Развитие ребенка с полным пребыванием

Виктория Цаер
Цель, задачи, назначение группы кратковременного пребывания детей в системе детского сада.

В группу кратковременного пребывания (адаптационная) обычно принимаются дети в возрасте от 1года 6 месяцев до 7 лет.

Эти группы предназначены для:

детей, родители которых бы хотели начать адаптацию ребенка к саду и коллективу;

детей, чьи родители не хотели бы отдавать ребенка в сад на полный день;

родителей, которые хотят научиться общаться и играть со своими детьми и развивать их способности.

Сегодня уже очевидно, что детский сад является развивающей, прогрессивной, современной системой, необходимой для детей первых лет жизни. При этом никто не спорит, что семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их общение с малышом являются главными и необходимыми условиями нормального психического развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет, не все умеют найти необходимые педагогические воздействия. Взрослые часто не умеют или не считают нужным играть с детьми, организовывать совместную деятельность. Таким образом, возникает необходимость оказания психолого-педагогической помощи семьям с маленькими детьми. Оптимальной формой такой помощи являются создаваемые в детских садах адаптационные группы кратковременного пребывания.

В ГКП ребенок несколько часов дня занимается привлекательными для него делами, поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников. Специфика ГКП состоит в том, что здесь время сжато, для детей, приходящих в детский сад 3 раза в неделю на 3, 5 часа, образовательный процесс организовывается максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим возникает необходимость распределения времени экономно, так, чтобы его хватило и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий с взрослым в среде, обеспечивающей реализацию запланированной деятельности.

В детском саду разрабатывается образовательная программа функционирования группы кратковременного пребывания, учитывающая закономерности развития детей раннего возраста, их интересы, особенности их мышления и эмоциональной жизни.

Цели группы кратковременного пребывания:

содействие всестороннему развитию детей, их ранней со-циализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к ус-ловиям дошкольного учреждения

взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Задачи группы кратковременного пребывания:

разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого — педагогического сопровождения ребенка.

Для детей:

в естественной и мягкой форме адаптироваться к условиям данного образовательного учреждения;

получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками (налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми);

укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;

формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками;

развитие познавательных способностей в соответствии с возрастом, расширение кругозора;

развитие основных видов деятельности;

подготовка детей к поступлению в детский сад на полный день.

Для родителей:

ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения;

взаимодействие с родителями с целью улучшения взаимопонимания между ними и собственными детьми;

формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;

способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе кратковременного пребывания, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер – эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе.

Главная особенность групп кратковременного пребывания состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

В рамках воспитательно — образовательного процесса деятельность педагогов ГКП направлена на:

содействие успешной адаптации детей к условиям детского сада;

создание предметно-развивающей среды, активизирующей познавательную деятельность ребенка;

повышение культуры общения между взрослыми и детьми;

Читайте также:  Витамины для развития ребенка при беременности

привлечение внимание родителей к неповторимости ребенка через организацию различных форм работы с родителями.

Функционирование группы кратковременного пребывания осуществляется в детском саду под контролем заведующего и старшей медицинской сестры. Непременным условием при поступлении детей в ГКП является комплексное обследование ребенка с целью определения уровня физического и интеллектуального развития на данном возрастном этапе и соответствия уровня формирования познавательной и эмоциональной сфер возрасту ребенка. Важным условием создания и функционирования ГКП – подбор высококвалифицированного штата специалистов,работающих с детьми и родителями: воспитатель, младший воспитатель, медсестра.

Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется образовательной программой ДОУ и включает в себя педагогические технологии обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.

Организуя образовательный процесс, педагог учитывает то, что в группу в течение всего учебного года поступают новые дети. Поэтому занятия планируются таким образом, чтобы вновь пришедший ребенок мог безболезненно в них включиться.

Предметно-развивающая среда ГКП строится в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

При организации среды учитываются:

возрастные особенности развития детей;

уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;

индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;

динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;

использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.

В детскомсаду предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений: комната для раздевания и ожидания родителями, комната для занятий и игр, мини — спортивный комплекс, музыкальный зал.

Особенности организации деятельности группы.

