Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литература thumbnail

Приведен список литературы по развитию творческих способностей дошкольников. Данный список может быть полезен воспитателям детских садов и родителям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей

список литературы

подготовила воспитатель МБДОУ МО «Детский сад №5»

г. Краснодар Косенкова Александра Николаевна

  1. «244 упражнения для маленьких гениев. Развитие креативных способностей ребенка-дошкольника»,  Е.В. Котова, С.В. Кузнецова, Т.А. Романова, 2010 г.
  2. «30 уроков развития творческих способностей и воображения», 2015 г.
  3. «Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей», М.В. Голубева, 2015 г.
  4. «Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному», В.Г. Дмитриева, 2006 г.
  5. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду», З.А. Богатеева, 1982 г.
  6. «Аппликация в детском саду», А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, 2000 г.
  7. «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет «, С.Е. Гаврина и др., 2009 г.
  8. «Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию», С.Е. Гаврина, 2009 г.
  9. «Вместе с мамой развиваем творческие способности», Т.П. Трясорукова, 2011 г.
  10. «Воображение и творчество в детском возрасте», Л.С. Выготский, 1991 г.
  11. «Воспитание сказкой», Э.И. Иванова, 1988 г.
  12. «Воспитание творчества», В.А. Левин, 1977 г.
  13. «Дети пишут стихи», В.И. Глоуер, 1964 г.
  14. «Детское рукоделие. Развиваем творческие способности», С. Джонс,  2012 г.
  15. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» П.П. Дзюба, 2008 г.
  16. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М.Д. Маханева, 2009 г.
  17. «И тонкой нити кружева… Пособие по развитию практических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста», О.Г. Жукова, 2014 г.
  18. «Игры для развития творческих способностей», М.А. Орлова, 2011 г.
  19. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет», Г.В. Лаптева, 2011 г.
  20. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей», И.А. Агапова, М.А. Давыдова, 2009 г.
  21. «Изобразительное творчество дошкольников в детском саду»Т.С. Комарова, 1984 г.
  22. «Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников», В.О. Скворцова, 2009 г.
  23. «Информационные технологии в развитии творческих способностей», Евгений Хропов, 2011 г.
  24. «Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников», О.А. Лебедева, 2004 г.
  25. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина, 2003 г.
  26. «Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ», О.П. Карачунская, 2005 г.
  27. «Музыкальное воспитание в детском саду» Н.А. Ветлугина, 1981 г.
  28. «Мышление, обучение, творчество», А.М. Матюшкин, 2003 г.
  29. «Народная детская поэзия (прибаутки, небылицы, считалки, детские игры», М.Ю.Новицкая, 1999 г.
  30. «Народное искусство и детское творчество», А.А. Грибовская, 2004 г.
  31. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
  32. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2» Г.Н. Давыдова, 2007 г.
  33. «Педагогика искусства и творческие способности», А.А. Мелик-Пашаев, 1981 г.
  34. «Приглашение к творчеству», А.В. Дубровская, 2002 г.
  35. «Проблема креативности и явление подражания», Н.М. Гнатко, 1993 г.
  36. «Программа эстетического воспитания дошкольников», Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.В. Зацепина, 2005 г.
  37. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы», Г.В. Иваненко, 2001 г.
  38. «Психология детского творчества» Е.И. Николаева, 2006 г.
  39. «Психология игры», Д.Б. Эльконин, 1978 г.
  40. «Психология искусства» Л.С. Выготский, 1968 г.
  41. «Психология творческих способностей», Д.Б. Богоявленская, 2002 г.
  42. «Психология творчества» Н.Н. Николаенко, 2005 г.
  43. «Психология творчества// Художественное творчество и психология», Е.И. Замятина, 1991 г.
  44. «Путешествие в мир искусства», С.К. Кожохина, 2003 г.
  45. «Развиваем творческие способности у детей 5-9 лет», М.В. Межиева, 2002 г.
  46. «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности», Т.Н. Доронова, 2002 г.
  47. «Развитие творческих способностей и изобразительного фантазирования» М.В. Паскаль, С.А. Сичкорез, 1995 г.
  48. «Развитие творческого мышления детей», А.Э. Симановский, 2002 г.
  49. «Развитие умственной одаренности в детском возрасте мозга// Мат. Межд. Конф. «Творчество: взгляд с разных сторон», Н.Е. Веракса, 2005 г.
  50. «С музой в душе: Ребенок и песня, игра и обучение на всех этапах жизни» Ю.Р. Бьеркволл, 2001 г.
  51. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», С.М. Вайнерман, 2001 г.
  52. «Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье», А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новоявленская, 1995 г.
  53. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитин, 1991 г.
  54. «Творчество как результат особого функционального состояния нейронов // Мат. Межд. Конф «Творчество: взгляд с разных сторон», Т.Н. Греченко, 2005 г.
  55. «Фольклорная арт-терапия», Л.Д. Назарова, 2002 г.
  56. «Эмоциональное развитие дошкольника», Просвещение, 1985 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Книга «Творчество с малышами» — настоящая сокровищница креативных идей для рисования, лепки и разнообразных игр. В ней представлены такие необычные мастер-классы, как лимонное письмо, пластилиновые макароны и обед из бумаги. Какие еще книги рекомендуют сотрудники детского направления издательства МИФ для творческого развития ребенка?

