Развитие речи ребенка через познавательную активность

Развитие речи ребенка через познавательную активность thumbnail

Анна Сухова
Опыт работы «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Слайд 2

Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир: предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

Речь выполняет в жизни ребенка самые разнообразные функции общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности.Все функции речи диалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют одна в другой, речь является результатом мысли, а не опережает или подменяет ее.

К 5-6 годам современный ребенок овладевает всей системой родного языка: умеет полно и последовательно излагать свои мысли, четко строить сложные развернутые предложения, логически обосновывать свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, правильно произносить все звуки и многосложные слова. Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовывались, важно чтобы они находили применение в практической, исследовательской деятельности.

Слайд 3

Речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом, повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).

Слайд 4

Процесс обучения речи через познавательно-исследовательскую деятельность составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями (Пример: песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что – либо сделать, а из мокрого можно лепить).

Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка, уметь построить сложные предложения,использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами.

Слайд 5

Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться “вехи”, по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).Пример: Тигр – дикое животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и длинный хвост.

Слайд 6

Познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (дождь, листопад, ветер – явления природы). Мы, воспитатели, не только расширяем словарь ребенка, но и включаем углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты, смысловыми отношениями слов (синонимами – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимами – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованием – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход).

Слайд 7, 8

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). В ходе игр, наблюдений у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог):

Слайд 9

Важнейшую роль для развития речи в познавательно-исследовательской деятельности имеют тематические занятия, занятия с простейшими опытами (“Стекло и керамика”, “Воздух – волшебник», “Ходит капелька по кругу”, “Хлеб – всему голова” и др.) Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение.

Слайд 10

Пример: тематическое занятие “Земля – кормилица наша”. В ходе занятия ребенок знакомится с техникой, которая обрабатывает землю (обогащение словаря, закрепляет знания об условиях роста растений (мнемотаблица, проводит опыты с зерном (рассматривание в лупу, посев в землю, делает выводы о труде земледельцев, занимается словотворчеством (земля – землица – земледелец – землевладелец). Свои представления обобщает в небольшом, содержательном рассказе, используя опорную схему.Так на занятиях формирую у детей представление о структуре рассказа: начало – середина – конец.

Слайд 11

Рассказы детей могут быть в форме «интервью», «радиопередачи», «телепередачи», «детского журнала», «телефонного разговора», из личного опыта и т. п. Но не все дети активны, поэтому индивидуальное рассказывание сочетаю с коллективным (прием моделирования, когда один ребенок начинает рассказ, другой продолжает, третий заканчивает. Этот прием помогает неуверенным детям участвовать в обсуждении, т. к. они рассказывают свою часть текста, чувствуя поддержку сверстников, в тоже время заставляет всех детей следить за речью выступающих. В ходе таких рассказов уточняются представления детей о природе (Кирилл: Ель – растение. Это высокое дерево с иголками вместо листьев. Она очень красивая.Сережа: Иголки мелкие и колючие. Осенью они не опадают. Они вообще редко опадают.Сережа: Ель служит домом для птиц и животных. Ее семечками питаются птицы. Она украшает наш детский сад.

Читайте также:  Раннего развития ребенка нормативы

Слайд 12

Чтобы у ребенка появилось желание высказываться, я создаю речеактивирующую ситуацию (это внесение игрушки, волшебной книги, прослушивание аудиозаписи, чтение письма, решение ситуативной задачи, загадывание загадки и т. д.) и привлекаю слушателей, которые будут воспринимать его высказывания, оценивать их. Это важный и значимый момент для всех детей, потому что развивает самоконтроль за своими высказываниями, их последовательностью, полнотой речи и оценки ее сверстниками.

Слайд 12

Активизирую связную речь играми “Что сначала, что потом”, “Что лишнее”, «Расскажи о растении» и др.

Уточнению значений слов служит работа над обобщающими наименованиями (пароход, лодка, корабль – водный транспорт, фиалка, бегония – комнатные растения и т. д.)

Формирую умения детей подбирать точные определения, образные выражения и использую эти умения в играх “Угадай и назови”, “Что в пакете?”, при составлении загадок, описании картин, проведенных опытов, в интеллектуальных играх.

Слайд 14

Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т. е. ребенок должен знать о чем говорит.Побуждаю детей к рассуждению вопросами:

– Почему на еле растут иголки?

– Почему осенью листья желтые?

– Для чего бабочке коробочке черные точки?

— Почему зимой у елки не опадают иголки?

Для чего? Да чтобы ребенок высказывал свою мысль, приводил доказательства правильности или неправильности своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта, рассуждая, обобщая общее мнение. Здесь уместны игры “Перевертывание”, “Путаница”, загадки, пословицы о природе, окружающем, познавательные беседы, наблюдения и совместное обсуждение интересующего вопроса. В ходе этого дети учатся высказываться, слушать собеседника, соблюдать очередность высказываний, выбирать свою тему беседы.А также анализируют и обобщают свои представления об окружающем:

В ходе беседы дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями, обсуждать разные проблемы (“Есть ли в космосе инопланетяне?”, “Далеко ли до звезд?”) и, если раньше дети затруднялись и давали однозначный ответ “да” или “нет”, то теперь могут составить обстоятельный ответ на вопрос.

