Развитие ребенка средствами музыки и ритма

Развитие ребенка средствами музыки и ритма thumbnail

Мовенко Светлана Михайловна
Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте»

Платон

В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Основная цель на занятиях ритмики с младшими школьниками — всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях хореографией:

1. Развитие музыкальности.

-Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,

-понимать содержание.

-Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

-Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

-Развитие музыкальной памяти.

2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.

4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки.

Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

6. Развитие способностей фантазии и импровизации.

7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек. Гимнастический купальник. Балетки белого цвета, носки и лосины. Волосы должны быть собраны в пучок. Для мальчиков. Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.

Для развития творческой исполнительской деятельности в танце,

детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения- это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На занятиях ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Гармония (от греч.) — » согласие, лад, красота «.

Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И. В полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с

практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики.

Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.

Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.

На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Цель музыкальных занятий на уроках хореографии:

Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала.

А также развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки

и, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки (характер, жанр, сильная и слабые доли).

На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой — это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец.

В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Читайте также:  Закономерности развития новорожденного ребенка

Для этого педагогами и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки» и т. д.

«Музыкальная ритмика«

С целью помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я разработала методику «Музыкальная ритмика» для детей младшего школьного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метроритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

Танцевальные этюды из «Музыкальной ритмики«:

1. «Петушок» из собрания «Детские потешки»

для детей 6 -летнего возраста.

Петушок, петушок

Золотой гребешок.

Маслена головушка

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь

Деткам спать не даешь?

2. «Тили-тили» из собрания «Детские потешки»

для детей 6-7 летнего возраста

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром

Заливает Кошкин дом.

3. «Курица-красавица» стихи К. Чуковского

для детей 6-7 летнего возраста

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот-

Сказочку расскажет, песенку споет.

4. » В магазине игрушек» стихи В. Берестова

для детей 6-7 -летнего возраста

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас в магазине игрушек,

Огромнейший выбор

Друзей и подружек!

5. «Новогодняя» стихи К. Чуковского для детей 6-7летнего возраста

Были бы у ёлочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе снами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки-

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на елочке флаги

Из пунцовой и серебряной бумаги

Потому что у ворот

Постучался Новый Год!

Новый, новый, молодой

С золотою бородой!

Были также разработаны музыкально- игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку,под которую танцуют:

1. «Угадай-ка»

Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и сразным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры- птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д.

А теперь поиграем в «Угадай мелодию».

2. «Тик-так»

Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли.

Полька 2/4, вальс 3/4. Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.

3. «Повторяй-ка»

Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами.

4. «Поиграем в тишину»

Что такое пауза и как её просчитать.

5. «Слушаем и рассказываем»

Слушаем Вальс Доги к кинофильму» Мой нежный и ласковый зверь «.

Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор?

Анализируем музыкальное произведение.

Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)

6. «Маленькие фантазии»

Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?

Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер?

В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения.

Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном.

Методика «Радужная полянка» для разучивания танцев с детьми 6-летнего возраста,придерживается следующих основных принципов:

— Правильный подбор музыкального произведения.

— Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.

— Разнообразие движений и высокая динамичность.

Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.

— Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру «Покажи и повтори».

— Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.

— Активная роль концертмейстера на занятиях.

— Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.

— Разучивание детских танцев через игры «Зеркало» и «Радужная полянка».

Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы прямо на открытых уроках.

На занятиях я использую наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога, репродукции знаменитых художников (о балете и музыке, звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях я использую упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, преподаватель обычно гибко чередует упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работает с учениками индивидуально. Педагог упорно идет к своей цели, настойчиво добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.

Пришли к выводу, что «Музыкальная ритмика» способствует более быстрому развитию творческой активности детей младшего школьного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на занятиях хореографией

На занятиях «Музыкальная ритмика» педагог-хореограф и концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях.

Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Дети получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствамиих образы или представить предметы: живые или неживые. На периодический просмотр подобных работ педагог отводит часть урока.

Несмотря на большое количество школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.

Читайте также:  Изучение особенностей развития мышления ребенка

Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и

более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Литература.

