Развитие речи недоношенный ребенок

Развитие речи недоношенный ребенок thumbnail

Мы родились в 34 недели. Сейчас 1.10 говорит все, даже предложения из 3 слов. С 10 месяцев Папа, мама. А в 1.8 прорвало. Берет книгу и называет всех. Мы с ней много занимаемся

ОтветитьНравится 

Ми в 34 -35 недели роделись. Мама сказал еще до года а сейчас говорит много слов и питается предложенья.у всех деток по разному.у нас вот у сосетки мальчик почти три года а он только мичит и не слво не говорит.все у вас будет хорошо.

ОтветитьНравится 

сейчас главное чтобы воспроизводил и понимал интонации и ритмику речи. остальное наложится. а тк вы все таки в группе риска по ЗРР, то больше занимайтесь именно ритмико-мелодическими формами. это потешки, стишки, попевки и тому подобное.

ОтветитьНравится 

Маматрехдочектак то все понимает.запоминает очень все хорошо.по городу ездим когда нравятся ему трубы такие большие есть как на заводах стоят дым с них идет.я называю их башни так все их знает где они стоят как едем сразу кричит оооо я говорю да башня большая он показывает вверх рукой что большая.такой эмоциональный как что увидит интересное так громко кричит оооо)так смешно когда в магазине оооо кричит как будто глухой, но вроде слышит хорошо.

ОтветитьНравится 

да это все хорошо.)) я не к тому что вам уже беспокоиться надо, вы вполне по возрасту развиты. дело в том что такие детки все таки в группе риска. и вам в первую очередь при занятиях стоит делать упор на развитие, скажем так, музыкальное. а если в сад ходите, или когда пойдете, то пообщайтесь с муз.руком как себя малыш на занятиях ведет, интересуется ли, если есть хороший отклик, то дома можно те же игры/песенки повторять, а потом и новые добавлять. если малыш плохо интересуется книжками, то вполне можно с ним попробовать читать, вернее показывать диафильмы. сейчас их довольно много в интернете.

ОтветитьНравится 

Мы родились в 36 недель уже знаем более 30 слов

ОтветитьНравится 

Мы родились на 33 неделе. в 2 года пошли в сад и начали болтать, правда лет до 3,5 переставлял слога. кроме меня ни кто ничего не понимал. сейчас говорит очень хорошо.

ОтветитьНравится 

Конечно нормально. Не волнуйтесь. Занимайтесь… книжки… картинки… когда гуляете комментируйте все куда смотрит малыш.

ОтветитьНравится 

Ларида все время все говорю ему, а книжки если только картинки смотреть любит и то только что ему нравится показывает читать не дает не интересно ему.не усидчивый.

ОтветитьНравится 

мы в гкп ходим, с нами девочка тоже как вы недоношенаяч после реанимации, к году полтора выровнялась со сверсниками, сейчас болтает больше чем мой доношеный

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

в садике группа короткого пребывания. адаптация к саду плюс общение плюс развивашки. на 3-2 часа в день. а раньше в ципр ходили там с мамой вместе

ОтветитьНравится 

ленка злыдняу меня просто в сад ходит, хотя с сентября толком еще не ходили как начали болеть.так пожалела что отдала рано.теперь у нас гнойный отит очень часто( сейчас даже два раза подряд был только поправились и через несколько дней опять заболели боюсь как бы опять не на ухо пошло(

ОтветитьНравится 

мы сейчас тоже чаще стали болеть. но ттт без осложнений. стараюсь не водить если ослаб или подкашливал или сопли… и все равно бывает цепляет.говорят покап дети в одном коллективе все не переболеют др от друга так и будет. типа у них там должен свой микроклимт создаться

ОтветитьНравится 

ленка злыдняда мы с сентября чем там только не переболели несколько раз ротовирусом, гнойные отиты, какие то прыщики водянистые это вообще ужас сколько там всего.

ОтветитьНравится 

моя в 34 родилась. до двух тоже молчала, а с трех как прорвало, сейчас без умолку болтает.

