Развитие ребенка средствами изобразительной деятельности

Развитие ребенка средствами изобразительной деятельности thumbnail

Изобразительная деятельность дошкольников

Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.

Виды изобразительной деятельности

В дошкольном возрасте  изобразительная деятельность включает такие виды занятий:

1). Рисование;

2). Лепка;

3). Аппликация;

4). Конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Особенности развития изобразительной деятельности у дошкольников

К четырем годам дети уже знакомы с конструктивным и изобразительным материалами, имеют некоторые навыки пользования ими — делают простые постройки, владеют карандашом, кистью, глиной, ориентируются на листе бумаги, проявляют устойчивое желание — изобразить то, что видят в окружающей действительности.

Изображая предметы, дети четырех лет стараются отразить и свое отношение к ним. Для этого они используют различные средства: определенный подбор предметов для изображения; избирательность цвета; обыгрывание результатов своей деятельности; дополнение словами, рассказом об изображенном предмете или явлении. Обучение детей конструированию, аппликации, рисованию и лепке начинается с их знакомства с окружающими предметами и явлениями. Ребенка учат наблюдать окружающее; целенаправленно рассматривать, обследовать предметы; знакомят с многообразием форм, созданных природой и руками человека, вследствие чего у него развивается образное видение мира.

Кроме предварительных целенаправленных наблюдений, с детьми пятого года жизни необходимо организовывать рассматривание предметов перед занятием и непосредственно на занятии с целью уточнить представления о данных предметах, вызвать к ним интерес, желание перенести воспринимаемые образы на бумагу, в глину.

Следующим этапом формирования изобразительной и конструктивной деятельности у ребенка среднего дошкольного возраста является ознакомление его с многообразием способов изображения предметов и явлений в разном материале, т.е. введение в мир условных и графических образов.

Показ различных способов изображения приобретает в средней группе большее значение, чем в младших. В этом возрасте дети способны замечать некоторые признаки предмета — цвет, общую форму, различать его части и детали, и у них возникает желание передать это в рисунке. Но развитие зрительного восприятия несколько опережает развитие специальной умелости руки. Поэтому ребенок очень нуждается в наглядном показе способов изображения, в процессе которого у него формируются представления о графических и пластичных условных образах. Воспроизводя эти способы по памяти или повторяя по нескольку раз вслед за показом воспитателя, дети упражняют руки и глаз, в результате чего у них развиваются формообразующие движения в рисовании и лепке, совершенствуется зрительно-двигательная координация.

К четырем годам у детей усиливается интерес к результатам своей деятельности. Признание окружающими образа, созданного ребенком, является эффективным воспитательным моментом. Дети удивляются и восхищаются своими изображениями и ждут от товарищей и педагога такого же любования. Критические замечания нередко воспринимаются ими как обида и не дают положительных результатов. Однако самостоятельно они не могут находить и исправлять свои ошибки. Поэтому задача воспитателя — создавать такие ситуации, в которых ребенок наглядно убеждался бы в правильности выполненного задания. Например, в рисунке можно предложить ребенку отнести нарисованный им предмет на специально подготовленное место и поставить в таком положении, в каком ему хочется. 3 Если рисунок помнется или порвется, то ребенок наглядно убедится в небрежности выполненной работы и постарается устранить недочеты.

Формированию у детей оценочного отношения к результатам рисования способствует организованное рассматривание всех детских работ с использованием игровых ситуаций, а также составление вначале воспитателем, а затем и самими детьми рассказов по рисункам. С этой целью воспитатель может заранее подготовить место, где будут висеть рисунки. Закончив свой рисунок, ребенок сразу же относит его и вывешивает в указанном педагогом месте. При этом ребенок может сравнить свою работу с другими, придумать рассказ по особенно понравившемуся рисунку. Когда закончат рисовать все дети, воспитатель организует рассматривание, обращаясь прежде всего к тем, кто уже успел рассмотреть рисунки, оценить их, придумать хотя бы очень короткий, элементарный рассказ.