Кратковременное пребывание предполагает, что ребенок посещает детский сад неполный рабочий день. Поэтому при выборе программы следует учитывать, насколько возможно организовать деятельность детей на занятиях таким образом, чтобы создать мотивацию к самостоятельным исследованиям вне детского сада и без непосредственного участия педагога. Кроме того, выбранная программа должна иметь потенциал для использования различных режимных моментов в качестве развивающих занятий. Другими словами – «позволить» организовать режимные моменты таким образом, чтобы целый ряд важнейших образовательных задач решался в комплексе. С другой стороны, на выбор методического обеспечения группы повлияет еще одна особенность кратковременного пребывания, а именно — посещение ребенком развивающих занятий выборочно и только определенной направленности (например, музыкальных или речевых). Соответственно запрос родителей обусловит особые требования на программу развития детей группы. Педагогу придется реализовывать лишь один раздел программы, но решая при этом задачи индивидуального развития ребенка. В связи с этим, целесообразным является использование парциальных образовательных программ, т. к. не специализированные комплексные программы развития детей довольно трудно адаптировать к условиям кратковременного пребывания ребенка в детском саду. Обусловлено это, прежде всего тем, что комплексные программы в основном рассчитаны на пребывание ребенка в детском саду целый день, а так же особенностью комплектования — группы кратковременного пребывания комплектуются в течение всего года и, в основном, по разновозрастному принципу. Поэтому при выборе программы педагогу придется адаптировать ее и в плане создания дифференцированных групп, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Ребенок, поступающий в детский сад на кратковременное пребывание, практически все свое время проводит в кругу семьи. Влияние семьи настолько велико, что педагогическая работа с ребенком в детском саду представляется невозможной без учета особенностей быта и воспитания детей в семье. Это с одной стороны, с другой стороны — сами родители предъявляют определенные требования как к образовательной работе в детском саду, так и к системе взаимодействия педагога с семьей. Педагог в группе кратковременного пребывания работает с родителями не только и не столько посредством организации консультаций и родительских собраний. Основной формой является взаимодействие с родителями на занятиях, совместных мероприятиях, когда приходится решать общие педагогические задачи. Взрослые общаются между собой в процессе организации деятельности ребенка и являются при этом равноправными партнерами. Поэтому педагог при выборе программы должен принять во внимание, что в ходе ее реализации потребуется учитывать не только активное участие родителей в жизнедеятельности группы, но и необходимость их обучения методам и приемам развития ребенка в домашних условиях.

Читайте также:  Нпр группа развития у ребенка

Особенности планирования педагогического процесса.

Образовательный процесс планируется исключительно на основе данных диагностики и в зависимости от запросов родителей. Педагогические исследования развития ребенка включают собеседования с родителями на первичном приеме, наблюдение ребенка воспитателями и специалистами в различных видах деятельности и выполнение ребенком специально организованных заданий (после окончания периода адаптации). По результатам диагностики проводится мини-педсовет с родителями, на котором вырабатывается индивидуальная программа развития ребенка. Далее воспитателями и специалистами коллегиально составляется план развития группы, основой которого являются индивидуальные программы детей, посещающих группу. Следовательно, выбранная программа должна содержать методические материалы для проведения диагностики развития ребенка. В планировании образовательного процесса обязательно учитывается одна из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно — рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду. Планирование развивающих занятий строится на интеграции предметных областей знаний.

Самое главное это облегчить адаптацию ребенка, чтобы в дальнейшем пребывание в детском саду доставляло радость малышу и родителям. Ведь даже щадящий режим кратковременной группы требует от детей определенной подготовки, которую должны осуществить родители перед приходом в детский сад.

Источник

Татьяна Вдовенко
Воспитание и развитие детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания на базе детского сада

С 2012-2013 учебного года в рамках осуществления проектно-экспериментальной деятельности на базе МАДОУ «Волшебница» начал работу развивающий центр «Капитошка» для детей от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения города. В течение трех лет работала в группе кратковременного пребывания детей «Капитошка» (мини-группа) с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

В настоящее время в связи с возросшим в нашем городе спросом родителей к вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, создания условий, направленных на выполнение социального заказа населения на услуги дошкольного образования, повышения уровня доступности дошкольного образования, были открыты 3 мини-группы кратковременного пребывания, одну из которых вела я. Максимальная наполняемость групп – до 10 человек, работали группы 1 раз в неделю – субботу или в воскресенье, продолжительность по времени – два часа.

Работу с детьми строила в рамках реализации программы группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста «Капитошка» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Волшебница».

Цель программы: содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить наиболее продуктивное развитие индивидуальности каждого;

Задачи:

развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыками общения со взрослыми

• укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей

развивать психические процессы, в соответствии с возрастными особенностями каждого ребенка

• осуществлять педагогическое просвещение родителей по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала

• способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Принципы построения программы:

1. Принцип развивающего обучения.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.

3. Предполагает построение развивающего процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

— обеспечение ранней социализации детей

— укрепление физического и психического здоровья

развитие психических процессов в соответствии с возрастом

— повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания и развития ребенка в семье.

