Раннее развитие ребенка по системе марии монтессори

Раннее развитие ребенка по системе марии монтессори thumbnail

С самого рождения каждый ребенок имеет огромный внутренний потенциал. В первые годы жизни формируется большинство будущих способностей и умений ребенка, которые в будущем позволят ему стать умным, успешным, самодостаточным, гармоничным, уверенным в себе и своих силах взрослым человеком. Задача же родителей заключается в том, чтобы помочь сыну или дочке раскрыть этот потенциал и организовать развивающую среду для малыша.

Многие мамы и папы далеко не всегда понимают, в чем именно заключается суть раннего развития ребенка. Хотя психологи, педиатры и учителя утверждают, что ранее развитие по Монтессори принесет крохе только пользу, мнительные родители не перестают подвергать слова специалистов сомнению. А зря! Правильно подобранные методики раннего развития помогут малышу быстрее понять, что собой представляет окружающий мир. Осознав это, ребенок без особого труда сможет влиться в постоянно меняющуюся структуру нашего мира.

Методика раннего развития Марии Монтессори для детей до 1 года включает в себя упражнения и игры, которые не только развивают и обучают ребенка, но и дарят ему положительные эмоции. Сегодня рассмотрим самые эффективные и популярные методики.

Монтессори: методика раннего развития до года

Суть методики раннего развития Монтессори

Мама и папа, любуясь своим ребенком, который еще лежит в колыбельке, не только испытывают безграничное счастье и любовь к крохе, но и беспокоятся о его здоровье, режиме питания и развитии. Последнее должно волновать родителей больше всего. Они обязаны постоянно задавать себе вопросы о том, правильно ли развивается их чадо, не отстает ли в развитии от своих сверстников и что нужно делать, чтобы малыш не только развивался по возрасту, но и опережал в этом плане других деток.

Ученые доказали, что клетки головного мозга активно развиваются в первые годы жизни ребенка. Когда малыш достигает трехлетнего возраста, то его головной мозг сформирован на 70%. Поэтому очень важно, чтобы родители не ленились и уже в столь раннем возрасте начинали развивать врожденный потенциал крохи.

Как только ребенок рождается, его организм практически сразу же начинает активно развиваться: у малыша формируются зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, ведь ему необходимо приспосабливаться к тем новым условиям, в которые он попал. Ребенок постоянно получает новую информацию, а его мозг интенсивно работает, выдерживает большие нагрузки, учиться сравнивать и делать правильные выводы.

Методика раннего развития Марии Монтессори – это основанный на научных наблюдениях за детьми от рождения до 18 лет подход к образованию ребенка, который включает в себя физический, эмоциональный, социальный и когнитивный виды развития. Марию Монтессори, которая родилась и выросла в Италии, можно по праву назвать одним из самых значительных и влиятельных педагогов и мыслителей прошлого столетия. Созданная госпожой Монтессори методика помогла многим родителям воспитать умных, самодостаточных и независимых людей, умеющих принимать правильные решения и в полной мере нести за них ответственность.

Её методика раннего развития основана на трех важных аспектах: неограниченной физической активности крохи, родительском наблюдении за ребенком и специально созданной жизненной среде. Последняя должна быть наполненной необычными и интересными ребенку объектами, которые он может разглядывать и изучать в игровой форме. Госпожа Монтессори утверждала, что малыш должен получать истинное удовольствие и искреннюю радость от совместного творчества и познания, поэтому родители обязаны сделать жизнь своего чада красочной, интересной и впечатляющей.

Методика Монтессори поможет вашему ребенку раскрыть внутренний потенциал, проявить индивидуальные способности, в будущем стать более независимым, внимательным и уверенным в своих силах человеком. Она разовьет его моторику, воображение, сенсорику, память, творческий, логический и образный виды мышления.

Эффективные методики раннего развития ребенка до 1 года по Монтессори

Основой любой методики раннего развития ребенка до 1 года по Марии Монтессори являются полная свобода и самостоятельность малыша. Задача родителей или педагогов заключается в том, чтобы помочь крохе делать все самому. Они должны создать благоприятную среду, установить определенный порядок и внимательно наблюдать, не мешая крохе самостоятельно и в собственном темпе выполнять поставленные перед ним задачи. Особое внимание в естественных процессах роста и развития ребенка Мария Монтессори уделяла возрастной чувствительности или сенситивным периодам. В этом нет ничего странного, ведь обучение малыша должно вестись в полном соответствии с этими периодами.

