Развитие речи ребенка и куклотерапия

Развитие речи ребенка и куклотерапия thumbnail

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Абинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Доклад к семинару на тему:

«Куклотерапия как средство развития речи детей».

Учитель-логопед: Обухова С.Ю.

2016г.

Куклотерапия как средство развития речи детей

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной в системе образования. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному росту числа детей с речевыми нарушениями. Тяжелая структура речевого нарушения требует системного комплексного подхода – это коррекция речевого нарушения и сопутствующего ему психического и соматического развития 

ребенка.
В дополнении к традиционным методам воздействия, все больше используются нетрадиционные формы работы. Они помогают в достижении максимально возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

Введение в практику нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в

методах, в формах, в технологиях, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

На сегодняшний день к одним из методом нетрадиционного воздействия, относится:

• Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: сказкотерапию,

куклотерапию.

Дети с нарушением речи эмоционально замкнутые, их эмоции слабые и неуверенные.

Лучшее раскрепощение эмоций – это сказки.

Сказкотерапия – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Я использую в своей практике лого сказки, которые могут выступать как целостное занятие, часть занятия или как дидактическая игра.

Виды лого сказок:

• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)

• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)

• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации)

• Лексико – грамматические (обогащение словаря, закрепление знаний грамматических категорий)

• Сказки, способствующие развитию связной речи.

• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) и т. д

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И. Я. Медведевой (Ирина Яковлевна) и Т. Л. Шишовой (Татьяна Львовна)). Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Этот вид арт–терапии также направлен на развитие у детей не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), он также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру куклы и ее поступков, старается говорить четко и понятно.

Читайте также:  Д и фельдштейн развитие современного ребенка

При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Куклотерапия как метод основан на процессах общения ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или любимой игрушкой. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции являются куклы. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка сменяется поведенческими эмоциональными реакциями и снятием нервно-психического напряжения.

Играя с куклой, ребенок проецирует окружающую его действительность, транслирует характер взаимоотношений с другими людьми. Эта деятельность для него естественна. Поэтому использование метода куклотерапии позволит в привычной для ребенка ситуации игры выявить и скорректировать его психологические и речевые проблемы.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол.

Пальчиковые куклы – способствуют развитию речи, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл действия с этой куклой заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

Куклы марионетки — вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью, развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.

Плоскостные куклы– помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи, помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.

Перчаточные куклы. Эта кукла – способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия с использованием этой куклы дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.

И другие виды кукол не сложные по способу изготовления, они доставят детям радость и удовольствие, внесут разнообразие в коррекционные занятия.

Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе за данность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре.

Активная речь ребенка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочиванию и согласованности речевой моторики способствуют многообразные движения пальцев руки. Этим обусловлено применение ручных кукол для коррекции речевых нарушений, которых я также использую в своей работе с детьми. Уже один вид «веселого Петрушки», который оживает и действует на глазах детей, вызывает большой интерес, создает непринужденную атмосферу, побуждает к речевому общению. Огромную радость испытывают дети, когда сами начинают управлять куклой. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в тоже время заставляет его определенным образом говорить и действовать. Кукла отвлекает внимание ребенка от речевых трудностей.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка что это такое

Особенности ручных кукол позволяют мне широко пользоваться ими на протяжении всего логопедического курса. Я делаю куклу участником занятия. С ее помощью в игровой форме обучаю детей речевой технике, незаметно исправляю ошибки в речи, т.к. замечание делается не ребенку, а его кукле.

Ручные куклы помогают вызвать положительные эмоции или ослаблять нервное напряжение у детей, кукла становится «собеседником». Она концентрирует на себе внимание ребенка и помогает свободно вступать в речь, дает возможность почувствовать себя раскованно, побуждает к активным действиям и речи.

С помощью кукол могу варьировать свои требования к речи и поведению детей на занятиях.

