Развитие речи и общения ребенка

Развитие речи и общения ребенка thumbnail
  1. Общение — средство развития речи ребенка

Общение как важнейшее условие

развития речи детей дошкольного возраста.

 Общение — oчень важная сoставляющая жизни ребёнка и  на сколькo, он oвладеет способами общения, от этого и будет зависеть успешность ребенка в процессе взросления.

Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. Но формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении. Потребность в общении – oдна из самых важных человеческих потребностей. Oтношения с близкими, рождают наиболее oстрые и напряженные переживания, которые наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с oдиночеством или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются связанностью с другими и близостью.

Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главнoе своеобразие oбщения. Отсюда следует, что oбщение – это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров. Она возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребёнка, формирует личность в целом.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннегo полноценного развития детей. Чем бoгаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, и шире его вoзможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения сo сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, значит,  прoисходит полноценная подготовка ребенка к обучению в школе.  Именно  поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, тем самым предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в дoшкольном учреждении, так и в семье. Общение дошкольника приобретает более сложный характер, этому способствует более высокий уровень развития мышления, воображения, речи и других психических процессов. В дошкольном возрасте происходит,  переход к таким  фoрмам общения, которые выходят за пределы непосредственно воспринимаемой  ситуацией.

Большой  опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Овладение речью  также  происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главногo таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в пoзнании.  Поэтому воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей.

Задача воспитателя как раз состоит в том, чтобы,  понять ребенка и вовлечь его в то сoдержание, по поводу которого происходит общение. Но для этого нужно хорошо знать своего маленького партнера, а не ограничиваться требованиями и замечаниями. Именно речевая активность, ее oбъем  и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изобразительной деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В общении сo сверстниками инициативные действия преобладают  над ответственными. Для ребенка важнее свое собственное действие (высказывание), пусть даже чаще всего оно не поддерживается сверстником. Поэтому диалог может распадаться. Несогласованность кoммуникативных действий нередко порождает протесты, обиды, конфликты между детьми.

Общение в дoшкольном возрасте определяет развитие познавательной сферы, произвольности поведения, самосознания.
Условиями успешного развития общения являются развитие сюжетно ролевой игры, особенности познавательной сферы (преодоление эгоцентризма) и формирование произвольного поведения, умение опoсредовать свое поведение определенными нормами и правилами.

В дошкольном возрасте формируются две внеситуативные фoрмы общения  со взрослым: внеситуативнo познавательная и внеситуативнo личностная.

Таким образом, oбщение многолико; включает много фoрм, видов. До сих пор не существует единства в толковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы к изучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что без человеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактoр формирования личности, так же oбщение – это наилучший путь для тогo, чтобы познать себя.

Литература:

1. О.С. Ушакова, Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2002.

2. О.Е. Смирнова. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие для студ. сред. педаг. учеб. заведений – М.: Издательский центр “Академия”.2000.

3. Источник: https://5fan.ru/wievjob.php?id=78488

      1. Общение — средство развития речи ребенка

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Овладение речью – это один из наиболее сложных разделов в детской психологии, а также педагогике. Ведь изначально дети даже не имеют возможности сосредотачиваться на чем-либо, а всего лишь по прошествии 1-2 лет успевают овладеть сложнейшей системой знаков – языком. Средства развития речи у детей дошкольного возраста весьма разнообразны. При этом основное формирование речи происходит в ходе общения с окружающими малыша взрослыми. Общение также имеет непосредственную взаимосвязь с предметной и познавательной деятельностью. Кроме того, благодаря овладению речью происходит перестроение детской психики, он начинает осознавать происходящее вокруг него.

      Читайте также:  Кризис 7 лет развития ребенка

      Средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Существующая методика предполагает такие средства развития речи у детей, как:

      — речь воспитателя, культурная языковая среда;

      — общение детей со взрослыми;

      — обучение родной речи в рамках занятий;

      — чтение художественной литературы;

      — обращение к различным искусствам.

      Каждому из них отводится своя, большая или меньшая роль в становлении речи ребенка.

      Общение как важнейшее средство развития речи у детей

      Общение – это важнейшее из всех существующих средств развития речи. По своей сути оно представляет собой взаимодействие между людьми, которое направлено на согласование их усилий для достижения общей цели или налаживания отношений.

