Развитие ребенка с олигофренией

Развитие ребенка с олигофренией thumbnail

Дорогие читатели, сегодня поговорим о том, что собой представляет олигофрения у детей, симптомы данного состояния. Вы узнаете, что провоцирует развитие этого заболевания, какие его степени различают. Мы поговорим о методах лечения и способах профилактики.

Классификация

Фото ребенка с олигофренией

Различают три вида олигофрении.

  1. Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
  • отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
  • ребёнок не может мыслить абстрактно;
  • присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
  • резкие перемены в характере;
  • малыш становится рассеянным;
  • наблюдается неадекватное поведение.
  1. Имбецильность. Является средней степенью. Характерна:
  • безынициативность;
  • мышление у ребенка примитивное;
  • малыш легко внушаем;
  • такой ребенок может понимать элементарную речь;
  • способен научиться считать, писать, а также читать;
  • ребенок воспроизводит короткие фразы;
  • они остро реагируют на похвалу и ругань.

Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

  1. Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
  • ребенок не в состоянии разговаривать;
  • эмоционально ограниченный;
  • не может освоить простые навыки;
  • продуктивная деятельность отсутствуют.

Таким малышам необходим беспрерывный уход.

На сегодняшний день данная классификация не пользуются спросом. Теперь заболевание разделяют по МКБ 10. В основу кладут интеллектуальный показатель, который является основным критерием определения стадии развития заболевания.

Олигофрению разделяют на:

  • дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
  • недифференциальную — когда этиология неясна.

В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:

  • легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
  • умеренная степень – от 35 до 50;
  • тяжелая – от 25 до 30;
  • глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.

Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:

  • неосложненное;
  • присутствуют нарушения нейродинамики;
  • отклонения в работе анализаторов;
  • осложненное, с психопатической формой поведения;
  • умственная недостаточность.

Учитывая этиологию, различают олигофрению:

  • наследственный фактор;
  • последствия внутриутробного поражения ребенка;
  • родовые травмы;
  • отклонения в развитии.

Причины

Ребенок с синдромом Дауна у мамы на руках

Хромосомные нарушения чаще всего становятся причиной развития олигофрении

  1. Наследственность (70% всех случаев), хромосомные нарушения, генные аномалии: синдромы Патау, Вольфа-Хиршхорна, Дауна, фрагильной хромосомы, Прадера-Вилли, кошачьего крика, Альфи.

Для этих состояний характерны структурные повреждения мозга впоследствии хромосомных мутаций.

Также сюда относят:

  • наследственные нарушения обменных процессов в организме;
  • нарушение обмена фенилаланина;
  • неонатальный тиреотоксикоз, который развивается вследствие дефицита йода;
  • гипераргининемия.
  1. Антенатальные причины:
  • токсическое отравление фенолом или свинцом;
  • гипоксия во внутриутробном развитии;
  • инфекции во время беременности;
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременные роды;
  • алкоголизм;
  • прием антибиотиков и некоторых медикаментов, в частности аспирина, во время беременности;
  • влияние радиации;
  • преэклампсия.
  1. Постнатальные причины:
  • асфиксия в момент родов;
  • ЧМТ при родовой деятельности вследствие наложения щипцов;
  • иммунная несовместимость ребенка с матерью (резус-фактор);
  • опухоль в мозгу;
  • менингит при рождении или энцефалит;
  • травма черепа;
  • осложнение скарлатины или кори, перенесенной до трехлетнего возраста.

Симптомы

Девочка с олигофренией на качели

Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.

Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.

  1. Для новорожденных характерны такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • склонность к судорогам;
  • мышечная слабость;
  • неправильные пропорции;
  • большой череп;
  • визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
  1. Для грудных детей характерно:
  • отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
  • нет желания контактировать с ровесниками;
  • сложности в понимании разговора взрослых;
  • трудности с воспроизведением слов;
  • ребенок не способен повторить увиденное действие.
  1. Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
  • сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
  • наблюдаются однообразные действия.
  1. У школьников:
  • нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
  • дети имеют хаотичную активность;
  • искажается получаемая информация;
  • нарушаются речевые навыки;
  • снижается память;
  • возможно полное отсутствие образного мышления;
  • нет чувства сопереживания.

