Что нужно для развития нервной системы ребенка

Что нужно для развития нервной системы ребенка thumbnail

Человек рождается с потенциалом быть здоровым, уверенным в себе, но нормальная самооценка не присутствует у него в крови, она не передается генетически. Скорее наоборот: как новорожденные, так и дети более слабые, менее способны противостоять проблемам, чем старшее окружение. Маленький человек зависит от того, как родители воспитают его уверенность в себе.

Ноутбук

Подавляющее большинство людей перешагивает порог взрослой жизни и независимости с более или менее заниженной уверенностью в себе. Родители, воспитывающие в детях здоровую самооценку, делают для малышей гораздо больше, чем различные психологические кружки, развивающие игрушки, мультивитаминные комплексы, отдых у моря вместе взятые. При этом, ответ на вопрос, как укрепить нервную систему и психику ребенка, очень прост: достаточно соблюдать несколько простых принципов.

Что такое уверенность в себе?

Откуда возникает уверенность в себе? Где ее истоки? Ответ на эти вопросы следует искать в детстве. Родители существенно влияют на то, пойдет ли их ребенок по жизни как психически устойчивый, уверенный в себе человек, знающий, чего и как он хочет достичь. Характер малыша формирует отношение к нему родителей.

Американский психолог, писатель Дэниэл Гоулман сказал: «Ребенок развивает уверенность в себе, когда родители доверяют его способностям, уважают его мнение в формировании семейной жизни. Только так он научится выражать свои пожелания и потребности. Самосознание формируется жизненным опытом».

Что означает уверенность в себе:

  • знание своего права на уважение, осознание обязанности уважительно вести себя по отношению к другим;
  • выражение и отстаивание своих чувств;
  • открытое, ясное отстаивание своего мнения, даже если другие имеют противоположные взгляды;
  • уважение мнения других;
  • открытое и свободное знакомство с другими людьми;
  • справедливое восприятие критики в свой адрес;
  • выражение своих пожеланий, потребностей;
  • умение сказать «нет».

Некоторые из взрослых людей испытали в детстве наказания, унижения, высокие требования родителей. Их собственный опыт поможет поставить себя на место ребенка, понять его чувства.

Как укрепить самооценку – основные правила

Для укрепления детской уверенности в себе важно соблюдать несколько основных правил. Они не сложные. Прежде всего, следует воспринимать ребенка, как полноценного человека, имеющего свое мнение. Также нужно повышать свою самооценку – если вы будете себя вести уверенно, станете примером для ребенка.

  • Осознайте, что все дети уникальны, не пытайтесь навязывать свои идеи.
  • Покажите свою любовь, даже если вам не нравится поведение малыша. Он должен знать, что может ошибаться: «Я поступил неправильно, но это не значит, что я плохой».
  • Не требуйте вещей, которые маленький человек в силу развития еще не способен сделать – в пять лет малыш не может убрать комнату так же, как в 15-летнем возрасте.
  • Не сравнивайте детей с братьями, сестрами, другими детьми. Это способствует конкурентному восприятию других, получению опыта из неудач.
  • Если ребенок совершает ошибку, покажите ему, как можно сделать лучше: «Послушай, может быть, попробовать по-другому?».
  • Воспринимайте детей так же серьезно, как хотите, чтобы воспринимали вас. Слушайте их, показывайте понимание.
  • Уважайте мнение ребенка, даже если оно не совпадает с вашей точкой зрения: «Я знаю, что ты думаешь по-другому. Как думаешь, сможем ли мы договориться, во сколько ты вернешься от друга/подруги?».
  • Дайте малышу почувствовать себя комфортно, когда он потерпел неудачу («Ты сейчас разочарован»), поощряйте его продолжать усилия («Попробуешь еще раз? Может быть, получится лучше»).
  • Не высмеивайте ребенка. Вы можете причинить ему боль.
  • Подчеркивайте, что важно быть довольным собой, независимо от похвалы и восприятия окружающих людей.
  • Создайте место, в котором будете регулярно рассказывать друг другу о проблемах. В этом месте каждый сможет высказать свою точку зрения.

