Развитие ребенка в период новорожденности заключение

Развитие ребенка в период новорожденности заключение thumbnail

Клинический диагноз: Левосторонняя внебольничная бронхопневмония, острое течение, ДН0

Жалобы при поступлении в клинику на: общее недомогание, головную боль, повышение температуры до 38,0 С, насморк, заложенность носа, постоянный продуктивный кашель.

Жалобы на день курации: на общую слабость, плохой аппетит, заложенность носа, быструю утомляемость, кашель.

ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Акушерский анамнез

Число беременностей — 3

Число выкидышей — 1

Число родов — 2

Течение последней беременности — беременность протекала с токсикозом, ОРЗ в первой половине.

Роды — физиологические, в 40 недель, без осложнений, оказывалось пособие.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ

Ребенок родился доношенным.

Рост — 52 см, масса тела — 3.450, закричал сразу.

К груди приложили в первые сутки, ребенок активно сосал грудь. Режим кормления по первому требованию новорожденного. Состояние лактации удовлетворительное. Желтуха новорожденного развилась на 2 день, длилась 5 дней, затем исчезла (физиологическая желтуха).

Выписка произведена на 5 день.

Заболеваний в периоде новорожденности не было.

Заключение о развитии ребенка в период новорожденности: нормальное физическое развитие.

ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЕНКА

Ребенок находился на естественном вскармливании с момента рождения до 7 месяцев, кормление по требованию. С 6-го месяца введен 1-й прикорм — каши, с 7 месяцев введен 2 прикорм — овощное пюре, с 8 месяцев — кисломолочные продукты. Ночной перерыв соблюдался.

Кормление — регулярное.

Полноценность и режим питания после года соблюдаются. Аппетит хороший.

СВЕДЕНИЯ О ДИНАМИКЕ ПСИХОМТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В 3 месяца фиксировал взор, улыбался, гулил, хорошо держал головку; в 6 мес. поворачивался в постели, смотрел в сторону звука, сидел, играл с игрушками, узнавал знакомые лица; в 7,5 мес. стал произносить отдельные слоги, лепетать; в 9 мес. понимал речь, выполнял простые задания, произносил отдельные слова, быстро ползал, стоял при поддержке; ходит с года. В настоящее время: свободно пользуется речью во всех случаях жизни, повторяет и заучивает короткие стихи, знает свои имя и фамилию, с помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их, выполняет сюжетные постройки, игра носит сюжетный характер, одевается самостоятельно, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, ест аккуратно, перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см, перепрыгивает через палку, лежащую на полу, ходит по лестнице переменным шагом.

Физическое развитие: вес — 13,5 кг (4 коридор), рост — 84 см (4 коридор).

Заключение: нормальное физическое развитие.

СВЕДЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВКАХ

Привит по календарю прививок РФ.

Поствакцинальный период протекал хорошо.

ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Больной часто переносил острые респираторные заболевания, риниты, до 4х раз в год.

Корь, краснуха, ветряная оспа — нет.

ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ

Жилищные условия удовлетворительные: имеют отдельную благоустроенную квартиру, соответствующую санитарно-гигиеническим нормам.

У ребенка имеется отдельная кровать. Белья достаточно. Одевают по сезону.

Купание регулярное — 1 раз в день.

Прогулки систематические, по 60 минут в день.

НАСЛЕДСТВЕННЫЙ АНАМНЕЗ.

Мама — 42 года, папа — 45 лет. Мама и отец здоровы (со слов мамы). Аллергические заболевания, явные наследственные болезни, эндокринные заболевания, туберкулез, психические и венерические заболевания у родственников отрицает. Наличие в роду выкидышей и мертворожденности, нежизнеспособности детей, врожденных уродств, необычного течения заболеваний также отрицает. Родословная семьи относительно благоприятная.

