Умственное развитие ребенка в начальной школе

Развитие интеллектуальных умений

и творческих способностей детей

младшего школьного возраста

Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста».

Бурный рост информационных технологий и стремительный научный прогресс предъявляют все больше требований к интеллектуальному потенциалу человека. (М,К. Акимова)

Проблема развития интеллектуальных способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»

В теории интеллекта (разработанной под руководством Б.Г.Ананьева) интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Степень интегрированности когнитивных процессов (психомоторики, памяти, мышления) — критерий развития интеллекта.

Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

У психолога И.А. Домашенко -«Интеллект — общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях».

Представление об интеллекте как предпосылке обучения разрабатывается в контексте психолого-педагогической проблемы обучаемости ( Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова).

В этих исследованиях природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний (способности к учению или обучаемости). Показателями обучаемости выступают уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. «Ядро» индивидуального интеллекта составляет возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных ситуациях. Таким образом, характеристики обучаемости определяют успешность обучения, выступая тем самым в качестве критерия интеллектуального развития.

Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

— эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

— способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

— способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

— вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

По мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе и интеллектуальные, развиваются еще на первом году жизни. Многие авторы считают одним из критических периодов интеллектуального развития возраст 8-12 лет. Как по теории Пиаже, так и в соответствии с данными, полученными Терстоуном (1955) и Бейли (1970), к 6 годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину, а к 12 годам — на три четверти. Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития

Свойства психики человека основа его интеллекта и всей его духовной сферы формируется главным образом в младшем школьном возрасте, и поэтому перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка,

его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.

Задачей современной школы является не столько усвоений знаний, как таковых, сколько общее развитие, развитие умений приобретать знания, овладевать ими. В этой связи особое значение приобретает развитие общеучебной деятельности школьников.

Основу общеучебной деятельности, как известно, образуют общеучебные и предметные интеллектуальные умения, наличие и уровень сформированности которых, определяет, в конечном счете, успешность этой деятельности

Общеучебные интеллектуальные умения определяются как подготовленность к теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно с опорой на усвоенные знания и жизненный опыт. Это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых разных учебных предметов. В отличие от предметных умений они имеют широкий диапазон действий, поэтому общеучебные интеллектуальные умения относятся к «метазнаниям», то есть, к тем, которые используются в различных областях при усвоении разных знаний (Н.А.Менчинская,Н.Ф.Талызина)

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

·        самостоятельность мышления,

·        быстрота и прочность усвоения учебного материала,

·        быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

·        умение отличить существенное от несущественного,

·        различный уровень аналитико-синтетической деятельности,

·        критичность ума.

Интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

  • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
  • выявление существенных признаков объекта;
  • определение соотношения компонентов объекта;
  • проведение разных видов сравнения;
  • установление причинно-следственных связей;
  • оперирование понятиями, суждениями;
  • классификация информации;
  • владение компонентами доказательства;
  • формулирование проблемы и определение способов ее решения

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

•  диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

•  сравнивать объекты, факты, явления;

•  классифицировать материал;

•  обобщать, делать резюме;

•  абстрагировать;

•  выделять главное, существенное;

•  синтезировать материал;

•  устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

•  выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

•  писать сочинение на заданную тему;

•  пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу, упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с учебной и игровой деятельностью.

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым. 

Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.

Цели применения дидактических игр следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка в липецке

Развитие интеллектуальных умение на уроках русского языка

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложились определенные методики их подготовки и проведения, накоплен богатый материал, существует целый ряд интересных методических пособий. Но современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как личности, значит пришло время перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой.

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Например, существует игра, где в каждую клеточку нужно вписать букву, чтоб получилось слово.

к

к

к

к

Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.) Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подобрать слова только одной части речи или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило.

Учитель может проводить такую игру многократно, на разных этапах урока, главное, чтобы она соответствовала целям урока и органично вписывалась

в структуру.

Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно убрать сначала одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся 2-3 «нужных слова».

Какое слово лишнее в данном ряду: Юра, Юля, Юнона, Элла.

Варианты ответов: Элла, так как все слова начинаются с заглавной буквы «Ю»,а слово Элла с заглавной буквы «Э»; Юнона, т.к. во всех словах

по 2 слога, а в этом три; Юля, т. к во всех словах на конце написана буква «а», а в слове Юля «я»; Юра, т.к. все имена женские, а это мужское.

Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. – что всегда ведет к отработке понятий.

Большой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами. Например, при изучении темы «Имена собственные» попросит детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшек и др.

