Развитие речи ребенка мебель

Развитие речи ребенка мебель thumbnail

Надежда Димитриева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Мебель»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Образовательный центр «Протон»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Мебель»

Выполнила:Димитриева Н. Н.

Москва 2017

Цель: Расширение представления детей о мебели, откуда она поступает в магазины, из какого материала сделана.

Программные задачи:

1. Развивать артикуляционную моторику;

2. Активизировать моторику рук;

3.Расширять и активизировать словарный запас детей по теме: «Мебель»;

4. Закрепить название всех видов мебели, ее составных частей и назначения;

5. Совершенствовать грамматический строй речи: составление предложений с предлогами;

6. Развивать мыслительную деятельность, умение обобщать и делать выводы;

7. Воспитывать у детей навык самоконтроля за речью;

8. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Методы и приемы:

— упражнение «Скажи наоборот»;

— наглядные: картинки с изображением предметов мебели;

— словесные: загадки, дидактические игры.

Материалы и оборудование:

Мягкая игрушка медвежонок.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята!

Дети приветствуют воспитателя.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришёл гость и принес письмо: «Здравствуйте, дети! Я приглашаю отправиться в путешествие. Я для вас приготовил задания. Надеюсь, вы с ними справитесь.»

Воспитатель: Готовы к занятию? (Дети – да)

— Улыбнулись, потянулись, друг на друга посмотрели и на стулья тихо сели.

Воспитатель: Сегодня у нас с вами занятие не простое, а волшебное. Мы с вами отправимся в царство мебели, но путешествовать мы будем не одни. С нами отправится медвежонок. Он говорит, что знает все названия мебели. Давайте его проверим. Я буду загадывать загадки, а вы с мишкой их будете отгадывать.

1 загадка:

Не зря в квартире он стоит;

Когда к обеду он накрыт,

Он собирает всю семью.

За ним я чай и кофе пью,

Уроки делаю, читаю (Стол)

2 загадка:

В кухне нашей тесновато,

Там для стульев места нет,

Мы под стол обычно ставим

Деревянный (Табурет)

3 загадка:

На нем сидят, когда он сложен.

Когда разобран он – лежат.

Когда же день рожденье,

Он разместит гостей.

О чем стихотворенье,

Ответь ты по скорей (Диван)

4 загадка:

Михаил Потапыч спать

Лег в большущую …. (Кровать)

Воспитатель:- Дети, как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети:- Это мебель.

Воспитатель:- А где делают мебель?

Дети:- На фабрике.

Воспитатель:- Как называется фабрика, на которой делают мебель?

Дети:- Мебельная фабрика.

Воспитатель: Правильно. Ребята, молодцы! А как мебель попадает в дома людей? (Покупают в магазине). Хорошо, а как же мебель попадает в магазин? (Мебель делают на фабрике, поставляют в магазины). Хорошо, а как же мебель попадает на фабрику? (Из леса)

Воспитатель: Ребята, медвежонок вспомнил, что когда он был маленький, всегда обращал внимание на красивые, блестящие ножки табуретки из метала.Давайте с вами поиграем в игру:

«Из чего – какой?»

— Стол из дерева – значит он какой? (деревянный)

— Стул из пластмассы – значит он какой? (пластмассовый)

— Кресло из соломы – значит оно какое? (соломенное)

— Диван из кожи — значит он какой? (кожаный)

— Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (железные)

— Дверцы шкафа из стекла – значит они какие? (стеклянные)

Физкультминутка: «Дни недели»

Молодцы, ребята! А теперь я хочу предложить вам помочь медвежонку сказать слова наоборот,а для этого мы поиграем в игру:

«Скажи наоборот»

— Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.

— Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.

— Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.

— Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.

— Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

— Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.

— Табурет жесткий, а диван … мягкий.

— Стол жесткий, а кресло … мягкое.

Игра: «Где лежат вещи?».

— Придумайте предложения по опорным картинкам с использованием маленьких слов: «на», «над», «под», «в».

— Полка-кровать (полка висит над кроватью)

— Платье-шкаф

— Портфель-стул

— Книга-стол

— Тапочки – кровать

ИГРА с мячом «Что для чего?»

Стул нужен для того, чтобы (сидеть).

Кровать нужна для того, чтобы (спать, лежать).

Шкаф нужен для того, чтобы (хранить книги, посуду, одежду).

Кресло нужно для того, чтобы (сидеть, отдыхать).