Источник

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица —  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка по месяцам картинки

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица — Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов — роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Читайте также:  Условия развития креативности ребенка

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

Источник

Èçìåíåíèÿ â îðãàíèçìå ðåáåíêà ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ. Ñëàáîñòü ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè. Ïðîöåññû ïåðåñòðîéêè èíäèâèäíîé îðãàíèçàöèè ðåáåíêà íà ðàçíûõ åå óðîâíÿõ. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà è óñëîâèÿ åãî ïèòàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè

ÑÎÄÅÐÆÀÍÈÅ

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

1. Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè.

2. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà è óñëîâèÿ åãî ïèòàíèÿ.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ÑÏÈÑÎÊ ÈÑÏÎËÜÇÎÂÀÍÍÎÉ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè

Ïðîöåññ ðîæäåíèÿ — òÿæåëûé, ïåðåëîìíûé ìîìåíò â æèçíè ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè ãîâîðÿò î êðèçèñå íîâîðîæäåííîñòè. Ðîæäàÿñü, ðåáåíîê ôèçè÷åñêè îòäåëÿåòñÿ îò ìàòåðè. Îí ïîïàäàåò â ñîâåðøåííî èíûå óñëîâèÿ: õîëîä, ÿðêàÿ îñâåùåííîñòü, âîçäóøíàÿ ñðåäà, òðåáóþùàÿ äðóãîãî òèïà äûõàíèÿ, íåîáõîäèìîñòü ñìåíû òèïà ïèòàíèÿ. Ïðèñïîñîáèòüñÿ ê ýòèì íîâûì, ÷óæäûì äëÿ íåãî óñëîâèÿì ðåáåíêó ïîìîãàþò íàñëåäñòâåííî çàêðåïëåííûå ìåõàíèçìû — áåçóñëîâíûå ðåôëåêñû. Ýòî, ïðåæäå âñåãî, ñèñòåìà ïèùåâûõ ðåôëåêñîâ. Ïðè ïðèêîñíîâåíèè ê óãëàì ãóá èëè ÿçûêó ïîÿâëÿþòñÿ ñîñàòåëüíûå äâèæåíèÿ, à âñå îñòàëüíûå äâèæåíèÿ òîðìîçÿòñÿ. Ïîñêîëüêó ðåáåíîê ïîëíîñòüþ ñîñðåäîòî÷åí íà ñîñàíèè, ýòà ðåàêöèÿ áûëà íàçâàíà «ïèùåâûì ñîñðåäîòî÷åíèåì». Ðÿä äðóãèõ áåçóñëîâíûõ ðåôëåêñîâ ïðèâåäåí â òàáëèöå 1 Êóðàåâ Ã.À., Ïîæàðñêàÿ Å.Í. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Êóðñ ëåêöèé. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2002..

Òàáëèöà 1

Áóçóñëîâíûå ðåôëåêñû íîâîðîæäåííîãî

Ñëåäóåò òàêæå íàçâàòü â êà÷åñòâå áåçóñëîâíûõ ãðóïïó ðåôëåêñîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ ñàìîñîõðàíåíèþ è ðàçâèòèþ äåòñêîãî îðãàíèçìà. Îíè ñâÿçàíû ñ ðåãóëÿöèåé ïèùåâàðåíèÿ, êðîâîîáðàùåíèÿ, äûõàíèÿ, òåìïåðàòóðû òåëà, îáìåííûõ, ïðîöåññîâ è ò. ï. Íåñîìíåííî âðîæäåííûìè ÿâëÿþòñÿ ñîñàòåëüíûå, çàùèòíûå, îðèåíòèðîâî÷íûå, õâàòàòåëüíûå, îïîðíî-äâèãàòåëüíûå è ðÿä äðóãèõ ðåôëåêñîâ; âñå îíè îò÷åòëèâî ïðîÿâëÿþòñÿ óæå íà âòîðîì ìåñÿöå æèçíè ðåáåíêà Êóðàåâ Ã.À., Ïîæàðñêàÿ Å.Í. Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Êóðñ ëåêöèé. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2002..

