Развитие ребенка на уроке физкультуры

Развитие ребенка на уроке физкультуры thumbnail

физическая культура это, физра, физкультура в школе, средства физической культуры

Содержание

Что такое физическая культура

Средства физической культуры

Цели и задачи уроков физкультуры

Как проходит физкультура в школе

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Для оздоровления и укрепления иммунитета детей в школе, как в старшей, так и в начальной, предусмотрены занятия физкультурой. В настоящее время образовательной программой в школе предусмотрено три урока физкультуры в неделю. Отсюда не сложно сделать вывод, что физическая культура в школе – предмет нужный и важный, а не банальная физра, как все мы с давних пор привыкли думать. Во многих школах один из этих уроков заменяется уроком ритмики или хореографии.

физическая культура это, физра, физкультура в школе, средства физической культуры, открытый урок по физкультуре

Что такое физическая культура

Физическая культура – это социальная деятельность, имеющая цель с помощью осознанной двигательной активности сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека.

Средства физической культуры

К средствам физической культуры относят:

  • физические упражнения,
  • естественные силы природы (закаливающие процедуры с помощью солнца, воздуха и воды),
  • гигиенические факторы (личная гигиена, режим дня, здоровый сон и питание, отказ от вредных привычек).

Конечно же, физические упражнения – это основные средства физкультуры. К ним следует относить все двигательные действия, созданные и применяемые с целью совершенствовать физическое состояние, физические способности и возможности человека.

В комплексе средства физической культуры способны оказать максимальное оздоровительное и развивающее воздействие.

Физкультура в школе

Цели и задачи уроков физкультуры

Уроки физкультуры в школе преследуют следующие основные цели: 

  • физическое развитие и общее оздоровление учащихся,
  • развитие у них самостоятельности,
  • развитие творческих способностей и мышления.

Каждый учитель физкультуры ставит перед собой общеобразовательные задачи:

  • обучить занимающихся доступным их возрасту физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;
  • обучить способам физической деятельности и умению применять полученные знания в повседневной жизни.

На уроках физкультуры школьникам стараются привить любовь к спорту и физическим нагрузкам, необходимым для общего укрепления здоровья и поддержания себя в хорошей физической форме. Учат бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Безусловно, уроки физкультуры носят еще и воспитательный характер. Ребенок становится сильнее, мужественнее, развивается уважение к коллективу и восприятие команды как единого целого. Физкультурные занятия воспитывают у школьников такие черты характера, как ответственность, смелость, целеустремленность, упорство, коллективизм, исполнительность и взаимовыручка.

Кроме того, на уроках физкультуры решаются следующие оздоровительные задачи:

  • общее укрепление здоровья,
  • формирование правильной осанки,
  • профилактика и исправление плоскостопия,
  • профилактика заболеваний и стрессовых состояний,
  • всестороннее физическое развитие, развитие координации движений, повышение умственной работоспособности.

физическая культура в школе, урок физической культуры, уроки физкультуры в школе, физкультура в 1 классе

Как проходит физкультура в школе

Учителям физкультуры в начальных классах ребят нужно, прежде всего, организовать. Далее они обучают их основным навыкам, доступным им по возрасту и особенностям физического развития. Каждый ребенок должен понимать, что физическая активность не только улучшает состояние здоровья, но и поднимает настроение, что уделять внимание упражнениям можно и нужно еще и дома с родителями.

Урок включает в себя и теоретическую, и практическую части. Учителем разъясняются особенности выполнения упражнений, определяется их цель, разучиваются правила проведения спортивных игр.

Можно сказать, что урок физкультуры – сезонный урок. Зимой – это лыжи и коньки. Весной и осенью – бег, прыжки, спортивная ходьба на улице и многое другое. Занятия в закрытом бассейне проводятся круглогодично.

Как и любые другие занятия – урок физкультуры предполагает различные этапы. Новый материал, его закрепление и контроль. Контролироваться умения могут как сдачей нормативов, так и проведением различного рода эстафет и праздников здоровья.

Чем же занимаются дети на уроках физкультуры?

Первый класс – это время, когда дети только знакомятся со школьной жизнью. Физкультура в 1 классе также предполагает лишь ознакомление с основными понятиями этого предмета. На уроках физкультуры первоклассники в основном обучаются различным подвижным играм и эстафетам. Теоретическому компоненту на занятиях физкультурой в начальной школе отводится не более 3 – 5 минут, в рамках тематики текущего занятия.