Диагностика

Аппарат для проведения МРТ

Чтоб с точностью установить наличие олигофрении, необходимо проведение специальных тестов (психологических). Врач оценит умственное и речевое развитие ребенка, словарный запас, отметит, как им воспринимаются окружающие, наличие абстрактного мышления. Важно, что данная методика подходит только деткам, начиная с 3 лет. Если заболевание подозревают у ребенка помладше, то используются следующие способы исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • исследование кариотипа;
  • генетические тесты;
  • оценка памяти малыша;
  • скрининг крови на фенилкетонурию и гипотиреоз;
  • энцефалография;
  • пробы врожденных инфекций;
  • комплексное обследование.

Лечение

Упаковка таблеток Диазепам

Полностью избавить малыша от олигофрении не удается. Однако, родителям и врачам под силу сделать коррекцию этого состояния при своевременном выявлении недуга.

Большую роль играют занятия со специалистами:

  • дефектологом, логопедом;
  • психиатром;
  • невропатологом;
  • ортопедом;
  • физиотерапевтом;
  • работникам социальной службы.

Может быть назначена симптоматическая терапия:

  • транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
  • нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
  • гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
  • прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
  • витаминотерапия, в частности группа В;
  • глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
  • психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • психомоторная гимнастика.

Воспитание

Девочка с умственной отсталостью надувает пузыри. Рядом мама,, сестра и бабушка

Таким деткам необходим уход и забота

Особенности детей с олигофренией таковы, что возникает острая необходимость в постоянном уходе и заботе о них.

Если обстановка будет неблагоприятной, то состояние ребенка будет только ухудшаться, причем довольно быстрыми темпами. Могут возникнуть агрессивность, ненависть к окружающему миру, и даже при наличии реабилитации — ее эффективность значительно снизится.

Родители, имеющие такого ребенка должны знать ряд правил и строго их соблюдать:

  • постоянный присмотр за малышом;
  • доброжелательное отношение к крохе;
  • оказание психологической помощи;
  • обучение элементарным навыкам;
  • наличие позитивной мотивации;
  • посещение профильных учреждений;
  • занятия со специалистами;
  • соблюдением всех рекомендаций.

Прогноз

Парень с олигофренией работает за ноутбуком

При правильной и своевременной терапии ребенка может ждать практически нормальное будущее

О благоприятном прогнозе можно говорить только при ранней диагностики олигофрении и своевременной терапии. Также это касается легкой степени заболевания. У таких детей можно купировать заболевание, у них появиться возможность освоить некоторые профессии.

Неблагоприятный прогноз будет при запущенном состоянии или тяжелой степени заболевания:

  • инвалидность;
  • неполноценный интеллект;
  • психические расстройства.

Профилактика

Беременная женщина ходит по берегу моря

Профилактика олигофрении у ребенка направлена на соблюдение всех правил будущей мамочкой

Меры предосторожности должны быть направлены на беременную женщину, когда она вынашивает своего ребенка.

  1. Своевременное постановление на учет.
  2. Регулярное посещение женской консультации.
  3. Выполнение всех необходимых анализов.
  4. Ежедневные прогулки не менее двух часов.
  5. Правильный дневной распорядок.
  6. Здоровый сон.
  7. Отказ от вредных привычек и пищи.
  8. Сбалансированное питание.
  9. Во время родов недопустимо использование щипцов.
Читайте также:  Что такое резко дисгармоничное развитие ребенка

Диагноз олигофрения действительно звучит очень страшно. Родители должны понимать, что своевременно отмеченные изменения в организме ребенка, позволят вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. Конечно, полностью избавиться от этого состояния вам не удастся. Однако, вы сможете значительно облегчить жизнь своему ребенку.

Источник

Слабое развитие психики, вызванное врожденным или приобретенным в детстве заболеванием головного мозга, называется олигофренией. В переводе с древне-греческого это слово означает «малый ум».