ОтветитьНравится 

Олямне тоже говорят бывают дети молчат, а потом как заговорят, не остановишь)

ОтветитьНравится 

почему у невропатолога не были?

ОтветитьНравится 

Elpisвот думаю надо наверно взять направление у педиатра, хотя в саду нам сказали вы еще маленькие.боюсь конечно что гипоксия могла повлиять

ОтветитьНравится 

я думаю, все нормально. Задержка есть, конечно. У нас тоже была — сейчас предложениями говорим, наконец. Неврапотолог выпишет что-нибудь или посоветует. Надо сходить однозначно. Просто ждать — разговорится, но когда…

ОтветитьНравится 

Elpisя уже взяла купила пантогам начала сама давать, но может надо что то другое да и вообще конечно надо к толковому сходить платно куда нибудь.что посоветует.но к логопеду еще рано наверно после трех только?

ОтветитьНравится 

Да. мы в 3 ходили. хотя педиатр говорила после 4-х вообще. Логопед подсказал, как делать, чтоб слоги не переставлял. Не слушайте тех, кто говорит, ждите, у нас после 3 заговорил. В 2 года такой набор — это задержка реч. развития. Тоже тешила себя, что все понимает. Но если не говорит, то и не понимает до конца. Так специалист объяснил.

ОтветитьНравится 

Elpisда я тоже думаю все равно с речью есть проблемы тем более была гипоксия(вот сейчас выздоровеем направление взяла к кардиологу сначала пойдем там тоже есть проблемка надо наблюдаться а потом пойдем к невропатологу для начала что он скажет.

ОтветитьНравится 

нам 3 начали болтать, но еще не хорошо так

ОтветитьНравится 

Источник

Нет таких родителей, которые бы с замиранием сердца не прислушивались к лепету своего ребенка, вот-вот ожидая услышать его первое слово. Не последнюю роль в этом сыграли и многочисленные предостережения врачей, заявлявших, что сегодня задержка речевого развития становится проблемой многих детей. Когда же взрослым нужно бить тревогу и до какого максимально допустимого возраста ждать?

Читайте также:  Народная игрушка в развитии ребенка

Психическое развитие детей можно разбить на несколько этапов, которые каждый проходит по-разному. Определенные нормы, конечно же, существуют, и на них, в основном, базируются выводы невропатологов и педиатров, оценивающих состояние и развитие ребенка.

Так, «лепет» впервые появляется в речи малыша где-то в полгода и к году трансформируется в несколько слов. Но следует учитывать и влияние многочисленных факторов на развитие речи: как протекала беременность, как проходили роды, какого пола ребенок и даже какой образ жизни ведет семья. Как правило, мальчики чаще сталкиваются с речевыми проблемами и начинают говорить чуть позже девочек. Причина такой ситуации кроется в генетике. Кроме того, если кто-то из родителей, в свое время, поздно заговорил, есть вероятность, что и у ребенка, возможно, будет задержка речи. Но, все это не страшно, так как является вариантами нормы.

Родители должны забеспокоиться и обратиться за консультацией к врачу, если к 1,5 годам у ребенка нет понимания простых слов (названий предметов, своего имени), а в 2 года он не пробует повторять слова. Тревожным сигналом является и неспособность малыша в 2,5 года строить фразы состоящие из двух слов и неумение в 3 года произносить простые предложения.

За статистикой 2-4% детей имеют проблемы в речевом развитии.

Специалисты рекомендуют не ждать до 2-3 лет и начинать заниматься с грудничками, 7-8 месячными, когда появляется понимание малышом, обращенной к нему речи.

Раннее (1-1,5 лет) умение говорить правильно с использованием большого словарного запаса тоже может быть опасным. Нередко результатом этого явления становится срыв нервной системы. Такие дети должны больше отдыхать, гулять на свежем воздухе и не перевозбуждаться.

Причины задержки речи довольно разные.

Первая и довольно распространенная — поражение слуха (малыш не откликается на имя, не говорит), требующее немедленного врачебного консультирования и лечения.

