Развитие ребенка в субкультуре детства

дарья рябова
Детская субкультура

Детская субкультура

Культурные игровые практики рассматриваются как организационная основа формирования детской субкультуры. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми в игре и способствующие формированию готовности и способности ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антро-пологии и культурологии — обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Это сообщество по интересам. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством.

Детская субкультура – в широком значении это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической соци-альной ситуации развития. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующе-еся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняю-щее важнейшие функции социализации ребенка.

Понятие стратификации (от лат. stratum — слой, пласт) обозначает расслоение, различия, неравенства.

Примеры содержания детской субкультуры.

— традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.);

детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

-детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекун-ское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполне-ния желания, фантастические истории-небылицы);

детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

— эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

— наделение прозвищами сверстников и взрослых;

— религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Среда в ДОО для формирования детской субкультуры

• постоянные (разнообразные предметы –накопители: коробки, сундуки, сокровищницы с разными мелкими предметами,модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года», «Лошадки» и др.,

• временные, т. е. присутствующие в группе периодически (коллекции, выставки, оформлен-ные совместно с родителями)

• продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки – малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т. д.)

Список литературы:

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. – 1996. – №3.

2. Беляев, И. А. Культура, субкультура, контркультура / И. А. Беляев, Н. А. Беляева // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И. А. Беляева. —Оренбург: Фи-лиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. — С. 5-18.

3. Глушкова О. М. Теоретические аспекты анализа субкультуры // Архитектон: известия вузов. — № 26.

4. Масловская С. В. Место и роль культурно-антропологических практик в системе дошкольного об-разования в условиях модернизации. «Инновации в науке»: сборник статей по материалам XХVIII международной научно-практической конференции (27 декабря 2013 г.)

Источник

Консультация «Детская субкультура»

Очень часто родители  не знают и не видят  специфики существования и развития  детской субкультуры. Усилия взрослых направлены в основном на познание внешней, объективной формы существования мира детства, которая выделяет детей  в особую демографическую группу  и предполагает наличие  определенных атрибутов ее существования, правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и  на их «социальное причесывание».

Однако, мир детства существует как объективная реальность, в которой  каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания  социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.

Детская субкультура — это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

Неинституионализированная форма  социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей  внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями  основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует  их через соответствующие традиции, ритуалы и др.

В содержание детской субкультуры входят:

— детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношения со сверстниками, в том числе правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);
— специфические способы воспитательных воздействий на сверстников, разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки,  обзывалки);
— детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки);
— увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники, коллекционирование);
— способы и формы свободного времяпровождения (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности, походы в «страшные места» (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройки, свалки), рассказывание страшных историй;
— детская мода;
— субкультурные формы, которые играют решающую роль в процессе овладения содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, «черный юмор», сказочный мир);
— детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний.

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передающей  специфические способы  организации детской  деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношения со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняют воспитательную функцию, а также помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость.

Колыбельные песни, потешки, прибаутки знакомят детей  с простейшей моделью мироустройства (дом, как защита от опасного внешнего мира, куда до поры до времени ходить не надо); раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие  к близким   и миру в целом (место ребенка в доме – самое хорошее и красивое, мама – самая лучшая и заботливая, семья — защита и надежность).

Детское собирательство дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте  и утвердить себя через эти предметы («я — есть», «я — могу»), помогает пережить чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В первую очередь — это сказки, затем комиксы, детские энциклопедии, книги о животных, научно-популярная, историческая литература.

Телевидение.

Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это, конечно же мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и телесериалы  для взрослых. И очень редко телепередачи познавательного цикла.

Читайте также:  Развитие и возрастные особенности ребенка стоматология

Детское коллекционирование.

Детское коллекционирование — это, прежде всего, обозначение собственности (дети очень любят, если чего-то много), а не возможность расширения кругозора. Поэтому взрослым следует обратить внимание на то, чтобы детское коллекционирование носило познавательный характер.

Остановимся  кратко на характеристике некоторых компонентов детской субкультуры.

Детский фольклор

В его основе лежат произведения, авторами которых являлись взрослые и, которые передаваясь из поколения в поколение, адаптированы детьми для детского восприятия.

Например, стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять»  было опубликовано в 1851 году, это была подпись к картинке в детской книжке, автор поэт Федор Миллер. В данный момент существует множество вариантов этих стихов, адаптированных детьми для разных случаев жизни (песенки, считалки и др.)