1. В. Морозов. «В помощь педагогу-музыканту«, М. Музыка, 1965. — 18 с.

https://урок. рф/library/kruzhok_mir_tantca_130459.html

2. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. — 180 с.

https://nashol.com/2015081586094/muzika-i-dvijenie-bekina-s-i-lomova-t-p-sokovnina-e-n-1984.html

3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика«. Пермь, 1997

https://ocherschool1.ru/data/documents/ritmika_2.pdf

Источник

 «Ритм в музыке – это пульсация,

свидетельствующая о жизни….»

А. Г. Рубинштейн

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

посредством музыкальных игр и упражнений»

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, стук дятла в лесу, тиканье часов, биение сердца – все ритмично. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов создает хаотичность и от того, насколько мы восприимчивы к этим пульсациям, насколько мы их проживаем – зависит наше физическое и психическое самочувствие, мировоззрение и эмоциональная гибкость.

Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной  средой, окружающими людьми и самим собой играет музыкальное образование в частности один из основополагающих элементов музыки — развитое чувство ритма.

Но что, же такое ритм в музыке?

Ритм (в переводе с греч.- соразмерность) — чередование различных длительностей звуков и пауз в музыке. Ритм – это равномерное чередование сильных и слабых долей.

Чувство ритма — способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Это такая музыкальная способность, без которой практически невозможно качественное исполнение никакой музыкальной деятельности, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Ритмическая способность занимает особое место в жизни ребенка и способствует развитию всего комплекса музыкальных способностей, обогащает эмоциональный мир детей, развивает речевую и двигательную активность, воспитывает активность. Практика  организации образовательной деятельности в детском саду помогла мне увидеть одну из актуальных проблем музыкального воспитания —  слаборазвитое чувство музыкального ритма у детей дошкольного возраста.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по развитию чувства ритма у детей,  подтолкнул меня к знакомству с различными методиками и практиками исследователей. Таких как Карл Орф, Эмиль Жак-Далькроз, Т.Тютюнниковой, Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым.

Анализ научной литературы, профессиональных периодических изданий, опыт ведущих педагогов–музыкантов, изучение вопроса повышения качества музыкального образования подсказал, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных упражнений и игр.

Поэтому ведущим направлением моей деятельности стало:   развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста.

цель  работы – формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Для реализации цели выделила задачи:

  • изучить процесс развития метроритмического восприятия
  • создать условия обеспечивающие развитие музыкально–ритмических способностей ребёнка. 
  • научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях.
  • совершенствовать формы и методы работы, развивающие метроритмические навыки, творческую активность в процессе использования музыкальных игр. 
  • развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;
  • развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
  • формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;
  • разработать пакет музыкальных игр, способствующих развитию чувства ритма детей и внедрить их в систему музыкальных занятий, индивидуальную и самостоятельную деятельность. 
  • побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;
  • воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

В поиске средств решения задач формирования чувства ритма из многообразия программ я выбрала программу «Ладушки» под редакцией И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.

Выстраивая систему работы по формированию и развитию музыкально-ритмических способностей ребёнка, используя принципы: психологической комфортности, интегрированного подхода, системности и последовательности,  индивидуального подхода к детям и доступности музыкальных образов, наглядности, партнёрства с воспитателями и родителями, вовлечение их в воспитательно–образовательный процесс обозначила этапы своей деятельности:

1 этап – подготовительный.

На данном этапе проведенный предварительный педагогический мониторинг, адаптированный по программе «Ладушки» И. Новоскольцевой, И. Каплуновой с учётом возрастных и индивидуальных особенностей показал, что не у всех детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с простейшими ритмическими заданиями, а некоторым детям задания казались и вовсе непонятными. У дошкольников нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения чувству ритма.

Высокий уровень — 13%

Дети умеют правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмы рисунка, проигрывать их на музыкальных инструментах, эмоционально принимать участие в играх. Двигаются ритмично, чувствуют смену частей музыки, выражают желание выступать самостоятельно, в игровых композициях проявляют творческую инициативу, умеют считывать ритмические рисунки с паузами с карточек – схем и проигрывать их на музыкальных инструментах.