Куклы участвуют в различных видах логопедической работы. На первом этапе при помощи куклы «Петрушки» можно демонстрировать нижнедиафрагмальное дыхание. Необходимость четкой артикуляции и выделение ударных в слове наглядно демонстрирует артикулирующая кукла. Пальчиковые куклы и куклы-марионетки, куклы-бибабо можно использовать с целью развития мелкой моторики (как с речевым сопровождением, так и без него).

При игре с куклой невозможно играть молча. Ребенок придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает куклу, проговаривает ее переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации куклы и старается говорить правильно и отчетливо.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре — слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

При использовании куклотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к творчеству.
 

Куклотерапия это — не только психотерапевтический метод снятия стрессов, тревожности, лечение страхов, развития мышления, памяти, внимания, воображения, но еще и прекрасное средство для коррекции и развития речи у детей дошкольного возраста.

Таким образом, использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции психического развития, нарушения речи детей в условиях нашего центра. Куклы доставляют радость детям. А кто смеется – здоров. Значит, куклы лечат!

Спасибо за внимание.

6

Источник

Людмила Петрова
Куклотерапия как средство коррекции речи

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Гиперактивный ребенок — очень возбудимый, неусидчивый, плохо концентрирующий внимание, повышенно агрессивный. У него трудности с занятиями, потому как он не в состоянии высидеть спокойно и двадцати минут.

Поэтому разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Исходя из этого, я решила дополнить логопедическую работу театрализованной игрой. Сегодня во всем мире известно, что детская игра — это не только развлечение, но и эффективнейшее средство коррекции самых разных речевых и поведенческих недостатков. Особенно полезен в этом отношении театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно, исподволь усваивает оптимальные модели поведения. А кукольный театр полезен вдвойне, поскольку спрятавшись за ширмой, говоря от имени куклы, дети как бы отстраняются от своих проблем и могут посмотреть на себя со стороны.

Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Кроме того, обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Читайте также:  Игры для развития речи ребенка полутора лет

Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.

В результате поиска новых форм и методов обучения детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в мою работу вошла инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными и эмоционально окрашенными.

Нарушениями, обуславливающими использование данного метода,являются:

— различные отклонения в развитии речи;

-эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка;

— тревожность, страхи;

— проблемы в общении.

Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Метод куклотерапии основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.,он базируется на трех основных понятиях: «игра»«кукла»«кукольный театр». Игра является для ребенка тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Детская игра полна смысла и важна для ребенка, так как через игру становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Мир ребенка – это мир действия и деятельности, а куклотерапия, не смущая и не травмируя ребенка, дает возможнос ть войти в этот мир и объединить собственные интересы ребенка с коррекционными задачами педагога.

В моей педагогической деятельности использую настольный театр и театр кукол типа петрушки. Театрализованные игры обогащают словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи. С их помощью на логопедических занятиях решаются многочисленные коррекционные задачи:

-развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

— автоматизация и дифференциация звуков;

— развитие связной речи;

— развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;

— развитие памяти, внимания, мышления;

— развитие координации движений;

-развитие пространственной ориентации;

-развитие коммуникативных навыков;

-нравственное и эстетическое воспитание.

С целью реализации данных задач перспективное планирование коррекционных логопедических занятий составляется с введением в структуру занятий куклы. Кукла в руках ребенка – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

На индивидуальных логопедических занятиях использую прием — «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Кукла в руках ребенка помогает свободно вступать в разговор и побуждает к активным речевым действиям чрезмерно застенчивых и замкнутых детей. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как должен работать язычок, губы при произнесении определенных звуков. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке).

Для театральных постановок отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет 5-7 минут. В качестве текстов для пьес можно использовать адаптированные народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Стихотворная форма пьес наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.

Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Показав родителям положительные результаты коррекционной работы с детьми, можно рекомендовать использовать театр кукол и дома, составив ребёнку компанию в совместных играх.

Итак, куклотерапияпомогает достижению основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение.

Источник