Развитие речи и продуктивная деятельность ребенка

Ирина Ивановна Филиппова
Развитие речи в продуктивных видах деятельности

Во всех видах продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде, — наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.

В специально организованной продуктивной деятельности возникают благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. По замыслу педагога легко создаются и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Для развития речи детей традиционно используются следующие элементы занятий.

• Педагог обсуждает с детьми предстоящую деятельность, ее этапы, выбор способов действия, объясняет смысл каждого действия и тем самым не только развивает активную речь детей, но и учит их работать по плану, выраженному в слове.

• Педагог напоминает о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучает вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.

• Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия педагог просит их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.

• Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий.

• Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести все, что указано в инструкции. В конце занятия педагог предлагает вспомнить инструкцию и сравнить ее с тем, что получилось. Таким образом у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом — описывать свои действия и оценивать результат.

• Дети участвуют в коллективной лепке,им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Педагог дает образец того, как правильно и культурно можно построить свое высказывание в общем разговоре.

Таким образом, и замысел и результат — продукт детской деятельности — всегда четко определены в слове. Это позволяет использовать разнообразные ее виды для коррекции недоразвития речи. А в логопедической группе еще и сам процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.

Традиционно в общеобразовательных группах выполнение предложенного педагогом задания проходит в тишине. Остановимся на некоторых специфических приемах развития и активизации речи детей с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.

1. Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш и т. д., ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. Проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.

2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей. (Коля обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Что значит обмакнуть? Это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость — в воду, краску, клей. Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнет рисовать стволы деревьев, а Лена уже нарисовала несколько стволов. Сережа разводитсинюю краску на палитре: был мазок темно-синий, а стал светло-синий. На Сережином рисунке небо будет. И т. д.).

Если комментирующая речь педагога звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогают усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, свое место в общем ритме творческой работы.

3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух (- Маша, ты что сейчас рисуешь? — Я рисую ствол дерева коричневой краской.). Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.

4. Цель продуктивной деятельностиобязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша, будешь делать? Что ты, Коля, будешь делать?В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты, Маша, сделала?.). Такое включение речи усиливает эмоциональное отношение детей к выполнению задания, помогает осознавать цель и постепенно формируется регулирующая функция речи.

5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов. Сначала педагог проговаривает,что делают дети: режут бумагу, отрезают уголок, вырезают круг, разрезают лист, надрезают по сгибу и т. д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия.

Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевленные действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

6. С кисточкой тоже можно разговаривать. Этот прием педагог использует для ненавязчивого обучения детей умению формулировать различные вопросы и отвечать на них, подавать реплики, уточнять, давать объяснение и т. д. Так дети учатся вести содержательный диалог. Организация этого необычного диалога и его содержания зависят от творческих устремлений самого педагога. Полезно использовать его перед началом занятия, в момент формирование замысла или обследования объекта изображения.

Читайте также:  Может ли остеопат помочь при задержке речевого развития у ребенка

7. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот прием позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

8. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы — рисунка, аппликации, постройки — действенный прием формирования мотива речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.

9. «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных (На Сашином рисунке видны заячьи следы, для упражнения в подборе определений и образных выражений.

10. «Почемучки» — закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.Вне занятий детские работы могут оставаться еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:

• речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Алешином рисунке.);

• придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;

• сочинение рассказа или сказки к своей работе; особенно интересно оформить их в виде книжки-самоделки;

• разговор от лица изображенных живых и неживых объектов; сравнение двух работ и т. д.

Эти приемы позволяют педагогу использовать любые благоприятные моменты на занятиях для расширения речевой практики детей. В продуктивных видах деятельностирезультативность речевой работы многократно усиливается за счет:

• опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

• необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

• ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;

• возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значение слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

• возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).

Живая, незаученная речь звучит на занятиях при условии, что дети будут испытывают чувство безопасности работы.Безопасность работы и критерии эстетичности занятия включают следующее: дети не боятся критических замечаний и оценок (добрый совет прежде всего); пользуются возможностью свободно передвигаться по группе во время занятия, задавать вопросы друг другу и педагогу; имеют свое мнение и умеют его высказывать; пользуются правом выбора и т. д.

Тематика продуктивной деятельности соответствует лексико-тематическим циклам программы.