Диван нужен для того, чтобы (сидеть, лежать).

Д/и «Собери картинку»

Воспитатель:- Ребята, на столах лежат разрезные картинки, соберите их и отгадайте, что там изображено.

(Каждый ребёнок собирает картинку, называет предмет мебели и садится на стульчик).

ИТОГ:

Воспитатель:- Дети, о чём мы с вами сегодня говорили?

Дети:- О мебели.

Воспитатель:- Что нужно делать, чтобы мебель надолго сохранилась?

Дети:- Не ломать, вытирать пыль, если сломалась, нужно её чинить.

Воспитатель:- Молодцы, ребята! — Вы все старались. Молодцы. Занятие окончено

Источник

Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе
«Сказка о весёлой семейке мебели»

Цель: закрепление представлений детей о качествах, свойствах, целевом назначении мебели с использованием текста сказки.

Задачи:

— учить понимать обобщающее слово «мебель»;

Читайте также:  Влияние матери на эмоциональное развитие ребенка

— расширять и активизировать словарь по данной теме;

— учить образовывать и употреблять в речи существительные единственного и множественного числа мужского и женского рода;

— развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

— развивать слуховое и зрительное внимание;

— воспитывать бережное отношение к предметам домашнего обихода.

Оборудование: предметные картинки с изображением мебели, пиктограммы к сказке, подвижная, пальчиковая и словесная игры.

Словарь: комод, этажерка, табуретка, спинка.

Предварительная работа: придумывание сказки педагогом (можно совместно с детьми); рассматривание предметов мебели; игры (смотреть в конце).

 Ход мероприятия: Ритуал приветствия:

Воспитатель: — Ребята, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение на весь день. Чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку.

Д/и  «Собери картинку»        

Воспитатель:- Ребята, на столах лежат разрезные картинки, соберите их и отгадайте, что там изображено.

(Каждый ребёнок собирает картинку, называет предмет мебели и садится на стульчик).

Воспитатель:- Дети, как можно назвать эти предметы одним словом?

Дети:- Это мебель.

Воспитатель:- А где делают мебель?

Дети:- На фабрике.

Воспитатель:- Как называется фабрика, на которой делают мебель?

Дети:- Мебельная фабрика.

Воспитатель:- Молодцы. Ребята, после того, как мебель сделали, её отправляют в магазин. А как называется магазин, в котором продают мебель?

Дети:- Мебельный магазин.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Это стул, на нём сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).

Это стол, за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху).

Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой).

В шкаф мы вещи убираем, (имитация складывания вещей).

На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам).

Воспитатель поочерёдно заменяет (или переходит к другой доске) картинки на смешные изображения предметов мебели (диван с усами, глазами; кровать, одетая в платье и т.п.) и рассказывает сказку:

Папа-диван был широкий и гладкий,

Мама-кровать белоснежной и мягкой.

А табуретки

Были их детки.

Жили семейкой

В огромной квартире.

Сколько их вместе?

Конечно, четыре!

Вместе считают предметы мебели. Педагог продолжает:

У папы-дивана большое сиденье,

На маме-кровати спать наслажденье.

У табуреток – сиденья и ножки,

Бегают быстро они по дорожке.

А ещё у них были дедушка и бабушка, дядя и тётя.

Старый дедушка-комод

Открывал огромный рот:

А во рту его, смотри,

Платья, кофты и чулки….

Дядя-шкаф нам очень нужен:

У него есть полки, дверцы.

Он с вещами тоже дружен,

В нём бельё и полотенца.

Кресло-бабушка седая,

Спинка сгорбилась её.

В кресле кот и тётя Тая

Отдыхают хорошо.

А вчера ко всей семейке,

С кучей книг и сувениров

Приходила этажерка,

Это тётя из Парижа.

И у каждого в квартире

Проживает по семейке:

Есть диваны и кровати,

И шкафы и этажерки.

Все они друг друга любят,

Не обидят никогда,

Помогают все друг другу,

И заботятся всегда!

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка? О чём она? (О мебели). Что интересного узнали из сказки? (Мебель тоже может жить семьёй. Но так бывает только в сказке).

Подвижная игра «Кирюшина кроватка»:

Вот Кирюшина кроватка (развести руки в стороны).

Чтобы спал Кирюшка сладко (присесть, ладошки под щечку).

Чтоб во сне он подрастал (медленно подниматься).