Èòàê, íîâîðîæäåííûé — ýòî ðåáåíîê ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äî 4 íåäåëü. Ðàçëè÷àþò äîíîøåííûõ (ðîäèâøèõñÿ â ñðîêè îò 38-é äî 42-é íåäåëè áåðåìåííîñòè), íåäîíîøåííûõ (ðîäèâøèõñÿ ìåæäó 28-é è 38-é íåäåëÿìè áåðåìåííîñòè) è ïåðåíîøåííûõ (ðîäèâøèõñÿ â 42 íåäåëè è ïîçæå). Êàê ïðàâèëî, äîíîøåííûå äåòè ìîðôîëîãè÷åñêè è ôèçèîëîãè÷åñêè ïîäãîòîâëåíû ê âíåóòðîáíîé æèçíè — àêòèâíû, õîðîøî áåðóò ãðóäü, àêòèâíî ñîñóò, êðèê ãðîìêèé, âåñ — îò 2600 äî 5000 ã, ðîñò — îò 48 äî 57 ñì. Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè — ýòî ïåðèîä ïðèñïîñîáëåíèÿ ðåáåíêà ê íîâûì óñëîâèÿì æèçíè. Íà÷èíàåòñÿ îí ïîñëå ðîäîâ ñ ìîìåíòà ïåðåâÿçêè ïóïîâèíû è äëèòñÿ 18-24 äíÿ.

Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ â îðãàíèçìå ðåáåíêà ïðîèñõîäèò öåëûé ðÿä èçìåíåíèé: âîçíèêàåò ëåãî÷íîå äûõàíèå, ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà êðîâîîáðàùåíèÿ, íà÷èíàþòñÿ ïðîöåññû ñîñàíèÿ è ïèùåâàðåíèÿ, èçìåíÿåòñÿ îáìåí ýíåðãèè, ïîâûøàåòñÿ îñíîâíîé îáìåí.  ýòîò ïåðèîä æèçíè çíà÷èòåëüíîãî ïîëîâîãî ðàçëè÷èÿ ìåæäó æåíñêèì è ìóæñêèì îðãàíèçìîì íåò. Ïåðèîä äåòñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ îòíîñèòåëüíûì ïîêîåì æåíñêîé è ìóæñêîé ïîëîâûõ ñèñòåì.

Ðàññìîòðåíèå ïåðèîäà íîâîðîæäåííîñòè êàê ïåðåõîäíîãî âûÿâëÿåò ïðîöåññû ïåðåñòðîéêè èíäèâèäíîé îðãàíèçàöèè ðåáåíêà íà ðàçíûõ åå óðîâíÿõ. Íà ñîìàòè÷åñêîì óðîâíå ïðîèñõîäÿò ðàçíîãî ðîäà àäàïòèâíûå ñäâèãè â æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèÿõ è ñèñòåìàõ. Îáùèì ïîêàçàòåëåì àäàïòàöèîííûõ ïðîöåññîâ: ÿâëÿåòñÿ ïîòåðÿ âåñà, ñîñòàâëÿþùàÿ 5-6% îò ïåðâîíà÷àëüíîãî,  íîðìàëüíûõ óñëîâèÿõ ïðîöåññ ñíèæåíèÿ è ïîñëåäóþùåãî âîññòàíîâëåíèÿ âåñà ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå ïåðâûõ òðåõ íåäåëü æèçíè.

Ñëàáîñòü ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â ïåðâîå âðåìÿ ïîñëå ðîæäåíèÿ îïðåäåëÿåò ñâîåîáðàçíîå ïåðåõîäíîå ñîñòîÿíèå îò ñíà ê áîäðñòâîâàíèþ, âûðàæåííîå â òîì, ÷òî 80% âðåìåíè ðåáåíîê ïðîâîäèò âî ñíå, êîòîðûé íå ñêîíöåíòðèðîâàí â îïðåäåëåííîå âðåìÿ ñóòîê. Ó íîâîðîæäåííûõ ñ íèçêîé è íåóñòîé÷èâîé âîçáóäèìîñòüþ óâåëè÷åíèå ðåîáàçû è õðîíàêñèè ïðè äåéñòâèè ïîñòîðîííèõ ðàçäðàæåíèé óêàçûâàåò íà áûñòðóþ èñòîùàåìîñòü íåðâíûõ êëåòîê Ðûáàëêî Å. Ô. Âîçðàñòíàÿ è äèôôåðåíöèàëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå. — Ë.: Èçäàòåëüñòâî Ëåíèíãðàäñêîãî óí-òà; 1990. — 256 ñ..

