Раннего развития ребенка нормативы

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.

История развития ребенка.

Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.

Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.

1.Вес ребенка при рождении.

2.Крик.

3.Характеристики пе­риода новорожденное, его особенности.

4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли проти­воречия между ухаживающими).

5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.

1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:

1.Спокойным или беспокойным был ребенок.

2.Были ли проблемы с питани­ем, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).

3.Определить характер реак­ции на мокрые пеленки.

4.Тесное пеленание или обле­гающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).

5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.

6.Трудности привыка­ния к твердой пище.

7.Болезненная реакция на изменение режима.

8. Наличие симбиотической связи с матерью (непе­реносимость ее отсутствия).

9.Характер реакции ребенка на другого человека.

2.Психомотор­ное развитие ребенка и реакция матери на достижения ре­бенка:

1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возник­новения новых моторных навыков), их последователь­ность:

— наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникно­вения,

— отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),

Нормативная последовательность развития моторных навыков:

ВОЗРАСТ

Моторное развитие (движения, статика)

2 месяца

— В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.

— В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.

— При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-

-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.

— Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.

3 месяца

— Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.

— Хорошо держит голову в вертикальном положении.

— Переворачивается со спины на бок.

— Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.

— Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.

4 месяца

— Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.

— Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.

— Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.

— Исчезает физиологический гипертонус ног.

5 месяцев

— Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.

— Уверенно переворачивается со спины на живот.

— Берет игрушку из рук взрослого.

— Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».

— Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.

-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.

6 месяцев

— Сидит без поддержки.

— Пытается ползать.

— Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.

— Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.

7 месяцев

— Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.

— При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.

— Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.

8 месяцев

-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.

— Простое подражание в игре: стучит, катает.

— Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить. 

9 месяцев

— Ходит, держась за опору.

— Встает на колени.

— Садится из вертикального положения.

— Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.

— С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.

10 месяцев

— Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.

— Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).

— Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.

— Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).

11 месяцев

— Самостоятельно стоит, делает первые шаги.

— Хорошо ходит за одну руку.

— Нагибается при поднимании предмета без приседания.

— Приседает без опоры.

— Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.

12 месяцев

— Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).

— Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу. 

 3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :

-наличие мышечной гипо- или гипертонии,

-частые срыгивания,

-дрожание (тремор) рук),

-беспричинные кри­ки,

-судороги на фоне высокой температуры.

4.Характеристика психического развития:

1.Эмо­циональные реакции (первые улыбки, комплекс оживле­ния, страха перед чужими лицами),

2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровож­дение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),

3.Важным показателем собственно эмоциональ­ного развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,

4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интона­ции,

5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, ле­пет, первые слова, определение частей тела),

6.Отмечаются речевые реакции ре­бенка и изменения их интенсивности и качества в присут­ствии взрослых.

Нормативная последовательность  нервно-психического развития (общение, умения и навыки).

ВОЗРАСТ

Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)

1 месяц

— Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.

— Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.

— Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.

— Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.

-Крик приобретает эмоциональные оттенки.

2 месяца

-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.

— Ищет источник длительного звука поворотом головы.

— При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.

— Становление речи – начинает гулить.

— Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.

3 месяца

— Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).

— Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).

— «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.

— Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.

— Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.

— Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.

— Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.

— Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.

-Положительные звуки при музыкальных звуках.

4 месяца

— Узнаёт мать, радуется при её виде.

— Находит глазами невидимый источник звука.

— Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.

— При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.

— Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.

— Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.

— Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.

5 месяцев

-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).

— Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.

— Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.

Читайте также:  Развитие ребенка это тропа

— Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.

— Не берет чужую грудь.

— Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.

6 месяцев

— По-разному реагирует на свое и чужое имя.

— Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.

— Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.

— Может пить из блюдца.

7 месяцев

— На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.

— Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.

— Долго занимается игрушками.

— Тянется к своему отражению в зеркале.

— Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.

8 месяцев

— Громко, четко и повторно произносит слоги.

— Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.

— Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.

— Сам держит и ест сухарик, печенье.

9 месяцев

— Под музыку совершает плясовые движения.

— Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.

— Находит предмет, независимо от его местонахождения.

— Знает свое имя, оборачивается на зов.

— Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.

-Спокойно садится на горшок.

-Различает цвета и форму предметов.

-Ищет упавший предмет, запоминает его название.

10 месяцев

— Повторяет за взрослыми слоги.

— По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.

— Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).

— Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).

— Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».

11 месяцев

— Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».

— Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).

— По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.). 

12 месяцев

— Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.

— Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.

— Указывает части тела.

— Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.

— Сам без помощи пьет из чашки.

— Пытается участвовать в одевании, умывании.

5.Развитие речи.

(0 – 3 мес.) 

Развитие эмоционально-выразительных реакций.

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

(3 – 6 мес.) 

Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: «гн-агн», «рн», «кхн» и т.д.

(6 – 10 мес.)

 Начало развития понимания речи, активного лепета.

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.

 Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

(10 мес. – 1 год)

Время появления первых слов.

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» — это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

6.Отмечаются заболевания и/или травмы пер­вого года жизни.

7.Страхи до года.

1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.

2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.

3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.

4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.

После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.

5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.

Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.

6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.

7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.

Источник

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка в начальной школе

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: как должно проходить развитие ребенка по неделям до 1 года?)

Возраст, месРост, смВес, кгОкружность головки, смОкружность груди, см
Новорожденный49,0 — 54,02,6 — 4,033,0 — 37,031,0 — 35,9
152,0 — 55,03,0 — 4,335,8 — 37,234,0 — 36,0
255,0 — 57,04,5 — 5,037,5 — 38,536,0 — 38,0
358,0 — 60,04,0 — 6,038,0 — 40,036,0 — 39,0
460,0 — 63,04,5 — 6,538,0 — 40,036,0 — 40,0
563,0 — 67,06,5 — 7,537,5 — 42,237,0 — 42,0
665,0 — 69,07,5 — 7,842,0 — 43,842,0 — 45,0
767,0 — 71,08,0 — 8,843,8 — 44,245,0 — 46,0
871,0 — 72,08,4 — 9,444,2 — 45,246,0 — 47,0
972,0 — 73,09,4 — 10,045,2 — 46,346,5 — 47,5
1073,0 — 74,09,6 — 10,546,0 — 47,047,0 — 48,0
1174,0 — 75,010,0 — 11,046,2 — 47,247,5 — 48,5
1275,0 — 76,010,5 — 11,547,0 — 47,548,0 — 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев

НОВОРОЖДЕННЫЙ

Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

1 МЕСЯЦ

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.

2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!

С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
1Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову.Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»).Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней.Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно.Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват.Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз).Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
1К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» — реакция на близкого человека.Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы.Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками.В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации.Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества.Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу.Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА

Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать погремушку?).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.

В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

МесяцДвижения и навыкиЗрениеСлух
4Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать.Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин.Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки.Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин.Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками.Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы.Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.
Читайте также:  Значение внимания для развития ребенка

6-7 месяцев – время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
4По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания.Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги.Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5Хочет участвовать в общении — старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием.Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др.Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер.Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков.Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ

Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: календарь скачков в процессе развития ребенка). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.

В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
7Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность.Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает.Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает.Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
7Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками.Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др.Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет.Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др.Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность.В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.)Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ

Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

МесяцДвиженияНавыки
10Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
11Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно.Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх.Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

МесяцЭмоцииРечьИнтеллект
10У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками.Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на ?