Поддержка самооценки уже от рождения

Самый важный этап формирования уверенности в себе приходится на время, когда человек еще не осознает своей собственной идентичности – задолго до произнесения слова «мама». Решающий фактор правильного развития нервной системы – эмоциональная стабильность и отношения между родителями.

Дитя

В этом контексте Даниэль Големан приводит следующий пример. Представьте себе двух матерей и их 2-х грудных детей посреди ночи в аналогичной ситуации. Малыш просыпается, плачет, хочет пить. Первая мать берет его на руки, прикладывает к груди, лелеет, терпеливо ждет, пока дите напьется. Она дает понять, что рада быть с малышом, несмотря на усталость. Младенец, удовлетворившись молоком и материнской любовью, скоро снова засыпает.

Другая мать (возможно, не желавшая рождения ребенка) реагирует на него с повышенной раздражительностью, нервозностью. Она встает резко, без положительных эмоций, во время грудного вскармливания смотрит перед собой, поглощенная собственными мыслями. Младенец чувствует напряжение, перестает пить. Мать, расстроенная из-за ненужного вставания, кладет малыша обратно в кроватку, он долго плачет.

Это две крайности, но ясно, кто из малышей будет убежден в важности своих потребностей, поймет, что мир – хорошее место для жизни. Большинство детей в некоторой степени переживают как положительный, так и негативный опыт. Но поскольку один из типов родительского поведения преобладает, у них развивается определенная форма доверия или недоверия к окружающей среде и самому себе.

«Каждое, даже едва заметное общение между ребенком и родителем, имеет некоторую эмоциональную окраску. Повторение эмоциональной связи постепенно создает у малыша собственные психологические установки, которые формируют его самооценку», – пишет Гоулман.

Уверенный в себе маленький человек более комфортно идет по жизни. Он более успешный в школе, на работе, у него больше социальных контактов, дружеских отношений. В будущем он может стать опорой для людей.

Отец

Ошибки – это нормально

Все дети любопытны и, при этом, неуклюжи, поэтому часто что-то ломают, рвут, разбивают. Позже в школе они совершают ошибки, забывают сделать уроки, неправильно решают примеры. Это естественные вещи, из которых не следует делать глобальную проблему. При правильном подходе они помогут детской психике укрепляться.

После совершенной ошибки превратите ее в полезное дело. Например, плохо решенный пример – причина сесть и посмотреть на них еще раз. Разбитая ваза приводит к объяснению того, что вращаться вокруг себя с машинкой на длинной веревке – это не очень хорошая идея и т.д.

Критикуйте поведение, но не личность в целом

Здоровая критика – это также способ укреплять психику. Это самое важное правило, но оно сложное для понимания и реализации: когда ребенок делает что-то неправильно, следует поддать критике его поведение, но никогда не личность в целом. На практике это выглядит так.

  • Неправильно: «Ты невозможный, неуважительный. Ложись спать!».
  • Правильно: «Послушай, меня злит тот факт, что ты все еще здесь. Ложись спать».
Читайте также:  Развитие глазомера ребенка дошкольного возраста

Критика –  вот что укрепит нервную систему ребенка 5 лет и старше. Маленькие дети неспособны воспринимать ее должным образом.

Мама

Похвала

Заслуженная похвала – это проверенное «народное» средство повышения самооценки. Каждый человек, особенно в детские годы, должен чувствовать себя успешным. Поэтому хвалите малыша за прогрессы, которые он совершает. В области, которая у него пока не получается, ищите любую положительную мелочь, например, усилие и терпение. Оценка усилий важнее оценки результата. Результат часто зависит от других обстоятельств, влияющих на работу (сотрудничество, погода, доступность и т.д.), но усилие всегда является продуктом собственной воли.

Хвалите лично, от себя («Я рад, что ты вспомнил о Дне рождения бабушки», «Мне нравится, как ты рисуешь»).

Будьте примером

Поведение родителей сильно влияет на детей и их отношение к жизни. Если вы великодушно оставляете без внимания их ошибки, но нервничаете, ругаете себя при малейшем промахе, он будет находиться в смятении или «впитает» такое поведение. Аналогичная ситуация – критика другого родителя.

