Д и фельдштейн развитие современного ребенка

Д.И.Фельдштейн

ОСОБЕННОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА1

Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, но не эгоистически лишь для себя, а через социально значимые дела. Ибо индивидуальность может выражаться как в отторжении, отчуждении от общества, так и в стремлении проявить свое «Я» в обществе. Проводимые нами исследования позволили получить ряд важных данных о структуре, содержании и направленности развития индивидуаль­ных творческих возможностей ребенка подросткового возраста. В частности, установлено, что наблюдаемый, например, сейчас в нашей стране всплеск индивидуализ­ма подростков, вернее, ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я», сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориен­тированных субъектов. Приводимые в массовой печати данные о растущей потере общесоциальной заинтересо­ванности молодежи, о росте группового эгоизма и пр., не только неполно отражают внутренний мир современ­ного молодого человека, но неправомерно противопоставляют общественное и индивидуальное, не отличая индивидуальное от индивидуалистического, т.е. эго­истического. При этом некорректно смешиваются принципиально различные состояния и понятия, во-первых. Во-вторых, забывается элементарная истина — расту­щий человек в той мере индивидуализируется в обще­стве, в какой он социализуется. В этом плане интерес­ны данные, полученные нами при сравнении мотивов деятельности подростков конца 60-х и конца 90-х годов. Оказалось, что современные подростки, с одной сторо­ны, отдают предпочтение индивидуальному выполнению социально важных дел, далеко не всегда идентифици­руя себя при этом с группой, коллективом, а пытаясь самоутвердиться в таких делах, выполняемых самостоя­тельно, по собственному решению. С другой стороны, подростки конца 90-х годов отличаются от своих сверст­ников 60-х годов возросшей самокритичностью. Перспек­тиву своей полезности обществу они видят в обогаще­нии собственной индивидуальности, стремясь вырабо­тать черты характера, необходимые для самостоятель­ной жизни, утверждения своего «Я», завоевания опре­деленной социальной позиции и реализации себя в ней. Поэтому, в настоящее время, когда качественно измени­лись оценки, нормы отношений между людьми, особен­но возросла значимость поиска новых видов и форм социально признаваемой и социально одобряемой дея­тельности, которые способны создавать условия для са­моутверждения и самовыражения современных под­ростков. Вроде бы перед нами парадокс — в обществе усиливается накопительская психология, а личностное само­развитие подростка требует развертывания социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Но, как показывают данные, полученные нами в 1992— 1994 гг., с одной стороны, действительно наблюдается значительное увеличение прагматической направленно­сти деятельности подростков, «смятость» проявления их самоутверждения. Тем не менее, с другой стороны, име­ет место явно выраженная тенденция развития самоут­верждения и самовыражения в социально значимых формах. Это проявляется в самими подростками най­денных видах, типах деятельности: отрядах зеленых, создании независимой детской газеты и прочих. Обра­щает на себя внимание и такое явление — для многих подростков сегодня оказывается не столь важным приз­нание значимости их действий группой, сколь собствен­ное осознание социальной нужности, социальной полез­ности выполняемой деятельности, объективно признава­емой в мире взрослых. Именно участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности позволяет подростку осознать и самооценить себя, приобрести уве­ренность в собственной значимости и при этом адекват­но отнестись к оценкам других, развивая общественно направленную мотивацию. Не случайно идея обществен­ной направленности деятельности является центральной и у скаутов, и у ротари, жирафов и других подростковых объединений в странах Запада, вовсе не выступая идеологическим атрибутом ушедшего в прошлое совет­ского воспитания.

Таким образом, с одной стороны, в подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к са­мостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления расту­щих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Именно эта тенденция имеет определяющее значение в развитии социальной активности подростка, актуализи­руя психологическую роль полезной обществу не опла­чиваемой деятельности как условия развития его социальной сущности. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного отражения в мотивах участия ча­сти подростков в социально важных делах, что является следствием «ножниц», существующих между развиваю­щейся потребностью 10—15-летнего ребенка в общественном утверждении, социальном проявлении, признании в мире взрослых и реальной ситуацией организации об­разовательно-воспитательного процесса, где отсутствует система полезной другим людям, не оплачиваемой дея­тельности.