Чтоб скорей большим он стал (встать на носочки, тянуть руки вверх)

Воспитатель:- Ребята, на чём стоит  посуда? Показывает картинки

Дети:- На столе.

Воспитатель:- Стол, за которым обедают, какой стол?

Дети:- Обеденный стол.

Воспитатель:- А стол, за которым пишут, какой?

Дети:- Письменный стол.

Воспитатель:- Какие части стола вы знаете?

Дети:- Крышка, ножки, ящики (у письменного стола).

Воспитатель:- Верно. Ребята, на чём стоит  ваза с цветами?

Дети:- Ваза стоит на шкафу.

Воспитатель:- Давайте рассмотрим шкаф. Что есть у шкафа?

Дети:- Дверцы, ручки, стенки, полочки.

Воспитатель:- Шкаф, в котором хранят книги, какой?

Дети:- Книжный шкаф.

 Воспитатель: — Шкаф, в котором хранят посуду, — какой?

Дети:- Посудный шкаф.

Воспитатель:- Молодцы. Ребята, посмотрите, где лежит кошка?

Дети:- Кошка лежит на кровати.

Воспитатель:- Потрогайте кровать, какая она?

Дети:- Кровать мягкая.

Воспитатель:- Если кровать для детей, то она какая?

Дети:- Детская кровать.

Воспитатель:- Если кровать для взрослых, она какая?

Дети:- Взрослая кровать.

Воспитатель:-  Ребята, а на чём вы сидите?

Дети:- На стульях.

Воспитатель:- Что есть у стула?

Дети:- У стула есть сиденье, спинка, ножки.

Воспитатель:- Сравните два стула. Какие они?

Дети:- Один стул высокий, а другой — низкий.

Воспитатель:- Верно. А что стоит около стола?

Дети:-  Около стола стоят диван и кресло.

Воспитатель:-  Что есть у дивана и кресла?

Дети:- Сиденье, спинка, ножки.

Воспитатель:- Ещё у дивана и кресла есть подлокотники. Подлокотники — это ручки у кресла, дивана, на которые опираются локтём. Повторите.

(Дети повторяют)

Воспитатель:- Потрогайте диван и кресло, какие они?

Дети:- Они мягкие.

Читайте также:  Развитие зрительного восприятия в онтогенезе ребенка

Воспитатель:-  Ребята, стул, стол, кровать, шкаф, кресло, диван — что это?

Дети:- Это мебель.

ИГРА  с мячом «Что для чего?»

Стул нужен для того, чтобы…(сидеть).

Кровать нужна для того, чтобы…(спать, лежать).

Шкаф нужен для того, чтобы…(хранить книги, посуду, одежду).

Кресло нужно для того, чтобы…(сидеть, отдыхать).

Диван нужен для того, чтобы…(сидеть, лежать).

Дидактическая игра «Добавь слово» 

— Про предметы мебели можно сказать ласково, красиво.  
•стол-
•стул- 
•диван-
•шкаф-

Дидактическая игра «Собери из палочек» 

Зайка мне шепнула, что у нее никогда не было мебели 
— Не переживай зайка ребята для тебя сейчас мебель соберут из палочек 
• «Табурет» На табуретке сидят за столом, 
И без нее неуютен наш дом (три палочки: две вертикально, одна горизонтально) 
• «Кровать» Поставим в спальню мы кроватку, 
И спать на ней мы будем сладко. 
(четыре палочки: две вертикально, две горизонтально)

— Вот и мы помогли зайке, молодцы! 

Источник

Лена Проничкина
Занятие по развитию речи «Мебель»

Составление рассказа – описания по лексической теме «Мебель».

Задачи:

— связная речь: учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем;

— словарь и грамматика: учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречияс пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

Материал: фланелеграф; плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели.

Воспитатель: Давайте устроим для нашей куклы Тани комнату. Какая мебель нужна для этого?

Дети отвечают.

Поставим по середине комнаты стол. (вызывает двух детей, чтобы они сообща сконструировали его; в случае затруднения предлагает сначала сделать крышку стола, потом ножки.) Для чего нужен стол?

Дети. Чтобы сидеть за ним, есть;за столом можно заниматься чем-нибудь: рисовать рассматривать книжки.

Воспитатель. Что еще можно поставить в комнату?

Дети отвечают.

Вызывает трех детей из тех, кто предложил поставить стул.

Для чего нужен стул?

Дети отвечают.

Куда мы поставим стул?

Дети конструируют стул и помещают его около стола.

На чем еще можно сидеть?

