Задачи развитие слепого ребенка

                      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие компенсаторных функций

слепого ребенка».

Актуальность.

Одной из основных задач воспитания слепых детей является формирование у них представления об окружающем на основе чувственного опыта с опорой на  сохранные анализаторы.

Научность.

Раскрытие темы «Развитие компенсаторных функций незрячего ребенка», базируется на разнообразном круге источников: программы, методические рекомендации, материалы периодики, словари.

Исследователи в области высшей нервной деятельности, дефектологии и тифлопедагогики, такие как И.М. Сеченов, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак,  С.М. Хорош, И.С. Моргулис, С.Г. Шевченко и другие, отмечают  особенности развития слепых людей, роль сохранных анализаторов в компенсаторном процессе.

Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии ребенка с ограниченными возможностями ребенка были разработаны Л.С. Выгодским, Т.А. Власовой, М.И. Земцовой, Ю.А. Кулагиным, А.Г. Литваком, И.С. Моргулисом, Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной, Л.А. Рудаковой.

Слепые дети – дети, страдающие полным отсутствием зрения, либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучшем видящем глазу при обычной коррекции очками). (Дефектология, словарь-справочник под редакцией Б.П. Пузанова)

Компенсация – восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций в следствие аномалий развития, перенесенных заболеваний и травм. (С.Г. Шевченко)

Компенсация функций – возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.  (Дефектология, словарь-справочник под редакцией Б.П. Пузанова)

По определению авторов В.П. Ермакова, И.Г. Якунина  под компенсаторным процессом понимается «совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенных функций организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей».

Анализатор – сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.  (Понятие введено И.В. Павловым).

В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный.

Эффективность специальных умений, а затем и навыков определяется рациональным использованием всех сохранных анализаторов. Овладение таким комплексом таких навыков позволяет слепым в какой-то степени, а в некоторых случаях и во многом компенсировать утрату зрения.

Весьма важными являются исследования, которые отражают содержание и методы психолого-педагогического воздействия.

Как показали многочисленные исследования (М.И. Земцова, В.И. Коваленко, Н.И. Куличева, Л.И. Солнцева и др.), что в формировании образов восприятия и представлений незрячего ребенка требует от него  привлечение  высших форм психической деятельности: мышления и речи.

Опираясь на убеждение Л.И. Солнцевой «система работы по компенсации слепоты формируется не автоматически, а требует специально направленного коррекционного воздействия».

Н.Н. Подьяков утверждает, что представления формируются в процессе «практической преобразующей деятельности самих детей».

По мнению Л.А. Рудаковой обучения незрячих детей предполагает знание тифлопедагогом исходного уровня готовности детей к овладению различными видами деятельности. Обучение незрячих детей  возможно только при наличии индивидуального подхода к ребенку.

Авторская идея.

Теоретические обоснования выше указанных авторов лежат в основе конструирования педагогической деятельности по воспитанию и обучению незрячего ребенка.

Опыт работы с незрячими детьми показал, что все теоретические разработки не учитывают и не дают возможности на практике максимально эффективно учитывать индивидуальность ребенка с его психофизическими способностями.

В процессе работы с незрячими  детьми возникла необходимость адаптации имеющихся методик, программ и методических разработок по развитию компенсаторных функций незрячего дошкольника применительно к конкретному ребенку, к конкретным условиям его воспитания в семье, максимально используя возможности связей с социумом.

Гипотеза:

Мы считаем, коррекционно-педагогическая работа со слепыми детьми будет более продуктивна и эффективна, если:

  1. адаптировать имеющиеся программы и технологии, рекомендованные для работы с незрячими детьми;
  2. максимально учесть психофизические возможности ребенка;
  3. максимально учесть интересы самого ребенка.
  4. максимально использовать наглядно-практический метод в обучении, что предполагает наличие специальных пособий и перцептивных действий с ними, подкрепленных словесным опытом.

Цель коррекционно-педагогической деятельности:

Развить компенсаторные функции сохранных анализаторов незрячего ребенка, максимально адаптируя его в быту и социуме.