Анастасия Троян

Руководитель направления «МИФ. Детство»:

«Творчество с малышами» вдохновит вас расстелить на полу лист ватмана и дать ребенку в руки кисточку и краски, не переживая о том, что у него что-то не получится, а вам после занятий придется делать генеральную уборку.
Если вам нужна моральная поддержка и советы творческих мам о том, как привнести творчество в жизнь семьи, прочитайте «Творческое воспитание» и «Творческая мастерская». В них чуть меньше мастер-классов, зато больше внимания уделяется самому процессу — творчеству, экспериментам, поиску нестандартных решений.
А если вы увидите, что после занятий ребенок начал рисовать и не может остановиться, предложите ему раскраски и творческие альбомы: «Разноцветный лес», «Разноцветные джунгли», «Нескучалка». Тем более что начинается сезон отпусков, а значит, впереди поездки и ожидания в дороге, когда такие книги будут весьма кстати.

Варвара Алехина

Ответственный редактор «Манн, Иванов и Фербер»:

«Творчество с малышами» — это, прежде всего, книга о рисовании, о том, как открыть ребенку дверь в необыкновенный мир творчества и ярких красок. Поэтому — «Веселые отпечатки» Эда Эмберли. Обе книги развивают воображение и дают возможность экспериментировать.
Кроме того, это книга-шпаргалка для родителей, которые не готовы мгновенно придумать, чем заняться с ребенком. Поэтому — «Айсберг на ковре, или Во что поиграть с ребенком?» Аси Ванякиной. В этом издании найдутся необычные игры на любой вкус.

Евгения Рыкалова

Продюсер детских проектов «Манн, Иванов и Фербер»:

«Творчество с малышами» — замечательная книга от русского блогера. Это русская мама, которая использует привычные нам инструменты и материалы, которые можно найти в каждом доме и в каждом магазине. Для нас это очень значимая книга, сделанная совместно с автором практически «с нуля».
Я бы рекомендовала с этой книгой «Путешествие» и «Хорошие манеры».

Александра Шляхова

Продюсер детских проектов «Манн, Иванов и Фербер»:

Если для вас первоочередная задача — развитие малыша, обязательно ознакомьтесь с «Энциклопедией Монтессори» и серией тетрадей «KUMON. Первые шаги». Творческие занятия дома можно дополнить активным отдыхом на природе с книгами «Находилки» и «Занималки. Лето», а также взять с собой на прогулку книги «Город над землей и под землей» и «Природа над землей и под землей» и изучать окрестности.
И, наконец, творить невозможно без богатой фантазии. Придумывать свои истории и открывать новые миры ребенку помогут книги «Где же торт?» и «Кто прячется в лесу?»

Читайте также:  Закономерности развития ребенка по выготскому

Слово автору

Наталья Костикова отвечает на вопросы читателей. Что самое главное в любом деле? Конечно, начать. Наталья Костикова рассказывает, как обрести смелость и найти время, чтобы заняться с ребенком творчеством.

Источник

Сегодня такие качества, как креативность, умение генерировать идеи и нестандартно мыслить ценятся особенно высоко. Именно поэтому их так важно развивать с детства. Сайт ННмама.ру подобрал для родителей TOP-10 книг , которые помогут воспитать творческого ребенка.