Âñå îñíîâíûå ôóíêöèè îðãàíèçìà ðåáåíêà íàõîäÿòñÿ â ïîëîæåíèè íåóñòîé÷èâîãî ðàâíîâåñèÿ, è äàæå íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ ñîñòîÿíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû ìîãóò ïðèâåñòè ê òÿæåëûì íàðóøåíèÿì âàæíûõ ïðîöåññîâ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî î÷åíü âîñïðèèì÷èâ ê ãíîåðîäíûì ìèêðîáàì, â ÷àñòíîñòè, ê ñòàôèëîêîêêàì, ñòðåïîòîêîêêàì, ê íåêîòîðûì øòàììàì êèøå÷íîé ïàëî÷êè. Ýòè âîçáóäèòåëè íåðåäêî âûçûâàþò ó íîâîðîæäåííûõ òÿæåëûå òîêñèêîçû. Ê íèì ìîæíî îòíåñòè ñåïñèñ, ïåìôèãóñ è äðóãèå ãíîéíûå çàáîëåâàíèÿ êîæè, çàáîëåâàíèÿ ïóïî÷íîãî êàíàòèêà, ïóïî÷íîé ðàíêè è ïóïî÷íûõ ñîñóäîâ. Íîâîðîæäåííûå ìîãóò çàáîëåòü êîêëþøåì, êîòîðûé ïðîòåêàåò ó íèõ î÷åíü òÿæåëî.

Íàðÿäó ñ ýòèì íîâîðîæäåííûå íåâîñïðèèì÷èâû ê öåëîìó ðÿäó áîëåçíåé. Îíè ïî÷òè íå áîëåþò êîðüþ, ñêàðëàòèíîé, êðàñíóõîé. Ïîíèæåííàÿ èëè ïîëíàÿ íåâîñïðèèì÷èâîñòü íîâîðîæäåííûõ ê íåêîòîðûì èíôåêöèÿì îáúÿñíÿåòñÿ ïàññèâíîé ïåðåäà÷åé ðåáåíêó ìàòåðèíñêèõ àíòèòåë ÷åðåç ïëàöåíòó âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ è ÷åðåç ìîëîêî ïðè âñêàðìëèâàíèè ãðóäüþ.

2. Îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà è óñëîâèÿ åãî ïèòàíèÿ

Ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè åñòü ïåðèîä ïðèñïîñîáëåíèÿ âñåõ îðãàíîâ ðåáåíêà, â òîì ÷èñëå è ïèùåâàðèòåëüíîãî òðàêòà, ê óñëîâèÿì âíåóòðîáíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ. Âñå ôóíêöèè îðãàíèçìà, â ÷àñòíîñòè ïðîöåññû îáìåíà âåùåñòâ, ïðåòåðïåâàþò â ïåðâûå äíè æèçíè ðåáåíêà ñâîåîáðàçíûå, íî âïîëíå ïîñòîÿííûå ó âñåõ íîâîðîæäåííûõ è, ñëåäîâàòåëüíî, çàêîíîìåðíûå èçìåíåíèÿ. Ìàêðîñêîïè÷åñêîå è ìèêðîñêîïè÷åñêîå ñòðîåíèå öåíòðàëüíîé è ïåðèôåðè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû åùå íå çàêîí÷åíî; ó íîâîðîæäåííîãî èìåþòñÿ òîëüêî íåêîòîðûå áåçóñëîâíûå ðåôëåêñû, è íåò óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ, ïðèîáðåòàåìûõ â ïðîöåññå æèçíè è èìåþùèõ áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ïèòàíèÿ äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà.