Для достижения цели необходимо решить осн6овные  коррекционно-педагогические задачи:

  1. Развитие сохранных анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира).
  2. Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса  сенсорных и предметных представлений об окружающем на основе сохранных анализаторов и опосредованных предметов: трость, грифель при письме и другие тифлоприборы).
  3. Формирование сенсорных и предметных представлений об окружающем с опорой на психические процессы (речь, мышление, память, внимание и др.)
  4. Формирование умения у незрячего ориентироваться  в окружающей обстановке, применяя обобщенные способы действия с предметами.
Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка до года по месяцам

Решение данных задач требует комплексного подхода к определению содержания коррекционно-педагогичесокй работы по развитию компенсаторных функций.

Важным фактором реализации решаемых задач является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей.

Работа идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения, причем учитывая психофизические особенности развития ребенка и его интересы.

В ходе работы по развитию компенсаторных функций  с учетом особенностей и практического усвоения материала незрячими детьми вносятся уточнения и дополнения в проводимой работе.

Тифлопедагог постоянно поддерживает тесный контакт с родителями, обучая их основным правилам работы по закреплению умений и навыков.

Фундаментом всей работы по развитию компенсаторных функций у слепого ребенка является развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира, что включает:

  1. Развитие мелкой моторики:
  • формировать захватывающие движения ладонью, пальцами;
  • развить умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту и игрушками,
  • тренировать точные координированные движения кисти руки и пальцев.
  • учить самоконтролю производимых движений.
  1. Развитие осязательного восприятия:
  • формировать способы активного осязания (передвигаться ощупывать руками)
  • умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, по характеру поверхности материала;
  • формировать навыки восприятия предметов и игрушек пальцевым, кистевым и ладонным способами, упражнять прослеживающую функцию руки, координацию рук, развивать тонкую моторику пальцев.
  • обучать  чтению простых рельефных рисунков, планов и схем.
  1. Развитие слухового восприятия.
  • развивать умения локализовывать направления по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом пространстве). Оценивать удаленность звучащего предмета, узнавать на звук некоторые действия, совершаемые человеком.
  • учить узнавать предметы по звукам, сопровождающим действия с ними.
  • формировать умение различать по голосам окружающих людей, узнавать голоса животных.
  • определять по голосу эмоциональное состояние близких людей, определять звуки природы, городских шумов.
  1. Развитие обонятельного восприятия.
  • подводить детей к пониманию того, что предметы имеют разные запахи,
  • знакомить с запахами, встречающимися в быту и окружающем пространстве;
  • знакомить ребенка с некоторыми запахами и учить локализовать их.
  1. Развитие зрительного восприятия, опираясь на остаточное зрение и вербальное обозначение.
  • формировать умение узнавать предметы знакомого пространства с помощью остаточного зрения (узнавание теней), в контрастном цветовом изображении (черно-белые);
  • вербально обозначать признаки предметов, наполняющих знакомое пространство

На основе сохранных анализаторов и опосредованных предметов необходимо формировать необходимые запасы сенсорных и предметных представлений, что будет необходимо в будущей работе по развитию ориентировке в пространстве.

Для решения данной задачи у ребенка необходимо сформировать, развить и автоматизировать способы обследования предметов окружающего мира.

Методика формирования способов обследования предмета базируется на комплексном использовании сохранных анализаторов (тактильное осязание, вкусовое осязание, слух, обоняние).

Используя тактильные действия необходимо выполнять следующую последовательность действий, сопровождая речью и работой других сохранных анализаторов:

  1. Обследование проводится сверху вниз двумя руками, выделяя основные части предмета. Одна рука идет впереди другой — ведущая, вторая сзади первой — контролирующая.
  2. Выделение качества частей предмета.
  3. Определение назначения предмета

После того как у ребенка сформированы предметные представления, необходимо дать ему представления о функциональных возможностях предмета и взаимосвязях  в окружающем мире. При этом средством компенсации вступает  мышление, память ребенка и  сопровождение речью.