Уникальный жанр детского фольклора не имеющий аналогов во взрослом фольклоре — считалки. Благодаря им в детской среде регулируются конфликты во время игры.

Дразнилки, иначе их называют поддевками или обзывалками. Они берут свое начало в быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу прозвища и клички, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка — это расширенная кличка или прозвище состоит из имени и рифмованного положения к нему: Ленка-пенка, Ксюшка-соплюшка.

Дразнилки высмеивают детские недостатки: жадность, глупость, хвастовство, плаксивость.

Причем в 4-5 лет дразнилки  обезличенные: рева-корова. Ябеда-корябеда, жадина-говядина.

В 6-7 лет обидные дразнилки уже согласуют с именем. Но в этом возрасте дети уже готовы к психологической самозащите и появляются ответные дразнилки-сопротивления: кто обзывается, тот сам так называется.

Дразнилки имеют и воспитательную функцию и регулятивную (соблюдение норм и правил в отношениях детей).

Дразнилки всегда публичны, это испытание на психологическую прочность, тренируют у детей навыки самозащиты.

Детское словотворчество.

Это активное конструирование детьми речи. Дети придумывают новые слова по аналогии уже с существующими.

Варит-варилка, лечит-лечилка.

Смеховой мир детства.

К  нему относятся:

Перевертыши, нелепицы, небылицы — особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается  обычное положение вещей, проблематизируется общепринятое  представление об окружающем.

Страшилки.

До 5 лет многие дети их боятся. В 5-6 лет начинают обыгрывать ситуацию  «страшно» (играть в приведения). В 6-7 лет появляются словесные страшилки

В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой это переход на более высокую возрастную ступень (бояться только маленькие).

Садисткие стишки.

Страшилка середины 80-х годов. Мнение  о них проблематично. Одни считают, что высмеивается зло, другие — говорят, что это свидетельство о дегуманизации детской жизни.

Анекдоты.

Зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют  благополучному принятию ребенка в коллектив.

Коллекционирование и собирательство.

Коллекционирование — тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями.

После 5 лет у детей появляются  собственные сокровищницы.

Секрет (ямка в земле, куда закапывают что-то) — представляет собой одну из форм детского дизайна. Открывается только избранным, распространенным видом детской мести является уничтожение секретов друг друга.

Коллекционирование и собирательство дает ребенку авторитет среди сверстников  и уверенность в своих силах.

Посещение страшных мест.

Групповое посещение  страшных мест — одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды формирования детского мифа о мире.

Со временем  детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности. Трансформируются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени.

Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта  не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс   развития и саморазвития  человека в ходе усвоения  и воспроизводства социокультурного опыта.

Социализация — адаптация личности  к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Социализация — это и формирование собственной позиции  и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт.

Особенности современной социализации ребенка:

Раннее приобщение к миру взрослых (телепередачи, родители не скрывают от детей дошкольного возраста негативных сторон своей жизни (ссоры, нецензурная  брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров  родителей не всегда приемлемы для детей); в связи со сложившейся криминогенной обстановкой  дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками, имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, студий).

В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.

Почему сейчас уделяется такое внимание детской  субкультуре?

В процессе приобщения  к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается  опыт взаимодействия с окружающими, строятся  социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный  и социально желаемый внутренне.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №37»

с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края

СЕМИНАР

«ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ

СУБКУЛЬТУРЕ»

Составили и провели:

Маслова Е.И. —  учитель-логопед

Калиберова Р.В. – воспитатель

2017 г.

Оглавление

Дата проведения: 18.01.2017г.        2

Введение        2

СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ        3

Понятие детская субкультура        3

Основные компоненты детской субкультуры        4

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников        4

ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ        5

Выставки        5

Праздничные события и игровые тематические проекты        6

События        6

Игровые проекты        7

Презентации        7

Совместные праздники детей и родителей        7

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – КАК КОМПОНЕНТ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ        8

— постоянные        8

— временные        8

— полученные в результате реализации проектов        8

Место проведения: методический кабинет.        

Цель: формирование представлений педагогов о детской субкультуре.

Задачи:

 — продолжать знакомить педагогов с детской субкультурой;

— раскрыть формы приобщения дошкольников к детской субкультуре.

Детство – период жизни человека от новорожденности до достижения социальной и психической зрелости, во время которого происходит его развитие, становление его, как полноценного члена человеческого общества.