Идеальное воспитание может дать самоуверенный родитель. Но таких людей немного, как уже упоминалось выше. Осознав причины своей низкой самооценки, вы сможете улучшить восприятие мира малышом, передать ему то, что знаете, но не можете в полной мере применить.

Воспринимайте детей такими, какими они есть

А также себя, других людей. Уважайте личность, цели, способности, потребности; не судите. Каждый человек уникален. Попытка переделать кого-то недостойна, фактически она говорит ему, что он недостаточно хорош. Отсюда исходит неуверенность в себе. Ваш ребенок неуклюжий? Ну и пусть. Со временем ситуация либо улучшится, либо он преуспеет в чем-то другом (или нет), но все равно останется уникальным человеком. У него нет музыкального слуха? Ну и что? Все остальное ведь в порядке. Портить нервы себе и малышу из-за такой мелочи излишне.

Девочка

Как родители могут навредить самооценке своих детей?

Один из самых важных факторов, участвующих в формировании чувства собственного достоинства ребенка, – это коммуникационные привычки в семье. Слова обладают невероятной силой. К сожалению, в большинстве семей принято употреблять множество неуместных выражений, детей и других членов семьи называть обидными словами.

На первый взгляд, невинная привычка может иметь долгосрочные последствия. Обидное обращение бессознательно вызывает психическую деградацию, вредит человеку, ранит его. Важно больше думать о том, как выражаться, особенно при детях, использовать четкие предложения, чтобы сказанные слова были поняты, обеспечили возможность разумной ответной связи (англ.: feedback).

Если ребенок что-то сломал, разбил, не следует обвинять его, называя нецелесообразными словами. Лучше обсудить с ним то, что произошло, что он сделал неправильно, что в следующий раз нужно сделать иначе.

С этим вопросом тесно связана проблематика похвалы и критики. Как одно, так и другое должно быть заслуженным. Преобладающая преувеличенная похвала наносит вред аналогично преувеличенной критике. Как это ни парадоксально, незаслуженное поощрение приводит к долговременной неопределенности, беспокойству, колебаниям величия и пониженной самооценки.

Счастье

Важно иметь в виду, что дети в период развития воспринимают то, что неоднократно слышали от родителей. На этом постепенно формируется внутренний голос их самооценки. Именно родители отвечают за то, будет ли этот голос положительным, поощряющим и конструктивным, или наоборот.

В заключение

Родители – это путеводители детей. Ребенок рождается по их воле, а не по своей. Поэтому можно ожидать, что родительская забота будет присутствовать до тех пор, пока в ней будет потребность. Эта забота должна привести к самостоятельности молодого человека, возможности проявлять способности, которыми он обладает, а не исполнять волю и представления родителей.

Источник

Есть одна важнейшая сторона в развитии ребенка, которая подчас ускользает от нашего внимания, — это работа центральной нервной системы, коры головного мозга. А между тем именно от создания правильных, нормальных условий для ее деятельности во многом зависят развитие, поведение и характер ребенка, состояние его здоровья.

Особенно важно обеспечить нормальную деятельность нервной системы в первые годы жизни малыша, в то время, когда происходит бурное ее развитие.

Что может привести к нарушениям в работе центральной нервной системы? Иногда это различные заболевания, иногда неправильный режим питания или погрешности в уходе за ребенком. Но чаще всего это происходит из-за утомления.

Ребенок в течение дня много двигается, играет, вследствие чего к концу дня у него наступает утомление. Если уставшего ребенка вовремя уложить спать, он, отдохнув, снова будет бодрым. Для малыша, который на прогулке много бегал, отдыхом будет спокойное занятие за столом. Если же вовремя не дать отдохнуть утомленному ребенку, может наступить опасное для него переутомление.

Сильная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, неспособность сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном, что так часто встречается у детей в более старшем возрасте, — все это последствия утомления нервной системы.

Предупреждать утомление нервной системы нужно с самого раннего возраста. И здесь мы сталкиваемся с большими трудностями. Обычно бывает нелегко заметить первые признаки утомления у маленького ребенка. Тем более, что многие родители считают нормальным, если ребенок в этом возрасте часто плачет, капризничает, быстро переходит от веселого настроения к раздражительности. А ведь все это иногда вызывается утомлением его нервной системы. Действительно, нередко трудно бывает отличить: просто капризничает ребенок или же он устал.