Вторая, чаще наблюдаемая у недоношенных детей, — присущие конкретному организму особенности развития нервной системы. Для таких детей характерна как речевая, так и общая задержка развития.

Третья причина — общее расстройство развития (легкая степень умственной отсталости или олигофрения) и, как следствие, — задержка речи.

Четвертая — отсутствие мотивации. С этой проблемой сталкиваются семьи, в которых ребенок — центр вселенной, и все члены семьи выполняют любые прихоти ребенка по первому его взгляду или крику. Ему не надо прикладывать усилия, просить о чем нибудь, все и так все понимают.

Пятая причина — эмоциональная неудовлетворенность и отсутствие должного внимания со стороны родителей, то есть когда дети предоставленные сами себе. Как правило, заложниками такой ситуации становятся дети из неблагополучных семей. Но, попадая в нормальные условия, малыши быстро адаптируются и догоняют своих сверстников, начиная говорить в соответствии со своим возрастом, и быстро наверстывают упущенное.

Шестая причина — психологические травмы. Например, раннее разлучение матери и ребенка (болезнь мамы или ребенка, требующая лечения в стационаре, вынужденная командировка мамы и пр.). Для маленького ребенка до года — это серьезный удар по психике и болезненное испытание.

Подозревая задержку речи у ребенка, родители должны помнить о подобных вещах и обязательно сообщить врачу,что поможет ему установить правильный диагноз и выявить истинную причину задержки.

Седьмая причина — недостаток личного общения. Часто мамы предпочитают усадить непоседливого малыша в манеж, или занять его внимание телевизором, имея возможность таким образом заниматься своими делами. Уставшие после работы отцы, также зачастую мечтают лишь о вкусном ужине и отдыхе на диване. Ребенку достаются лишь скупые односложные предложения. Как результат, у малыша нет примера для наследования, ему попросту не у кого учиться.

Зря родители полагаются и на телевизор, как средство обучения. Исследования доказали, что ребенок должен видеть и слышать «живую» речь. В речевом процессе задействовано все тело как говорящего, так и слушающего, который повторяет точно такие же микродвижения на 40-50 миллисекунд позже. Происходит это неосознанно, и телодвижения не видны глазу. Вовлекаясь целиком в общение, малыш учиться говорить мысленно, на уровне сознания, подражая услышанным звукам: бульканье, агуканье, кряхтение.

Произнесенному первому слову предшествует тренировка, длиною в год. За этот период малыш тренирует мышцы лица и тела, учится управлять всеми мускулами, задействованными в артикуляции, при этом ориентируясь на взрослых. А на звуки из телевизора или радио тело ребенка никак не реагирует.

Как помочь малышу?

Зная причину задержки, и, устранив ее, можно ребенку помочь. Если причина в дефиците общения — нужно больше разговаривать с малышом, петь с ним песни, разучивать стихи, читать книжки. Но здесь важно не переусердствовать и не кидаться выполнять любые желания ребенка, всячески его развлекать. Лучше создавать ситуации, вынуждающие его что-то попросить. Нервничать и доводить ребенка до плача, требуя от него слишком многого, тоже не стоит. Важно помнить, что первые слова ребенку всегда даются с большим трудом.

Кроме того, обязательно нужно показать ребенка врачу (невропатологу и отоларингологу). Потому, что только специалист определит заболевание и степень его тяжести, а также назначит необходимый курс лечения. Когда проблем со слухом нет, причины задержки выяснит невропатолог. Арсенал борьбы с задержкой речевого развития включает в себя как коррекционные занятия, так и применение различных ноотропных препаратов, положительно влияющих на головной мозг и улучшающих процесс обучения и память.

Читайте также:  Методика для развития ребенка монтессори

К устранению задержки речи привлекают и логопедов, но большинство из них начинают работать с малышами с 3-4-х летнего возраста, а бороться с задержкой зачастую нужно гораздо раньше.

Научные исследования доказали эффективность лечения задержек речи у детей с применением воздействия постоянного электрического тока небольшой величины на ткань головного мозга. Такое воздействие активизирует зоны головного мозга ребенка ответственные за речь.