Для развития начальных умений и навыков на уроках физкультуры проводятся строевые и физические упражнения, направленные на развития простых движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья, простых акробатических и танцевальных движений. Также дети получают первоначальные знания по баскетболу, волейболу, лыжной подготовке и плаванию.

При проведении эстафет, подвижных и спортивных игр преследуются следующие цели:

  • закрепить сформированные двигательные умения,
  • развить координацию движений,
  • развить общую выносливость и гибкость.

В средних классах урок физической культуры более спортизирован. Дети совершенствуют свои физические качества в процессе легкоатлетической, лыжной, гимнастической подготовки. Детально изучают правила некоторых спортивных игр, их технические и тактические особенности.

При этом важно знать, что к урокам физкультуры могут быть допущены учащиеся, по состоянию здоровья отнесенные к основной или дополнительной группам. Остальные дети освобождаются от физкультуры в школе и должны заниматься лечебной физкультурой по назначению врача.

Открытый урок по физкультуре

  • Материалы по теме:

    … loading images

Источник

Все мы помним уроки физкультуры в школе. Задания в основном для всех одинаковые, для мальчиков и для девочек редко делают различные упражнения. А если и делают, то все равно в одном зале.

Физиология у мальчиков и девочек разная, сила и выносливость тоже. Не все девочки могут лазать по канату, бегать на короткие дистанции. Мальчикам, соответственно, труднее даются упражнения на гибкость и растяжку. Но мы не будем в этой статье рассматривать физиологию, мы разберем психологическую сторону этого вопроса.

Читайте также:  Пример индивидуальной карты развития ребенка в доу

Наверное многим знакомо чувство волнения перед уроком физкультуры, особенно если знаешь, что придется прыгать через этого пресловутого “козла”, или лезть по канату, бежать на время да и мало ли еще упражнений. Конечно, мы не берем детей, у которых все прекрасно получается, и их ничего не напрягает. Мы разберем детей, которых эта тема сильно волнует.

Подростки и так психологически неустойчивы, им кажется, что они уже вполне взрослые и самостоятельные, приходят первые чувства симпатии и влюбленности. Они в этот период очень ранимые и обидчивые. Не легко удерживать подростка на верном пути, приходится прикладывать усилия. И здесь очень важна самооценка ребенка, его принятие себя, уверенность в своих действиях. А уроки физкультуры как будто специально придуманы, чтобы поставить ребенка в неловкую ситуацию.

Мне не понятно, почему уроки труда разделили на мальчиков и девочек, а уроки физкультуры нет. Ведь не хочется же подростку выглядеть неуклюжем при представителях противоположного пола. Насколько легче было бы заниматься, если ввести разделения.

Одна моя одноклассница постоянно стеснялась на уроках физкультуры, потому что у нее раньше других девочек начала расти грудь, причем довольно большая и, естественно, при беге было сильно заметно ее колыхание, а в более старших классах ей приходилось грудь поддерживать руками. Мальчишки просто не давали ей покоя, смеялись, поддевали, оскорбляли, откровенно издевались. Учитель по физкультуре предпочитала не замечать конфликтную ситуацию. Учителя, к сожалению, очень часто предпочитают не замечать подобных проявлений агрессии у подростков. Хотя взрослому человеку должно быть понятно, что это ни что иное как интерес к противоположному полу, к изменениям, происходящим на физиологическом уровне. Процесс естественный, но требующий помощи, поддержки, разъяснений со стороны взрослых.

Так эта девочка после всех школьных стрессовых ситуаций выросла в красивую девушку с такими формами, которые многие предают себе искусственным путем, но ее это не радует, формы ассоциируются у нее с неприятными воспоминаниями и крепким внушением, что это постыдно и не красиво. Ей пришлось длительное время посещать психолога, чтобы избавиться от этих комплексов.

Мальчики тоже страдают на уроках. Когда что-то не получается девочки тоже в долгу не останутся и могут затравить пацана.

А ведь всех этих ситуаций можно было избежать просто разделив класс на две группы как на трудах.

Другая сторона медали — критерий оценивания физических данных ученика. Меня удивила одна история. Девочка участвовала в конкурсе “Синяя птица”. Показывала гимнастический номер с переодеваниями, девчушка бесподобно гибкая, пластичная, грациозная. Зал рукоплескал стоя, судьи покорены. Хвалили девочку, тренеров и конечно родителей. Хотя те, кто смотрел хоть один раз этот конкурс, знает, что там все дети очень талантливые и порой показывают такое, что не каждый взрослый способен сделать, а эта девочка смогла удивить судей своими способностями. И после всех дифирамбов в свою честь, она просит Цискаридзе передать привет ее учителю по физкультуре, оказывается у нее по этому предмету твердая тройка.