Итак, при планировании и проведении занятий по изобразительной деятельности и конструированию в группе детей с ОНР необходимо опираться как на традиционные (общедидактические и логопедические,так и на специальные принципы:

• максимального использования всех частей занятия для активной речевой практики детей;

• взаимосвязи содержания занятий с разделами программы по развитию лексико-грамматических средств языка и с лексико-тематическими циклами;

• содержательной преемственности и последовательности в работе от первого года обучения ко второму;

• взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяющего в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи и параллельно — формированию представления об эталоне любой деятельности.

Работа на занятиях продуктивной деятельностью, построенная на данных принципах, способствует накоплению в памяти детей конкретного фактического языкового материала для последующего его обобщения на логопедических занятиях.

Источник

Елена Захарова
Продуктивная деятельность как средство развития речи

Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и неинтересна. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Речь служит основным каналом приобщения ребёнка к ценностям духовной культуры, а также является необходимым условием воспитания и обучения.

Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития. Общение с взрослыми, со сверстниками играет важнейшую роль в жизни ребенка. От того, насколько легко ребёнок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная и жизненная деятельность. Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребёнка.

Продуктивная деятельность имеет огромное значение для умственного развития ребёнка, что, в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Продуктивная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение.

Что такое продуктивная деятельность? Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт. Продуктивная деятельность – это рисование, аппликация, лепка.

То обстоятельство, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, так же оказывает положительное влияние на развитие речи. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметит, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе продуктивной деятельности, становится более совершенными, осмысленными, целенаправленными. Ускоряется процесс усвоения навыков различных видов деятельности. Рациональное использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи.

Во время продуктивной деятельности постепенно в активную речь детей вводятся новые слова, происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи.

Также во время продуктивной деятельности можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом, сменяется ответом словосочетаниями разных конструкций, а затем и ответом полным предложением.

Читайте также:  Наблюдение как метод исследования ребенка с нарушениями развития

Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путём, прочнее закрепляется в сознании. Дети узнают цвет, форму и затем активно используют эти слова в общении. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Они придают сделанному предмету движение (машина едет, человек идёт, на основе сделанного предмета с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и «оречевляют», озвучивают предметы.

Выполняя повторяющиеся движения (штрихи, мазки, линии,дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ («следы», кап-кап («дождик»). Сам процесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Рисуя карандашом, красками, лепя из пластилина, работая с бумагой ребёнок лучше воспринимает очертание формы, яркость цвета, если этому помогает слово.

Для решения речевых задач во время продуктивной деятельности речь взрослого должна отвечать некоторым требованиям. Она должна быть доступна, выразительна, состоять из чётко построенных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления услышанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях. Словарь взрослого должен быть простым, но не обеднённым. Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи по развитию речи, и задачи обучения продуктивной деятельностью, и воспитательные задачи

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Поэтому, самым важным направлением в работе по развитию мелкой моторики является продуктивная деятельность.

Только систематическая работа по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности позволяет достичь положительных результатов по развитию речи детей, так как хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценней отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Совместная продуктивная деятельность детей с Вами (родителями) имеет огромное значение в воспитании и развитии ребенка, способствует установлению доверительных отношений между вами и сказывается положительно на ребенке. Помогает Вам (родителям) лучше понимать своего ребенка и приучает его к сотрудничеству.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания (ведь родители обычно весь день проводят на работе или заняты домашними делами, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда Вы (родители) устраиваете маленькую домашнюю галерею его работ и поделок). Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности Вас (родителя) и ребёнка. Совместное творчество детей и Вас (родителей) вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу.

Каково влияние продуктивной деятельности для взрослых (родителей? В современной психологии даже существует особое направление — арт-терапия или терапия творчеством. Это метод психологической работы посредством творческого самовыражения. Наше внутреннее Я отражается в образах всякий раз, когда мы рисуем, клеим или лепим. Продуктивная деятельность помогает осознать и отпустить подавленные тяжёлые эмоции, найти решение «неразрешимой» проблемы. Для того чтобы заниматься продуктивной деятельностью необязательно уметь рисовать или обладать выдающимся художественным талантом, не нужно заканчивать специальные курсы. Целительный эффект наступает от самого творческого акта. Вы получаете возможность выразить всё многообразие запутанных чувств, мыслей, эмоций, которые вас переполняют, когда рисуете, лепите. Таким образом, вы достигаете состояния облегчения, гармонизируете себя. После этого наступает ясность, когда можно спокойно действовать дальше. Созданные вами произведения подсказывают решения проблем, и порой они бывают весьма нестандартны и эффективны.