При обучении приему классификации каждое задание может усложняться или упрощаться за счет увеличения или уменьшения числа объектов в группе, изменения самих объектов, появления нескольких этапов решения, появления нескольких возможных вариантов деления.

По какому принципу буквы разделили на две группы?

а) АОУЫЭ ЯЕЁИЮ

б) АОУЫИЭ ЯЕЁЮ

в) ПКТФ МРЛЗ

г) БВГ ЙЧЩ

По какому принципу разделили слова на две группы?

а)яма дитя

якорь мята

ягода вяз

(Особенность буквы «я»)

б)Миша Иванов

Катя Петрова

Саша Зайцев

Анна Борисова

( В первом столбике имена, а во втором – фамилии)

Разделить слова на группы:

муравьи, соловьи, воробьи, сирень, васильки, колокольчики.

(Можно разделить на две групп: представители флоры, представители фауны; можно разделить на две группы: слова с разделительным мягким знаком, слова, в которых мягкий знак показатель мягкости согласных).

Метаграммы (загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова)

Я с «П» — кругла, желта, на вкус приятна

И прячусь под поверхностью земли,

А с «К» я – то мала, то необъятна

И поднимаю часто корабли. (Репа – река)

Каллиграфическая минутка, или минутка чистописания,- составная часть каждого урока. На ее проведение в структуре урока отводится 5-8 минут. Этот вид работы способствует умению детей видеть, исправлять и анализировать свои и чужие ошибки. Интересными дети считают упражнения, которые заставляют хорошо подумать, поломать голову, учат соображать, а не просто списывать. Задания могут быть самые разные. Например, учитель пишет цепочку букв или элементов, составленную каждый раз по новому принципу, и дети должны заметить эту закономерность и проговорить ее.

  • а)Ии Иии — идет увеличение строчной буквы после заглавной на одну, значит, следующая цепочка прописывается так: Ииии и т.д.
  • б)Ии Ии – чередование заглавной и строчной букв;
  • в)Ии ИИи – каждая последующая цепочка увеличивается на одну заглавную букву.

Возможен такой вариант работы:

Буква Т.

На доске слова: прекрасный, прелестный, чудесный, грустный.

  • а) к какой части речи относятся эти слова?(Часть речи – имя прилагательное.) Назовите грамматические признаки прилагательных.
  • б) к какому прилагательному можно подобрать синоним печальный?

(грустный). Какая орфограмма есть в этом слове? ( непроизносимая согласная Т). В каком еще слове есть эта орфограмма? (В слове прелестный)

Вы догадались, какую букву мы будем писать? (букву т)

Цепочка: ттттТ тттТ

Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один. Его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа — наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.

Составление кроссвордов — дело не простое, составить тематический кроссворд труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных умений и познавательных способностей детей. В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Читайте также:  Ребенок 1 год развитие и достижения

Литература.

  • Бакулина Г.А. использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка. //Начальная школа.№1.2003г.
  • Тюрина И.А Игра на уроках русского языка. // начальная школа, №2.2008
  • Грищук Ю.В. Обучение школьников приему классификации. // Начальная школа. №8.2006
  • Кудряшова Г.В. Заседание методического объединения учителей начальных классов «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся: плюсы и минусы» // Завуч начальной школы. №8.2007
  • Пешкова Т.П.Каллиграфическая минутка как средство воспитания интересе к русскому языку. // Начальная школа. №12.2006
  • Эскендаров А.А., Казиева П.А., Хидиров Ш.Ш. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр. // Начальная школа,№1.2007
  • Использование дидактических игр при обучении в начальной школе.

www.fos.ru.pedagog 19507 html

  • Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

azps.ru/training/

  • Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе.

festival.1september.ru.artikles/501106/

Источник

     Развитие интеллектуальных способностей и мышления младших

                     школьников в процессе учебной деятельности

Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой в образовании на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в учебном, а затем и в трудовом коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу в работе.

В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребёнка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребёнка, сохраняясь в своих главных особенностях на все последующие годы, и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.

Одним из таких психических образований является умственное развитие учащихся, которое в значительной степени оказывает влияние на успешность обучения. Поэтому школа в настоящее время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию.