Дети. На кресле, на табурете, на диване.

Воспитатель. Чем отличается кресло от стула?

Дети. У кресла есть подлокотники.

Воспитатель. Давайте поставим кресло перед столом. (Вызывает двух детей из числа желающих.) на чем будет спать наша Таня?

Дети отвечают.

Да, спать можно на кровати, диване, софе. Оля и Катя, поставьте кровать около стены. А теперь найдите место для дивана. Куда вы поставили диван?

Дети отвечают.

Разместите теперь софу. Куда вы ее поставили?

Дети отвечают.

Чего еще не хватает в комнате?

Дети. Шкафа.

Воспитатель. Для чего нужен шкаф?

Дети отвечают.

Найдите сами место для шкафа. Куда вы его поставили?

Дети отвечают.

Физкультминутка.

Воспитатель. Сейчас Таня поиграет с вами. А вы будете мячиками. Таня несильно подбрасывает мячики.

Дети подпрыгивают не очень высоко.

Таня подбрасывает мячики с силой.

Дети подпрыгивают высоко.

Игра повторяется два раза.

Как вы думаете, куда Таня уберет мячики и другие игрушки?

Дети отвечают.

А куда Таня будет ставить посуду?

Дети отвечают.

Да, посуду можно поставить в буфет, на полку, в кухонный стол. А какие еще бывают столы?

Воспитатель. Зачем нужен письменный стол? Обеденный?

Дети отвечают.

Столы и шкафы бывают разные. Шкаф для одежды… платяной, шкаф для книг… книжный.

Расскажите какая мебель есть у вас дома.

Нужно следить затем, чтобы дети составляли рассказы из 2-3 предложений.

Когда вы будите сегодня играть, я дам вам красивую бумагу, фломастеры, клей, и вы сможете нарисовать или сделать свои кукольные комнаты.

А теперь представим, что Таня пригласила к себе в гости ребят. Стала она накрывать на стол. Поможем Тане вспомнить, где что должно лежать. Куда кладут хлеб? Сахар? Конфеты?

Дети отвечают.

А если Таня захочет угостить друзей салатом из овощей, куда она его положит?

Дети отвечают.

Кукла Таня принесла вам картинки, посмотрите, что на них нарисовано. (Раздает детям картинки. Дети передают картинки друг другу, рассматривают их.) Назовите свои картинки. (В первую очередь спрашивает малоактивных детей.) В каких словах есть звук (С? (Выбирает любой звук по своему усмотрению.)

Дети отвечают.

Источник

Конспект НОД по теме:

«Мебель»

(средняя группа)

выполнила-Ставицкая Е.И.

Воспитатель средней группы.

НОУ «ЛИЦЕЙ»

Санкт-Петербург.

Развитие речи.

Образовательные цели: расширение представлений о мебели и ее назначении.

 Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф).

Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, употребление союза чтобы).

Закрепление математических представлений о фигурах-круг,квадрат, прямоугольник, овал.

Развивающие цели: развитие речевого слуха, памяти, связной речи. Развитие тонкой моторики рук, координации речи с движением.  

Воспитательная цель: воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней.

Оборудование: игрушечная мебель,  предметные картинки, разрезные картинки  «Мебель», счетные палочки для конструирования, набор основных геометрических фигур на каждого ребенка-блоки Дьенеша, сенсорно-тактильный набор на каждого ребенка.

Читайте также:  Влияние семьи на нравственное развитие ребенка

ХОД НОД

  1. Организационный  момент.

Воспит.и дети входят в группу, где на полу разбросаны разные игрушки-предметы мебели.

Воспит.-Ой, ребята, посмотрите- кто-то все разбросал. Давайте поможем убраться в группе.

-Я сейчас буду загадывать загадки, кто отгадает-берет тот предмет о чем загадка и ставит его на стол, а сам садится на место.

1.Игра «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя …(кровать)

Как приятно на нашей Тане

Поваляться на …(диване)

Чтобы ноги отдохнули,

поСиди-ка ты на …(стуле)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном …(кресле)

С пирогами  чай попьем

За обеденным …(столом)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в …(шкаф)

2. Беседа.

Воспит.-Дети посмотрите на картинки и на наши игрушки, а как можно всё это назвать одним словом? (-мебель)

Мебель – это предметы изготовленные в основном из дерева или пластмассы, мебель может быть обтянута кожей, тканью.(показывает картинки на магнитной доске-кожаная мебель, деревянная).