Олигофрения у детей (слабоумие) проявляется отклонением в интеллекте ребенка, эмоциях, речи, моторике, цельности личности. Детям с данной патологией трудно адаптироваться во внешней среде.

Причины

Дети-олигофрены: их нужно понять и принять

Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:

  1. эндогенный (внутренний) фактор;
  2. экзогенный (внешний) фактор;
  3. сочетание обоих факторов.

Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.

Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.

Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.

Внешние факторы умственной отсталости могут оказать влияние на ребенка не только до рождения, но и в раннем детстве. Это болезни головного мозга (в том числе травмы, опухоли) и тяжелые инфекции в виде кори, скарлатины, перенесенные до 3-летнего возраста.

Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.

Классификация

В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:

  • легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
  • умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
  • тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
  • глубокая с IQ <20 (идиотия).

Как видно из классификации, степени олигофрении зависят от коэффициента интеллекта. При легкой степени умственной отсталости – дебильности – способности детей ограничены хорошей разговорной речью, простейшему счету и письму. Им не свойственны логичность, рассуждения, мышление, аргументированность.

На видео показаны примеры развития логического мышления у детей с речевыми нарушениями:

Имбецилы имеют скудный словарный запас, из-за этого выражают желания через эмоциональные оттенки одних и тех же слов. Ограничены в самообслуживании. Этот вид болезни официально подразделяется на умеренную и тяжелую степени в зависимости от IQ.

Глубокая степень олигофрении – это идиотия. У детей с таким диагнозом речь не развивается, они произносят только нечленораздельные звуки и слова. Не способны к элементарному самообслуживанию, не могут узнавать людей.

Симптомы

Клиническая картина умственной отсталости ребенка взаимосвязана с его психическими расстройствами. В качестве симптомов детской олигофрении в медицине зафиксированы нарушения:

  • сознательной деятельности;
  • познания и обобщения;
  • речи;
  • эмоций.

Проявления олигофрении у детей с ДЦП становятся заметными в 2-3 года и выражаются в торможении интеллектуального развития, слаборазвитых побуждающих рефлексах, расстройствах моторики.

Характерными симптомами олигофрении у новорожденных детей считаются:

  1. отклонения от нормы в строении головы, лица и тела;
  2. нарушения в строении внутренних органов;
  3. признаки фенилкетонурии (генетического заболевания, связанного с нарушением обмена аминокислоты – фенилаланина):
    •  кислый запах мочи и кожи,
    •  очень бледные кожные покровы,
    •  неестественно светлые голубые глаза,
    •  вялость, отсутствие реакции,
    •  судороги,
    •  мышечная слабость.

У маленьких детей внешние признаки олигофрении проявляются в задержке развития таких основных функций, как держание головы, предречевой лепет, умение сидеть, вставать.

Проявление некоторых наследственных факторов олигофрении можно диагностировать в процессе беременности.

Диагностика умственной отсталости у детей первого года жизни проводится по состоянию рефлекторных функций, отклонениям в поведении и физическом развитии. На втором году жизни можно установить степень диагноза.

Лечение

При выявлении у ребенка олигофрении нужно не опускать руки, а стремиться к поддержанию детского здоровья вне зависимости от степени заболевания. Некоторая коррекция умственной отсталости возможна при болезнях наследственного характера, связанных с нарушением обмена веществ.

В большинстве случаев данного диагноза показано симптоматическое лечение – способы терапии, заглушающие признаки болезни, но не устраняющие ее причины.

Профилактика

novorojdenie-olegofrenia

Предупреждением заболевания олигофренией нужно заниматься до начала беременности. Для этого супругам следует сдать анализ на возможные инфекции и вылечить их. На начальной стадии беременности женщине необходимо пройти тест на генетические патологии, а в течение всего периода вынашивания плода – оберегать свой организм от вирусных заболеваний. Снижение риска возникновения олигофрении также связано с благополучным протеканием родов.

Взаимодействие с окружающим миром

Учеными доказано, что у детей-олигофренов социальный уровень несколько выше интеллектуального. Из этого следует, что степень адаптации ребенка в окружающем мире зависит от среды и в большей степени – от воспитания. При правильном подходе к малышу он начинает проявлять доступный ему интерес к игрушкам, сверстникам, осваивает простейшие навыки самообслуживания.

