Развитие ребенка рассказ об одежде

ОКСАНА КОМИССИНА
Конспект ОД в старшей группе. Составление описательного рассказа «Одежда»

Конспект ОД в старшей группе.

Составление описательного рассказа по теме «Одежда».

Цель: Развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширять и активизировать словарь имен прилагательных. Развивать память, внимание и мыслительные процессы. Познакомить с одеждой, которую носили в старину.

Оборудование: предметные картинки, схема для описательного рассказа об одежде, слайды- одежда в старину.

Предварительная работа: Чтение Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривания альбома «Одежда». Д/и «Из чего состоит одежда».Беседа на тему: «Чем отличается одежда девочек от одежды мальчиков».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята внимательно посмотрите друг на друга, в чем вы одеты. Сейчас встанет тот, у кого красная юбка! И т. д.

Воспитатель: А сейчас отгадайте -ка загадки. И если правильно отгадаете загадки, то на доске появится картинка – отгадка.

1. Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (Варежки)

2. Рукава длинней, чем руки,

Значит, вы одели (Брюки)

3. Чтоб зимой не мерзла Люба

Мама ей купила … (Шубу)

4. Их зимой на голове

Не бывает сразу две. (Шапка)

5. Пушистый, как кошка,

Вот только бывает

Колючий немножко. (шарф)

Воспитатель: А как можно назвать все эти предметы одним словом?

Дети: Одежда.

Воспитатель: Отгадайте загадку о том, о чём мы с вами будем сейчас разговаривать.

Как избавиться от скуки? —

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет?

Дети: платье

Воспитатель: Правильно. А какие бывают платья?

Дети: Разные.

Воспитатель: Бывают повседневные или нарядные. Они бывают летние, зимние, бывают платья с короткими рукавами и с длинными. Платья бывают детские и взрослые.

Посмотрите, какую одежду носили раньше в старину (показ слайдов).

Воспитатель: 1 слайд-рубаха.

Рубаха была главной одеждой на Руси.Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские — короткие, женские — длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка — калита, которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс.

2 слайд- порты

На Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги.

3 слайд- лапти.

Повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка — липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.

4 слайд- сарафан.

Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи. Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.

Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами.Недаром пословица гласит: «Девичья коса — всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой.

5 слайд- шапка-колпак, валеная шапка с козырьком.

В будничные дни носили шапку — колпак, а в праздники — валяную шапку с козырьком и цветком.

Физкультминутка.

Вот заходит Мойдодыр,

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир.

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита.

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит,

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит.

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят.

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет –

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет.

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Воспитатель: Давайте попробуем вместе составить рассказ про платье. Для этого к нам пойдут две девочки, которые в платьях. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Из этих ответов у нас получится рассказ.

1. Какое платье вам больше всего понравилось?

2. Из чего платье сшито?

3. Какого цвета это платье?

4. Какие рукава у этого платья длинные или короткие?

5. Какие детали есть у платья? (воротник, оборочки; пояс)

6. Это платье обычное или нарядное?

7. Откуда у девочки может быть такое платье? (купили в магазине детской одежды, подарили, сшили)

8. Куда можно пойти в таком платье? (в детский сад, в гости, на праздник)

Воспитатель: Давайте повторим, какой рассказ о платье у нас получился?

Это детское платье. Оно сшито из материала. Оно жёлтое. У платья короткие рукава (длинные рукава). Оно украшено жёлтым поясом (воротничком). Это платье нарядное (повседневное). Платье купили в магазине «Детский мир»(детском магазине). В нём можно пойти в гости, на праздник в детском саду или просто ходить в детский сад и на улицу.

Читайте также:  Центр развития аутистического ребенка

Воспитатель: Сейчас вы сами попробуете рассказать об одежде. Вам поможет вот эта схема (дети составляют описательные рассказы об одежде).

