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ. Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства показ картин и фотографий, мультфильмов и диафильмов. Во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя,которое направляет восприятие ребенка, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ. В детском саду используются в основном те словесные методы,которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации,или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра — универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

3. Особенности речевого развития в 2-3 года.

Возраст от двух до трех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связанны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремится точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи.Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Развитие связной речи. Решение основной задачи-развития разговорной речи детей- предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым.В таком общении ребенок осваивает следующие умения:

Читайте также:  Развитие общения ребенка в игре

-понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;

-реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

-относить к себе речь взрослого, обращенную к группе людей, понимать ее содержание, реагировать в соответствии с ним;

Вступать в контакт со сверстниками и детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;

Задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т. п.

Ребенок осваивает первые уроки культуры общения: умение употреблять речевые формы вежливого общения (здороваться, прощаться, благодарить,использование дружелюбного, спокойно тона общения.

В процесс общения у ребенка появляются первые умения монологической речи — рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывание из двух-трех предложений.

Развитие словаря. Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря,в который входят:

-названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;

-названия действий с предметами,некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет(4 цвета, некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.);

-названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);

-названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.);

-имена близких людей (родственников, воспитателя, няни)

Грамматическая правильность речи.

-Освоение структуры простого предложения;-использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; -использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (чик, -щик,-енок, -онок, -ищ).

Звуковая культура речи. Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.).Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе,воспроизводить ритм стихотворения.

4. Средства развития речи Задачи развития речи реализуются в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).

Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей. С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию.Воспитателями накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический матери.

5. Мониторинг речевого развития детей раннего возраста.

Низкий. Ребенок лучше понимает речь, связанную с наглядностью, требует повторения обращенной к нему речи. Отвечает в общении преимущественно жестом, использует упрощенные слова и слова -заменители. В речевой контакт вступает с трудом.

Средний. Ребенок легко понимает речь. Отвечает предложением, но затрудняется в их оформлении, часто использует жесты, слова -заменители. Охотно вступает в контакт с воспитателем и близкими людьми.

Высокий. Ребенок понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, в основном правильно их оформляет. Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах.

Список используемой литературы.

1. Ф. А. Сохина Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. М. ,Просвещение,1976

2. А. М. Бородич Методика развития речи детей М. ,Просвещение,1974

3. Г. М. Лямина Развитие речи ребенка раннего возраста. М. Айрис Пресс,2006

4. В. В. Гербова Занятия по развитию речи. М. ,Мозайка-Синтез,2007

5. В. В. Гербова Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. М. ,Просвещение,1993

6. М. В. Коробова Малыш в мире природы. М. ,Просвещение,2006

7. Г. В. Груба Воспитание детей раннего возраста. Н. Новгород Нижегородский гуманитарный центр,1997

8. Г. Г. Григорьева Кроха. М. ,Просвещение 2007

9. Т. Г. Кобзева Развернутое перспективное планирование. Волгоград,Учитель,20

Источник