Детям раннего возраста, например, свойственна легкая отвлекаемость. Но если ребенок слишком часто отвлекается во время каких-нибудь своих занятий, игры, это может быть одним из признаков утомления. Об усталости может говорить и быстрая смена настроений.

Признаков утомления у маленьких детей очень много: у ребенка плохой аппетит, с трудом засыпает. Спокойный и веселый — он перед сном вдруг начинает капризничать и плакать. Обычно приветливый и добрый — с криком отнимает игрушку у приятеля.

Читайте также:  Ребенку 1 год 7месяцев развитие

Вы, наверное, не раз замечали, как ваш сын, недавно научившийся складывать из кубиков башню, в конце игры начинает беспорядочно накладывать их один на другой и, рассердившись, с плачем бросает. Это значит, что ребенок устал, он, наверное, хочет спать.

Когда устает взрослый, он прекращает утомившее его занятие. Маленький ребенок, естественно, не может сам разобраться в своем самочувствии. Он иногда не понимает, что устал. И здесь на помощь к нему должны прийти родители.

Самое важное для нервной системы малыша — это режим. Правильная смена сна и бодрствования необходима для предупреждения утомления. Четырехмесячный ребенок спит три-четыре раза в день. Годовалый ребенок — уже только два раза.

Иногда в семье рано переводят детей на один дневной сон. Делать это до полутора лет не следует. До года и шести месяцев ребенка необходимо укладывать спать днем дважды. Некоторые матери считают: ребенок долго спит ночью, а поэтому ему не обязательно спать днем второй раз. Это абсолютно неправильное убеждение. Надо ведь, чтобы ребенок не только спал положенное ему количество часов в сутки, но и чтобы сон его правильно чередовался с бодрствованием. Только так он вовремя получит необходимый отдых.

Но бывает так, что родители вовремя укладывают ребенка спать и днем, и вечером, а настоящего отдыха его нервная система все же не получает.

Происходит это потому, что сон ребенка бывает неполноценным. Вам, наверное случалось видеть у соседей вечером такую картину: почти на полную мощность включен телевизор, сидящие вокруг мужчины издают еще более громкие возгласы при каждом забитом голе. А в соседней комнате спит ребенок. Разве можно считать его сон полноценным? Конечно, нет.

Яркий свет в комнате, громкий разговор взрослых — все это мешает малышу. Он может при этом спать, но его нервная система не получает от такого сна полноценного отдыха. И напрасно некоторые родители считают своей заслугой то, что ребенок спит у них при любом свете и шуме. Конечно, не нужно создавать какие-то особенные условия. Слабый свет, спокойный, негромкий разговор не помешают сну малыша.

Но не только недостаточный и неполноценный сон может вызвать утомление нервной системы ребенка.

Иногда бывает так. Режим дня маленького налажен правильно: на сон, прогулку и еду отведены определенные часы; обстановка в семье спокойная, а ребенок все-таки капризничает и раздражается, то он слишком вялый, то, наоборот, чересчур возбужденный. Это может происходить потому, что родители, соблюдая режим, не учитывают индивидуальных особенностей ребенка.

Вспомните, как по-разному, например, просыпаются дети. Одному стоит только открыть глаза — и он уже улыбается, уже тянется к игрушке, хочет немедленно спуститься на пол. Другой же просыпается с трудом, долго не хочет отвечать на вопросы, настроение его пониженное, он вот-вот заплачет.

И неправильно делает мать, если в первом случае она, занятая домашними делами, задерживает ребенка в постели, не сразу одевает его, заставляет ждать, пока приготовит завтрак.

Настроение у ребенка падает, вынужденное бездействие вызывает раздражительность.

А если ваш ребенок просыпается с трудом, не следует сразу же заставлять его вставать. Надо поговорить с ним, привлечь его внимание к чему-нибудь яркому, радостному, чтобы помочь ему проснуться и создать хорошее настроение.

Однообразная деятельность также ведет к утомлению.

Ребенок весь день находится в движении и не устает, и в то же время он быстро утомляется, если ему, например, приходится долго идти за руку со взрослым.