Слайд 15

Речь часто определяется как озвученная мысль или форма существования ребенка. Потому, заботясь о богатстве, активности, связности речи, мы решаем проблему продуктивности мышления. По содержанию речи, ее грамотности мы судим об интеллектуальном уровне дошкольника, определяя его готовность к школе, т. е., перефразируя пословицу, можно сказать “Встречают по одежке, а провожают по уму, о котором судят по речи человека”.

Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов (описание, рассуждение, повествование) по темам доступным его пониманию, чему немало способствует познавательно – исследовательская деятельность ребенка.

Источник

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка–это гарантия успешного обучения в школе. В домашних
условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто
свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и
студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и
энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается.
И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на
плечи воспитателей.

Бедный словарный
запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не
может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения
ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в
его активной речи.

Современный
ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными
возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства
нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий
педагогический процесс.

Шаблон в развитии
речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только
вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это
целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая
использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых
упражнений ребенка.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка раннего возраста это

Развивать речь
ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь
сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более
целенаправленной и осознанной.

1. Обогащать
познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,
экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления
самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия
для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах
деятельности.

Чтобы правильно
организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие
направления:

1. Речь самого
педагога
, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник,
проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится
у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу
речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не
съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые
слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование
представлений
об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми
для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без
соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок
думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки,
потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он
самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в
последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение,
систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом
представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах,
их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок
приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их
взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие
любознательности
. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно
выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё
рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество
свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать
любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и
доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские
мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное
воспитание
. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира
начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче
возможности познания окружающего мира.

5. Игра. Одним из
самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является
игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок
получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об
окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти
единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на
познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевая игра
претерпевает ряд изменений:
режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре
дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое — либо событие, управляют
действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.
Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со
сверстниками либо по какой — то причине ограничен в контактах с ними. В этой
игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что
будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с
другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В
ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица,
сопровождает игру « дикторским » текстом, поясняя, что происходит. В этой игре,
как и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предмета
на другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп,
эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа
персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры,
развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию
с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Работая по
данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогащать
познавательную сферу детей
информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную
деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт
в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире
, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

Читайте также:  Значение сенсорного развития и его усвоение для ребенка с дцп

5. Создать
условия
, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления
самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать
условия
для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех
видах деятельности.

Учитывая,
актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого
ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую
технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”,
построенная на использовании групповых и индивидуальных детских
исследовательских проектов: исследовательско-игровых,
творческо-исследовательских, информационно-исследовательских,
практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение
исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать
свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно
мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

принцип интеграции позволяет знакомить детей с
разными областями знаний, тесно связанных между собой.

принцип деятельности
и интерактивности
предоставляет ребенку возможность реализовывать
разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

принцип научности подразумевает, что все сведения
должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же
время научном уровне.

принцип
природосообразности
позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого
возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для
раскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства связан тесно с реализацией прав
ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

В младшем
дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

развивать навыки
вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится
педагогу;

активизировать
желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

формировать
начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в
практических опытах.

В старшем
дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

формировать
предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умение
определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;

развивать желание
пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе
совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в
итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе
    единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному
    приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Приемы,
используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные–наблюдения,
рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические–упражнения,
игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность,
исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные –
рассказ
, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи
познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать
познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,
экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать
эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с
предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь
упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его
целостности.

4. Формировать
бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение
их проявлять.

5. Создать
условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности
в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать
условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех
видах деятельности.

Сюжетно-ролевые
игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого
диалога.

Игры-драматизации
способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и
активизируют речь.

Строительно-конструктивные
развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах
и пространственных отношениях.

Дидактические
игры
занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным
элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он
оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать,
воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты–особая
группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а
так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они
имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и
сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе
должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона
охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской
активности. Главный принцип её оформления–доступность. Всё, что в ней
представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен
обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной
направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции,
демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и
проведения опытов, мини-библиотеку.

 Книжный уголок

 Игровая комната

Играем вместе

Список литературы

1.          
Калашникова,В.В.Методическая консультация для воспитателей«Познавательно-речевое развитие дошкольников» //Детсадклуб.ру:электрон.журнал.

2.          
Тугулева, Г.В. Активизация мыслительной деятельности будущих первоклассников //Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

3.           Формирование познавательно-речевой активности у детей среднего возраста в ходе игровой деятельности (социализации) //Планета детства

4.         Кошкарова,И.Н. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Источник