Овладев функциональными действия с предметами, обобщенными способами действия, необходимо применять обобщенные способы действия с предметами, после чего у ребенка повышается возможность ориентироваться в окружающем мире.  

В процессе обучения слепых дошкольников крайне важно ставить перед ними ту или иную задачу, не предлагать им готовых решений, а целенаправленно последовательно подводить к самостоятельному решению задачи, путем рассуждений и практических действий. Только в этих условиях может успешно формироваться познавательная активность детей, их осознанное восприятие и мышление.

Читайте также:  Родительские анкеты о развитии ребенка

Поддержка и развитие спонтанно возникшего интереса к предмету или явлению в окружающем эффективно сказывается на результатах познавательной деятельности. Ведущей деятельностью в развитии компенсаторных функций слепого ребенка является игровая деятельность.

Результативность.

Данная технология развития компенсаторных функций слепого ребенка имеет практическую значимость для учителей-дефектологов (тифлопедагогов) работающих с детьми с тяжелыми нарушениями зрения.

Основная идея осуществления коррекционно-педагогической деятельности, направленная на развитие компенсаторных функций у незрячего ребенка, на основе индивидуального подхода и с учетом интереса самого ребенка, позволяет эффективно  адаптировать его к окружающему миру и социуму.

Анализ результативности работы с незрячим ребенком на основе формирования компенсаторных функций показал, что воспитанник:

  • свободно ориентируется в группе и помещениях детского сада, в помещениях учреждений социальной сферы, с которыми установлены партнерские отношения;
  • легко узнает детей и взрослых, используя сохранные анализаторы;
  • развиты коммуникативные и познавательные возможности;
  • может целенаправленно и планомерно обследовать предмет с помощью осязания, легко узнает предметы и называет их признаки;
  • обладает достаточным уровнем навыков самообслуживания.

Адаптированная технология работы с незрячими и слабовидящими детьми опробирована в работе МДОУ «Детский сад №25 компенсирующего вида».

Распространение опыта, демонстрация практического материала  и методических разработок проводились для учителей-дефектологов  Великого Новгорода и Новгородской области, студентов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

Список литературы.

  1. Выгодский Л.С.  Избранные психологические исследования. Москва, 1956.
  1. Дефектология. Словарь-справочник под редакцией Пузанова Б.П. Москва «Новая школа», 1996
  1. Ермаков В.П,. Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Москва «Владос», 2000.
  1. Земцова М.И.  Пути компенсации слепоты.  Москва,1956.
  1. Литвак А.Г.  Психология слепых и слабовидящих.  С.–Петербург, издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.
  1. Михаэль Брамбринг.  Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье.  Москва, АКАДЕМА, 2003.
  1. Моргулис И.С.  Руководство познавательной деятельностью слепых и слабовидящих детей в процессе обучения. Киев,1974
  1. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. С.–Петербург, издательство «Детство-Пресс», 2002.
  1. Обучение и воспитание с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях. / сост. М.И. Земцова, Л.И. Плаксина,                          Л.Ю. Феоктистова.  Москва,1978.
  1. Рудакова Л.А. Коррекционная программ для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога. С.–Петербург, 1999.
  1. Солнцева. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.  Москва, «Педагогика», 1980
  1. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции. Под научной редакцией доктора психологических наук профессора Солнцевой Л.И.  Москва, 1990
  1. Фомичева Л.В.  Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения.  Издательство КАРО,           С.–Петербург, 2007.
  1. Леа Хювяринен. Зрение детей нормальное и с нарушениями.

С.–Петербург, «XXI век», 1996.

Источник

 Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками.  

В последнее время нередки ситуации, когда в группу для детей с косоглазием и амблиопией поступает незрячий ребенок  (тотально слепой или с остаточным зрением). Конечно, присутствие такого ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения, требует особых условий.