      Основным средством общения является речь. Но она возникает лишь на определенном этапе общения. При этом формирование речевой деятельности – процесс сложный, предполагающий взаимодействие ребенка и окружающих его людей. Формирование речи происходит в процессе существования малыша в социальной среде на фоне реализации потребности в общении.

      Из-за того, что в ходе общения возникают противоречия, у ребенка образуются языковые способности, малыш овладевает все новыми формами речи. Но это происходит только при сотрудничестве ребенка с окружающими его взрослыми.

      Специалисты утверждают, что присутствие взрослых является прекрасным стимулом употребления речи. Именно поэтому так важно как можно больше и чаще разговаривать со своими детьми. При этом характер, а также содержание такого общения выступает в качестве определяющего фактора для уровня и содержания речевого развития любого ребенка. При этом речевое общение в случае с детьми дошкольного возраста происходит на фоне разнообразной деятельности.

      Речь воспитателя и специальные занятия как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      В свою очередь речь воспитателя непременно должна иметь культуру звукового строя. Также она должна характеризоваться содержательностью и доброжелательностью тона. Речь педагога может быть указывающей и оценивающей. В рамках культурной языковой среды создается наиболее благоприятная среда для развития детей. При этом для детей характерно активное подражание взрослым с перенятием у них всех тонкостей словоупотребления, произношения и даже построения отдельных фраз. При этом несовершенства речи взрослых, также ошибки в ней, дети также склонны копировать, что также должно учитываться.

      В рамках специальных речевых занятий проводится целенаправленная работа над речью. Поэтому они предполагают речевую активность каждого из детей. При этом подобные занятия предполагают разнообразие деятельности малышей.

      Художественная литература и искусство как средства развития речи у детей дошкольного возраста

      Помимо основных средств развития речи у малышей существуют и вспомогательные. Тем не менее, и они важны. В частности, художественная литература – это важнейший источник речевого развития для любого ребенка. Но ее воздействие во многом зависит от имеющегося уровня речевого развития. Так или иначе, на первых этапах сложно переоценить роль сказок в развитии ребенка.

      Всевозможное искусство оказывает на малышей эмоциональное воздействие. Тем не менее, и оно выступает в качестве стимула усвоения языка. Этот пункт предполагает словесную интерпретацию произведения различных жанров, а также словесное пояснение к ним.

      Другими словами, развитие речи у детей дошкольного возраста предполагает использование сразу нескольких основных приемов в различных сочетаниях. При этом конкретные задачи в речевом развитии детей наряду с особенностями возраста являются определяющими моментами в выборе приемов и методов речевой работы с детьми.

      Источник

      Речь — инструмент устного взаимодействия людей, словесного выражения мыслей и восприятия информации. Через общение дети познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, кругозор и память. Развитие речи с раннего возраста — неотъемлемая часть формирования полноценной психики.

      Развитие

      Развивать речь у ребенка очень важно.

      Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

      Становление связной речи — сложный процесс в развитии, который начинается с рождения и активно продолжается в дошкольном возрасте. Дети учатся выражать свои мысли с помощью слов, воздействуют на окружение, получают отклик на свои мысли или чувства.

      Своевременное речевое развитие помогает:

      • стимулировать функции головного мозга и ЦНС, которые интенсивно формируются в раннем возрасте;
      • до полного созревания речевого центра в мозге накопить словарный запас, научиться управлять средствами родного языка;
      • сформировать разные виды мышления, восприимчивость к обучению и воспитанию;
      • расширить круг общения за пределами семьи, повысить уверенность в своих силах;
      • связать произношение со слухом, развить речевые органы через артикуляцию, особенности произношения (интонацию, темп, ритм, тембр);
      • познавать мир, поскольку речь позволяет ребенку получить представление об окружающих предметах или явлениях;
      • в процессе обучения младших школьников для развития грамотности, навыков чтения, письма.

      В опыте становления личности обучение родному языку занимает важное место: меняются механизмы психики, устанавливается рациональное восприятие окружающего мира.

      Задачи речевого развития

      На всех этапах взросления ребенок осваивает разные уровни устного взаимодействия: лепет малыша нескольких месяцев от роду, первые слова и предложения у детей старшего возраста.

      Речь расширяет возможности для познания. Помимо манипуляций с предметами вокруг себя ребенок начинает фантазировать, узнает новое из рассказов окружающих или художественной литературы.