Создайте вокруг ребенка такую окружающую среду, чтобы он смог без труда отыскать все нужные для самообучения и саморазвития предметы, найти правильные способы поведения, эмоционального реагирования и физического взаимодействия с внешним миром.

Методика №1. Стимулируем ползанье

Научно доказано, что от этого напрямую зависят успехи малыша в чтении. Чем больше ребенок в раннем возрасте будет ползать, тем легче в будущем ему будет выучить буквы и научиться читать.

Выложите кроху на животик, снимите с него носочки. Возле носика ребенка положите красивую и привлекающую внимание игрушку. Под пяточки сына или дочки подставьте свою ладошку, которая во время ползанья будет служить опорой.

Методика №2. Тренируем повороты и перевороты

Тренировка поворотов, переворотов и перекладывания игрушки из руки в руку поможет развить у малыша память и пространственное воображение.

Оденьте малыша в удобную и не сковывающую его движения одежду, а затем дайте ему полную свободу. Пока кроха поворачивается и переворачивается в разные стороны, вы должны внимательно за ним наблюдать, чтобы он не скатился с кровати или дивана. Если малыш не хочет переворачиваться, то заинтересуйте его яркой игрушкой или же на некоторое время оставьте его в покое.

Читайте также:  Центр развития ребенка пионерский

Методика №3. Играем в прятки

Данную методику можно начинать практиковать с 8‑ми месяцев, так как в этом возрасте ребенку становится интересной игра в прятки. Игра в прятки научит малыша ждать, терпеть и справляться с разного рода страхами.

Одни родители закрывают лицо ладошками, а затем убирают руки и говорят крохе «ку-ку». Другие же выглядывают из-за угла, прячутся за диванами, шкафами и т.д. Сначала малыш с интересом будет наблюдать за этими пока еще не совсем понятными для него действиями мамы или папы, а затем все поймет и с удовольствием начнет их повторять.

Методика №4. Играем с водой

Можно записаться в бассейн и там обучать ребенка плаванью. Если же у вас нет времени или возможности ходить с малышом в бассейн, то практиковать игры с водой можно и в домашних условиях. Посадите кроху в ванную и дайте ему несколько емкостей для переливания воды. Емкости должны быть разных размеров.

Данная методика позволит ребенку получить представление о разных физических состояниях материи и объеме. Малыш начнет понимать, почему вода при переливании исчезает из одной емкости и появляется в другой («было – исчезло – опять появилось», «было сухо – стало мокро» и т.д.).

Методика №5. Возимся в грязи

Многие родители не понимают, что дети испытывают искреннее удовольствие и наслаждение, когда возятся в грязи. Это занятие не только дарит массу положительных эмоций малышу, но и стимулирует множество активных зон на его ладошках и ступнях, прививает любовь к творчеству и экспериментам, учит не бояться запачкаться.

Для создания грязи в домашних условиях вам необходимо развести водой песок или глину. Оденьте малыша в удобную и старую одежду, которую потом можно будет выбросить, и разрешите ребенку играть с грязью столько, сколько ему захочется. Наблюдайте за крохой, но не указывайте, что именно и как именно ему следует делать.

Методика №6. Учимся карабкаться и цепляться

Пусть ребенок взбирается на папу, карабкается на ступеньки крыльца, висит на одной руке, сползает с низкого дивана, ведь все это поможет развить равновесие, вестибулярный аппарат, веру в собственные силы, чувство доверия к родителям, которые во время этих занятий должны подстраховывать малыша сзади.

Задача родителей заключается в том, чтобы именно подстраховывать ребенка, а не подталкивать его. Развитое у малыша до 1 года умение не бояться повернуться спиной, карабкаться на ступеньки, сползти с дивана и т.д. поможет ребенку в более взрослом возрасте научиться уверенно стоять на собственных ногах, добиться успехов в карьере и осознать, чем на самом деле является чувство опоры в жизни.

Методика №7. Занимаемся подбрасываниями

Подбрасывания, раскачивания, подкидывания, катания на ноге у папы или мамы помогут ребенку научиться владеть собственным телом, координировать свои движения и развить чувство привязанности.

Чем больше ребенка в возрасте до 1 года раскачивали, тем лучше и эффективнее он будет взаимодействовать с людьми в будущем, без проблем налаживать с ними контакты и испытывать искреннее чувство близости.