Это насколько сильно эта ситуация ее обижала, заставляла переживать и расстраиваться, что в минуты своего триумфа она об этом вспомнила? Вопрос к учителю: как может ребенок, который спортом занимается серьезнее, чем он, тратит на тренировки очень много времени, иметь тройку по предмету?

На СО нет таких проблем, что является еще одним не маловажным плюсом.

Физическое развитие ребенка имеет огромное значение, поэтому компенсировать уроки физкультуры нужно обязательно. Но тут вы сами выбираете, как это будет происходить. На СО нужно обязательно посещать хотя бы одну спортивную секцию.

Для ребят, которые не хотят посещать спортивные секции по какому-то конкретному направлению, есть прекрасный вариант — легкая атлетика. Дает всестороннее спортивное развитие.

На выбор много вариантов: танцы, плавание, гимнастика, самбо, каратэ, футбол, хоккей, фигурное катание, теннис, фехтование и многие другие направления. Ребенок может выбрать секцию себе по душе, ту, которая будет приносить радость и удовлетворение. При подобном раскладе спорт будет способствовать развитию адекватной, высокой самооценке, а не формированию закомплексованной личности. Ни у одного человека не может одинаково хорошо получаться любые действия, поэтому на СО и хорош вариант выбора спортивной секции под свои способности, ту, где ребенок будет чувствовать себя победителем.

Не бойтесь желать лучшего для своих детей.

Автор: Татьяна Попова

Читайте также статьи автора:

Можно ли хорошо учиться, если миллион увлечений?

“Чучело” — наши дни.

Предметы для глубокого изучения и для аттестации.

Когда нужна справка ПА. Какие трудности могут возникнуть

Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн

Источник

Развивающее обучение

Основы развивающего обучения

Методика развивающего обучения — это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

При таком обучении дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Читайте также:  Методы развития ребенка с умственной отсталостью

Стержневая идея развивающего обучения — опережающее развитие мышления, что обеспечивает готовность ребенка самостоятельно использовать свой творческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродуктивным, творческим и примитивным. Характерной чертой продуктивного мышления в сравнении с репродуктивным является возможность самостоятельного открытия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуации, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсутствии достаточного опыта.

Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обеспечение перехода от неосознаваемой деятельности к осознаваемой. Учитель постоянно побуждает ученика анализировать свои собственные мыслительные действия, запоминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил. На первых порах школьник лишь рассказывает, словесно воспроизводит свои действия, их последовательность и постепенно воспитывает в себе своеобразную рефлексию процесса учебной деятельности.

Отличительная особенность развивающего обучения — отсутствие традиционных школьных отметок. Учитель оценивает труд школьников по индивидуальным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достигнутого результата, производимая с помощью четких критериев, полученных от учителя. Самооценка школьника предшествует оценке учителя, при большом расхождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, школьник сам определяет, соответствует ли результат его учебных действий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке, или задачи, которые решаются не известным ребенку способом. Это позволяет оценить сформированные умения учиться, определить способность детей оценивать, что они знают и что не знают, проследить за развитием их интеллектуальных способностей.

Учебная деятельность изначально организуется в атмосфере коллективного размышления, дискуссии и совместных поисков вариантов решения проблемы. В основе обучения фактически заложено диалоговое общение как между учителем и учащимися, так и между ними.

Взаимодействие сторон учебного процесса

По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации.

1. Традиционный для современной школы вариант дидактического общения «учитель—ученик» используется лишь для постановки проблемы.

2.Работа в паре «ученик—ученик». Она особенно важна в сфере самоконтроля и самооценки.

3.Групповая работа, в которой учитель выступает в роли консультанта. Постепенно коллективные действия способствуют индивидуальному решению учебных задач.

4.Межгрупповое взаимодействие, организуемое при обобщении, выведении общих закономерностей, формулировании фундаментальных положений, необходимых для последующего этапа работы.

5.Обсуждение той или иной задачи учеником дома с родителями, а на следующем занятии рассказ в классе об этом, точки зрения учеников по проблеме.

6.Индивидуальная работа ученика, включающая овладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.

Действия учителя в учебном процессе традиционной школы напоминают проводника по незнакомой местности. В развивающей школе акцент смещается на собственно учебную деятельность обучающихся, а главной задачей учителя становится своеобразное «сервисное обслуживание» учения школьников.

Функции учителя в развивающем обучении

1. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, т.е. обеспечения понимания школьником того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности учащихся.