      Какие задачи выполняются при речевом развитии:

      • овладеть родной речью как инструментом для общения и обучения;
      • обогатить запас слов (знать и применять много слов);
      • научиться внятно и правильно говорить, вести диалог;
      • обучиться культуре общения (выслушивать оппонента, не перебивать, последовательно выражать свои мысли);
      • познакомиться с азами речевого творчества (пересказом, составлением рассказов, сюжетов о своих впечатлениях об увиденном явлении);
      • слушать и понимать сказки, истории из детской литературы;
      • запоминать правильные языковые конструкции для будущего обучения грамоте.
      Читайте также:  Семиотическая функция для развития ребенка

      Какие факторы влияют на развитие речи

      Факторы

      Факторы влияющие на развитие речи ребенка.

      Освоение ребенком устной речи определяется такими условиями:

      1. Наследственность, строение речевых органов. Неправильная анатомия органов артикуляционного аппарата, неразвитые лицевые мышцы осложняют развитие речи у детей 1-3 лет. Укрепить мускулатуру лица помогают питье через соломинку, надувание воздушных шаров. Тогда как физиологические проблемы решаются медицинскими методами.
      2. Корректная работа ЦНС, речевой зоны головного мозга. Нарушения функций нервной системы или центра Брока часто сопровождаются задержкой речевого развития у детей. Для развития этих функций применяются упражнения для мелкой моторики рук.
      3. Беременность, роды без осложнений. Исследования подтверждают, что анемия во время вынашивания плода, преждевременные роды до 35 недели, гипоксия и другие патологии задерживают развитие речи в раннем возрасте.
      4. Контакт с родителями и близкими родственниками с первых дней жизни. Фундамент будущего общения и здорового развития новорожденного — ощущение безопасности, физическая близость к матери, обеспечение физических и эмоциональных потребностей.
      5. Постоянное взаимодействие родителей с ребенком. Об общении узнает из смены выражения лица, движений, жестов. Затем начинает воспринимать обращенную речь, различать эмоции, интонации голоса. Поэтому рекомендуется проговаривать свои действия, называть малыша по имени, не игнорировать лепет или плач.

      Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

      В первые годы жизни ребенок развивается умственно и физически, учится управлять своим телом, думать, усваивает родной язык. Становление речи происходит последовательно, разным возрастным промежуткам соответствуют свои нормы.

      Умение говорить — приобретенный навык, который у всех детей формируется по схожему сценарию. Чтобы своевременно заметить отклонения в речевом развитии, необходимо знать закономерности созревания психики в раннем возрасте.

      Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

      В первый год после рождения активно развиваются все системы новорожденного: созревает и усложняется структура головного мозга, формируется фонематический слух, во время плача или непроизвольных звуков тренируется речевой аппарат.

      Этапы

      Этапы развития речи ребенка.

      На чем основан начальный этап:

      • слушание бытовых звуков, обращенной речи и собственного голоса;
      • подражание взрослому (повторение услышанных звуков, слогов, в возрасте около 12 месяцев — слов);
      • азы понимания смысла сказанного (преимущественно за счет эмоций, интонаций и мимики);
      • состояние артикуляционного аппарата (определяет связность в произношении, подвижность речевых органов).

      Во второй год жизни отмечается скачок в развитии активной речи.

      Для общения в этом возрасте характерно следующее:

      • попытки осмысленно употреблять слова (для названия предмета);
      • до 1,5-1,8 лет нет распространенных предложений, их заменяет 1 слово («Пить» в качестве просьбы);
      • в 1,8-2 года состав фраз расширяется, но еще нет грамматической связи между словами;
      • увеличивается словарный запас (100-300 слов в зависимости от условий, частоты и качества общения со взрослыми);
      • продолжается развитие артикуляционных органов, но голос еще не окреп;
      • осваиваются интонации;
      • неправильно произносятся отдельные звуки (смягчаются гласные, пропускаются согласные, путаница в слогах), упрощаются слова («Би-би» вместо «Машина»).

      Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

      На третьем году жизни увеличивается познавательная функция речи. Ребенок интересуется окружающим миром, начинает задавать простые вопросы, вести диалог со сверстниками.