Читайте также:  Развитие ребенка с поражением цнс

Между тем определяющая роль такой деятельности в социальном развитии ребенка на этой ступени онто­генеза обусловливается потребностью подростка активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально выраженной личности. Именно эта дея­тельность, как показали наши многолетние теоретичес­кие и опытно-экспериментальные исследования, создает особое психологическое состояние подростка, обеспечи­вая формирование соответствующего мотива. Ее пост­роение предполагает создание соответствующих усло­вий, соблюдение определенных принципов и требований, таких, как принципы общественной оценки, всеобщности, целенаправленности, систематичности, преемственности, усложнения и взаимосвязи, равного вовлечения детей, четкого организационного построения, перспективности и др.

В процессе специально формируемой развернутой со­циально полезной деятельности, участвуя в которой под­росток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном при­знании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение от сознания своей социальной ценности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей моти­ва — от желания подростка показать, проявить себя, когда другие выступают лишь средством удовлетворе­ния этого желания, до мотива принести пользу другим людям, где другие выступают целью его деятельности. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художествен­ное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены на едином стержне — мотиве пользы для людей, общества, приобретает ведущее значение в пси­хическом развитии подростков, включая их в качествен­но новые отношения с обществом. При этом личность формирует не само по себе участие в такой деятельности, а по­зицию растущего человека как самостоятельного и от­ветственного участника этой деятельности. Включение в полезную обществу неоплачиваемую деятельность обеспечивает развитие у детей к старшему подростково­му возрасту положительного отношения к любому со­циально необходимому труду, потребность в этом труде, способность и готовность к нему. А на основе такой го­товности к функционированию в обществе формируется осознанное стремление подростка применить свои воз­можности, проявить себя, внести свой вклад в общее дело, обостряя потребность в личностном, в том числе и профессиональном самоопределении.

Психологически дело обстоит таким образом, что развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности потребность подростка в призна­нии его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» — на построение своих жизненных планов, определение своей личностной и про­фессиональной перспективы. Данное положение позво­ляет осуществлять наиболее активное воздействие на развитие мотивационно-потребностной сферы растущего человека, который на протяжении подросткового перио­да проходит большой путь от приобщения себя к обще­ству в 10—11 лет, через самоопределение в обществен­но значимых делах в 12—13 лет, до выбора определен­ной социальной позиции в 14—15 лет.

Итак, подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую на­грузку в становлении личности. Интенсивное разверты­вание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает полезная обществу не оплачи­ваемая деятельность, потому что в ней подросток полу­чает возможности не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «Я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной пози­ции подростка по отношению к обществу, выступаю­щей исходной точкой, необходимым внутренним услови­ем дальнейшего развития его деятельности как формы выражения, сознания, самосознания, личностного, самоопределения, что является важнейшим моментом вклю­чения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества. Внешне задаваемая, педагогически «навязываемая» подростку соци­ально признаваемая и социально одобряемая полезная обществу деятельность формирует адекватную ей мотивационно-потребностную сферу, так как, с одной сторо­ны, отвечает ожиданиям растущего человека, его потен­циям, с другой — представляет ему практику для раз­вития самосознания, формируя нормы его жизнедея­тельности.


1 Фельдштейн Д.И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. – М.: Наука. — 1994. –  226 с.

Источник

Характеристика детства по Фельдштейну Д. И.

В современнойвозрастной психологии исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития.

В концепции Д. И. Фельдштейна дан содержательный психологический анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние Детства в его обобщенном понимании в конкретном обществе, а также найдены пути решения вопроса о том, что связывает между собой разные периоды Детства, что обеспечивает общее состояние Детства, что выводит его в другое состояние — во Взрослость.

Читайте также:  Приемная семья для ребенка с особенностями в развитии

Определяя детство как явление социального мира, Д. И. Фельдштейн выделяет следующие его характеристики.

Функционально — Детство предстоит как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества.

В своем содержательном определении — это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом.