  1. Функция сопровождения. Для того чтобы изнутри направлять учение школьников, учитель должен стать непосредственным участником общего учебного поискового действия.
  2. 3.Функция обеспечения рефлексивных действий учеников. Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, предвосхитить полученные результаты и др.

Как видим, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников по его добыванию. Для педагога большую ценность представляет не сам результат (знает или не знает ученик?), а отношение ученика к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.

Основой структуры учебного процесса в системе развивающего обучения является учебный цикл, т.е. блок занятий. Учебный цикл представляет собой систему задач, направляющих деятельность учеников, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.

Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательского, практического (применение результатов деятельности на предыдущих этапах) и рефлексивно-оценочного актов.

Ориентировочно-мотивационный акт включает совместную с детьми постановку учебной задачи, мотивацию учащихся на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у детей ощущения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.

В поисково-исследовательском акте педагог приводит учащихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.

Рефлексивно-оценочный акт предполагает создание условий, когда ученик сам предъявляет к себе требования. Результатом рефлексии является осознание учеником недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

Наиболее известны и популярны система развивающего обучения Л.В. Занкова, технология Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, технологии развития творческих качеств личности и др.Для применения этих технологий нужна специальная подготовка учителя, готового работать в постоянном эксперименте, поскольку каждую из них приходится постоянно адаптировать не только к разному возрасту детей, но и разному первоначальному уровню их развития.

Читайте также:  Как влияет солнечная радиация на рост и развитие ребенка

Рассмотрим пути реализации в учебном процессе названных технологий.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Ее основными принципами являются следующие:

  • обучение нужно вести на высоком уровне трудности;
  • в обучении ведущую роль должны играть теоретические знания;
  • продвижение в изучении материала обеспечивается быстрыми темпами;
  • школьники должны сами осознавать ход умственных действий;
  • добиваться включения в процесс обучения эмоциональной сферы;
  • преподаватель должен обращать внимание на развитие каждого учащегося.

Система Л.В. Занкова предполагает формирование у школьников познавательного интереса, гибкую структуру урока, выстраивание процесса познания «от ученика», интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск информации на основе наблюдения, сравнивания, группировки, классификации, выяснения закономерностей и др. в ситуации общения.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных признаков изучаемых объектов и явлений. Каждый элемент усваивается в связи с другим и внутри определенного целого. Доминирующее начало в этой системе — индуктивный путь. Посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения. Затем выделяют разные стороны и свойства явлений.

Методическая цель любого урока — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Особенностями урока являются:

  1. Организация познания — «от учеников», т.е. того, чего они знают или не знают.
  2. Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
  3. Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
  4. Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
  5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
  6. Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

В ней акцент делается на формировании теоретического мышления школьников. Они учатся и привыкают понимать происхождение вещей и явлений материального мира, абстрактные понятия, отражающие их взаимосвязь, словесно формулировать свое видение различных процессов, в том числе и самого теоретического мышления.

Учебный процесс направлен на получение внутренних результатов, характеризующихся достижением абстрактного уровня мышления. Ученик в учебном процессе занимает позицию исследователя, творца, способного к рефлексивному рассмотрению оснований собственных действий. Педагог на каждом уроке организует коллективную мыслительную деятельность — диалоги, дискуссии, деловое общение детей.

На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, на втором — проблемное обучение. Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективных возможностей учащихся. Оценка отражает персональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.

Особенности содержания обучения отражаются в специальном построении учебного предмета, моделирующем содержание и методы научной области, организующем познание ребенком теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть:

  • наиболее общие понятия науки, выражающие причинно-следственные связи и закономерности, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
  • понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);
  • теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Способы умственных действий, мышления подразделяются на рассудочные (эмпирические, опирающиеся на наглядные образы) и разумные, или диалектические (связанные с исследованием природы самих понятий).

Формирование у учащихся основных понятий учебного предмета строится как движение по спирали от центра к периферии. В центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это представление конкретизируется, обогащается и наконец, превращается в сформулированное научно-теоретическое.

Особенности методики в этой системе опираются на организацию целенаправленной учебной деятельности. Целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) отличается от других видов учебной деятельности прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления. ЦУД — особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Методика обучения строится на проблематизации. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

При развивающем обучении, как уже отмечалось, качество и объем выполненной учеником работы оцениваются не с точки зрения ее соответствия субъективному представлению учителя о посильности, доступности знания ученику, а с точки зрения субъективных возможностей ученика. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможностей другого ученика это весьма посредственный результат. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя — не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика в режим развития.

Источник