Творческое развитие ребенка литератураТворческая мастерская

Дети — настоящие исследователи, они во всем видят возможность что-то изобрести или поэксперементировать. В этой книге собраны творческие эксперименты и мастер-классы для детей, которые помогут им с детства мыслить шире и не бояться открывать новые возможности предметов. Коллажи и игры с мыльными пузырями, катание шариков с горки и конструирование рисовального аппарата, алхимические опыты с невидимыми чернилами и приготовление самодельного пластилина. А еще мраморная бумага, мармеладный конструктор, ракеты из соломинок, лизун, домашнее мороженое и многое другое. В книге собрано 55 нетривиальных занятий для детей от двух до шести лет.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураТворчество с малышами

Эта книга по раннему развитию ребенка. Но она не походит на все подобные. Ведь акцент в ней делается исключительно на творческом развитии, а все занятия основаны на личном опыте. Наталья Костикова проводила все 70 мастер-классов из книги со своими сыном Давидом и описывала их в блоге, а когда идей стало очень много, издала книгу. Мастер-классы по рисованию, лепке, бумагопластике и просто веселые игры подойдут детям до 3 лет. Очень важно, что книга учит и малыша, и родителей относится к творчеству не только как к процессу создания какой-то вещи, но и прежде всего как процессу воспитания и развития ребенка.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураЭнциклопедия Монтессори

Имя Марии Монтессори у всех на слуху. По ее философии воспитания издано немало книг, но эта отличается от предыдущих. Во-первых, она написана президентом Фонда Монтессори, учеником и педагогом школ монтессори. Во-вторых, эта книга не только о раннем развитии, но и о том, как воспитать малыша любознательным, независимым и уверенным в себе. В ней описаны все ключевые идеи методики, много красивых иллюстраций (в том числе картинок-инструкций) и идей игровых занятий. А еще — копилка практических советов: как ухаживать за ребенком с рождения до поступления в первый класс, как предотвращать детские истерики и учить дружбе, как прививать личную гигиену и рассказывать о других культурах. А еще — развитие речи и сенсорного восприятия, математических навыков, навыка письма, чтения и музыкального слуха. Для каждой темы даются примеры и идеи игровых занятий.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураЗамечательное время: зима

Зима — это творчество, как и вся наша жизнь. Именно эта идея лежит в основе этой книги. Она учит ребенка смотреть на зиму, как на волшебное время года, когда можно попробовать тысячу вещей и создать столько же своими руками. В ней вас ждут идеи зимних игр дома и на улице: игры в темноте, картонное строительство, зимнее рисование, рисование на снегу и льду, банки-светильники, снежная кухня, следы на снегу. А еще — советы о том, как готовиться к новому году, мастерить подарки своими руками и делать адвент-календарь. В конце книги бонус — список семейных традиций и разных полезных мелочей, которые сделают вашу жизнь ярче, а семью крепче.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураАйсберг на ковре, или Во что поиграть с ребенком?

Эта книга, как большой дом с множеством творческих комнат. Ее написала известный блогер Ася Ванякина. Все идеи творческих занятий (а их в книге больше 100!) проверены на практике: автор играла вместе со своим сыном Осей. Получилась настоящая копилка чудо-идей. Игры для малышей от 1,5 до 5 лет. С красками и буквами, льдом и «домашним» снегом, игры по любимым книгам, мультфильмам и вокруг событий из «взрослого мира». Главная идея книги в том, что родители обязательно должны играть с детьми, только тогда малыш будет чувствовать себя по-настоящему счастливым.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураЧудеса в кармашке, или Поиски Деда Мороза

Еще одна книга Аси Ванякиной. Три в одном: добрая сказка о новогодних чудесах, рассказ о традициях празднования Нового года и Рождества в разных странах, подборка творческих мастер-классов и рецептов национальных блюд. Эта книга об особом отношении к жизни, которое бывает только в детстве, когда веришь в чудеса и каждый день считаешь волшебным и счастливым.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураИграем в искусство: от реализма к абстракционизму

Книга, которая знакомит с русским искусством рубежа XIX-XX веков в необычной форме. Помимо интересных рассказов о художниках и направлениях, в ней собраны мастер-классы, которые помогут ребенку поиграть в искусство и попробовать себя в разных направления: реализм, модерн, кубофутуризм, примитивизм, аналитическое искусство, абстракционизм. Выполняя интересные задания, ребенок будет узнавать, какие приемы, стили и методы использовали художники, какие идеи они вкладывали в каждую работу. А в конце книги — ребенку предлагают создать собственное направление в искусстве.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураТворческое воспитание