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили на занятии? Про что составляли рассказы? Что больше всего понравилось? Что нового узнали про одежду?

Источник

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы

Тема: «Одежда»

Цель: Научить правильно составлять описательный рассказ об одежде опираясь на схему и наглядный материалл.

Образовательные задачи:

  • Содействие упражнению в образовании качественных прилагательных, глаголов прошедшего времени; согласование прилагательных с существительными; личных местоимений с существительными.
  • Закрепление знаний профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, закройщик, портной)
  • Закрепление знаний детей об одежде: материале, из которого она сделана; названиях частей одежды (воротник, манжеты, рукава, подол, карманы, пуговицы, застежка, пояс и др.)
  • Содействие умению классифицировать одежду: по сезону (зимняя, летняя, демисезонная), по назначению (домашняя, праздничная, рабочая, спортивная), по гендерной принадлежности (мужская, женская, детская).
  • Воспитание бережного отношения к предметам одежды; проявление внимательного отношения к ответам своих товарищей.

Планируемый результат:

Умения детей составлять описательный рассказ по наглядному материалу; представление детей о видах одежды, её классификации.

Материалы к занятию:

Схема для составления описательного рассказа об одежде; предметные картинки с изображением одежды; бумажные детали платья  (верхняя часть, нижняя часть — юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс); мяч; для эксперимента — лейка с водой, таз, ткани (кожа, плащёвка, ситец).

Ход занятия:

I часть «Мотивационно-побудительная»

Загадка:

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить — мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Воспитатель: Правильно, эта загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом – одежда.

II часть «Основная»

  1. Беседа на тему “Одежда”. На магнитной доске иллюстрации одежды.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Скажите, о чём мы будем разговаривать сегодня? (Об одежде)

— Для чего нужна одежда?

— Одежду шьют на швейной фабрике, специально обученные люди. Сначала модельер придумывает фасон, затем закройщик раскраивает отдельно все детали, а портной сшивает их.

(на доске, по частям собирается платье и называются все детали)

— Верхняя часть, нижняя часть платья называется юбка, два длинных рукава, два манжета, круглый воротник, оборка, пояс.

— Из чего шьют одежду? (из ткани, материала)

2. Игра “Спрошу – ответь” на активизацию имеющихся у детей знаний.

Вопросы воспитателя:

  • Ткань из шёлка, какая ткань? (шёлковая) платье? (шёлковое).
  • Ткань из шерсти, какая? – (шерстяная) пиджак? (шерстяной)
  • Ткань из трикотажа, какая?  – (трикотажная) платье? (трикотажное)
  • Ткань из кожи, какая ткань? (кожаная) плащ? (кожаный).
  • Ткань из меха, какая ткань? (меховая) манто? (меховое).
  • Ткань из джинсы, какая ткань? (джинсовая) брюки? (джинсовые).
  • Ткань из драпа, какая ткань? (драповая) пальто? (драповое).

— Одинаковую или разную одежду носят мужчины, женщины, дети (разную по принадлежности)

— Как она называется? (мужская, женская, детская)

— Как называется одежда, которую мы носим (дома, в гостях, на работе, на физкультуре? — Разнаяпо назначению (праздничная, рабочая, спортивная)

— Как называется одежда которую мы носим летом? (летняя). Какую летнюю одежду вы знаете? (шорты, майка, платье, юбка, сарафан)

-Как называется одежда которую мы носим зимой (зимняя). Какую зимнюю одежду вы знаете? (шуба, пальто, меховая куртка, шапка)

— Как называется одежда которую мы носим осенью, весной (осенняя, весенняя). Осенняя и весенняя одежда называется демисезонной («деми» — между сезонами) – Разная по сезону.

— Какую демисезонную одежду вы знаете? (куртка, пальто, брюки, колготки, кофта)

Эксперимент.

— Демисезонная одежда в основном шьётся из водонепроницаемой ткани (кожи, плащёвки). А почему вы попробуйте догадаться сами.