Игра – более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Поэтому все мероприятия, которые я проводила в группе кратковременного пребывания проходят в игровой форме. Я заметила, что если ребенок много двигается, он быстро и легче привыкает к новой обстановке. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если суметь переключить их внимание на активную двигательную деятельность.Поэтому в образовательном маршруте запланированы: физкультурные занятия, музыкальные занятия, развлечения, игровая деятельность.

Программой разработан образовательный маршрут, который строится как вариативный, с учетом возможностей и темпов развития детей, что в свою очередь, обеспечивает развитие коммуникативных, игровых, практических способностей, развивающих самообразовательные инициативы, которые обеспечивают счастливое детство. Образовательный маршрут, включает такие направления развития, как сенсорное, физическое, речевое, психоэмоциональное, развитие мелкой моторики; организуется развитие посредством художественно-эстетической, музыкально-театрализованной и экологической деятельности.

Читайте также:  Книги про развитие личности ребенка

При организации предметно-развивающей среды ГКП были задействованы следующие помещения детского сада: прогулочная веранда; зал хореографии; сенсорная комната; музыкальный и физкультурный залы; изостудия; класс экологии/экспериментирования. Организация предметно-пространственной среды является важнейшим моментом, несмотря на то, что деятельность организована в различных помещениях,соблюдены основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития). Правильно созданная предметная среда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей.Маршрут:

1.Прогулочная веранда 1: дети раздеваются, общаются друг с другом.

2. Групповая комната: организуется обучение и закрепление культурно-гигиенических навыков (высаживание на горшок, мытьё рук, пользование полотенцем).

3.Физкультурный зал: двигательное развитие, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики, основные виды деятельности (ОВД): игры со спортивным инвентарём и оборудованием, подвижные игры.

4.Прогулочная веранда 2: игры на большом надувном батуте, с мягкими модулями.

5. Класс экологии/экспериментирования: наблюдение за обитателями живого уголка, полив и опрыскивание растений, развитие сенсорных, познавательных, речевых способностей (распознавание цвета, формы, количества (упражнения на сенсорику, дыхание, с сыпучими, мелкими и др. материалами для экспериментирования).

6.Класс хореографии: игры на познавательно-речевое развитие и мелкой моторики, подвижные игры.

7.Изостудия: развитие тонкой моторики –стимуляция двигательной деятельности: координации движений рук и глаз,упражнения по: рисованию, лепке, аппликации, конструированию.

8.Музыкальный зал: музыкально-театрализованная деятельность,формирование ролевых действий: песенки, потешки, стихи, хороводные игры, подвижные упражнения.

9. Групповая комната: развлечения, театрализованная деятельность, дидактические игры, свободная игровая деятельность.

10.Сенсорная комната: психо-эмоциональное развитие, длительность пребывания регламентирована педагогом, соблюдение правил нахождения в сенсорной комнате.

11.Прогулочная веранда 1: церемония прощания с детьми и их родителями.

На занятиях широко использовала наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя использовала редко.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта с ребенком, доверия детей к воспитателю. Задача состояла не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата.

Я использовала все формы развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную совместную деятельность самих детей; использование разных видов детской деятельности (игра, рисование, конструирование и т. п.) и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

Уже после нескольких дней пребывания в группе малыши освоились в новой обстановке, начали проявлять интерес к детскому саду, охотно идут на занятия. Конечно, двухлетнему ребенку понравятся любые преподнесенные в увлекательной форме развивающие занятия, особенно если при этом его не будут разлучать с мамой. Поэтому мы решили, чтобы родители являлись непосредственными участниками игровой и развивающей деятельности в группе.

Надо сказать, что не все родители сразу подключились к работе педагога с детьми. Им тоже необходимо было дать время на адаптацию, так как содержание и формы работы, которые им предлагает детский сад, – совершенно новые для них условия. Но очень скоро родители втянулись, раскрепостились, и каждого нового посещения ждали с большим нетерпением.

С 1 июня группа развивающего центра «Капитошка» закрывается на летний период. Родители дали положительную оценку работе с детьми, выразили желание в начале учебного года, если не предоставят место в детском саду полного пребывания, вернуться в наш детский сад для продолжения посещения группы кратковременного пребывания. Также родители признались, что до посещения детского сада, они не предполагали, насколько широк спектр образовательных услуг, предлагаемый нашим дошкольным учреждением, насколько важно для посещения детского сада соблюдение режима, и как необходимо прививать ребёнку данного возраста навыки самообслуживания. Убедились, что нельзя перекладывать воспитание и обучение ребёнка только на «плечи» детского сада. Только в тесном сотрудничестве семьи и детского сада возможна реализация задач развития личности ребёнка, тем самым удовлетворяя образовательные запросы родителей.

Источник