Несколько важных правил

Родители должны понимать, что раннее развитие ребенка является не целью, а всего лишь средством, позволяющим вырастить успешную и гармоничную личность! Занимаясь с малышом, не ставьте перед собой задачу воспитать идеального ребенка-вундеркинда. Большие нагрузки и постоянные сравнения с другими детками способны не только отбить у крохи желание учиться, но и испортить его характер.

Если вы видите, что у малыша нет желания заниматься или он пребывает в плохом настроение, то ни в коем случае не заставляете его делать что-то. Мария Монтессори всегда утверждала, что не стоит устанавливать и какие-то нормы по количеству и времени занятий в день. У ребенка должна быть реальная свобода выбора, и не имеет никакого значения, нравится ли вам в данный момент его выбор или не нравится.

Если с какой-то задачей ребенок не справляется, то не расстраивайтесь, а упростите задание. Все задачи должны быть построены по принципу «очень просто – просто – сложно – очень сложно». И не забывайте почаще хвалить кроху и радоваться его успехам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Мария Монтессори известный педагог, создавшая свой метод обучения детей, знаменитый во всем мире.

Жизнь и работа

Жизнь и научная деятельность Монтессори очень разнообразна и интересна. Мы затронем лишь основные моменты ее биографии.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в семье была единственным ребёнком. Учеба в школе давалась ей очень легко. Несмотря на то, что в те времена учиться на врача могли только мужчины, она все же поступила. И стала первым в Италии врачом женщиной.

В 1896 году работала в клинике для детей с ограниченными возможностями, развитием которых никто не занимался, и считали их умственно отсталыми. Мария Монтессори лечила детей и изучала труды Сегена и Итара. Мария поняла, что детям нужна помощь больше педагогическая, нежели психологическая.

Мария Монтессори

В дальнейшем Монтессори начинает изучать педагогику и психологию, а также эволюционное развитие человека. В это время и начинает зарождаться ее собственная методика. Многие дидактические материалы взяты за основу из материалов Сегена. Монтессори же их дополнила и усовершенствовала.

Читайте также:  Раннее развитие детей воспитание ребенка

1898 году у Марии Монтессори и Джузеппе Монтессано (с которым пожениться они не могли, иначе ее научной карьере пришел бы конец) рождается сын. Чтобы защитить ребенка от сплетен, что он рожден вне брака, Мария отдала его в приемную семью, навещала по выходным и в 10 лет забрала к себе.

Мария Монтессори с сыном Марио

6 января 1907 года, М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу для нормальных, но запущенных детей, оборудованную по ее принципам. И с этого момента Мария занималась только здоровыми детьми, а метод Монтессори, как раз только начал зарождаться.

  «Дом ребенка» постепенно становится известным, туда приезжают гости и появляются первые последователи.

Сын Марии Монтессори Марио продолжил дело матери, благодаря ему метод Монтессори стал известен во всем мире. До своей смерти возглавлял Международную Ассоциацию Монтессори.

Суть методики

В отличие от традиционной методики ребенку не навязывают чужой опыт, а дают возможность самому почувствовать свою индивидуальную программу обучения.

Не нужно торопить развитие ребенка, но и упускать момент тоже нельзя. У каждого ребенка от 0 до 6 лет, есть сензитивные периоды, в которые он способен усвоить определенные знания. Поэтому мы взрослые должны организовать для ребенка среду, в который малыш смог бы выбрать для себя то что ему нужно. В этой среде находятся вещи, отобранные долгими наблюдениями Марии Монтессори за тем, как они могут помочь в развитии ребенка.

Главный принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Ребенок решает, во что и сколько ему заниматься с тем или иным пособием.

Мария Монтессори считала : «Игрушки в жизни ребенка играют второстепенную роль. Ребенок обращается к ним только тогда, когда у него нет чего-нибудь более значимого.»

Каким должен быть учитель

«Подготовка, которая требуется от учителя в нашем методе, состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню. Он должен учиться быть смиренным и любить. Ему следует научиться самообладанию, которое он должен принять за основу. Он должен заставлять себя всегда быть хорошо расположенным к ребенку».

Роль взрослого:

— уважение к личности ребенка;

-помочь ребенку действовать самостоятельно;

— дать небольшой (всего 2-3 минуты) урок,в котором показать как обращаться с предметами.

-создание необходимой предметно-пространственную среду.

Монтессори призывала к тому, что стоит не пытаться уличить ребёнка в незнании чего-то, не пытаться сломить его волю, не делать постоянные замечания и категорические запреты. Ребёнок будет неуверенным в себе, а когда подрастёт, может проявлять асоциальное поведения в знак протеста. Но и вседозволенность не приемлема, иногда стоит проявить твердость и настойчивость, но ни в коем случае не насилие.