Родителям полезно помнить, что диагноз – не приговор и не клеймо, а сигнал к действию. Главное – не отрицать болезнь и не упустить время. Проявляя грамотную активность в борьбе за здоровье ребенка, окружая его заботой и любовью, родные помогут своему чаду раскрыть индивидуальный потенциал.

Источник

Психическое развитие детей-олигофренов.

Сперанская И.А.

Саратов

содержание

II. ………….………………………………………………………………..

13

Заключение ………………………………………………………………

19

Список использованных источников ……………………………………

20

Введение.

Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.

Олигофрения составляет основную группу заболеваний, приводящих к умственной отсталости. В зависимости от степени интеллектуального недоразвития различают 3 степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

  1. Идиотия – наиболее тяжелая степень умственной отсталости. Эти дети не овладевают речью, не понимают речь других. Они не могут овладеть навыками самообслуживания, имеют тяжелые нарушения моторики, часто не способны самостоятельно передвигаться.
    В практике работы с такими детьми были достигнуты некоторые успехи в воспитании у них ориентировочных реакций на звук, на яркий свет и цвет, на движущиеся объекты и другие раздражители.
    Они нуждаются в постоянном надзоре, поэтому направляются в детские учреждения – дома-интернаты Министерства социальной защиты.

  2. Имбецильность – глубокая умственная отсталость. Дети, страдающие имбецильностью, мало способны к самостоятельной целенаправленной деятельности в силу имеющихся нарушений в познавательных процессах и в эмоционально-волевой сфере.
    При длительном обучении эти дети могут получить навыки письма и чтения, но это не становится источником развития их личности. При специальном обучении они овладевают несложными умениями самообслуживания в быту, простейшими навыками ручного труда и при постоянной помощи и организации их деятельности могут работать в учебно-трудовых мастерских для инвалидов.

  3. Дебильность – наиболее легкая степень умственной отсталости, которая может быть в значительной мере корригирована в системе учебно-воспитательной работы в специальной школе. Дети, страдающие дебильностью, имеют недоразвитие всех высших психических функций, могут иметь дефекты в физическом развитии. Они владеют речью, двигательные нарушения у них настолько компенсируются, что не мешают в дальнейшем включаться в трудовую деятельность.

Читайте также:  Задачи развитие слепого ребенка

I. При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы нет и ребенок считается практически здоровым.

Особенности психического развития детей-олигофренов во многих аспектах сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи.

Дети-олигофрены представляют однородную с психологической точки зрения группу, хотя они могут отличаться по этиологии заболевания.

Большинство авторов доказывают, что основной дефект, наблюдаемый при олигофрении, — это трудность обобщения (М.С. Певзнер) или, по-другому, слабость регулирующей роли речи.

Г.Е. Сухарева выделяет центральные дефекты. Их два: во-первых, дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, дефицит познавательных интересов; во-вторых, плохая обучаемость, замедленное, затрудненное восприятие всего нового.

По мере того как ребенок растет, присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления, представления бедны, малы, слабость обобщения, незрелость эмоциональной сферы.

Э.А. Коробкова пишет: «Олигофрен не просто «хуже» среднего человека, принятого за условную норму, олигофрена отличает качественное своеобразие: не худшая, а иная структура психики, жизненных установок и проявлений. Психика олигофрена совершенно непохожа на психику нормального ребенка, готовящегося поступать в школу».

В предмете специальной психологии существуют две концепции психического развития умственно отсталого ребенка.

1. Теория потолка.

Умственно отсталый ребенок более или менее успешно усваивает все элементарное, простое, но все-таки не может достигнуть высшего уровня обобщения, абстрагирования, нравственные высоты также недоступны для него. Общепринятое положение об особенностях психического развития олигофренов говорит о том, что ведущий недостаток при умственной отсталости это слабость абстрагирования и обобщения.

2. Концепция развития, сформулированная Л.С. Выготским.