Проводится эксперимент: через кожу, плащёвку и ситец пропускается вода.

Вывод: так как осенью бывает сыро, идут дожди, нужна такая одежда, чтобы не пропускала влагу, а кожа и плащёвка не пропускают воду. Поэтому осеннюю одежду шьют из этих тканей.

  1. Составление описательного рассказа об одежде по схеме.

Воспитатель: Ребята, давайте устроим «Показ моделей», моделями будете вы сами. Нужно рассказать о той вещи, которая на вас надета: что это, из какой ткани, какого цвета, что есть у вещи, для чего нужна эта вещь?

Воспитатель: Итак, встречаем модель (имя ребёнка).Ребёнок выходит на подиум, и рассказывает об одежде. Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы (пользуются схемой). Выслушивается 2 –3 рассказа.

4. Образование глаголов прошедшего времени.

Воспитатель: Ребята, ещё раз посмотрите на свою одежду. Какая она? (Нарядная, чистая, новая и т.д.) А чтобы она была такая чистая и аккуратная, что мама делала? (Стирала, гладила (утюжила), чистила). Правильно! Поэтому старайтесь бережно относиться к своей одежде, уважайте труд своих мам и бабушек, помогайте им.

Физкультминутка.

Дети встают из-за столов и выполняют движения со словами.

Мамам дружно помогаем, сами в тазике стираем: и рубашки, и носочки, и штанишки, и платочки. (Дети выполняют движения руками, как будто стирают);

Читайте также:  Назвать особенности развития ребенка в дошкольном возрасте

Через двор натянем ловко для одежды 3 верёвки. (Поднимаем руки вверх и покачиваем их из стороны в сторону);

Светит солнышко-ромашка. (Руки через стороны опускаем и поднимаем вверх);

Скоро высохнут рубашки, и штанишки, и платочки, сарафанчики-носочки. (Движения руками сверху вниз, как будто снимаем бельё с верёвки).

5. Игра «Что можно делать с одеждой»

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру. Вы будите передавать друг — другу мяч и говорить, что можно делать с одеждой.

Дети: покупать, терять, мять, рвать, чинить, дарить, вешать, складывать, стирать, прятать, гладить и т. д.

6. Игра «Жадина» (проводится в зависимости от времени)

раздаются картинки с одеждой, дети должны согласовать личные местоимения с существительными.

Дети: мой шарф, моё пальто, мои брюки…

III часть «Рефлексивная»

Воспитатель: Скажите, какая из игр на занятии вам понравилась? Почему? Чему вы научились сегодня на занятии? Что узнали нового?

Ответы детей.

Источник

Татьяна Швыдченко
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление описательного рассказа о предметах одежды

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация».

Цель: учить детей называть и описывать предметы одежды. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе. Развивать фразовую речь, слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде.

Материалы и оборудование: бумажная кукла Маша-растеряша с одеждой, схема-алгоритм описания одежды, иллюстрации из серии “Одежда” (5-6 иллюстраций); магнитофон, аудиокассета с записями детских песен, модели различной одежды.

Ход занятия:

I. Вводная часть (3 мин.)

Дети входят в группу

Организационный момент

Кукла Маша-растеряша

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша-растеряша. Маша будет с нами учиться называть и описывать одежду, узнаем для чего же нужна одежда.

Игра «Одень куклу»

(Бумажная кукла на мольберте)

Воспитатель: Но вот беда, кукла Маша-растеряша разбросала всю одежду и не знает, что же ей одеть. Ну, что ребята, попробуем помочь кукле Маше-растеряше?

Какие ребята молодцы, помогли Маше одеть одежду правильно.

Игра на слуховое внимание

Воспитатель: Наша кукла Маша-растеряша, сейчас посмотрит, как ребята умеют внимательно слушать и узнавать одежду в которой они одеты. Будьте внимательны.