Социальное развитие это процесс во время, которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе т.е. становится социально компетентным.

Читайте также:  Что нужно для развития нервной системы ребенка

Наиболее важным фактором, влияющим на социальное развитие ребенка в семье, является атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, стиль воспитания. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Образовательная среда детского сада социальна по своей сути.

Во- первых, люди, которые непосредственно окружают дошкольника и играют главную роль в его жизни,- это педагоги и сверстники.

Во- вторых, среда детского сада наполнена различными предметами и вещами, которые при первом приближении социальны, так как созданы не только руками, но и разумом человека.

В процесс социализации ребенка включаются воспитатели и другие сотрудники детского сада. В одних случаях речь взрослого, в других их пример оказывают влияние на формирование личности ребенка, стиль его мышления и поведения. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Дошкольный возраст насыщен важными достижениями в социализации детей, которые овладевают собственными эмоциями, приобретают опыт практического мышления в предметном и образном плане; у них развивается произвольное владение собственными действиями и поведением.

«Субкультура (от лат.Sub – под + cultura) – культура какой-либо социальной или демографической группы».

Понятие детская субкультура

Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, она регулирует взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Она  представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

 «Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития».

Таким образом, детская субкультура – вариант широко распространенного в обществе процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения к поколению, это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми.

В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом сообществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Одной из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что с одной стороны в ней мир детства отличается от мира взрослых, а с другой – детская субкультура это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, способ освоения и самоутверждения в нем.

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Так, например:

— колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом, отношение в семье, доверие близким людям и к миру в целом;

— дразнилки, высмеивающие жадность, плаксивость, ябедничество выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;

— детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку утвердить себя через эти предметы: «Я есть» и «Я могу»;

Рассматривая детскую субкультуру можно выделить несколько основных функций:

—  социализирующая функция – детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе;

— предоставление экспериментальной площадки для определения границ своих возможностей;

— пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира;

— культуроохранительная функция передача из поколения в поколения утраченные жанры и обряды.

Основные компоненты детской субкультуры

Обобщенный анализ разных точек зрения позволяет выделить следующие компоненты детской субкультуры:

—  детский правовой кодекс, раскрывающий разнообразие норм поведения; взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками

—  детский фольклор ( колыбельные песни, прибаутки, считалки и др.);

—  детский юмор ( перевертыши, небылицы, розыгрыши и т.д.);

—  способы и формы свободного времяпровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности;

—  детская мода, эстетические представления детей;

—  детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, охватывающая основные стороны взаимодействия ребенка с миром;

— своеобразные увлечения: детское собирательство и коллекционирование.

Наиболее изученными формами традиционного поведения также являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Однако есть и скрытые детские традиции, которые с точки зрения педагогического сознания взрослых всегда оценивались отрицательно, а именно: детский юмор, анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, страшные истории, испытания храбрости.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Социализация – широко используемое понятие, в современной психолого – педагогической науке, имеющее междисциплинарный  статус, и в связи с этим его содержание не однозначно.

Познание мира сверстников и взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Основными задачами в детской субкультуре можно выделить следующие задачи:

— развитие у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;

— расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;

— формирование образа дошкольника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.

Для решения этих задач целенаправленно создаются условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разных возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личного статуса.

Для приобщения дошкольников к детской субкультуре необходимо создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, где происходит накопление опыта взаимодействия между детьми, удовлетворение потребности в признании и завоевании личного статуса.

Задачи социализации:

 — Создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников;

—  Развивать у детей адекватную оценку своих возможностей;

—  Воспитывать нравственные качества у дошкольников;

—  Обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения;

—  Осваивать разнообразные социальные роли;

—  Формировать у детей умение сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими;

 — Содействовать разновозрастному общению;

— Оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Формы работы:

Выставки

Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности, а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа поливариативности.

Читайте также:  Развитие зрительной памяти ребенка

По определению В.И. Даля выставка это собрание, каких либо замечательных предметов, расположенных для обозрения. 

Выставки могут быть:

-тематическими, которые подразделяются на коллекционные и творческие,

-авторскими, которые делятся на семейные и персональные.

Коллекционирование – тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, и т.д. Коллекционирование дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. Сначала детей нужно научить формировать коллекции, познакомив с их разновидностями и объяснив смысл собирательства. Примерная тематика коллекций: машины, игрушки из киндер-сюрпризов, календари, открытки.