Процессы развития рассматриваются как единый процесс, каждый последующий этап зависит от предыдущего. Каждый последующий способ реагирования, действия зависит от достигнутого ранее. Л.С. Выготский говорит о необходимости отличать первичный дефект от вторичного, третичного осложнения. Неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости, т.е. из факта поражения коры головного мозга. Поступать подобным образом — это значило бы игнорировать сам процесс развития.

Ядерные причины (первичный дефект) умственной отсталости, по Л.С. Выготскому и Ж.И. Шиф, состоят в недостаточности замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга, инертности, тугоподвижности основных нервных процессов (возбуждения, торможения), а также слабости ориентировочного дефекта.

Слабость ориентировочной деятельности лежит в основе пониженной активности ребенка и потребности в новых ощущениях, отсутствии интереса к окружающему миру.

Самым частым осложнением при умственной отсталости является недоразвитие высших психических функций. Это осложнение характеризуется как вторичный дефект. Если ребенок попадает в условия неадекватного воспитания, обучения, то возникают условия для отклонений третичного уровня. Подобные нарушения связаны с проявлениями в эмоционально-волевой сфере, поведении ребенка.

Наиболее поддающимися коррекционному воздействию, по мнению Л.С. Выготского, являются вторичные и третичные отклонения.

Теория Л.С. Выготского говорит о том, что умственно отсталый ребенок способен к культурному развитию. Он, в принципе, может выработать в себе высшие психические функции, но фактически остается недоразвитым в этом плане.

Культурное развитие умственно отсталого ребенка возможно, но оно ограничено ядерными признаками.

Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней.

Для олигофрении характерна инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.

Процессы запоминания и восприятия недостаточны. Новый материал запоминается медленно, требуется многократное повторение.

Характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Психика косная, интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они неспособны подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.

Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).

Уровень развития деятельности больных напрямую связан со степенью интеллектуального дефекта и отличительными особенностями в эмоционально-волевой сфере. Больные с легкой степенью олигофрении способны к овладению простыми трудовыми навыками, имеют достаточный уровень адаптации к несложным жизненным ситуациям. При тяжелом поражении, о деятельности говорят только условно, имея в виду удовлетворение инстинктивных потребностей.

Признаком психического недоразвития является также иерархичность. Она выражается в недоразвитии высших форм мышления. Недостаточность памяти, восприятия, речи, эмоциональной сферы, моторики всегда выражена меньше, чем недостаточность мышления.

Умственная отсталость, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается относительно редко. В этом случае она входит в ряд понятий, среди которых есть такое, как «деменция» (слабоумие). В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга возникают после довольно длительно протекавшего, в течение 2—5 лет и более, нормального развития ребенка. Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятных педагогических условиях, можно добиться некоторого замедления этого процесса.Особенность этих детей – недоразвитие мышления, тем не менее они способны овладеть навыками письма, чтения и счета в объеме программы специальной школы.

Читайте также:  Развитие и навыки ребенка 5 лет

Проявление отклонений в развитии у детей. Особенности развития умственно отсталого ребенка, принципы его воспитания и обучения, оценка жизненных перспектив. Сущность врожденных и приобретенных детских аномалий как результата генетического воздействия.

При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы нет и ребенок считается практически здоровым.

Особенности психического развития детей-олигофренов во многих аспектах сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи.
Дети-олигофрены представляют однородную с психологической точки зрения группу, хотя они могут отличаться по этиологии заболевания.
Большинство авторов доказывают, что основной дефект, наблюдаемый при олигофрении, — это трудность обобщения (М.С. Певзнер) или, по-другому, слабость регулирующей роли речи.

Г.Е. Сухарева выделяет центральные дефекты. Их два: во-первых, дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, дефицит познавательных интересов; во-вторых, плохая обучаемость, замедленное, затрудненное восприятие всего нового.

По мере того как ребенок растет, присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления, представления бедны, малы, слабость обобщения, незрелость эмоциональной сферы.