Читайте также:  Упражнения для развитие голоса ребенка для пения

Педагог должен следить за тем, чтобы дети, рассказывая, не ограничивались простым перечислением того, что нарисовано, или оценивали рисунки только с точки зрения аккуратности выполнения. Необходимо предложить подумать, что делает (делал) изображенный персонаж или что было с нарисованным предметом, куда и зачем его положили и почему нравится именно эта работа. В этом случае дети как бы обыгрывают, оживляют статические элементарные образы, проявляя свое отношение к изображаемому. 4 Именно в такой ситуации у ребенка начинает формироваться устойчивый интерес к предлагаемой тематике, а также замысел и объективность в оценке результатов деятельности

Изобразительная деятельность ребенка среднего дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

Однако дети 4-5 лет, как уже отмечалось в главе «Развитие детей», еще сохраняют в своем развитии ряд черт, свойственных младшим дошкольникам. В связи с этим и изобразительная деятельность ребенка среднего возраста все еще зачастую имеет игровой характер. Воспитатель должен учитывать данное обстоятельство при планировании занятий и включать в них игровые моменты и ситуации.

Задачи обучения изобразительной деятельности

Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные возможности дошкольника в передаче окружающего ограниченны. Не все, что ребенок воспринимает, может служить темой для его рисунка или лепки.

Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Например, передача различных переживаний, чувств человека, сложных ракурсов, гармонических цветовых сочетаний требует знания законов перспективы композиции, светотени, цветоведения и т. д. Тем более не может ребенок создать обобщенный типичный образ, отобрать и объединить в одном изображении черты, свойственные целому ряду предметов. Ему недоступны многие приемы изобразительного искусства в силу их сложности или условности. Правдивость создаваемых дошкольниками образов будет заключаться в наличии некоторых признаков предмета, которые дадут возможность узнать предмет. Большое значение в правдивой передаче впечатлений имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т. д.

Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Задача создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке или лепке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи — как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т. д.

Овладение этими изобразительными приемами — задача довольно сложная, требующая развития мышления. В детском саду она решается главным образом в старших группах. Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов (в старшем возрасте — оттенков) для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется по преимуществу на занятиях декоративным рисованием и аппликацией. В лепке — это украшение вылепленной посуды и декоративных пластин узором, выполненным в виде росписи красками или лепным способом.

Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий — это уже изобразительная задача.

Приобретение технических навыков только на начальном этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании, например, элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность. Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Таким образом, задачи обучения изобразительной деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

Задачи воспитания, которые решаются при ознакомлении детей с произведением искусств

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

Читайте также:  Влияние сказки на развитие воображения ребенка дошкольного возраста

Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей. Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение.

Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»).

Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»). Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения. Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Источники

1. Библиотека

2. Социальная сеть работников образования

3. Библиофонд

Источник

Ольга Пилюгина
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности

Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность в дошкольном учреждении.

Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности

В одной из книг Л. С. Выготский писал, что «высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением процессу человека».

Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребёнка. С его помощью ребёнок более быстро накапливает опыт путём его обогащения и уточнения (что является необходимым условием развития творческого мышления,вырабатывает умение создавать новые образы разными способами. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается как личность, пробует свои творческие способности. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

Основной целью педагогической идеи является поиск таких стимулов к творчеству, которые позволили у ребёнка подлинное действенное желание «сочинять».

Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек. И этот потенциал надо раскрыть.Исходя из этого вытекают задачи:

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально — эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально- нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

Способствовать пониманию положительных и отрицательных (ярко выраженных и переходных) эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребёнка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним;

Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает их внимание на то,что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относится.

Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разнымивидами искусств;

Применять анализ детской работы как обучающий метод;

Развивать речевую активность детей в процессе изодеятельности;

Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало

внимание учёных и практиков, художников, писателей.

Известный отечественный художник — график В.А Фаворский писал: «Было бы черезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком».

Хочется, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношение к тому, что он изображает.

Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. А это значит, что учить детей надо не впрок, как мы привыкли, а по мере необходимости, тому, в чём ребёнок нуждается сейчас. Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому занятиям изодеятельности нужно отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка в онтогенезе

Формирование творческого потенциала детей идёт за счёт использования разнообразных методов и приёмов работы в трёх направлениях художественно изобразительной деятельности: художественное рисование, художественная аппликация, художественное конструирование.

Художественное рисование.