Отчего так происходит? Объясняется это очень просто. Ребенок, играя, меняет характер своих движений — в работе находятся разные мышцы и, соответственно, различные участки коры головного мозга, которые ведают работой этих мышц. Поэтому малыш не устает. Другое дело, когда ему приходится все время выполнять одни и те же движения.

— Папа, на ручки, — хнычет маленькая девочка.
Отец недоумевает:
— Целый день бегаешь, а сейчас не можешь дойти до дома сама.

А она действительно не может, потому что устала.

Чтобы ребенок был бодрым, спокойным и веселым, нужно разнообразить его занятия. При этом, повторяем, надо помнить, что дети сами не могут понять, что они устали. Они часто бегают, пока не упадут от утомления, или требуют вновь и вновь рассказывать полюбившуюся сказку, хотя давно уже пора спать и глаза у них слипаются от усталости. И родители, конечно, не должны идти на поводу у детей. Трехмесячный ребенок может бодрствовать непрерывно 1 час, шестимесячный — 2, годовалый — 3 — 3 с половиной часа, не больше.

Здоровый ребенок трех лет может без каких-либо признаков утомления бодрствовать 6 с половиной часов. Но заниматься чем-либо одним более 20 — 25 минут он не может.

Плохо, когда малыш слишком много находится в сидячем положении или же, наоборот, чересчур много бегает. И то и другое ведет к быстрому утомлению нервной системы. Поэтому необходимо спокойные игры чередовать с подвижными, время от времени менять характер занятий детей.

Нельзя все время развлекать ребенка, надо дать ему возможность побыть одному, на какой-то срок сосредоточиться на определенном занятии.

Нервная система ребенка чрезвычайно уязвима и хрупка, поэтому ее надо оберегать от резких внешних раздражителей. Малышей утомляют громкие звуки, издаваемые некоторыми игрушками, громкая речь взрослых, и особенно окрики.

Не следует водить маленьких детей в кино, разрешать им смотреть телевизор, брать их с собой в гости, где собирается много народа. Такие непосильные нагрузки ведут к утомлению ребенка и ничего, кроме вреда, ему не приносят.

Утомление нервной системы у детей могут вызывать и другие ошибки, допускаемые родителями в воспитании.

Например, что можно сказать о тех родителях, которые вечером затевают с ребятами шумную, возбуждающую игру? После этого малыш долго не может уснуть, сон его неглубок и неспокоен.

— Да он сам просит, — оправдываются родители.

Конечно, маленьким детям очень нравится, когда взрослые играют с ними. Несколько раз так поиграли с малышом перед сном, и вот он уже не хочет ложиться в постель и требует, чтобы мать или отец развлекали и забавляли его снова.

Читайте также:  7 гномов развитие ребенка до года

Есть такие семьи, где родители, для того чтобы успокоить ребенка, читают ему на ночь книжки. Ребенок и так утомился за день, а его «загружают» новыми впечатлениями, которые подчас очень сильно действуют на нервную систему. Вы прочитали сказку о Бармалее, и ваша дочь или сын долго не могут уснуть:

— Смотри, папа, а в этом темном углу не Бармалей сидит?

Ребенок начинает бояться темноты, плохо спит, становится раздражительным и мнительным, ему начинают сниться «страшные» сны.

Если вы своевременно не прекратите чтение таких сказок и рассказов, которые чрезмерно волнуют ребенка, возбуждают его воображение, вы можете серьезно расшатать его еще не окрепшую нервную систему.

Обилие впечатлений, даже радостных, приятных, также может вызвать у ребенка утомление. Если родители чуть не ежедневно приносят ребенку все новые и новые игрушки и книжки, он быстро перестает ими интересоваться. Едва перелистав книжку, он тут же бросает ее и тянется за игрушкой. Яркая картинка не привлекает его, как прежде, и не вызывает у него никакого восторга. Но и игрушка уже не может надолго задержать его внимания. Это также говорит в какой-то мере об усталости нервной системы. Частая смена впечатлений требует от ребенка большого нервного усилия, и это утомляет его.

Дети раннего возраста не могут долго заниматься чем-то одним, но им также трудно сразу прекратить свое занятие и быстро переключиться на что-нибудь другое.