Это книга о любви к детям, о воспитании свободной личности, о чутком созидательном отношении к миру, о том, как наполнить творчеством каждую минуту нашей жизни. Написана она художницей и мамой двух дочерей. А все мастер-классы, истории и советы основаны на личном опыте автора, который она вынесла из воспитания своих дочек — Майи и Дафны. В книге две части. В первой — автор рассказывает о важности свободного творческого развития детей, дает советы и подсказывает, как создать в доме творческую атмосферу. Во второй — собрано 60 мастер-классов для занятий с детьми разного возраста. А еще в книге вас ждут советы и рекомендации, какие занятия подходят детям разного возраста; как оценивать детские рисунки; идеи для хранения творческих мелочей и принадлежностей, например, вы узнаете, как сделать мольберт своими руками или чудо-держатель для фломастеров. Но самое важное — книга учит воспринимать саму жизнь как непрерывный творческий процесс и ценить сам процесс творчества, а не результат.

Творческое развитие ребенка литература365 дней вместе

Необычный ежедневник для родителей, которые хотят все успевать и при этом уделять много времени своим детям. Это не только тетрадь, в которую можно записывать важные дела и приятные моменты из жизни, но и сборник советов о взаимоотношениях с ребенком, о его развитии, воспитании и список из 365 затей на каждый день года.

Творческое развитие ребенка литература

Творческое развитие ребенка литератураХудожник есть в каждом

Авторы этой книги уверены, что каждый ребенок креативен от природы. Она учит детей и родителей особому творческому взгляду на мир. В ней собраны упражнения. которые стоит выполнять вместе с ребенком, и задания, которые он сможет делать самостоятельно. Но это не привычные мастер-классы, а скорее мини-тренинги, которые учат размышлять, созидать, развивают фантазию и воображение. Книга предназначена для развития детей до 12 лет. Но автор напоминает, что творческое мышление можно развить в любом возрасте.

Читайте также:  Влияние социальной среды на становление и развитие ребенка

Источник

Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей

The role of literature in the development of children’s creative abilities

Казанцева Т.П., Россия, г. Москва

Kazanceva T.P., Russia, Moscow

Васильева Е.Л., Россия, г. Москва

Vasileva E.L., Russia, Moscow

Детские годы самые познавательные для развития и творчества ребенка. В статье описаны формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, показана роль книги в развитии творческих способностей детей.

Childhood is the most important in cognitive development and creativity of the child. This article describes the forms and methods of work to educate preschool children with fiction, the role of books in the development of children’s creative abilities is shown.

«Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель»

Н.А.Рубакин

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность [3].

Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественной деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического и художественного воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Творческие способности – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Так трактует понятие творческих способностей американский психолог Э. Фромм [6].

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды [1]?

В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначного ответа на этот вопрос пока еще нет. Но некоторые  рекомендации существуют:

– поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам;

– избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка;

– быть терпимым к странным идеям, уважать любопытство, вопросы и фантазии ребенка;

– проявлять симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи словами и  делать их, таким образом, понятными для окружающих;

– находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка;

– поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Все эти рекомендации играют значительную роль при знакомстве дошкольников с художественной литературой.

«Одна из самых важных проблем педагогики – дать ребенку жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Этому надо учить, учить и учить – приобщению к радостям жизни в мире книг». Эти слова российский педагог В.А.Сухомлинский произнес в начале ХХ века, но и сегодня, в веке ХХI они не потеряли своей актуальности [5].

Огромна роль чтения в обретении мировоззрения, в самообразовании. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности [2].

Одной из основных задач ГБОУ ЦПМСС «Родник» является оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, направленной на создание условий для умственного, нравственного, физического и эстетического развития личности.

В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий.

В системе инновационных методов и приёмов в педагогике всё больше места занимают специальные техники, такие как: сказкотерапия, куклотерапия, краскография, использование предметов-заменителей. Некоторые элементы этих техник применяются мной на занятиях при изучении произведений русского народного творчества: загадок, пословиц, сказок [4].

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

В нашем центре была создана библиотека. Одной из задач нашей библиотеки мы видим воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы поставили себе цель выстроить цепочку «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители».  Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка.

Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при разработке программ «Ознакомление с художественной литературой», «Ребенок в мире художественной литературы» для детей разных возрастов.

Цели программ: воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве, введение ребёнка в книжную культуру, развитие творческого потенциала ребенка.