Умственные возможности детей изначально различны. А те требования, которые предъявляются к учащимся в школах, не всегда учитывают эти возможности, и как следствие этого, является возникновение трудностей в усвоении и выполнении учебной деятельности школьниками, что в свою очередь накладывает отпечаток на все стороны развития личности учащихся: эмоциональную, потребностно — мотивационную, волевую, характерологическую. Усвоение знаний, в первую очередь, осуществляется с помощью такого психического процесса как мышление. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе обучения, усвоить конкретные факты и систематизировать полученные знания по предмету, а также установить взаимосвязи между полученными знаниями по другим предметам и практикой. Все свои знания в процессе жизнедеятельности ребёнок получает благодаря мышлению. Обучая детей, мы прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды.

         Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

          Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе  учебной деятельности.

Способности – индивидуадьно-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

           Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

 — А что значит интеллектуальные способности?

         Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

         Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:

1 .Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.

2. На уроках  давать детям задания творческого характера.

3. Использование проблемных ситуаций на уроке.

4. Использование специальных игр, заданий, развивающих творческие способности детей.

5. Исследования по различным темам.

6. Создание портфолио детьми.

7.Работа с родителями.

         Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность.

         Но  не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. И таким видом деятельности является игра.

  1.              Игра в развитии познавательной деятельности.

       Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

         Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

          Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

         Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют  думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.  

Читайте также:  Целостного развития ребенка дошкольного возраста

Цели применения дидактических игр следующие:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

-углубление уже усвоенных ранее знаний;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

  Дидактические игры  (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

 Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.

Игры.

I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I         рыбка         вьюга         чулок         

II         подъезд         склад         ворона

дубки         варенье         чучело         съемка         град         ворота

гриб         ручьи         чум         подъем         клад         воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили:  огород, парк, море, школа,         столовая, зоопарк.

гря-ки         доро-ки         пло-цы         кни-ки         хле-цы                    кле-ка

кали-ка         бере-ки         фла-ки         обло-ки         пиро-ки                    марты-ка

реди-ка         ду-ки         ло-ки         тетра-ка         сли-ки                    тра-ка

морко-ка         ли-ки         остро-ки         промока-ка  голу-цы                    реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики – проблема, над которой я также работаю несколько лет. Изучая опыт коллег и научную литературу, для решения данной задачи считаю важным, необходимым – активность, инициативность, творческий поиск самого педагога. Поэтому на своих уроках использую различные средства обучения, которые способствуют развитию творческого воображения. А это различные игры, загадки, занимательные и нестандартные задачи, ребусы, головоломки и другие виды работ, которые учат думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Готовясь к урокам, стараюсь продумать его так, чтобы ученик активно творчески мыслил в течение всего урока. Вопросы ставлю таким образом, чтобы дети могли сравнить, проанализировать и на этом основании сделать вывод, открыть что-то новое для себя, ранее ими незамеченное, сосредоточить внимание на главном. Особое внимание на уроке я уделяю устному счету. Ему я отвожу 1/3, а иногда 1/2 часть урока, потому что стремлюсь, чтобы мои дети выполнили как можно больше упражнений и заданий. Но если учащиеся будут выполнять каждое задание письменно, то естественно, на это уходит много времени и интенсивность урока снижается. В устный счет включаю задания и задачи для развития внимания, логического мышления, различные упражнения для развития творческого воображения, упражнения для формирования умений и навыков, задачи с экономическим и краеведческим содержанием, дидактические игры и упражнения, задачи, которые требуют несколько вариантов решения.

Каждый урок математики начинаю с разминки, куда включаю задания для развития внимания и логического мышления учащихся. Например, игра «Фотографирование» помогает сконцентрировать внимание учащихся, не только запомнить количество увиденных предметов, но и назвать «лишнее», объяснить, почему они так считают. Например, из ряда предметов дети назвали лишнее число 7. Возможны следующие задания:

 а) чем интересно это число (нечётное, однозначное, соответствует седьмому дню недели);

б) придумайте пословицы и поговорки с этим числом, объясните их значение («Семеро одного не ждут» «Семь раз отмерь, один раз отрежь»);

в) вспомните название сказок с этим числом («Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят»);

 г) отгадайте загадки, в которых содержится это число ( 1)Семь ребят на лесенке заиграли песенки.2) Горшочек умён, семь дырочек в нём);

 д) вспомните скороговорки с этим числом (В семеро саней по семеро в сани уселись сами);

е) вспомнить стихотворение с этим числом или придумать рифму;  

 ж) подумай: какие два числа, если их перемножить дадут 7;

з) используя это число, составь правильную и неправильную дробь, смешанную;

 и) назови числа, в котором: семь единиц первого разряда, семь единиц второго разряда и семь единиц третьего разряда (777);

к) дать характеристику этому числу; и т.д.

 Таким образом, у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Источник