И здесь есть сложный в выполнении совет. Чтобы не делать ребенка рабом вашего настроения и заложником вашей непоследовательности, изберите арбитра ваших споров – правила, которые будут регулировать ваши семейные отношения.

В Монтессори классах тоже есть свои правила для детей и взрослых.

Правила:

-«Взял, поработал, положи на место»;

— тот, кто первый взял пособие или игру, занимается с этим;

— говорить тихо;

-взрослый не мешает ребёнку, наблюдает, при необходимости помогает.

Предметно — пространственная среда

Создание «правильной» предметно-пространственной среды — основа метода.

Среда разбивается на зоны: практической жизни (для приобретения простейших бытовых навыков), сенсорная (включает в себя предметы с различной формой, разметами и весом), математическую (для освоения счета, математических символов, геометрических фигур и т.д.) и языковую (материалы для изучения букв, слогов, книги и т.д.). Специальных приспособлений для двигательной активности нет, но все материалы расположены так, что ребёнок много двигается. Позже появилась и космическая зона (знакомство с природными явлениями, культурой разных народов мира, коллекция минералов и т.д.). Обязателен свободный доступ ко всему материалу.

Монтессори сад

Полноценную развивающую среду по методу Марии Монтессори у вас вряд ли получится создать. Но кое, какие моменты реализовать все же можно.

Детская комната.

Детская мебель, подходящая по росту, которые сам ребенок может открывать и закрывать. Причем необходимо учесть, тот момент, что ребенок растет. Все игры положить аккуратно, должен быть порядок. На стенах повесить обучающие плакаты, карты, но их не должно быть слишком много. Периодически меняя их на другие. Также можно повесить настенные часы. Не помешает доска, на которой можно писать или вывешивать, к примеру, слова. Необходимо выделить место для «музея природы» (камни,ракушки,семена,гербарий и т.д.).

Выделите ребёнку свою губку, тряпку для пыли, веник, совок, тряпку для пола и т.д., но не забудьте показать малышу, как этим пользоваться.

зона практической жизни

В ванной комнатевыделите для ребёнка уголок, где будут храниться тазик, ёмкости для переливания и другие предметы для того, чтобы ребёнок мог учиться самостоятельно пользоваться водой. Если доступ к воде находится высока для ребёнка. Сделайте для него небольшую устойчивую!!! деревянную платформу.

В кухне тоже выделите уголок для малыша, чтобы он мог сам приготовить что-нибудь не сложное.

Дети играют в сенсорной зоне.

Игры в математической зоне

Игры в языковой зоне

Столик для рисования и лепки должен легко очищаться. Пластилин удобней хранить в пластиковых контейнерах, как некоторые другие материалы для творчества. Это позволяет ребёнку самостоятельно убрать за собой рабочее место.

Читайте также:  Центр развития ребенка зайка моя

Метод Монтессори в России

Первые сведения о методе Монтессори дошли до России в 1910 году.

В 1913 году Юлия Ивановна Фаусек при одной гимназии открыла маленький детский сад, в основе лежал метод Монтессори. Ю.И.Фаусек белее 20 лет была верна своему делу, несмотря на революцию и войну.

В 1926 году система Монтессори в России была запрещена большевиками, т.к в основе метода воспитание индивидуальности.

В 1992 году метод Марии Монтессори вернулся в Россию и популярен по сей день.

Плюсы

— ребенок развивается самостоятельно, согласно его индивидуальным особенностям;

-огромное разнообразие развивающих игр и пособий;

-свобода личности;

-разновозрастные группы, сформированные по интересам, где старшие помогают младшим.

Минусы

— творческая и эмоциональная сфера практически не затрагивается;

— сюжетно ролевые и подвижные игры отсутствуют;

— в домашних условиях создать предметно-пространственную среду по всем правилам методики практически невозможно;

-недостаточность коммуникации;

— возможны проблемы в адаптации к школе,так дети привыкают к тому,что в Монтессори группах делают, что им хочется.

Метод Марии Монтессори, несомненно, хорош, несмотря на свои минусы.

Выбрать ли эту методику для обучения своего ребёнка нужно исходя из индивидуальных возможностей малыша, а также возможностей родителей и педагогов. Использовать данный метод в домашних условиях возможно только частично.

