Развитие ребенка в 1 классе по окружающему миру
№
п/п
Раздел, тема
Кол-во часов
Планируемые результаты
Виды деятельности
Предметные
Метапредметные и личностные (УУД)
Как мы понимаем друг друга
9 ч.
Ознакомить детей, что изучает курс окружающего мира;
Уметь пользоваться учебником
Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;
Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь;
Познавательные: ознакомиться с понятиями «окружающий мир», «взаимопонимание», «школьник»; отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться ориентироваться в пространстве, времени;
Дидактические игры,
выполнение индивидуальных заданий,
работа с учебником и тетрадью, ИКТ
Вводный урок. Как мы будем учиться.
1
Школьник, его обязанности. Школа.
1
Знать учителя, одноклассников; назначение всех предметов в классе;
Уметь находить класс, свое место в классе
Учиться находить свой класс во время экскурсии по школе;
Знать важность обмена знаниями между людьми;
Знать, что такое совет, какую информацию он содержит, для чего нужен; значение понятий опыт, жизненный опыт;
Уметь обмениваться знаниями с товарищами; давать совет, воспользоваться чьим-либо советом;
Рука и указательный палец – простейший способ общения. Речь. Использование слова для называния предмета, признака, действия.
1
Польза обмена знаниями между людьми.
1
Передача и накопление жизненного опыта. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.
1
Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперед», «назад», «влево», «вправо».
2
Знать назначение слов вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз и т.д.
Уметь различать левую и правую руки, предметы, расположенные справа, слева, посередине;
Познакомить с понятиями «верх», «низ»;
Уметь правильно называть предметы, расположенные вверху, внизу от самого себя; рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся.
Понятия «верх», «низ».
1
Понятия «раньше» и «позже».
1
Познакомить с временными понятиями «раньше», «позже»;
Уметь ориентироваться во времени;
Как мы узнаем, что перед нами
4 ч.
Знать предметы и их признаки; о том, что в роли признаков могут выступать отдельные предметы, составляющие комплекс;
Уметь называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; называть предметы и определять их признаки; отличать предметы по набору их характерных признаков;
Уметь оперировать свойствами предметов в окружающем мире, обнаруживать зависимость и изменения в группах предметов в процессе их группировки, сравнения; определять признаки, свойства частей, действий предметов; находить, подбирать и называть предметы-признаки по рисункам и по представлению, с опорой на жизненный опыт;
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу;
Развивать умение определять свое отношение к миру;
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению;
Познавательные: называть окружающие предметы и их признаки;
различать предметы и выделять их признаки;
Дидактические игры,
парно-групповая работа,
выполнение индивидуальных заданий в тетрадях;
работа с учебником, ИКТ
Предметы и их признаки.
2
Сочетания предметов. Признаки сочетаний.
2
Времена года
3 ч.
Знать времена года; правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года;
Уметь отличать осень от других времен года; оценивать правильность поведения в природе;
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника;
Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала; оформлять свою мысль в устной речи;
Познавательные: характеризовать времена года; устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений, животных и времен года;
Экскурсия,
работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ,
парно-групповая работа,
наблюдение за природой
Осень. Признаки осени. Окраска листьев.
1
Подготовка животных к зиме.
1
Экскурсия в парк «Осенняя природа».
1
Как ты узнаешь мир
4 ч.
Знать, что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума;
Знать о роли родителей, учителей, книг в ознакомлении детей с окружающим миром, о значении книг в жизни человека и его личном опыте;
Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки;
Уметь пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
Личностные: проявлять интерес и любознательность к изучаемому материалу; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; усвоить связь между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают;
Регулятивные: развивать умения ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни; учиться высказывать свое мнение, предположение; учить пользоваться книгой;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; правильно и грамотно выражать свою речь в общении с партнером;
Познавательные: ознакомиться с ролью и спецификой разных органов чувств; понять роль памяти и ума; учиться пользоваться своей памятью; понимать роль родителей и учителей; учить ценить родителей и учителей;
Дидактические игры,
выполнение индивидуальных заданий,
парно-групповая работа,
работа с учебником, тетрадью, ИКТ;
Органы чувств человека.
1
Память – хранилище опыта. Ум.
1
Помощь родителей и учителей детям в узнавании и мира. Книги.
1
Повторение и самостоятельная работа.
1
Твоя семья и твои друзья
7 ч.
Знать, что такое общество и какова его роль в жизни человека;
Знать о роли семьи в жизни человека;
Уметь оценивать правильность поведения в быту в отсутствие взрослых;
Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье;
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения;
Познавательные: знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи;
Учиться правилам безопасного поведения в квартире; объяснять основные правила общения с газом, электричеством, водой;
Ролевые театральные игры,
работа с учебником, тетрадью, ИКТ;
парно-групповая работа,
индивидуальная работа по карточкам
Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена.