Сейчас на своё место сядет тот, на ком надета жёлтая футболка и чёрные шорты (садятся дети в жёлтых футболках и чёрных шортах).

Теперь сядут дети, одетые в платья (садятся дети, одетые в платья). А теперь садитесь все остальные.

Дети садятся на стульчики

II. Основная часть (15 мин.)

Дети сидят на стульчиках за столами

Игра «Назови одежду по картинкам» На доске иллюстрации предметов одежды.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы на ней видите? Каким одним словом можно назвать эти картинки?

Дети: отвечают. (3-4 ребёнка)

Игра с мячом в кругу

“Что можно делать с одеждой?

Дети встают на коврик

Дети образуют круг в игровой зоне.

Воспитатель берёт в руки мяч, и становиться с детьми в круг.

Воспитатель: Ребята вы хотите поиграть? Сейчас мы поиграем в игру «Что можно делать с одеждой Я брошу мяч, а поймавший скажет, что можно делать с одеждой.

Воспитатель бросает мяч в руки детям по очереди.

Дети отвечают: покупать, стирать, сушить, шить, дарить, вешать, складывать, гладить, терять, мять, рвать, прятать. Какие вы молодцы! Воспитатель убирает мяч.

Показ одежды.

Описание одежды.

Дети садятся на стульчики около подиума.

Воспитатель готовит «моделей».

Воспитатель: Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. Вы будете моделями. Будите рассказать о той вещи, которая на вас надета. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам, о чем говорит каждое окошко. Итак, первое окошко – называете Что это?

Второе окошко – какого цвета одежда?

Третье окошко – что есть у одежды? Надо назвать детали одежды.

Четвёртое окошко – вы расскажите, как можно ухаживать за этой одеждой?

А Маша посидит и внимательно послушает нас.

Воспитатель: Показ моделей одежды начинается.

Воспитатель: Итак, встречаем модель (имя ребёнка).

Воспитатель включает магнитофон с записями детских песен.

Дети выходят по очереди и составляют описательный рассказ

об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает.

Воспитатель в случае затруднения задаёт наводящие вопросы.

Выслушивается 2 – 4 рассказа.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кукла Маша-растеряша очень много узнала об одежде и даже теперь может быстро описать маме по телефону свои покупки.

Физкультминутка

«Сапожки»

На коврике физминутка

А у меня для вас есть игра «Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки,

(выставляем носочки поочерёдно)

Вы шагайте, ножки прямо по дорожке.

(ходьба на месте)

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте,

(топот на месте)

В грязь не заходите, сапожки не рвите.

(прыжки на месте).

III. Заключительная часть (2 мин.)

Дети сидят за столами

Игра «Раскрась одежду»

Воспитатель: Мамаша-растеряша приготовила для вас раскраски одежды. Цветными карандашами раскрасьте одежду так, как вам нравится.

Самостоятельная работа детей за столами.

Источник

Конспект ОД в старшей группе.

Составление описательного рассказа  по теме «Одежда».

Цель: Развивать связную речь детей. Формировать обобщающего понятия «Одежда». Закреплять цветовую гамму. Умение отгадывать загадки. Учить составлять описательный рассказ по схеме. Расширять и активизировать словарь имен прилагательных. Развивать память, внимание и мыслительные процессы. Познакомить с одеждой, которую носили в старину.

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка в младенческом возрасте

Оборудование: предметные  картинки, схема для описательного рассказа об одежде, слайды- одежда в старину.

Предварительная работа: Чтение Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривания альбома «Одежда». Д/и «Из чего состоит одежда». Беседа на тему: «Чем отличается одежда девочек от одежды мальчиков».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята внимательно посмотрите друг на друга, в чем вы одеты. Сейчас встанет тот, у кого красная юбка! И т.д.

Воспитатель: А сейчас  отгадайте -ка  загадки. И если правильно отгадаете загадки, то на доске появится картинка – отгадка.

