Развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей

 по проблеме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

  1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников.                

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие — это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют  собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности  инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети  не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста — познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.  Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.  Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда — в воду; воды — в лед и т.п.), такие явления природы, как  снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший  дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение  по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.  Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как  поиск знаний,  приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

— По характеру объектов, используемых  в эксперименте: опыты —                               с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

— По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т.д.

— По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

— По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

— По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

— По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

— По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

— По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

— По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

— По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

— По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и  наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

— действие показывает педагог;

— действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

— иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

— действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

— действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

— действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип: «Не  навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Основные методы работы с детьми:

— экспериментальная деятельность

        — решение проблемных ситуаций                                                                                                    

 2. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования

        В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под

руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для

проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы

для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

—  максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с

— безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,

—  показ только существенных сторон явления или процесса,

—  отчетливая видимость изучаемого явления,

—  возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности

ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев — насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или  ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение,

Читайте также:  Что такое особенности развития и здоровья ребенка

оценка найденного способа действия — таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным

эталонам и образцам.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой

системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает:

полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при

любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо

пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует

формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой

Организация развивающей среды для экспериментирования в детском

саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

Все групповое пространство должно быть распределено на центры,

которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети

должны знать, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,

костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

Такая организация пространства является одним из условий среды,

которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не

только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме

центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями,

во всех группах должны быть оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности,

направленной на познание окружающего мира.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В

ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток

на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев

даже не требуется специальное оборудование.

При отборе содержания детского экспериментирования необходимо

учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического

развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических функций и новообразований; а также жизненный опыт дошкольника. Ребенок проявляет широкую любознательность, к тем предметам и явлениям (близким или далеким), поступкам людей, если сам как-то причастен к ним, интересуется причинно-

следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения

явлениям природы и поступкам людей через призму собственного опыта.

Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жёстко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо

учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно

– образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Не следует чрезмерно

увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей, дробление одной

процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

С этой целью в группах должны быть созданы мини — лаборатории, оборудованные всем необходимым:  

1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп)

2. разнообразные по объеме и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена)

4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки)

5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора)

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля)

9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов

3. Практическая часть

Педагоги делятся на 3 группы:

  • Младший возраст;
  • Средний возраст;
  • Старший возраст.

Опыт-эксперимент с воздухом для детей данного возраста.

4. Заключение

      Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

Приложение 1

Памятка для воспитателя

«Организация детского экспериментирования»

1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком,водой,глиной)

4.Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными  предметами и веществами.

6.Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

7.Ведется фиксация результатов эксперимента.8.Наблюдается системность в проведении экспериментирования .    9.Наличие  картотеки опытов и экспериментов в группе.

10.Оснащенность уголка  соответствует требованиям и данной возрастной группе.

Приложение 2

Исследование познавательных интересов ребёнка__________________                                

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл (по 3-х бальной системе)

1

Как часто ребенок подолгу занимается  в уголке  познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а)рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним  

а) часто

б) иногда

в) очень редко

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

Читайте также:  Центр развития ребенка 3 грязовец

Список использованной литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М.,

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./

Управление ДОУ, N 4, 2004

3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /

Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2004

5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта

работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003

Источник

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В ДОУ

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то

одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед

детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что — то

недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

возвратиться к тому, что он узнал»

В. А. Сухомлинский

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Задача педагогов ДОУ, — не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

    Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

      Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому поисково-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе с дошкольниками. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С.Н. Николаева, Л.С. Игнатьина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И. Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н. Поддъяков.

Исследовательская деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются входе самостоятельного поиска.  

Что же такое опыт и эксперимент?

Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений.

Эксперимент – чувственно — предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п.

Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно — следственных связей.

Актуальность:

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит не только в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями, умениями, навыками, но и содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств личности, развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель моей работы заключается в развитии познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности.

Основными задачами исследовательской деятельности, как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

— развитие интереса к исследовательскому поиску;

— создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

— организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

— организация предметно-развивающей среды.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

·        — в непосредственно образовательной деятельности:

·        — проектная деятельность;

·        — занятия-путешествия;

·        — занятия в форме дидактических игр

·        в повседневной деятельности:

·        — наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

·        — дидактические и сюжетно-ролевые игры;

·        — практические упражнения;

ü — опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

ü — коллекционирование (классификационная работа);

ü — совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

ü — презентации.

Эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является создание

 «Центра экспериментирования» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает:

1. Детскую лабораторию.

2. Подборку литературы, карточки-схемы;

3. Дидактические игры, различные картотеки;

4. Различные коллекции, мини – музеи и мини – выставки в создании которых участвовали, как дети, так и их родители. Ведь как известно огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями.

Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес.

Экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

— с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы);

— с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

— с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка»«Детская энциклопедия»)

— учатся отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;

— с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью, сахаром, пищевыми красителями)

-с социальной-коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

— с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие-то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.

    Я осторожно шла за интересами детей, а им интересно было всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить, как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.

Читайте также:  Фгт основные направления развития ребенка

    При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.  Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

     При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

     Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей в познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

     Как показала практика, метод проектов также очень актуален и эффективен в исследовательской деятельности. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

     Дошкольники учатся договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

    Также работа   строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план — проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач.

   Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимопонимания, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка. Я считаю, что становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.  Главными учителями, конечно, выступают родители.  Родители, грамотные и   заинтересованные   во всестороннем развитии ребенка. Родители, действующие в тесном тандеме с воспитателем. Только вместе мы способны поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», и развить его познавательные интересы.

      Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

      Я люблю заниматься исследовательской деятельностью со своими  

дошколятами. Ведь так здорово видеть, когда дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. А мне, как педагогу – это приятно вдвойне. У меня всё есть для исследовательской работы: моя мини лаборатория, которую я собирала по крупицам и огромное желание, сделать нашу жизнь в группе немного интереснее и загадочнее.  Ведь должны же дети верить в чудеса!!!

«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал». Сухомлинский В.А.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть моя наиважнейшая задача.

    В старшей и подготовительной группе круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

В старшем возрасте по моим наблюдениям экспериментирование осознанное. Дети осознают, что всё можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим для приобретения новых знаний. У них появляются новые способы познания.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

— с математикой (используются параметры величины, счёт, логика, мерки и измерительные приборы); — с изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

— с литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия)»-отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы);

— с кулинарией (экспериментирование с мукой, солью)-с социальной- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал к мини – выставкам, проявлять себя);

— с игровой (игры с песком, снегом, водой).

В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Дети сами выбирают себе занятие по интересам. Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.

«… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». 

(А. Шапиро.)

      Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование и проектную деятельность при решении проблемы познавательного — исследовательского развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников в соответствие с ФГОС.

ЛИТЕРАТУРА: Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов: А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьева, Н.А.Рыжова, интернет сайт

Источник