Фгт основные направления развития ребенка

Фгт основные направления развития ребенка thumbnail

Фгт основные направления развития ребенка

Что такое ФГТ?28.01.2013

Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения разрабатывают новые образовательные программы на основе примерных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается:

— максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

— в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.

В первую очередь, ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации, ориентированной на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающей вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности.

Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на:

— формирование их общей культуры,

— развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

— формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,

— сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,

— коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать:

1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

Коротко: ФГТ по дошкольному образованию

Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

«Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:

Направления развития (4)

Образовательные области (10):

1. Физическое развитие

(физическая культура, здоровье)

2. Познавательно-речевое развитие

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

3. Художественно-эстетическое развитие

(музыка, художественное творчество)

4. Социально-личностное развитие

(социализация, труд, безопасность)

Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»);

-игровая («Социализация»)-ведущий вид деятельности!

-трудовая («Труд»);

-восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»);

-коммуникативная («Коммуникация»);

-познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»);

-музыкально-художественная («Музыка»);

-продуктивная (Художественное творчество»).

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен.

Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка — это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.

ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса: «Совместная деятельность взрослого и детей» и «Самостоятельная деятельность детей».

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Документ (приказ о ФГТ) ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В работе также используется вступивший в силу 2 декабря 2011 года приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Возврат к списку

Источник

Задача Стандарта-ФГОС -объеденить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс  на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Преемственность ФГТ и ФГОС ДО  определяет образовательные области, соответствующие основным направлениям развития детей. В ФГТ таких областей 10, а в стандатре 5. По содержанию  образовательные области очень близки.

Таблица образовательных областей ФГТ и ФГОС ДО

Направления развития

дошкольного возраста

Образовательные

области в ФГТ

Образовательные

области в ФГОС ДО

Социально-коммуникативное

развитие

Социализация 

Труд

Безопасность

Социально-

коммуникативное развитие

Познавательно-речевое

развитие

Познание

Чтение

Коммуникация

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Физическая культура

Здоровье

Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество 

Музыка

Художественно-эстетическое развитие

Основа нового закона об образовании -это качественное образование дошкольника не зависимо в какой части России он живет(деревне, городе), в какой бы семье не воспитывалсся. Образованине по ФГОС ДО позволит ребенку быть успешным в дальнейшем обучении и его будущей жизни в обществе. ФГОС учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Еще одна из главных целей ФГОС -сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание своих детей. 

      Стандарт требует обращение воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволили педагогам обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Основа в развитии детей по ФГОС представляет ИГРА.

           Педсовет  Тема: «Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом ФГОС в образовательной области «Физическое развитие» »         

     Тема: Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом ФГОС в образовательной области «Физическое развитие»   

                                                          «Новый стандарт должен гарантировать качественное

                                                           дошкольное образование       ребёнку. ФГОС должен быть

                                                         на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в

                                                         творчестве,  любознательность, мотивацию в достижении

                                                         успеха».

                                                             Александр  Асмолов, руководитель Федерального  института 

                                                            развития образования, председатель     рабочей  группы

                                                            разработчиков ФГОС    

 Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье»  объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

    – развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) ;

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

     В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…

   Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».

  Проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.      Образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта   

       Модель двигательного режима, которая содержит форму организации и временной отрезок. Модель двигательного режима составляется на теплый и холодный периоды.

Пример:

Формы организации Старшая группа

Утренняя гимнастика 8-10 мин.

Образовательная область «Физическая культура» 3 раза в неделю по 25 мин.

Образовательная область «Музыка» 2 раза в неделю по 25 мин.

Гимнастика пробуждения 5-10 мин.

Подвижные игры на прогулке (утро, вечер) 20 мин.

Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер) 15-20 мин.

Физкультминутки 6-7 мин.

Спортивные игры Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже

1 раза в неделю

Спортивные упражнения Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже

1 раза в неделю

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от

индивидуальных потребностей и интересов детей

Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 35 мин.

Спортивный праздник 3 раза в год по 50-60 мин.

День здоровья 1 раз в квартал

* Объем двигательной нагрузки за неделю детей старшей группы

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с

широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Формы организации Старшая группа

Утренняя гимнастика 10 мин. х 5 = 50 мин.

Образовательная область «Физическая культура» 25 мин. х 3 = 75 мин.

Образовательная область «Музыка» 25 мин. х 2 = 50 мин.

Гимнастика пробуждения 5 мин. х 5 = 25 мин.

Подвижные игры на прогулке (утро, вечер) 15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.

Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер) 15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.

Физкультминутки 6 мин. х 5 = 30 мин.

Спортивные игры Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 20 мин. 1 раз в неделю

Спортивные упражнения Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 15 мин. 1 раз в неделю

Самостоятельная двигательная активность Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей

Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 35 мин.

Спортивный праздник 3 раза в год по 50-60 мин.

День здоровья 1 раз в квартал

      Утренняя гимнастика планируется на неделю. Комплекс утренней гимнастики должен повторять пройденный ранее детьми материал на занятиях по физкультуре;

1. Комплекс состоит из: вводной части, основных движений, заключительной части.

2. Рекомендовано в каждой части указывать дозировку по времени.

3. Комплекс утренней гимнастики составляется педагогом на две недели.

                       Двигательный режим (СанПиН 12.2.)

Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом

здоровья, возраста детей и времени года.

Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической

культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения,

ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.

В объеме двигательной активности воспитанников 5–7 лет следует предусмотреть 6–8 часов в неделю

организованных форм оздоровительно-воспитательной деятельности с учётом психофизиологических

особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.

Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала

и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребёнка.

******************************************************************************

Образовательная работа с детьми  в  Физическом развитие» по ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .

         В  областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

         При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

             Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

         ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

          Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.

***Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.

Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т. ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:

— раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,

— старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) .

                 Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.

***Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.

Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Список литературы:

1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.

2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием.

3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.

4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013

5. Трубайчук Л.В.  Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.

6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. 

Источник

Читайте также:  Влияние гимнастики на физическое развитие ребенка