1.Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (Варежки)

2.Рукава длинней, чем руки,

Значит, вы одели (Брюки)

3.Чтоб зимой не мерзла Люба

Мама ей купила … (Шубу)

4.Их зимой на голове

Не бывает сразу две. (Шапка)

5.Пушистый, как кошка,

Вот только бывает

Колючий немножко. (шарф)

Воспитатель: А как можно назвать  все эти предметы одним словом?

Дети: Одежда.

Воспитатель: Отгадайте загадку о том, о чём мы с вами будем сейчас разговаривать.

Как избавиться от скуки? —

Надоели джинсы, брюки!

Веселее стать мне

Что поможет?

Дети: платье

Воспитатель: Правильно. А какие бывают платья?

Дети: Разные.

Воспитатель: Бывают повседневные или нарядные. Они бывают летние, зимние, бывают платья с короткими рукавами и с длинными. Платья бывают детские и взрослые.

Посмотрите, какую одежду носили раньше в старину(показ слайдов).

Воспитатель: 1 слайд-рубаха. 

Рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские — короткие, женские — длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. В старину рубаха обязательно должна была быть подвязана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка — калита,  которую шили из кожи. Эту сумочку тоже вешали на пояс.

2 слайд- порты

На Руси в старину носили порты. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску. Их заправляли в сапоги. 

3 слайд- лапти.

Повседневною обувь на Руси, это были лапти. Их плели из лыка — липовой коры. Носили их летом и зимой. Зимой ноги утепляли онучами – портянками и завязывали веревочками. Снашивались лапти очень быстро, за десять дней. А позже стали шить чеботы – простые башмаки, потом – сапоги, а еще позже появились валенки. Они стоили очень дорого, и поэтому в семье на всех детей была только одна пара валенок.

4 слайд- сарафан.

Сарафан – женская одежда – это юбка на лямках, расширенная книзу. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие – из шелка и парчи.  Сарафаны украшали вышивкой и тесьмой.

Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетенная яркими лентами. Недаром пословица гласит: «Девичья коса — всему миру краса». Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми, расписными. Украшали их бисером, шелковыми нитями, тесьмой.

5 слайд- шапка-колпак, валеная шапка с козырьком.

В будничные дни носили шапку — колпак, а в праздники — валяную шапку с козырьком и цветком.

Физкультминутка.

Вот заходит Мойдодыр, 

(ходьба на месте)

У меня с ним только мир. 

(сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит 

(руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. 

(сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, 

(грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. 

(руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат 

(загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. 

(поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – 

(поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. 

(голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Воспитатель: Давайте попробуем вместе составить рассказ про платье. Для этого к нам пойдут две девочки, которые в платьях. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Из этих ответов у нас получится рассказ.

1.Какое платье вам больше всего понравилось?

2.Из чего платье сшито?

3.Какого цвета это платье?

4.Какие рукава у этого платья длинные или короткие?

5.Какие детали есть у платья? (воротник, оборочки; пояс)

6.Это платье обычное или нарядное?

7.Откуда у девочки может быть такое платье? (купили в магазине детской одежды, подарили, сшили)

8.Куда можно пойти в таком платье? (в детский сад, в гости, на праздник)

Воспитатель: Давайте повторим, какой рассказ о платье у нас получился?

Это детское платье. Оно сшито из материала. Оно жёлтое. У платья короткие рукава(длинные рукава). Оно украшено жёлтым поясом(воротничком). Это платье нарядное(повседневное). Платье купили в магазине «Детский мир»(детском магазине). В нём можно пойти в гости, на праздник в детском саду или просто ходить в детский сад и на улицу.

Воспитатель: Сейчас вы сами попробуете рассказать об одежде. Вам поможет вот эта схема(дети составляют описательные рассказы об одежде).

Воспитатель: О чём мы сегодня говорили на занятии? Про что составляли рассказы? Что больше всего понравилось? Что нового узнали про одежду?

Источник