Лучше всего комбинировать разные методики, «взять» из них самое подходящее для Ваших детей и Вас.

Читайте так же:

Методика развития семьи Никитиных. Правы ли они?

Раннее развитие — плюсы и минусы

Источник

«Помоги мне это сделать самому!» — раннее развитие ребенка по Монтессори.  В данной статье рассказывается об истории создания методики Монтессори, сути и принципах, достоинствах и недостатках.

Раннему развитию детей придается большое значение в современной педагогике. Ежегодно разрабатываются новые авторские методики обучения. Для подтверждения эффективности каждой из них должно пройти некоторое время. Методика Марии Монтессори проверку временем прошла, ведь первое учебное заведение, применившее метод к своим ученикам, существовало в начале XX века.

В ЧЕМ СУТЬ СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ?

По мнению Марии Монтессори, ребенок – это личность с большим внутренним потенциалом, заложенным с рождения. Ребенок способен развиваться и получать знания о среде и обществе через тактильные ощущения, физические навыки, сенсорную память. Как реализует методика Монтессори принципы самовоспитания и чувственного восприятия окружающего мира? Через отстранение взрослых. Взрослый создает комфортную для обучения среду, подсказывает, оказывает помощь, если ребенок ее потребует. Но взрослый не является авторитетом, не может навязывать ребенку свои суждения, эмоции, насильственно вмешиваться в процесс обучения.

КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНЯТИЯ?

Мария Монтессори выделила несколько периодов развития ребенка, называемых сенситивными. Для каждого периода характерна психологическая и физическая предрасположенность к развитию определенных навыков:

  • восприятие порядка, от 0 до 3 лет;
  • сенсорное развитие, от 0 до 5,5 лет;
  • речевое развитие, от 0 до 6 лет;
  • развитие самостоятельности, от 0 до 5 лет;
  • физическое развитие, от 1 до 4 лет;
  • социальное взаимодействие, от 2,5 до 6 лет;
  • развитие мелкой моторики, от 1,5 до 2,5 лет.

Начало любого сенситивного периода у ребенка индивидуально, родители не могут его предугадать. Чтобы не ошибиться, нужно предоставить ребенку право выбирать время и средство для обучения, поместив его в специальную среду. Она помогает естественным образом пройти все сенситивные периоды развития.

Больше статей на сайте Women Planet

ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА ПО МОНТЕССОРИ

Большое значение в методике Монтессори для детей имеет создание обучающей среды. Без нее метод самообучения попросту не имеет смысла. Каким критериям должен соответствовать учебный класс?

  • Интерьер нейтральный, не отвлекающий внимание от занятий. Исключаются яркие цвета. В комнате должно быть хорошее освещение.
  • Мебель и обстановка комнаты соответствуют возрасту и пропорциям ребенка. Дети могут самостоятельно выбирать рабочее место или делать перестановку мебели, если это необходимо.
  • Дидактические материалы располагаются так, чтобы ребенок мог достать их без помощи взрослого. Соблюдается правило – каждый материал представлен только в одном экземпляре. Материалом пользуется тот, кто взял его первым. Отбирать игры друг у друга запрещено, дети учатся уважать личное пространство.
  • Во всем должен быть порядок. Дети сами раскладывают игры по местам, приучаясь к собранности.

Комната по методике Марии Монтессори делится на рабочие зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенных навыков:

  • зона сенсорики – развитие мелкой и крупной моторики, памяти. Включает в себя предметы, отличающиеся по форме, цвету, весу, размеру (пирамидки, формочки, кубики и тп);
  • зона практики – обучает простейшим бытовым навыкам. Ребенок учится одеваться, завязывать шнурки, подметать пол, мыть посуду и выполнять другие действия, направленные на самообслуживание;
  • зона языковых навыков – развивает коммуникационные навыки, расширяет словарный запас, знакомит с азами чтения и письма. В качестве дидактического материала используются карточки с картинками, магнитные азбуки, доски, прописи;
  • математическая зона – знакомит ребенка с азами арифметики и геометрии. Здесь находятся геометрические фигуры, счеты, материалы, объясняющие значение дробей;
  • космос – специальная зона, знакомящая с окружающим миром. В качестве дидактического материала используются карты, флаги, коллекции минералов, гербарии, детские энциклопедии.

Методика Монтессори для детей мало уделяет внимания физическому развитию. Как правило, в классах отсутствует спортивный уголок.

Спорные моменты обучения в статье на сайте Women Planet

Понравилась статья? Лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе интересного.

Источник