В своих рисунках дети изображают свои фантастические элементы, которые выражают их уровень видения больших проблем человека, их отношения с собой, с семьёй и окружающим миром. Ребёнок выделяет из действительности только то. Что кажется доступным вниманию.

Прежде всего художественное рисование стимулирует ребёнка к обогащению познаний о мире. В этом смысле сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Использование новых технических методов и приёмов помогает детям увидеть многообразие и красоту окружающего нас мира.

Художественная аппликация.

Название «аппликация» происходит от латинского слова application – прикладывание. Это один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наложении различных форм и закреплении их на определённом фоне. К таким традиционным для аппликации материалам, как бумага, растения, солома,прибавляется новый: ватные подушечки, диски, шарики, цветные салфетки, синтепон, которые открывают новые возможности для изготовления интересных игрушек, поделок, подарков, картин. Это материал безопасен для детей (разрешён к использованию Минздравом РФ, доступен и не дорог, не требует от ребёнка дополнительных навыков и подготовки к работе (всё оформляется без ножниц и других режущих инструментов). И наконец, он представляет большой выбор цветов и оттенков.

Техника «скульптурной» аппликации основана не только на обрывании, вырезании, но и на скатывании (в шарики, столбики, колечки, приминании, сплющивании, наложении деталей.По своей пластике она похожа на технологию работы с пластилином и глиной: заготовки податливы и легко меняют форму. Этот материал сочетается с любым другим.

Художественное конструирование.

В художественном конструировании дети не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё отношение к ним. Используя определённые средства (изобразительные и композиционные) для создания художественного образа.

Специфической, отличительной характеристикой художественного конструирования является то,что включает два компонента: моделирующий (создание схематического, обобщенного образа) и выразительный (преобразование схематического изображения в характерный образ,которые дополняют друг друга: свёртывание одного компонента предполагает развёртывание другого.

Моделирующий компонент обеспечивает основу конструктивной деятельности, но для художественного отражения действительности его недостаточно.

Выразительная сторона конструктивного действия обеспечивает выражение ребёнком своего отношения к действительности через выбор изобразительных средств, т. е. элементов определённого цвета, формы, величины, и композиционного решения. Выбор выразительных средств не предусматривает какого – либо одного варианта, поэтому и отражает художественно – символическую сторону конструктивного действия. Действие «снятия» является необходимым условием проявления индивидуальности. Лишь при наличии данного преобразования конструкция приобретает определённое значение.

К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Возможно художественное конструирование и из деталей конструктора, которые позволяют развивать не только познавательные, но и художественные способности детей.

Выдающийся русский скульптор А.Голубкина писала: «…так как руки, глаза чувства, мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого, то и техника не может быть индивидуальной, если не вмещать в неё постороннего, обезличивающего. Распознанное воображение отучает от механического копирования. Благодаря ему ребёнок раскрепощается, и появляется в композициях то сокровенное, что является самобытным, личностным в даровании и творчестве художника».

Мы уже говорили, что с помощью взрослого у ребёнка вырабатывается умение создавать новое, изображать разными способами. Создание новых образов и идей путём переработки имеющихся представлений и понятий есть процесс воображения.

Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, О. Н. Дъяченко доказали возможность формирования воображения на ранних стадиях онтогенеза. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в гибком использовании элементов опыта. А. Энштейн считает, что воображение «важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное – самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике (нетрадиционные графические техники рисования, техники художественной аппликации, художественное конструирование). Для малыша художественный материал обладает завораживающей, притягательной силой. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер. Способствует созданию адекватного художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов. Дети обогащают свой сенсорный опыт.

Выявление уровня творческой индивидуальности детей идёт по следующим параметрам:

1. Умение принять цель;

2. Умение выбрать материал, организовать рабочее место;

3. Сформированность умений и навыков в художественной деятельности;

4. Творческий характер деятельности;

5. Результативность и самостоятельность в достижении результат;

Низкий уровень: отказ от деятельности, результат не достигнут или он низкого качества, отсутствует самостоятельность.

Средний уровень: самостоятельность, результат высокий, но без элементов новизны, недостаточное умение, замысел реализован частично.

Высокий уровень: самостоятельность, развитые умения, результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Результаты диагностики показали. Что качество знаний и умений наших детей стало намного выше, творческая активность возросла.

Источник