Вспомните, как в детстве, вы любили что-то рисовать, мастерить, строить, лепить и т. д. Вы можете делать это сейчас. Ваш внутренний творец — это маленький ребёнок. Делайте это и Вас поразят результаты. Решения, которые вы будете принимать в жизни, станут креативными, вы начнёте замечать новые возможности, сможете принести в мир то, что пока даже затрудняетесь сформулировать, и это будет нечто новое.

Источник

Анна Миленина
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»

Развитие речи дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности

Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов побуждают детей говорить.

Во время продуктивной деятельности задействовано несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что оказывает положительное влияние на развитие речи.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а это также способствует речевой активности.

Известно, что мелкая моторика и речь очень сильно взаимосвязаны. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, хорошо использовать пальчиковую гимнастику. Развивая мелкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно и речи в целом.

Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

Читайте также:  Индивидуальная карта развития на каждого ребенка в доу

К занятиям подбираются подходящие потешки, песенки, стихотворения, загадки. Это усиливает воздействие на формирование образных представлений и образного мышления.

Перед занятием по рисованию:

Нарисуем все мы сказки,

А помогут в этом … (краски).

Во время продуктивной деятельности дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать, употреблять слова в активной речи. При знакомстве детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учатся различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Рисование. На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы.

Аппликация. Детям даётся словесная инструкция. Они стараются воспроизвести всё, что указано в инструкции. В конце занятия предлагается вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию. Развивается умение активно пользоваться словом — описывать свои действия и оценивать результат.

Лепка. Например, коллективная лепка. Детям необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию. Распределять, кто, что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д.

Приёмы развития и активизации речи детей на занятиях продуктивной деятельностью:

1. Создание проблемной ситуации.

Если кому-то из детей специально «забыть» положить кисть, карандаш и т. д., ребёнок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме. («Анна Вадимовна, дайте мне, пожалуйста, карандаш». Или «Вы забыли положить мне карандаш»)

2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей.

(«Оля рисует туловище жирафа желтой краской, а Витя уже рисует пятнышки на теле жирафа. Какого цвета пятнышки у жирафа? Маша набирает на кисточку коричневую краску. Вероятно, тоже начнет рисовать пятна на теле жирафа…» и т. д. Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слов педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать контекст своей деятельности, своё место в общем ритме творческой работы.

3. Проговаривание детьми своих действий.

Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог — неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком — не шепотом, а вслух. («Андрей, что ты сейчас лепишь?» «Я леплю миску из белого пластилина. «Таня, ты лепишь миску с помощью приема сплющивания, а каким приемом ты воспользуешься, когда будешь лепить фрукты?» И т. д.) Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах

4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат.

(«Что мы будем рисовать?» Что ты, Оля, будешь рисовать?» В конце занятия то же самое: «Что мы нарисовали?» Что ты, Оля, нарисовала?.)

5. Использование в речи большого числа глаголов.

Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и т. д. Позднее дети сами пользуются разнообразными глаголами и точно называют свои действия. Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми глагольного словаря. Озвученные действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными.

6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию.

Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. («Я приготовил к занятию клеенку, лист бумаги, 2 кисти, акварельные краски, стаканчик с водой…»)

7. «Дорисовывание» словами своей работы — рисунка, аппликации, постройки — действенный приём формирования речевого высказывания. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. («Кошка идет к своему блюдцу и жалобно мяукает — мяу, мяу, мяу…»)

8. «Похвалим работу товарища» — хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных («На Мишином рисунке изображена машина…», «Мне нравится Катина аппликация, потому что…»).

9. «Почемучки» — закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации. («Оля, почему на твоём рисунке собачка такая грустная?»)

Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:

Речевые высказывания с обращением («Артем, смотри, на Витином рисунке.»);

Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;

Сочинение рассказа или сказки к своей работе;

Оформление детских работ в виде книжки — самоделки;

Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;

Сравнение двух работ и т. д.

Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты на занятиях для расширения речевой практики детей. В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается.

Список литературы:

1. Ткаченко Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам : пособие для логопеда / Т. А. Ткаченко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с. : ил. – (Библиотека догопеда).

2. Развитие речи и творчества дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Сфера, 1990.

3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. – Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 678 с.

4. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1989 – 223 с.

5. Специальная педагогика под ред. Назаровой Н. М. – 3-е издание, исправленное, Москва, ACADEMIA, 2004 – 395 с.

Источник