Норма — 54%

Дети могут правильно прохлопывать ритмический рисунок, но затрудняются в усложненных вариантах, принимают участие в играх с удовольствием, но не проявляют творческой инициативы, Умеют считывать ритмический рисунок с карточек — схем, но не в сложном варианте, им требуются дополнительные объяснения, показ.

Ниже нормы — 33%

Дети малоактивны, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с ошибками, не способны к творческой самостоятельности, неритмично двигаются под музыку, равнодушны к оценке взрослого и сверстников. С большим трудом работают по карточкам-схемам.

2 этап – внедренческий.

Понимая, что чувство ритма не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне и зависит от грамотно организованной предметно-пространственной среды, создала комфортные условия, обеспечивающие необходимый уровень музыкально-ритмических способностей воспитанников.

На  основании полученных результатов мною создана методическая копилка:

  • перспективное планирование по развитию музыкально – ритмических способностей детей;
  • банк  музыкальных игр и упражнений на развитие чувства ритма;
  • картотека мультимедийных игр «Ритмические мультяшки»;
  • фонотека аудио — и СД- записей  детских песен, песенок из мультфильмов;
  • карты-схемы с ритмическими рисунками, лэпбуки, пособие «Ритмический куб»;
  • собран «Музыкальный сундучок» (музыкальные инструменты).
Читайте также:  Развитие ребенка по доману с чего начинать

В  целях наиболее полной реализации задач по развитию чувства ритма  на этом этапе, используя следующие методы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, практический метод, метод интегрированного подхода  работу над ритмическим развитием провожу планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности. Первыми я брала задания, направленные на развитие ощущения пульсации, используя музыку с четким ритмом. Затем  постепенно добавляю задания на усвоение ритмических фигур.

Например:

Для развития чувства ритма, при слушании музыки начиная с младшего возраста и постепенно усложняя, использую:

  • тактильное уподобление (касание руки ребенка) в младшем возрасте
  • моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.
  • оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.
  • творческие ритмопластические импровизации.

При  пении использую следующие упражнения:

  • прохлопывание ритма ладошками, палочками.
  • узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
  • пение по ритмическим картинкам.
  • ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).
  • хлопки по кругу.
  • подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.

Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений способствовали поддержанию у детей интереса к деятельности, и ее успешности. 

Моим воспитанникам очень нравится отхлопывать ритмический рисунок, записанный на карточке («Ритмическое лото») они без особого труда отхлопывают длительности, выкладывают ритмические рисунки («Выложи ритмический рисунок») и анализируют их. При этом применяется приём, принятый в системе музыкального воспитания: четверти обозначаются слогом «та», восьмые слогом – «ти». Выполнять ритмические рисунки ребята любят разными способами: хлопками, по коленям, по животику, игрой пальцев на столе и полу, по бубну, по барабану, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.

Начиная с младшей группы, предлагаю ребятам озвучивать картинки с изображением животных, с последующим прохлопываем ритма, прохлопать свое короткое, а потом и уменьшительно-ласкательное имя.

Для знакомства с длинными и короткими звуками детям среднего возраста предлагаю ритмосхемы, это графические рисунки, в которых выстраиваются комбинации длительностей звуков, что способствует развитию логического мышления, зрительной памяти.

Использую игры с картинками, игрушками, игровые ситуации. Учу прохлопывать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, палочках, барабане. При этом учу их согласовывать свои движения с движениями товарищей.

Например, дидактическое упражнение «Уточки»

Наши уточки с утра: кря – кря – кря (дети либо проговаривают и хлопают в ладоши, либо передают ритмический рисунок на инструментах.)

Наши гуси у пруда: га –га – га. (проговаривание слов с ритмической передачей)

Наши курочки в окно: ко – ко – ко. (Повторение предыдущей комбинации)

Продолжая работать с этой игровой попевкой  усложняю задачи:

  • я играю на музыкальном инструменте, а дети хлопают в ладоши или выстукивают на ложках, произнося слова.
  • дети вначале прохлопывают ритм, а затем выкладывают их на мольберте божьими коровками или ёлочками.

Совместно с детьми придумываем песенки и выкладываем их нотками, прохлопываем в ладоши или проигрываем на музыкальных инструментах со словами.