2
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Правила использования электроприборов.
2
Друг и друзья.
2
Повторение и самостоятельная работа.
1
Времена года
3ч.
Знать правила поведения в природе, основные признаки каждого времени года;
Знать особенности погоды зимой, особенности живой и неживой природы;
Уметь оценивать правильность поведения в природе;
Личностные: формирование умения определять свое отношение к миру; воспитывать чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным;
Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану;
Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе, на природе; учиться выполнять различные роли в группе;
Познавательные: знакомить с зимними явлениями, учить отличать признаки зимы; устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений и животных;
Экскурсия,
работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ,
парно-групповая работа
Зима. Признаки зимы. Погода зимой.
1
Животные и растения зимой. Помощь животным.
1
Экскурсия в парк «Зимняя природа».
1
Повторение изученного материала
2 ч.
Повторение и самостоятельная работа.
1
Учимся решать жизненные задачи. Итоговая работа №1.
1
Что нас окружает
10 ч.
Знать, что такое город; основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий как основы существования каждого из нас; основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, «подземные кладовые», живые организмы) и их роль в жизни человека;
Уметь различать профессии людей; оценивать правильность своего поведения на улице;
Уметь определять предметы сельскохозяйственного труда и промышленного производства;
Личностные: развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;
Способность к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему мнению;
Познавательные: знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства;
Наблюдать и знать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи;
Экскурсия, встреча с людьми разных профессий; опыты, работа с учебником, книгой. Иллюстрациями; парно-групповая работа, индивидуальная работа;
Город и его особенности.
2
Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
2
Хозяйство человека.
2
Повторение и самостоятельная погода.
1
Живые и неживые природные богатства.
1
Твердые, жидкие и газообразные тела.
1
Повторение и самостоятельная работа.
1
Времена года
3ч.
Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года;
Уметь оценивать правильность своего поведения в природе;
Экскурсия,
работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ,
парно-групповая работа
Весна. Признаки весны.
1
Цветы-первоцветы. Птицы и их гнезда.
1
Экскурсия в парк «Весенняя природа».
1
Повторение изученного материала
1ч.
Повторение. Итоговая работа № 2.
1
Живые обитатели планеты
9 ч.
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; Уметь различать части растения, отображать их в рисунке; приводить примеры;
Знать представителей разных групп растений и животных;
Уметь раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
Личностные: проявление любознательности к изучаемому материалу; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;
Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в деятельность; оценивать конкретные примеры поведения в природе; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Коммуникативные: выражать четко свои мысли и действия; выразительно читать и пересказывать изучаемый текст; слушать и понимать речь других;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отличать растения и животных; группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам;
уметь отличать съедобные грибы от ядовитых; домашних животных от диких; культурные растения и комнатные;
Проведение опытов, экскурсия, парно-групповая работа, индивидуальная работа по карточкам, работа с учебником, тетрадью, ИКТ
Живые организмы. Свойства живых организмов.
1
Сходство растений и животных.
1
Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.
1
Домашние любимцы и комнатные растения.
1
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.
1
Повторение и самостоятельная работа.
1
Человек – разумное существо.
1
Экология. Правила поведения в природе.
1
Повторение и самостоятельная работа.
1
Времена года
3ч.
Знать правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года;
Уметь оценивать правильность своего поведения в природе
Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;
Экскурсия, работа с учебником, тетрадью, иллюстрациями, ИКТ, парно-групповая работа
Лето. Признаки лета.
1
Путешествие воды.
1
Правила поведения при грозе. Гнезда и логова животных.
1
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; учиться выполнять различные роли в группе; слушать и понимать речь других;
Познавательные: уметь объяснять свое отношение к миру, называть отличительные признаки лета;
Знать правила безопасного поведения в природе;
Отчего и почему
2
Последовательность событий и ее причины. Причина и
следствие.
2
Повторение изученного материала
2ч.
Повторение. Итоговая работа № 3.
1
Работа над ошибками. Учимся решать жизненные задачи.
1
Резервные часы
4 ч.
Источник
В подборку вошли задания и занимательные вопросы для викторины по окружающему миру в 1 классе. Начать викторину можно стихотворением Л. Дайнеко:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Вопрос с подвохом
Индюк на двух ногах весит 10 килограммов. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?