Сущностно — Детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

И смысл всех содержательных изменений заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм (на что, как правило, обращается основное внимание), а в самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе. Практически это осуществляется в достижении определенного уровня социализации, который типичен для конкретно-исторического общества, шире —для конкретно-исторического времени, но одновременно — это и состояние развития того социального уровня, который характеризует человека определенной эпохи, в данном случае современного человека. При этом социальное начало по мере взросления все активнее определяет особенности функционирования ребенка и содержание развития его индивидуальности.

По мнению Д. И. Фельдштейна, главной, внутренне заложенной целью Детства в целом и каждого ребенка, в частности, является взросление — освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель — взросление детей, субъективно имеющая другую направленность — обеспечить это взросление, — выступает главной для Взрослого мира. Отношение Взрослого сообщества к Детству, независимо от определения его верхней границы, отличается прежде всего стабильностью — это отношение как к особому состоянию, как к явлению, находящемуся вне взрослой сферы жизни. Автор концепции рассматривает проблему отношения Взрослого сообщества к Детству в широком социокультурном контексте и социально-историческом плане и выделяет позицию Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов — за рубежом Взрослого Мира (которых надо растить, воспитывать, обучать), а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и пр. социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

Источник

ГЛУБИННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕТСТВА

И АКТУАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

                                                                                                      Давид ФЕЛЬДШТЕЙН.

 В  принципиально изменившейся сегодня ситуации изменился сам человек.

Информация, буквально заполонившая мир человека, воздействуя на сознание людей, изменяя их потребности, возможности, обусловливая и обеспечивая практически новую природу общения человека, формирует фактически новый способ жизни человека.

Весьма тревожно, что в этом пространстве четко наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства. По сути, сегодня объективно дети вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Уже с дошкольного, младшего школьного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей прежде всего из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей.

Это происходит в обстановке резко изменившейся системы отношений не только взрослых и детей, но и самих взрослых, включая отношения между родителями, понимание ими ценностей, а главное — в обстановке потери ответственности родителей за детей, приводящей к психическому напряжению последних.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка по месяцам подробно

В числе многих факторов, которые определяют глубинные изменения растущих людей, сегодня выступают, во-первых, маркетизация, этика рынка, которые усиливают ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории; во-вторых, маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка. Под действием этих и других факторов мы получаем такие феномены, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили только взрослым, использование антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов ребят, а в ряде случаев — повышенная агрессивность под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих тревожную зависимость.

Отмечается низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем надо признать, что значительное число современных родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы пере -носят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности.

При этом ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!

Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.

Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики рук старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка.

Тревогу вызывают факты, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная буквально с младенческого возраста. Так, по данным американских психологов, к началу школьного возраста время просмотра телевизора достигает 10–12 тыс. часов, а по данным Института социологии РАН, более 60 % родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка. Экранная зависимость приводит к  неспособности ребенка концентрировать -ся на каком-либо занятии, к отсутствию интересов,  гиперактивности, повышенной рассеянности.  Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Им уже не интересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10–15 %. Именно нервно-психические заболевания являются причиной 70 % инвалидности с детства.

Имеется значительное число детей с ограниченными возможностями здоровья, где общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5 %, задержка психического развития — у 19,8 %, а дисгармоническое развитие (психопатии) отмечается у 26,5 %.

В то же время постоянно увеличивается категория одаренных детей, среди них — и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей, — лидеры, и дети — «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах, — художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.

Нынешнее поколение растущих людей значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими новыми возможностями. Речь идет не о необычной когорте детей-мессий или о так называемых детях-индиго, у которых наблюдаются уникальные феномены и таланты.

 В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. По мере того как электронные медиа размывают границу между ними, любопытство сменяется цинизмом или самонадеяннойзаносчивостью.  Дети начинают  ориентироваться не на авторитет взрослых, а на информацию, поступающую вроде бы из «ниоткуда». Возникает проблема изучения не только содержания программ, особенностей их присвоения детьми, но и воздействия скоростей, ритмов телевидения на психическое, психофизиологическое развитие ребенка.

Иначе говоря, мы наблюдаем реальные изменения детства.

Источник