Любая выставка коллекция должна нести не только информационную функцию, но и эстетическую. Она должна быть доступна и понятна тем детям, для которых она адресована, т.е. должна соответствовать их возрасту. Таким образом, совокупность рассмотренных компонентов детской субкультуры позволяет формировать целостный жизненный опыт ребенка. Через них он познает мир, себя и окружающих людей.

При организации выставок особая роль отводится предварительному этапу, который включает в себя работу по накоплению, расширению или уточнению знаний детей о предметах (объектах). Выставки, чтение познавательной литературы, проведение бесед, экскурсий, организация совместной продуктивной деятельности по созданию выставочных экспонатов, т.е. делается все, чтобы вызвать у детей интерес и желание поучаствовать в мероприятии.

Праздничные события и игровые тематические проекты

Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей  друг с другом.

События

В словаре С.И. Ожегова событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. Эта форма с помощью, которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. События могут быть приурочены к праздничным календарным или знаменательным датам. В события, как и в другие формы приобщения ребят к детской субкультуре, обязательно включаются минуты свободного общения детей разных возрастных групп.

Обязателен в организации событий подбор игр и упражнений, где дети могут демонстрировать свои способности и узнавать ближе друг друга. Игры и ситуации направлены на формирование нравственной основы и развитие у детей чувства собственного достоинства.

Игровые проекты

Это групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников до достижения игровой цели.

К игровым проектам предъявляется ряд требований:

— обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться в детской деятельности;

— включение игровых моментов, способствующих развитию коммуникативных навыков.

Презентации

 Данная форма работы способствует развитию социальной уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения. Это активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы

Большая роль в подготовке презентаций отводится предварительной работе, в которую входит:

—  изготовление приглашений для детей и родителей;

—  подготовка подарков и призов для гостей;

—  подготовка групповой среды для презентации;

—  подбор и разучивание стихов, песен, танцев, которые будут включены непосредственно в презентацию.

Совместные праздники детей и родителей

В процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных общений ( для поддержания веры ребенка в себя, в свои силы, желание «быть хорошим» ).

Кроме того специфическая задача приобщения воспитанников дошкольного учреждения к детской субкультуре – формирование образа дошкольника как социально желаемой роли в будущем и готовности к ее позитивному принятию.

 Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивающей средой, которая в результате проводимой работы постепенно пополняется соответствующими компонентами. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Условно компоненты детской субкультуры можно разделить на три группы:

— постоянные

предметы-накопители: коробки, сундучки, сумочки и т.д. Предметы-накопители это детские сокровищницы их цель: помочь ребенку осознать предпочтения других детей. Сокровищница – хранилище личных, неприкосновенных вещей. Это особая закрытая емкость недоступная другим детям (сундучок, сумочка, коробочка). У мальчиков свои сокровища, у девочек свои. Важное условие: все эти вещи должны быть безопасны для детей.

модели возрастных периодов могут иметь различный вид, например паровозик времени он может быть как объемным, так и плоскостным. В вагончиках находятся фотографии детей в разных видах деятельности и относящихся к разному временному периоду. Паровозик времени в группе должен занимать почетное место и быть доступным детям, чтобы можно было его свободно рассматривать. К моделям возрастного периода можно отнести «Портфолио группы».

— временные (присутствующие в группе периодически ):

выставки,

коллекции.

— полученные в результате реализации проектов:

продукты детской деятельности: рисунки, журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм.

Таким образом: в детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях. Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

Литература

1. Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры. Дошкольное воспитание. 1997. №3. С. 87-92; №4. С. 64-68.

2. Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Санкт-Петербург, 2005г.

3. Бывшева М. Социальное познание старшего дошкольника: проблемы и их решение. Дошкольное воспитание. 2009. №9. С.59-63

4. Иванова Н.В., Бардина Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ. Методическое пособие. Москва, 2008г.

5. Иванова Н. О детской субкультуре. Дошкольное воспитание 2004. №4 С 34-36

6. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника. Дошкольное воспитание. 1993. 31 С 27-36

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль,1997г.

8. Пазухина И.А. Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. Санкт-Петербург, 2004г.

9. Пазухина И.А. Давай поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Санкт-Петербург, 2005г.

10. Сушкова И, В. Социально-личностное развитие. Анализ программ дошкольного образования. Москва, 2008г.

Источник