Например: БЕ-лоч-ка , БЕ-лоч-ка  ,  ПРЫГ , ПРЫГ .

Добавляем в песенки движения, сочетание звучащих жестов и различных звуков немузыкальных предметов. При этом всегда применяю зрительные образы  в виде ритмических карточек, картинок разного размера, палочки, ниточки, полоски, кружочки.

У детей старшего возраста большой популярностью пользуются ритмизированные стихи, которые развивают чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Таким образом, у детей происходит автоматизация навыков ритмического проговаривания.

В старшей группе знакомлю детей с длительностями, объясняю, что в одном долгом звуке «помещаются» 2 коротких и на примере божьих коровок показываю, что в одной большой божьей коровке помещаются 2 маленьких.

РАЗ              ДВА ТРИ             ЧЕТЫРЕ

В дальнейшем дети выкладывают ритмические формулы самостоятельно.

Знакомя ребят с паузой, рассказываю и показываю на картинках, как она выглядит. Предварительно договариваясь с детьми, выкладываю ритмическую формулу в различных вариантах и предлагаю детям на паузу развести руки в стороны.

Предусматриваю усвоение материала в его усложнении. Например, в играх с палочками, дети выполняют движения не только со своими палочками, но и с палочками соседа, перекладывая их друг другу, дети самостоятельно выкладывают ритмические рисунки, ритмические формулы и ритмические цепочки из картинок.

Использую такой методический приём как: деление воспитанников на две группы, одна группа проговаривает одну ритмическую цепочку, другая – другую, затем дети меняются местами. Стимулирую развитие музыкально-ритмических способностей с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов, а использование словесного и практического метода позволяет усилить возможность воздействия на каждого ребёнка.

Для более совершенного развития у детей ритмического чувства, музыкально-игровые упражнения включаю и в пение.

Например, детям хорошо знакома песня «Тень – тень». Использую следующие задания в игровой форме:

  • песня исполняется вместе с детьми с целью закрепления текста
  • дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок
  • пение по ролям (взрослый — автор, а дети – герои, где каждый ребёнок прохлопывает свою роль)
  • пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Объясняю детям, что голосок «спрятался», а «ладошки поют вместо него».
  • вся песня от начал и до конца поётся ладошками
  • выкладывание ритма песни короткими и длинными полосками с целью закрепления ритмического рисунка.

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа и использование компьютерных технологий

Следующий этап моей деятельности с детьми  — это творческая импровизация, самовыражение детей.

На этом этапе широко использую поисковый и вербальный методы. Дети  в форме игры закрепляют и совершенствуют навыки по выполнению ритмических рисунков, продолжают осваивать музыкальную грамоту, работают  по карточкам-схемам.

Ввела в повседневную практику с дошкольниками и такую форму работы, как  «ритмическая минутка». Дети в игре, самостоятельной деятельности, в самых разнообразных режимных моментах могут хлопать, топать, играть на музыкальных инструментах. В этом большую помощь оказывают  воспитатели групп

Процесс развития музыкального чувства ритма имеет непрерывное развивающее действие. Работу веду в тесном творческом союзе с воспитателями, нахожу своё отражение не только на музыкальных занятиях, но и в других формах музыкальной деятельности: индивидуальной работе, музыкально-игровых досугах, а также самостоятельной деятельности. Для воспитателей групп я оформила цикл консультаций, бесед, памяток, рекомендаций «Дружно мы играем, чувство ритма развиваем». Провожу мастер-классы, сделала подборку музыкальных игр и упражнений. Организовала творческую студию из воспитателей «Голубки», где мы поем, ставим театрализованный представления, разучиваем танцевальные номера.

Учитывая новые требования к взаимодействию  с семьей, провожу работу в нескольких направлениях:

  • повышение компетентности в вопросах как музыкального воспитания детей в целом, так и в развитии чувства ритма в частности;
  • пропаганда музыкального искусства;
  • вовлечение в музыкально-образовательный процесс;
  • совместная культурно-досуговая деятельность.

Родителям очень интересны такие формы работы как совместные всеобучи, мастер-класс и семинар?