II. Явления олигофрении естественно отмечаются уже в детстве, и иногда очень рано. Весьма значительное количество олигофренов с явлениями более тяжелых заболеваний погибает еще в детском возрасте, но у большинства больных с легкими изменениями средняя продолжительность жизни мало отличается от того, что наблюдается у здоровых. Таким образом заболевания, ведущие к задержке развития, должны прежде всего интересовать педиатра и психиатра, но вопрос об олигофрении имеет большое значение для всякого врача. Это вытекает уже из одного того факта, что количество олигофренов огромно и превышает число собственно душевнобольных. Более тяжелые случаи требуют к себе внимания потому, что нуждаются в лечении и призрении, и притом в большинстве случаев в условиях специального учреждения. Сравнительно легкие случаи не требуют помощи стационарного характера и могут оставаться в населении, но так как они представляют огромную армию, то этот факт не может не влиять на нервно-психическое здоровье населения и общую жизнь страны.

Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенно важным является не вся­кое, а специально организованное обучение и воспитание. Пре­бывание в массовой общеобразовательной школе часто не прино­сит ребенку пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым послед­ствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности.

Специальное обучение, направленное на общее развитие ум­ственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь фор­мирование у них высших психических процессов, особенно мыш­ления. Это важное направление коррекционной работы теорети­чески обосновано тем, что, хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обна­руживается у него особенно резко и в свою очередь затормажива­ет и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем дока­зано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Фор­мирование мыслительной деятельности способствует продвиже­нию умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации вы­пускников вспомогательной школы.

Другое, тоже очень важное направление коррекционной рабо­ты предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении зна­ний, умений и навыков, в установлении контактов с окружаю­щими и в социальной адаптации детей в школе и вне ее. Действи­тельно, мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л.С.Выготского, основан на изме­нениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рас­сматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Вы­готский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружаю­щей среды определяется не только ее характером, но и индивиду­альными особенностями субъекта, теми переживаниями, кото­рые у него возникают.

Во многом нарушена и двигательная сфера олигофренов, кото­рая требует постоянного внимания и заботы.

Говоря о возможностях положительной динамики умственного продвижения детей со сниженным интеллектом, следует вспом­нить положение Л. С. Выготского относительно двух зон развития ребенка: актуального и ближайшего. Л. С. Выготский говорил о том, что зона актуального развития характеризуется теми заданиями, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Эта зона показывает его обученность тем или другим знаниям, умениям и навыкам. Она дает сведения о состоянии его познавательной дея­тельности на определенном этапе жизни. В этом ее значимость.

Заключение.

Ребенок с неглубокими нарушениями интеллекта вполне может ходить в обычную школу – вам нужно будет обязательно поговорить с учителем, чтобы он помог освоить доступную часть программы и социально адаптироваться в коллективе.

Очень важно развивать моторику у ребенка:

  • берем щепотку крупы и пересыпаем ее в другую емкость;

  • музыкальная игра на детском пианино (для мамы, бабушки, любимой игрушки);

  • гладим воображаемого котенка (смотри, к нам пришел котенок);

  • локти на столе, а движения кистями должны подражать тому, как птицы клюют зерно;

  • упражнение с мягкой резиновой игрушкой, которую ребенок должен сжимать-расжимать;

  • кормление куклы/робота;

  • наматывание ниток на клубок;

  • игра со счетными палочками (постройте забор или дом);

  • переливание воды из одной емкости в другую с помощью разных предметов (кружки, ложки, половника, воронки.

С помощью близких людей ребенок-олигофрен вполне может претендовать на элементарное образование и социальную адаптацию. Это непрерывный процесс и, чтобы добиться хороших результатов, необходимо упорно заниматься и еще раз – заниматься.

Список использованных источников.

1.https://studopedia.ru/8_41048_osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-pri-oligofrenii.html;

2. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.;

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович . — М., 1997. — 352с. — ISBN 978-5-699-24415-7

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учебник / В.В. Лебединский. — М.: Академия, 2008 — ISBN 5-7695-1033-1

5. Основы специальной психологии под ред. Л.В.Кузнецовой – М.: Академия,2003г. – 479с;

6. https://www.studfiles.ru/preview/4582467/page:2/

Источник