Занятия проводятся с детьми 4-5 и 5-7 лет один раз в неделю в течение двух лет. Детям предлагаются малые литературные и фольклорные формы: народные, русские сказки и сказки народов мира, рассказы и стихи. Дети знакомятся с художниками-иллюстраторами книг.

Читайте также:  Чем заняться с ребенком 4 года для развития

Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве [2].

Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это, прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности [2].

Дошкольный возраст – сензитивный, т.е. наиболее чувствительный для развития этических представлений, воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности – значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.

Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с детьми нужен особый иносказательный стиль, доступный и понятный. И тут на помощь педагогу приходит такой знакомый и понятный жанр художественной литературы как СКАЗКА.

Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек-малышек по прочитанной сказке. Из цветной бумаги формата А4, сложенной вчетверо, возникает книжка-малышка из нескольких страничек. На каждую страничку дети наклеивают иллюстрации, соблюдая последовательность событий в сказке, проговаривая запомнившиеся фрагменты текста. Иллюстрации к сюжетам различных сказок педагог может вырезать из списанных в школе учебников.

Этот прием создания книжек-малышек позволяет педагогу решать многие задачи:

– учит ценить труд создателей книг и беречь книгу;

– лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий;

– выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам;

– обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки.

Например, дети в возрасте 3-х лет, хорошо запоминают песенку, которую поет Колобок, или причитания мамы-Козы из сказки «Волк и семеро козлят» и многое другое.

Дети постарше с удовольствием рассказывают прочитанные на занятиях сказки своим родителям, дополняя их придуманными самими подробностями, показывают им изготовленные собственноручно книжки, что способствует формированию теплых, доверительных отношений между родителями и детьми.

Писатель, создавая произведение, воздействует на эмоции человека. Эмоциональная деятельность (и это доказано исследованиями биологов) подталкивает мыслительную; мысли стремятся к речевому оформлению. Следовательно, хорошая книга учит думать, развивает речь, память, побуждает к творчеству.

Главным условием решения задач программы является организация личностно-значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.

Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности.

Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений.

На занятиях по программе «Ознакомление с художественной литературой» используется различный дидактический материал, иллюстрации к программным художественным произведениям, пальчиковые куклы, настольный театр, изготовленные детьми на занятиях по труду бумажные фигурки героев сказок, что способствует повышению интереса детей к занятиям, активации речевой деятельности.

Работа по этой программе ведется в группах сопровождения детей к школе уже не первый год, а в 2011–2012 учебном году в нашем центре была сформирована группа детей, в которой велись интегрированные занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и по изобразительной деятельности. Особенность данных занятий заключается во взаимосвязи между этими специалистами и между предметами, которые они ведут. На занятии по ознакомлению с художественной литературой дети знакомятся с произведением, в свою очередь педагог по изодеятельности предлагает детям нарисовать, либо изготовить персонажей своими руками. Регулярно практикуется привлечение родителей к изготовлению персонажей, альбомов, книжек-малышек, таким образом, мы решаем задачу создания цепочки «центр-библиотека-педагог-ребенок-родители». Дети используют изготовленные своими руками персонажи, макеты, альбомы по конкретной тематике в драматизациях по прослушанному произведению. Вполне возможно в таком случае использовать и готовые пальчиковые и настольные театры.

Как показывает наш опыт, восприятие детьми прочитанного материала значительно возрастает, а также повышается интерес к самостоятельному прочтению художественной литературы. Обыгрывание сказочных ситуаций детьми плодотворно влияет на развитие связной речи, способствует формированию полноценного высказывания, а также помогает снять эмоциональное напряжение на занятиях. Ребёнок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, что способствует созданию эмоционально окрашенных образов. Поскольку в интегрированных занятиях объединились элементы нескольких направлений образовательной работы, это не могло не вызвать детский интерес, что в свою очередь создаёт у детей устойчивую мотивацию.

Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей:

  • самостоятельности мышления;
  • любознательности;
  • познавательного интереса;
  • художественного вкуса;
  • творческих умений;
  • чувства прекрасного.

Справедливо утверждение, что если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого  потенциал.

Список используемой литературы:

1. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. труды / А.В. Запорожец в 2 т. – М., 1986. – т. 1.

2. Гурович Л.М. Ребёнок и книга / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова. – М., 1999.

3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду /В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е. – СПб., 1997.

4. Большева Т.В. Учимся по сказке. — СПб., 2001.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании /сост. и авт. вступит. очерков/ С.Соловейчик: Изд. – М., 1975.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика – М., 1993.

Источник