      Речевое развитие трехлетки включает в себя такие этапы:

      • обогащается словарный запас (в 2-3 раза по сравнению с двухлетним возрастом);
      • чаще используются глаголы (до 30% активного запаса слов), предлоги и местоимения;
      • наблюдаются ошибки в согласовании рода прилагательных для именования предметов;
      • в речи появляются сложные бессоюзные предложения (к концу 3 года — сложноподчиненные);
      • улучшается восприятие на слух детской литературы;
      • речевой аппарат становится подвижным, но связность речи и громкость голоса остаются слабыми;
      • при произношении длинные слова со сложной структурой часто укорачиваются, слоги меняются местами или выпадают;
      • улучшается память, начинает развиваться творческое мышление, фантазия;
      • внимание остается неустойчивым, ребенок отвлекается.

      Интерес к окружающим предметам стимулирует дошкольника общаться со взрослыми, первым начинать разговор. В диалоге ребенок учится рассуждать, начинает определять простую взаимосвязь между явлениями.

      Какие особенности развития речи отличают 4-летний этап:

      • возрастает способность подбирать названия для любых предметов, действий, в т. ч. для тех, которые не окружают ребенка постоянно;
      • расширяется арсенал слов (активно применяются прилагательные, числительные, наречия, местоимения);
      • пересказ событий или чужой речи, рассказ о своих впечатлениях остаются неточными из-за неумения корректно выбирать нужные слова;
      • сохраняется нелогичность, непоследовательность изложения, но улучшается грамматическая структура речи;
      • общение остается ситуативным, требует уточнений, рассказ привязан к ситуации;
      • улучшается запоминание стихотворений, загадок, сказок, ребенок легко их повторяет, но преимущественно не понимает смысла;
      • речевой аппарат совершенствуется в индивидуальном темпе (к концу 4 года дети уже могут говорить понятно, разборчиво или продолжать упрощать звуки).

      Становление

      Становление речи ребенка 3-4 лет.

      Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

      В пятилетнем возрасте дошкольник становится восприимчивым к социальной среде. Появляется интерес к развитию речевого слуха через словотворчество, попытки рифмовать или пение. Становление речи происходит интенсивно, ребенок подражает манере общения в семье или детском саду.

      Какие этапы речевого развития проходят дети 5 лет:

      • возрастает красочность, разнообразие речи (кроме названий предметов ребенок знает их признаки, умеет логически связать несколько объектов между собой, опираясь на свойства);
      • внимание не рассеивается, становится устойчивым;
      • словарный запас пополняется до 2,5-3 тыс. слов, что стимулирует развитие навыка монолога, но повышает количество ошибок и несогласованных словосочетаний в речи;
      • речевые органы достаточно натренированы для корректного произношения, улучшается связность и четкость звуков, речь становится понятной посторонним людям и другим детям;
      • в 30% случаев наблюдаются трудности с произношением звука р, л, шипящих;
      • развивается фонетический слух, умение различать тонкости произношения (высоту голоса, тембр, интонации, темп).
      Читайте также:  Словесный период речевого развития ребенка

      Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

      Дети старшего дошкольного возраста овладевают связной речью, составляют монолог из сложных предложений и развернутых фраз. Окружающие понимают ребенка без дополнительных вопросов.

      Признаки формирования контекстной речи у детей 6 лет:

      • развивается абстрактно-логическое мышление, улучшается понимание связей и отношений между явлениями, предметами, людьми;
      • словарный запас пополняется формами уже знакомых слов (добавляются приставки или суффиксы), активно используются 4-6 тыс. слов;
      • ребенок оперирует обобщающими словами, собирает слова в группы по общему свойству, способен подобрать пары антонимов;
      • уменьшается количество грамматических ошибок;
      • завершается развитие основных функций артикуляционных органов, подвижной мускулатуры лица, из-за чего звуки проговариваются четко;
      • при регулярном выполнении развивающих устных упражнений к 7 годам удается улучшить произношение шипящих звуков, р, л.

      Речь семилетнего ребенка практически не отличается от взрослой.

      Активность

      Творческие методы и приемы.

      Развитие в этом возрасте направлено на закрепление навыков:

      • продолжает расширяться запас слов, которые используются ежедневно, причем одинаковые понятия ребенок разделяет по признакам (зимняя или летняя одежда);
      • применяются средства выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), слова в переносном значении (легкий мяч или легкая рука);
      • монолог становится развернутым, логичным, ребенок не перескакивает с одной мысли на другую;
      • грамматические ошибки случаются редко, преимущественно при отсутствии подсказок со стороны взрослых;
      • голос становится громким, произношение четким, при этом ребенок управляет интонацией и темпом;
      • в высказываниях появляется эмоциональность, личное отношение и точка зрения, активно развивается индивидуальность.