Но заниматься с детьми можно и нужно дополнительно и в домашних условиях. В первую очередь родители должны развивать мелкую моторику ребенка. Как известно, на развитие речевой области влияют импульсы от пальцев рук. Массажируя и тренируя детские пальчики, родители ускоряют процесс развития речи. Поэтому, уже с грудного возраста полезно делать легкий массаж ручек малыша. Всем известные с детства игры «Сорока-белобока», «Ладушки» будут как нельзя кстати. Великолепной тренировкой станет и игра ребенка с мелкими предметами (пуговицами, камушками, орехами, фасолью и т.д.), но только под присмотром взрослых.

Игра поможет и обучению различным словам. Можно приобрести в магазине или сделать самому набор картинок с изображением окружающих предметов. Важно, чтобы картинки были простыми и понятными ребенку, и в то же время яркими. Их нужно показывать несколько раз в день, называя изображенные предметы, а такжевоспроизводить, как лает собака, гудит машина.

Через некоторое время можно начинать задавать простые вопросы: «Что это?» «Кто это?» «Как мяукает кошка?», «Как гудит машина», а затем рассказывать, что «Машина едет», «Девочка спит», «Мама моет посуду» и так далее. Нужно, чтобы ребенок слышал и видел, как родители это говорят, постепенно он начнет им подражать и со временем сам заговорит.

Хорошим стимулом в успешном обучении будет похвала и мамино одобрение.

В заключение важно сказать, что, не взирая на причины задержки речи малыша, родители должны помочь ему преодолеть все трудности. Как можно больше нужно разговаривать с малышом, читать ему книги, петь, потому что, чем больше ребенок будет погружаться в язык, тем быстрее и лучше он заговорит. Для того чтобы произнести слово, малыш должен его много раз услышать. А монологи родителей — это не пустая трата времени, а хороший фундамент будущей речи малыша, и рано или поздно ребенок обязательно заговорит.

Источник

  • Главная
  • Нарушения развития
  • Развитие недоношенных детей

Рождение ребенка – всегда радость, даже если это уже не первенец. Но иногда появляются обстоятельства, которые усложняют мамам жизнь. Например, если ваш малыш родился на три недели (или более) раньше положенного срока, его развитие будет иметь некоторые отличия по сравнению с доношенными детками.

Терминология

Гестационный возраст плода – количество полных недель, которые провел с момента зачатия эмбрион, а затем и плод в утробе матери.

Недоношенный ребенок – новорожденный, который появился на свет еще до полного развития всех жизненно важных органов и систем. Такому положению дел соответствует гестационный срок до 37 недель (т.е. 260 дней).

Календарный возраст ребенка – оценивается с первого дня рождения малыша, и высчитывается таким же образом, как и у доношенных детей.

Корректировка – соответствует количеству недель, которые малыш не досидел в утробе. Этот параметр очень важен для оценки физического и нейропсихического развития недоношенного ребенка. Малыш, который родился раньше срока, до возраста 2 лет будет соответствовать, с учетом корректировки, критериям развития детей младшего возраста. Например, если хронологический возраст ребенка 16 недель, но он родился на четыре недели раньше, то его корректированный возраст составляет 12 недель. То есть нормальное развитие вашего малыша будет соответствовать развитию 12-недельного доношенного ребенка.

Особенности недоношенного ребенка

Недоношенные дети имеют некоторые особенности, которые стоит учитывать, дабы избежать дальнейших осложнений:

  • Рост может не соответствовать нормам (с учетом корректировки) из-за проблем с кормлением. У малышей, рожденных на ранних сроках, недоразвиты сосательный и глотательный рефлексы. Также эти детки не в состоянии контролировать движения языка, что препятствует нормальному кормлению. Если эти проблемы не решить, физическое развитие новорожденных детей может существенно отставать от нормального.
  • Сердце и легкие зачастую недостаточно развиты на момент рождения, и обуславливают появление расстройств дыхания и кровообращения.
  • Двигательный аппарат также имеет определенные особенности. Если доношенные детки после рождения имеют характерную «эмбриональную» позу (полусогнутые ручки и ножки), то в случае недоношенных малышей положение конечностей зависит от срока, на котором они появились на свет.
  • Центральная нервная система больше подвержена болезням, инфекциям.
  • Социальное развитие недоношенных детей немного отстает, по сравнению с доношенными малышами они позже начинают реагировать и узнавать членов своей семьи.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам

информацияНаблюдение за ребенком является одной из основных задач врачей-педиатров. Поэтому существуют так называемые контрольные точки, когда доктор должен осмотреть ребенка и определить, здоров ли малыш.

Обязательными пунктами такого обследования являются измерение роста, веса, обхвата черепа, грудной клетки. В следующей таблице мы приведем рост и вес недоношенных детей в зависимости от срока гестации.

Срок гестации (недели)Рост (см)Масса тела (гр)
2835,91124
2937,91381
3037,91531
3138,91696
3240,41827
3341,32018
3443,62235
3544,42324
3645,32572
3747,62771
Читайте также:  Развитие активной речи ребенка 3 лет

Исходя из приведенных данных, можно рассчитать рост и вес недоношенных детей в зависимости от их хронологического возраста.

Первые полгода малыши в среднем набирают по 800 грамм, а следующие 6 месяцев – по 400.

Прибавка в росте:

  • за первый триместр жизни составляет по 3 см/мес.;
  • за второй – по 2 см/мес.;
  • за третий – по 1,5 см/мес.;
  • за последний – по 1 см/мес.

Также обязательно определить динамику нейропсихического развития, ведь этот критерий очень тесно связан с «взрослением» нервной системы, в том числе и мозга, и в случае выявлений каких-либо отклонений немедленное терапевтическое вмешательство поможет избежать дальнейших проблем.

Перед тем как рассмотреть развитие по месяцам, вы должны знать, что, несмотря ни на что, каждый малыш развивается в своем темпе, и опытные доктора прекрасно знакомы с этой особенностью. Также, изучая данную таблицу, вспомните о корректировке. Всегда используйте ее, а не календарный возраст, когда оцениваете развитие недоношенного ребенка.

информацияОбычно ближе к двум годам детки, рожденные раньше срока, догоняют доношенных детей, поэтому существенных отличий между ними не будет наблюдаться.

2 месяца (8 недель)

Моторика

  • Активно двигает ручками и ножками.
  • Разжимает кулачки и держит ладошки в раскрытом виде.
  • Поднимет головку и туловище, когда лежит на попе.
  • Держит предметы в ручках.
  • Контролирует движения головой, но все еще нуждается в поддержке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на шум плачем.
  • Издает звуки «аааа», «ооооо».
  • Плачет, когда чувствует потребность чем-то.

Деятельность

  • Фиксирует взгляд на людях и предметах, следит за их движениями.

Эмоции

  • Умеет устанавливать визуальный контакт.
  • Улыбается.
  • Узнает маму и наслаждается контактом с ней.

4 месяца (16 недель)

Моторика

  • Складывает ручки вместе, ставит их в рот.
  • Тянется к предметам, которые его окружают.
  • Переворачивается с животика на спинку.

Язык

  • Комбинирует несколько простых звуков «га-гууу», «аааа-ооооо».
  • Смеется.
  • Поворачивает голову, когда слышит знакомые голоса.

Деятельность

  • Хватает предметы.
  • Кладет их в рот.
  • Радуется, когда видит игрушку.

Эмоции

  • Становится более активным, когда его окружают близкие люди.
  • Увеличивается интерес к зеркалам, малыш улыбается своему отражению.

6 месяцев

Моторика

  • Самостоятельно сидит.
  • Трясет погремушки, стучит ими.
  • Перемещает предмет из одной руки в другую.
  • Переворачивается со спины на животик.
  • Держит одновременно 2 предмета, по одному в каждой руке.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует, когда к нему обращаются по имени, поворачивается и смотрит.
  • Болтает, начинает произносить слоги «да», «га», «ба», и т.д.