Домики животных
Куры спят в курятнике, муравьи – в муравейнике, скворцы – в скворечнике. А где спят:
- Собаки
- Коровы
- Кони
- Лисы
- Медведи
- Ежи
- Белки
Вопросы про птиц
- Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
- Как называется самая маленькая птица? (колибри)
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
- Какая птица самая большая в мире? (страус)
- Назовите птиц, которые не умеют летать. (Страус, киви, пингвины)
- Как называется домик птички, сделанный «собственными лапками»? (Гнездо)
- Как называется домик для птицы, сделанный человеком? (Скворечник)
Вопросы про животных
- Это животное — лучший садовник. Благодаря им вырастают миллионы деревьев. И только потому, что они забывают, куда спрятали свои запасы. (Белка)
- Это животное за одну ночь может выкопать тоннель длиной до 300 метров. (Крот)
- У этого животного не только шкура полосатая, но и тело тоже. (Тигр)
- Это животное может обходиться без воды 2 недели. (Верблюд)
- Животные жизнь которых полностью зависит от человека. (домашние)
- Царь зверей. (Лев.)
- Король пустыни. (Верблюд.)
- Самое крупное животное в мире. (Синий кит.)
- Самое крупное животное на суше. (Слон.)
- Животное — символ хитрости и ловкости. (Лиса.)
- Гиппопотам по-другому. (Бегемот.)
- Главная особенность этого животного — рог на лбу. (Носорог.)
- Самое высокое животное на Земле. (Жираф.)
- «Разлинованная» лошадка. (Зебра.)
- Самый известный строитель плотин. (Бобр, или бобер.)
- Серый, страшный и злой. (Волк.)
- Подземный житель. (Крот.)
- Самое колючее животное. (Еж.)
- Какое лесное животное зимой ложится в спячку? (Медведь)
- Самое пугливое, кроткое животное. (Заяц.)
- Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек. (Хомяк.)
- Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка.)
- Не любит красной тряпки. (Бык.)
- Великан с могучими рогами, сохатый. (Лось.)
- Большая пятнистая кошка с кисточками на ушах. (Рысь.)
- Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? (Одинаковые.)
Вопросы на разные темы о природе
- Какое время года идет за летом? (Осень)
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
- Кто с цветов собирает пыльцу? (Пчела)
- Это явление природы. Каждую секунду она бьёт в землю 100 раз. Она одна может поджарить 100 тостов. Что это за явление природы? (Молния)
- Эти весенние цветы бывают не только желтыми, но и белыми. Их семена тоже похожи на парашюты. (Белые одуванчики)
- Эти животные – прямые потомки динозавров. Они не умеют жевать. Они иногда глотают камни, помогают им перетирать пищу в желудке. За открывание и закрывание пасти у крокодилов отвечают разные мышцы. Те, что захлопывают челюсти — очень сильны, а те, что разжимают — слабые. Кто это? (крокодил)
- Это очень назойливые насекомые. Кровь пьют только самки, самцы питаются нектаром и водой. Кто это? (комары)
- Это явление природы интересует нас с детства. В переводе с латинского языка означает «дождевая арка». Если вы увидите её во сне- ждите хороших новостей. Что это? (радуга)
Загадки по окружающему миру в стихах
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это… (белка).
Голубой платок,
Красный колобок
По платку катается
Людям улыбается. (Небо, солнце)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Без нее прожить нельзя
Ни минуты, ни три дня.
Ежедневно нам нужна
Очень свежая… (вода).
Так стрекочет эта птичка,
Хоть сама и невеличка.
Клювик черный, белый бок,
Лишь бывает у … (сорок).
Видны ушки на макушке,
И живет он на опушке.
Летом серый он бывает,
Шубку на зиму меняет. (Заяц)
Они приходят к нам подряд,
Четыре раза к году в ряд.
И природа их встречает,
Человек же — почитает. (Времена года)
Что искать на их вершине?
Альпинисты все решили
И полезли вверх по склону
На загадочную крону. (Вершина горы, горы)
Этот лес в Сибирь залез,
Много в нем своих чудес.
Валка леса в нем с утра,
А зовется лес — … (тайга).
Вопросы про растения для первоклассников
- На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
- На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какой цветок имеет шипы? (Роза).
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
- Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
Что лишнее?
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
- Клён, рябина, ель, тюльпан.
- Берёза, дуб, шиповник, тополь.
- Яблоня, смородина, малина, рябина.
- Осина, липа, дуб, ель.
- Сосна, тополь, рябина, ива.
- Липа, осина, клён, яблоня.
- Груша, слива, тополь, вишня.
- Клубника, роза, ландыш, фиалка.
Листья и плоды
Как их назвать? Скажи одним словом:
- Лист берёзы – берёзовый.
- Лист липы – …
- Лист клёна – …
- Шишка ели – …
- Плод дуба – …
- Лист дуба – ….
- Лист осины – …
- Лист ивы – …
- Шишка сосны – …
- Плод яблони – …
Источник