      Активность родителей в развитии речи ребенка

      Родители первыми знакомят новорожденного с общением. Наблюдая этапы становления речи ежедневно, они могут вовремя заметить нарушения и исправить их.

      Чтобы помочь речевому развитию дошкольника, в домашних условиях родителям необходимо:

      • с первых дней четко проговаривать слова, не искажать звуки при подражании детскому лепету;
      • использовать много слов, называть окружающие предметы, описывать бытовые действия, чтобы познакомить ребенка с разными понятиями;
      • в форме игры придумывать с дошкольником новые словоформы для понимания родного языка;
      • обогащать речь эмоциями, сопровождать произносимые слова выразительной мимикой, жестами (улыбаться = радость, хмуриться = печаль);
      • знакомить с детскими книгами, рассказывать короткие истории, подавая пример связного монолога, предлагать ребенку самому придумать продолжение или пересказать сюжет.

      Как помочь развитию речи детей раннего возраста

      Чтобы стимулировать формирование речи с раннего возраста, необходимо развивать все способы восприятия. В первые годы об окружающем мире ребенок узнает через ощущения, собственные действия и получаемый отклик.

      Рекомендации для речевого развития через сенсорную систему:

      1. Осязание.
        Тактильные чувства дарят первые представления о жизни. Важно постоянно прикасаться к новорожденному, делать массаж, зарядку. Также рекомендуется знакомить его с текстурами: выбирать игрушки из разных материалов, предлагать потрогать воду, траву или цветы на улице, крупы или песок.
      2. Зрение.
        Учит фокусироваться, сосредотачиваться, обращать внимание на предмет и удерживать его взглядом. Кроме мобиля или бортиков в кроватке, необходимо также показывать обстановку в квартире, знакомить с предметами (автомобили, деревья, птицы и пр.) на улице.
      3. Слух.
        Рекомендуется создавать насыщенное звуковое пространство: бытовые звуки, музыка, пение. С рождения требуется постоянно говорить с ребенком, комментировать свои действия, называть предметы вокруг. Важно отвечать на лепет, повторять звуки, чтобы стимулировать подражание речи взрослого.
      4. Вкус.
        Предлагая незнакомый продукт, необходимо его назвать, описать вкус (яблочное пюре сладкое), свойства (творог делается из молока, которое дает корова). Это познакомит ребенка с новыми понятиями.
      5. Обоняние.
        Запахи ассоциируются с предметами, которым соответствуют. Через обоняние ребенок учится различать приятные и неприятные ощущения, расширяет сенсорный диапазон.
      6. Моторика.
        Подвижность способствует познанию мира, поэтому нельзя ограничивать перемещения. В безопасном пространстве повышается уверенность в себе, развивается любознательность, игровые навыки. Связь мелкой моторики и речи доказана научно. Пальчиковые игры, любые упражнения с маленькими предметами, бытовые действия (завязать шнурки, самостоятельно есть ложкой) способствуют развитию точности движений и произношения.

      Методы

      Методы развития речи у дошкольников.

      Методы развития речи у дошкольников

      Дошкольники осваивают родной язык разными способами. Общение — основа речевого развития у детей старше 3 лет, поэтому в коллективе становление речи происходит быстрее. Игры со сверстниками всегда требуют комментариев, объяснений, вопросов.

      Другие советы по формированию речевого навыка для воспитателей в детском саду:

      • наблюдать за миром — не только показывать окружающие предметы, но и картинки, книги, фильмы и пр.;
      • придумывать свои сюжеты — воспитатель рассказывает начало истории, описывает явление или игрушку, затем предлагают дошкольникам сочинить продолжение;
      • читать детские произведения — учит вниманию, развивает навык слушания, иногда после чтения детям предлагается пересказать своими словами;
      • развивать дикцию — диалоги, словотворчество, короткие стихотворения с четким произношением звуков, чтобы тренировать артикуляционный аппарат;
      • игровые методы — дидактические игры, инсценировки учат монологической и разговорной речи, культуре общения, обогащают словарный запас.

      Эти методы помогают закрепить полученные навыки, расширяют коммуникативные возможности ребенка.

      Источник