Наш детский сад посещают три слепых ребенка, им требуется со стороны педагогов и всего обслуживающего персонала значительно больше внимания. С каждым таким ребенком должен постоянно находиться кто-то из взрослых. Опыт работы со слепыми детьми у нас еще очень небольшой. К сожалению, мало литературы, рельефных пособий, технических средств и приборов, необходимых для занятий с ребенком, имеющим тяжелую зрительную патологию.

 Обучение слепых дошкольников пространственной ориентировке – одна из важнейших возможностей компенсации слепоты.

Основные задачи обучения слепого дошкольника пространственной ориентировке:

*формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

*преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

*овладение ориентировкой на своем теле;

*обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве      ( за столом, на листе бумаги).

Слепоту компенсируют другие сохранные органы чувств.

Осязание имеет для слепого дошкольника исключительное значение, это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов я управляю руками ребенка, накладывая на них свои руки, стою за ребенком. Прием «рука на руке» — самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам. Учу ребенка двум приемам обследования:

Читайте также:  Развитие ребенка игры на развития восприятия

1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.

2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.

Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент я стараюсь заинтересовать ребенка или, наоборот, перехожу к другому виду деятельности, отвлекая его.

На занятиях формирую у ребенка умение распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Вместе с ребенком хожу по камушкам разной величины. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.

В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия пространства. На занятиях мы слушаем пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин… Сравниваем, как стучит по столу мягкий, деревянный, железный предмет.

Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития слепого ребенка. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах.

 Результаты своей работы оцениваем не только мы, но и родители слепых детей. Систематические тренировки, занятия различными видами деятельности с помощью сохранных анализаторов помогают ребенку учиться обследовать свойства и признаки предметов окружающего мира, ориентироваться в пространстве. Раскрывают перед ним возможности получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание, различные познавательные процессы, активизируют речь.

Конспект индивидуального коррекционного занятия

по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

Тема: «Игрушки».

Цели: Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами; умение удерживать и манипулировать игрушками. Развивать способы активного осязания; умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме, материалу. Формировать умение распознавать подошвами ног разные поверхности, узнавать предметы по издаваемым звукам. Развивать произвольное и слуховое внимание.

Материал: мячи (резиновый, пластмассовый, мягкий), кубики (пластмассовый и мягкий), корзина, дорожки с разной текстурой поверхности.

Методы и приемы:

*организационный сюрпризный момент;

*упражнение «Ходим по дорожкам»;

*обследование игрушек из корзины;

*дид.игра «Найди пару»;

*исследовательская деятельность «Тише-громче»;

*заключительная часть.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это колобок, потрогай его. Он круглый, без углов, мягкий, умеет хорошо катиться. Он приготовил нам сюрприз и зовет нас погулять по дорожкам.

2. Хождение по дорожкам.

«Наши ножки по дорожкам – топ, топ, топ!

По колючей…по ребристой…по мягкой…по каменистой… топ, топ, топ!

3. «Что лежит в корзинке?»

— Посмотри, стоит корзинка на пути! Корзинка большая, плетеная, с ручкой (принцип обследования «рука на руке»)  Вместе с ребенком обследуем игрушки, сначала мячи, а затем кубики 

— Это мяч. Он какой? Круглый, большой, мягкий. А этот мяч какой?   Круглый, твердый. Он пластмассовый. Есть еще один мяч в корзине, потрогай его. Он маленький, круглый, резиновый.

— Мячи – это игрушки. С ними можно играть: бросать, ловить, катить (попробовать выполнить эти действия вместе с ребенком).

Аналогично идет работа по обследованию кубиков (отмечаю, что у кубика есть углы, он не катится).

— Кубики – это игрушки, из них можно строить. Давай поставим мягкий кубик на пластмассовый.

4. Дидактическая игра «Найди пару»

Обследование, дифференцировка по фактуре.

— Возьми мягкий мяч и найди мягкий кубик…

5. Упражнение «Тише-громче»

Определение на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу.

6. Итог занятия

— Найди мягкий мячик, твердый кубик (пластмассовый) Что стучит громче?

Источник