— Сейчас же кончай играть и иди умываться! — требует мать.

Но маленькому ребенку очень трудно сразу прервать игру. Все его внимание сосредоточено на ней, игра заинтересовала его. Чтобы оторваться от нее, ребенку нужно сделать определенное усилие. Однако это для него нередко очень сложная, а иногда и непосильная задача. А если мать, не учитывая этой особенности нервной системы ребенка, будет настаивать на быстром выполнении своего требования, малыш начнет раздражаться. Он отказывается выполнить требование матери, становится непослушным.

Еще хуже, когда родители сами, без предупреждения, прекращают игру, отнимают и прячут понравившуюся ребенку игрушку. Этим они не только не добиваются послушания, а, наоборот, вызывают у детей раздражение и нежелание слушаться.

Если вы хотите, чтобы ребенок оставил игру, постарайтесь чем-нибудь отвлечь его.

Иногда родители из самых лучших побуждений все время одергивают ребенка.

— Вова, сиди за столом прилично!
— Не хлопай дверью!
— Не мешай папе читать газету!

Все это совершенно справедливые требования. Но если непрерывно делать детям замечания, это начинает раздражать их, вызывает у них сопротивление и нервозность.

— Миша, нельзя двигать стулья!
— Перестань бегать!

Запреты иногда так и сыплются на ребенка. А он не может долго находиться без какого-либо занятия, а тем более сидеть неподвижно. Ребенок устает, начинает капризничать, раздражается.

Нельзя заставлять детей сидеть спокойно за столом и долго ждать, пока им подадут еду.

Вы только что начали одевать ребенка и вдруг зазвонил телефон. Так не надо же сердиться на трехлетнего сына за то, что он не может спокойно дождаться, когда вы закончите разговор, и пристает к вам: «Мама, пойдем!» Он просто не в состоянии ждать.

Значит ли это, что ребенку можно позволять делать все, что он захочет в данную минуту? Многие родители совершают большую ошибку, считая, что самое главное — это не вызвать раздражения ребенка. «Лишь бы не капризничал», — говорят они и разрешают ему многое из того, что разрешать не следует.

Ваш сын начинает капризничать и вы, «чтобы не волновать ребенка», позволяете ему смотреть вечернюю передачу по телевидению; он хочет, чтобы вы купили ему новую заводную машину, и вы, боясь его расстроить, снова уступаете его требованию.

Так вот, не стоит бояться такого рода капризов. К детям нужно относиться чутко и внимательно, но — когда это необходимо — и требовательно. Потакать им не надо и, конечно, нужно запрещать то, что нельзя делать, но, запрещая что-либо, старайтесь тут же заинтересовать малыша каким-нибудь другим занятием.

Очень важно в воспитании ребенка придерживаться единства требований в семье. А ведь часто бывает так, что бабушка разрешает делать то, что не позволяет мать, а мать нарушает запреты отца. Ребенок не понимает, почему, когда отца нет дома, ему можно играть с письменным прибором на столе, а когда приходит отец, это уже не разрешается. Он продолжает тянуться за пресс-папье, и тут его настигает грозный окрик отца. Как это плохо, когда кто-нибудь из членов семьи старается снискать расположение ребенка, разрешая ему делать то, что не позволяют остальные!

— Какая нехорошая мама, она не дает Сереженьке свои пуговицы! — говорит двухлетнему малышу бабушка. — А мы, пока ее нет, поиграем с пуговичками.

И попробуйте в следующий раз не дать Сереже пуговицы — он будет требовать их с криком и слезами, и сама бабушка долго не сможет успокоить его.

Несогласованность действий и требований членов семьи, при которой сегодня ребенку разрешают делать то, за что наказывают завтра, раздражает малыша, нервирует его.

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребенка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье могут быть созданы хорошие условия для нормального развития его нервной системы.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребенка. Там, где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны, капризны.

Вы приходите с работы усталый и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно накрыла вам на стол. А на вас смотрят внимательные глаза вашего сына. Он слушает вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно ваша перепалка с женой.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо маленьким детям не меньше, чем вовремя приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых.

Источник