Деятельность

  • Обращает особое внимание на игрушки, которые издают звуки или светятся.
  • Наблюдает за предметом, который исчезает из поля зрения.

Эмоции

  • Реагирует на изменение в своем окружении.
  • Замечает присутствие или отсутствие родителей.
  • Выражает удовлетворение, счастье, недовольство.

9 месяцев

Моторика

  • Держит небольшие предметы при помощи двух пальчиков.
  • Самостоятельно перемещается – ползает, двигается вдоль мебели, ходит, держась за ручки.

Речь и ее восприятие

  • Понимает смысл простых слов (купаться, кушать, гулять).
  • Сочетает гласные и согласные, издает более сложные звуки (баба, мама, дада).
  • Имитирует разные звуки, движения.

Деятельность

  • Внимательно исследует предметы.
  • Сопротивляется, когда хотят забрать игрушку.
  • Учувствует в кормлении – старается держать ложечку, бутылочку.

Эмоции

  • Восторженно играет в «ладушки».
  • Настороженно относится к посторонним, они могут вызывать у малыша беспокойство.

Год

Моторика

  • Стоит самостоятельно.
  • Делает первые шаги.
  • Переворачивает несколько страниц книги одновременно.
  • Складывает мелкие предметы в ведерко или другую емкость.

Речь и ее восприятие

  • Реагирует на просьбы мамы сделать что-то.
  • Повторяет одно и то же слово по нескольку раз.
  • Отдает предмет, когда его об этом просят.

Деятельность

  • Лучше «орудует» ложечкой, держит бутылочку.
  • «Помогает» одеть себя.

Эмоции

  • Предпочитает общество родителей.
  • Играет с другими детками.

15 месяцев

Моторика

  • Ходит без помощи родителей.
  • Забирается на стульчик или на другую мебель.

Речь и ее восприятие

  • Использует 2 слова, помимо «мама» и «дада».
  • Требует, чтоб его покормили или дали попить.
  • Указывает на предмет, который ему хочется заполучить.

Деятельность

  • Кормит себя ложечкой, не хочет, чтоб ему помогали.

Эмоциональное

  • Целует.
  • Здоровается с людьми.
  • Слушает рассказы.

18 месяцев

Моторика

  • Рисует каракули.
  • Учится бегать.
  • «Пинает» мяч.

Речь и ее восприятие

  • Выполняет элементарные требования.
  • Говорит все больше (5-10 слов).
  • Указывает на носик, глазки, ручки, ножки.

Деятельность

  • Кушает сам, но очень неаккуратно.
  • Понимает, каково применение некоторых предметов (расчесывает себя, кормит куклу).

Эмоции

  • Иногда говорит «нет», когда не хочет чего-то делать.
  • Спокойнее реагирует на отсутствие родителя, но очень радуется, когда его видит вновь.

2 года

Моторика

  • Учится рисовать вертикальные линии.
  • Хорошо бегает, иногда падает.
  • Стоит на одной ноге без поддержки.
  • Поднимается по лестнице.
  • Переворачивает по одной странице в книге.

Речь и ее восприятие

  • Составляет короткие предложения (из 2-3 слов).
  • В словарном запасе имеет не менее 20 слов (в том числе «я», «он», «она»).

Деятельность

  • «Читает» книги, листает их, смотрит на картинки.
  • Открывает дверь.
  • Моет и вытирает ручки.
  • Самостоятельно кушает.

Эмоции

  • Старается «помогать» родителям в домашних делах.

Заключение

Теперь, руководствуясь этими параметрами, вы знаете, по каким принципам развиваются недоношенные дети. А, как известно, кто предупрежден – тот вооружен. Помните, что ваш малыш, рожденный раньше срока, как никто другой требует к себе внимания и заботы. Поэтому рекомендуем вам всегда быть начеку, и в случае, если вы отметили существенные отклонения, – обратиться за консультацией к специалисту.

Источник