Воспит.-За мебелью нужно ухаживать, а кто знает, как надо это делать?

— протирать, мыть, чистить, ремонтировать, пылесосить, выбивать

3.Воспитат.- А теперь ребята, скажите мне- какой бывает стол  и выложите те фигуры о которых вы говорите. Если стол будет круглый, какую фигуру вы положите на стол?

-( круглый, квадратный, прямоугольный, овальный)

Воспит.-А какой бывает диван? Выкладывание кусочков ткани.

— мягкий, плюшевый, кожанный.

Составление описательного рассказа с помощью мнемосхем:

Воспит.-А какой бывает кровать?

-большая, светлая, мягкая, деревянная

А какой бывает стул?

-твердый, мягкий, высокий, низкий

А какой бывает шкаф?

-маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный

4. Разрезные картинки (из трех частей)

Воспитат-перед вами лежат конверты, давайте их откроем и соберем картинку из частей.

Воспит.Скажите что у кого получилось?

-у меня получилась кровать

Где мы поставим кровать?

-в спальне

-у меня получился стул

Где мы поставим стул?

— на кухне

-у меня получился диван

Где будет стоять диван?

— гостиной (зале)

-у меня получился стол

Где будет стоять стол?

— на кухне

Воспит.-Молодцы дети!

5. Пальчиковая гимнастика  «Много мебели в квартире»

1, 2, 3, 4, сжимать и разжимать кулачки

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку (загибаем пальчик)

А в буфет поставим чашку (загибаем пальчик)

Чтобы ножки  отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле (загибаем пальчик)

А когда мы крепко спали,

На  кровати полежали (загибаем пальчик)

А потом мы с котом

Посидели за столом (загибаем пальчик)

Чай с вареньем дружно пили (хлопать в ладоши)

Много мебели в квартире (развести руки)

6. Игра «Что с чем, дружит?»

Воспит.-сейчас ребята мы с вами поиграем в веселую игру «Дружок»

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

-стул «дружит» с кроваткой

Стол «дружит» с креслом или тестом?

-стол «дружит» с креслом

Шкаф «дружит» с  полкой или иголкой?

-шкаф «дружит» с полкой

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

-кресло «дружит» с  диваном

Полки «дружат» с книжкой ли крышкой?

-полки «дружат» с книжкой

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

-диван «дружит» с кушеткой

Воспит.-Молодцы ребята, справились с заданием

7. Игра «Назови ласково»

Воспит.-Давайте вернемся к нашей игрушечной мебели и сейчас каждый назовет свою игрушку ласково. Начну я…

как мы назовем большой стул и маленький … (стульчик)

Большой диван и маленький … (диванчик)

Большой шкаф и маленький …(шкафчик)

Большой стол и маленький …(столик)

Большая кровать и маленькая …(кроватка)

8 Воспитат-. А теперь скажите, для чего нужна мебель, употребляя слово « чтобы».

-Стул нужен для того, чтобы …(сидеть)

-диван нужен для того, чтобы …(лежать, отдыхать)

-кровать нужна для того, чтобы …(спать)

-шкаф нужен для того, чтобы …(хранить одежду)

-кресло нужно для того, чтобы …(сидеть, отдыхать)

Воспит.- Молодцы!

9.Воспитат.-Возьмите коробочки с палочками и выходите ко мне на коврики.

 Конструирование из счетных палочек предметы мебели: стол, стул, кровать.

10. Упражнение «Будь внимательным»

Воспитат- Я буду перечислять названия мебели, будите внимательно слушать, как только я сделаю ошибку и назову не мебель, а другой предмет, вы должны будите  хлопнуть.  Дети встаньте, и слушайте внимательно: стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, шкаф, диск.

11. Упражнение «Что лишнее?»

Картинки мебели, перемешанные с карточками животных и посуды.

Воспитат-Посмотрите внимательно и скажите что здесь лишнее и почему .

Воспитат.-Вернемся на места,дети.

12. Итог

О чём мы сегодня говорили дети?

— о мебели

А теперь нам нужно отгадать загадки

Под крышей – четыре ножки

А на крыше – суп да ложки (стол)

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать-

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать (диван)

Есть спина, а не лежит

Четыре ноги, а не ходит,

Но всегда стоит,

Нам всем сидеть велит (стул)

По ночам во мне ребятки

До того задремлют сладко,

Что не хочется вставать,

Что за штука я …(кровать)

Источник