Áîëüøèå èçìåíåíèÿ ïðåòåðïåâàåò õàðàêòåð ïèòàíèÿ. Åñëè â ïåðèîä âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíîê ïîëó÷àë âñå ïèùåâûå âåùåñòâà ñ êðîâüþ ìàòåðè, òî ïîñëå ðîæäåíèÿ îí ïîëó÷àåò ïèùó èçâíå è ó íåãî íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ ïðîöåññû ïèùåâàðåíèÿ. Äîíîøåííûé ðåáåíîê ðîæäàåòñÿ ñ ìàññîé òåëà â ñðåäíåì 3200-3400 ã.  ïåðâûå äíè æèçíè îòìå÷àåòñÿ òàê íàçûâàåìàÿ ôèçèîëîãè÷åñêàÿ ïîòåðÿ ìàññû òåëà ñîñòàâëÿþùàÿ 8-10% (200-300 ã). Ê 8-10-ìó äíþ æèçíè ðåáåíêà åãî ìàññà òåëà âîññòàíàâëèâàåòñÿ.
 ïåðèîä íîâîðîæäåííîñòè âñå îðãàíû è òêàíè ðåáåíêà åùå íåñîâåðøåííû, ëåãêî ðàíèìû, âñå îñíîâíûå ôóíêöèè îðãàíèçìà íàõîäÿòñÿ êàê áû â ñîñòîÿíèè íåóñòîé÷èâîãî ðàâíîâåñèÿ.

Êîæà íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà î÷åíü íåæíàÿ, òîíêàÿ, ëåãêî òðàâìèðóåòñÿ è ïîäâåðæåíà ðàçëè÷íûì çàáîëåâàíèÿì. Êîñòíàÿ òêàíü ïî ñâîåìó ñòðîåíèþ íåñîâåðøåííà, ñîäåðæèò ìàëî ñîëåé èçâåñòè, âìåñòî íåêîòîðûõ êîñòåé èìåþòñÿ õðÿùè. Ìóñêóëàòóðà ðàçâèòà ñëàáî. Òåìïåðàòóðà òåëà íîâîðîæäåííîãî íåóñòîé÷èâà è ìîæåò èçìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû.

Äûõàíèå è êðîâîîáðàùåíèå ó íîâîðîæäåííîãî íàõîäèòñÿ â ñîñòîÿíèè áîëüøîãî íàïðÿæåíèÿ. Åìó òðåáóåòñÿ ìíîãî êèñëîðîäà. Ïèùåâàðèòåëüíàÿ ñèñòåìà ó íîâîðîæäåííîãî åùå íåçðåëàÿ. Ïîëîñòü ðòà ñðàâíèòåëüíî íåâåëèêà, ñëþííûå æåëåçû âûäåëÿþò ìàëî ñëþíû. Ïèùåâîä îòíîñèòåëüíî øèðîê. Æåëóäîê ðàñïîëîæåí ïî÷òè âåðòèêàëüíî, ìûøå÷íûé ñëîé âõîäà â æåëóäîê ðàçâèò ñëàáî, ÷òî ïðåäðàñïîëàãàåò ê ñðûãèâàíèþ è ðâîòàì. Åìêîñòü æåëóäêà 30-35 ìë. Ïèùåâàðèòåëüíûå æåëåçû æåëóäêà ðàçâèòû íåäîñòàòî÷íî, êèñëîòíîñòü æåëóäî÷íîãî ñîêà íèçêàÿ. Êèøå÷íèê íîâîðîæäåííîãî îòíîñèòåëüíî äëèííåå, ÷åì ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ñòåíêè åãî òîíêèå, ïðîõîäèìû äëÿ ìèêðîáîâ è òîêñè÷åñêèõ âåùåñòâ, ëåãêî ðàñòÿãèâàþòñÿ ãàçàìè, êîòîðûå â èçáûòêå îáðàçóþòñÿ ïðè íàðóøåíèè ïèòàíèÿ, ÷òî ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé áîëåé â æèâîòå.

Îïîðîæíåíèå êèøå÷íèêà ó íîâîðîæäåííûõ îáû÷íî ïðîèñõîäèò äî 4—5 ðàç â ñóòêè.

Íàðÿäó ñ íåäîñòàòî÷íîé çðåëîñòüþ è íåñîâåðøåíñòâîì ìíîãèõ ôóíêöèé îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî îáëàäàåò îïðåäåëåííûì «çàïàñîì ïðî÷íîñòè». Òàê, èçâåñòíî, ÷òî íîâîðîæäåííûå ðåäêî áîëåþò èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè, ÷òî ñâÿçàíî ñ ïåðåäà÷åé ðåáåíêó îò ìàòåðè îñîáûõ çàùèòíûõ ôàêòîðîâ — ÷åðåç ïëàöåíòó âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ è ÷åðåç ìîëîêî ïðè êîðìëåíèè ãðóäüþ. Äëÿ íîâîðîæäåííîãî åäèíñòâåííî ôèçèîëîãè÷åñêèì ïèòàíèåì ÿâëÿåòñÿ åñòåñòâåííîå âñêàðìëèâàíèå ãðóäüþ ìàòåðè. Èç ñêàçàííîãî âûøå âèäíî, ÷òî âûäåëÿåìîå â ïåðâûå äíè ïî ðîæäåíèè ðåáåíêà ìîëîçèâî ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîíöåíòðèðîâàííóþ, áîãàòóþ êàëîðèÿìè ïèùó, ñ êîòîðîé ðåáåíîê ïîëó÷àåò íå òîëüêî íåîáõîäèìîå åìó êîëè÷åñòâî ïëàñòè÷åñêîãî è ýíåðãåòè÷åñêîãî ìàòåðèàëà, íî è áîëüøîå êîëè÷åñòâî çàùèòíûõ òåë.

Êîëè÷åñòâî ïèùè, ïîëó÷àåìîé, íîâîðîæäåííûì, äîëæíî ïîñòåïåííî óâåëè÷èâàòüñÿ ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòàþùèì ó íåãî ïîòðåáíîñòÿì è ôóíêöèîíàëüíûì âîçìîæíîñòÿì åãî îðãàíèçìà. Íåïðàâèëüíîå âñêàðìëèâàíèå ðåáåíêà ñ ïåðâûõ äíåé åãî æèçíè íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé ðàíî âîçíèêàþùèõ ðàññòðîéñòâ ïèòàíèÿ è ïèùåâàðåíèÿ, ñèëüíî íàðóøàþùèõ è íàäîëãî çàäåðæèâàþùèõ âñå ïîñëåäóþùåå åãî ôèçè÷åñêîå, ïñèõè÷åñêîå è ìîòîðíîå ðàçâèòèå.

Òîëüêî åñòåñòâåííîå âñêàðìëèâàíèå ìàòåðèíñêîé ãðóäüþ îáåñïå÷èâàåò ïîëíîöåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà è îòêðûâàåò âîçìîæíîñòè äëÿ ìàêñèìàëüíîãî ñíèæåíèÿ ðàííåé äåòñêîé çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè.

Ìàëåíüêèé îðãàíèçì íîâîðîæäåííîãî ðåáåíêà — î÷åíü ñëîæíûé. Êàæäûé äåíü èç 28 äíåé íåîíàòàëüíîãî ïåðèîäà — ýòî öåëûé ýòàï. Ïðîèñõîäèò àäàïòàöèÿ ðåáåíêà ê íîâûì óñëîâèÿì æèçíè, ÷òî îòðàæàåòñÿ â èçìåíåíèè ìíîãèõ îðãàíîâ è ñèñòåì îðãàíèçìà.  ýòîò ïåðèîä æèçíè ðåáåíîê êàê íèêîãäà íóæäàåòñÿ âî âíèìàòåëüíîì è òùàòåëüíîì íàáëþäåíèè ñíà÷àëà âðà÷åé è ìåäñåñòåð ðîäèëüíîãî äîìà, à çàòåì ëè÷íîãî ïåäèàòðà íà äîìó.

íîâîðîæäåííîñòü ïåðåñòðîéêà îðãàíèçì ðåáåíîê

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с отклонением в развитии

Источник